После судебного заседания, на котором в четверг, 22 марта, было оглашено постановление Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности положения части 1 статьи 15 федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 г." судья-докладчик по делу Людмила Жаркова разъяснила представителям СМИ смысл принятого судом постановления о признании нормы о максимальном пособии по беременности и родам, первоначально установленной ч.1 ст. 15 ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 год", неконституционной в той мере, в какой данной нормой несоразмерно ограничивается размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в нем предельную норму.

Подчеркнем, что речь идет о единовременном пособии по уходу за ребенком, включающем в себя два месяца до и два месяца после родов.

Как отмечается в постановлении КС, наряду с компенсацией (минимизацией) последствий изменения материального положения работающей женщины вследствие рождения ребенка (ч.3 ст.1 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"), назначение пособия по беременности и родам преследует цель создания благоприятных условий для рождения детей, для достижения целей демографической политики.

Исходя из этого, при установлении размера пособия по беременности и родам и ограничений, связанным с этой выплатой, должны учитываться задачи социальной политики, а также вся совокупность физиологических и нравственно-социальных факторов, оказывающих воздействие на женщин в период, непосредственно предшествующий и следующий за рождением ребенка. Также, по мнению КС, должны учитываться исключительный характер пособия, рассчитанного на строго ограниченное время, и его повышенная значимость для жизни женщины и ребенка.

Между тем, введенное в 2002 году регулирование, которым отменялось стопроцентное возмещение заработка для женщин, чей средний заработок превышает предельный размер пособия по беременности и родам, не отвечает указанным требованиям, препятствует сохранению для таких женщин сложившегося уровня жизни и не согласуется с конвенцией МОТ "Об охране материнства" и рекомендации МОТ "Об обеспечении дохода" в целях социального обеспечения в связи с беременностью и родами.

Исходя из этих предпосылок, КС РФ, как объяснила судья-докладчик Жаркова, вынес решение о том, что должна быть сохранена справедливая соразмерность пособия предшествующей средней зарплате за календарный год. Таким образом, размер пособия должен быть приближен к заработку.

Невзирая на то, что средняя заработная плата по стране составляет 9-10 тыс. рублей в месяц, то есть, примерно 108-120 тыс. рублей в год, женщинам, зарабатывающим в год до 280 тыс. рублей (т.е. примерно, 23 тыс. 300 рублей в месяц), может выплачиваться единовременное пособие, составляющее 100% их среднего заработка (соответственно, единовременная выплата составит 93 тыс. 200 руб.). При более высоких заработках такая ставка может несколько измениться.

Напомним, что налоговые ставки для плательщиков единого социального налога устанавливаются, согласно ст. 241 Налогового кодекса РФ, в зависимости от исчисляемой на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года величины налоговой базы (до 280 тыс. руб., от 280 001 рубля до 600 тыс. руб., свыше 600 тыс. рублей), причем ставка налога, поступающего в Фонд социального страхования РФ с налоговой базы, превышающей 600 тыс. рублей, не изменяется.