Поправки в законы о выборах президента и депутатов Госдумы нижняя палата может рассмотреть 4 апреля. Как сообщает ИА REGNUM, 23 марта комитет по госстроительству закончил работу над подготовкой законопроекта ко второму чтению.

Первоначально в комитете утверждали, что законопроект - технический, и должен лишь привести эти два закона в соответствие с последними изменениями избирательного законодательства, когда был отменен минимальный порог явки на выборах, введены новые требования к телевизионным роликам кандидатов, дополнительные ограничения на право граждан выдвигаться кандидатами в депутаты или президенты. Напомним, что, согласно недавно принятым законодательным изменениям, избираться в депутаты Госдумы или президенты мешает наличие неснятой и непогашенной судимости за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений экстремистской направленности. Пассивного избирательного права также лишаются лица, подвергнутые административному наказанию за пропаганду или публичное демонстрирование нацистской символики.

Однако теперь в предложенных поправках появились совершенно новые нормы. Так, предлагается дать право партиям при формировании списка создавать одну региональную группу на территории всего субъекта РФ, а также его части, если число избирателей там превышает 3 млн чел. Эта поправка распространяется на Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловскую область, Ростовскую область. Минимальное число региональных групп партийного списка на выборах депутатов Госдумы сократится до 80. Максимальное останется прежним - 155. Члены фракции "Справедливая Россия - Родина" ко второму чтению предложили свои поправки, исключающие это положение законопроекта. Депутат Виктор Похмелкин мотивировал поправки "Справедливой России" тем, что мелкие партии лишаются стимула внутрипартийной конкуренции, а также необходимостью сохранить хоть какую-то "компенсацию" отмененных выборов по одномандатным округам на выборах в Госдуму. Впрочем, эти поправки комитет большинством голосов отклонил. Председатель комитета Владимир Плигин считает, что они пойдут на пользу небольшим по численности партиям.

При подготовке законопроекта ко второму чтению в нем появилась норма, предусматривающая возможность для кандидата отказаться от мандата депутата Госдумы и при этом не быть исключенным из списка. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, прошедшего в Думу по этому списку, такой депутат сможет занять вакантное место. Стоит отметить, что партийное руководство получит право предлагать ЦИК кандидатуру из своего списка на освободившееся место в нижней палате российского парламента, а ЦИК должен будет передать мандат этому кандидату.

Владимир Плигин пояснил, что если человек уходит в исполнительную власть, а потом его увольняют, то эти поправки позволяют вернуть его в Думу. "Это способ обеспечить этих людей, чтобы они смелее шли в исполнительную власть и чтобы мы могли вернуть этого достойного человека", - добавил Михаил Емельянов (фракция "Единая Россия"). "Эта модель вполне приемлема для парламентской республики. Тогда надо идти дальше, премьера надо назначать из числа депутатов", - заявил Виктор Похмелкин (фракция "Справедливая Россия - Родина"). Депутат не поддержал поправку, предоставляющую право партии определять кандидата, который займет место депутата, закончившего свои полномочия досрочно. По его словам, это может привести к тому, что из огромного федерального списка, в который входят 600 человек, "вытаскивать" будут тех, за кого избиратель не голосовал.

Добавим, что комитет рассмотрел также поправки и в Уголовно-процессуальный кодекс, связанные с возбуждением уголовного дела против зарегистрированных кандидатов. Эти поправки, по словам Плигина, отражают позицию Генпрокуратуры. Согласно поправкам, решение о возбуждении уголовного дела или привлечении в качестве обвиняемого кандидата в президенты и в депутаты Госдумы принимает генеральный прокурор, кандидата в депутаты регионального парламента - прокурор субъекта РФ. Ходатайство перед судом об избрании мерой пресечения заключения под стражу может быть возбуждено с согласия генерального прокурора в отношении кандидатов в президенты и депутатов Госдумы, с согласия прокурора субъекта РФ - в отношении кандидата в депутаты регионального парламента.

Кроме того, комитет поддержал поправку Ильдара Габдрахманова (фракция "Единая Россия"), которая требует от органов исполнительной власти субъектов РФ предоставлять в избиркомы информацию о государственных и муниципальных СМИ. Эта поправка была мотивирована тем, что Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ не имеет полномочий по сбору сведений о виде и объемах государственной и муниципальной поддержке СМИ в российских регионах.