Госдума урезает функции прокуроров

Москва, 23 марта 2007, 17:36 — REGNUM  23 марта Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон "О прокуратуре РФ" и в Уголовно-процессуальный кодекс о создании Следственного комитета прокуратуры РФ, поддержанный 317 голосами "за" при 61 "против" и 2 "воздержавшихся", сообщает ИА REGNUM.

Законопроект, внесенный единороссами Алексеем Волковым и Алексеем Розуваном, предусматривает разделение функций органов прокуратуры по организации и проведению предварительного расследования по уголовным делам, с одной стороны, и по осуществлению надзора за соблюдением законности при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении уголовных дел в судах, с другой стороны, путем создания Следственного комитета прокуратуры России. Предполагается, что он будет состоять из Следственного комитета Генпрокуратуры, следственных управлений прокуратур субъектов РФ, военных прокуратур, следственных управлений (отделов) прокуратур городов и районов.

На рассмотрении законопроекта не присутствовали представители правоохранительных органов, что вызвало вопросы у некоторых депутатов. "Видимо, то, что они отсутствуют, показывает, что нас подставляют те, кто сейчас проголосует "за", - сказал Андрей Савельев (фракция "Справедливая Россия - Родина"). Некоторые депутаты предположили, что законопроект может коснуться самих парламентариев с учетом изменений избирательного законодательства, когда зарегистрированный кандидат в депутаты или президенты может быть привлечен к уголовной ответственности только с согласия прокурора. Владимир Овсянников (фракция ЛДПР) предположил, что "этим законом будут развязаны руки следственной группе" и "он будет серьезным рычагом в руках чиновников от следствия". Глава комитета по госстроительству Владимир Плигин, комментируя его замечание, сказал, что санкция на задержание дается судом только с согласия прокурора, и эта норма не изменяется.

Пострадают, скорее всего, не депутаты, а законопослушные граждане, считает Виктор Илюхин (фракция КПРФ). По его словам, нарушается единство и централизованность прокуратуры, а главное, урезается прокурорский надзор. С этим не спорил и Владимир Плигин: "Действительно, в некоторой степени урезаются надзорные функции, но остаются функции, связанные с поддержанием обвинения прокурора в суде и утверждением обвинительного заключения".

Представитель президента в Госдуме Александр Косопкин заявил о поддержке законопроекта в первом чтении. Обращая внимание на замечания некоторых депутатов о том, что отсутствует финансово-экономическое обоснование, то есть авторы признают, что никаких расходов из бюджета его принятие не повлечет, Косопкин заметил, что никаких дополнительных расходов в администрации президента "не усмотрели", но не исключил, что ко второму чтению потребуется специально изучить этот вопрос.

Алексей Волков, представляя законопроект, заметил, что "практически все остается, за исключением маленьких моментов". Он подчеркнул, что в мире нет аналогов прокурорского надзора, а сосредоточение большого количества полномочий (функций надзора и контроля, уголовного преследования и других) "создает условия для многочисленных нарушений прав граждан". "У прокурора ничего лишнего не отнимают, у него функции избыточные", - отметил Волков.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.