Два года спустя после того, как Россия ратифицировала Киотский протокол, реализация его механизмов так и не начата. Как передает корреспондент ИА REGNUM такое мнение высказали участники круглого стола, прошедшего в пресс-центре газеты "Известия".

Как отметил заместитель директора Института глобального климата и экологии РАН Александр Нахутин. Научные основания для Киотского протокола достаточно слабы, так как влияние выбросов парниковых газов в атмосферу на изменение глобального климата еще недостаточно изучено. Кроме того, с учетом опережающего роста выбросов развивающимися странами, сокращение, которого смогут достичь в результате выполнения условий Киотского протокола присоединившиеся к нему развитые страны в общей совокупности антропогенных выбросов будет незначительным. Тем не менее Россия, подчеркнул он, могла бы извлекать выгоду для себя из торговли квотами на выбросы, которые не осваивает ее собственная экономика. Препятствует этому, по мнению Александра Нахутина, конкуренция со стороны других стран-продавцов, таких как Украина и страны бывшего социалистического лагеря, а также неразработанность соответствующего национального законодательства и высокие административные барьеры, отпугивающие инвесторов, которые хотели бы вложить средства в производство на территории России.

По словам Александра Нахутина, крупнейшими покупателями российских квот на выборосы парниковых газов могли бы выступить Япония и Канада. "Важно не раздать квоты для торговли регионам и компаниям, а использовать их при заключении крупных межгосударственных соглашений", - подчеркнул он.

Со своей стороны, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института физики атмосферы, заведующий лабораторией теории климата Игорь Мохов, согласился с тем, что в случае реализации Киотского протокола, эффект окажется на уровне естественной климатической изменчивости, т.е. будет почти незаметен. Для России в настоящий момент проблема изменения климата не является приоритетной, "однако, - заметил он, - если бы этой проблемы не было, ее стоило бы придумать". По его мнению, главной для России является проблема энергосбережения и снижения карбоноемкости экономики, а значит - перехода на новые технологии и технического перевооружения. Именно решению этой проблемы может способствовать выполнение требований Киотского протокола. "Нужно думать о будущем, о посткиотских ограничениях, которые будут гораздо жестче, - призвал Игорь Мохов. - С этими требованиями Россия может просто не справиться, если вовремя не подготовится".

Главным барьером для реализации киотских механизмов в России, в частности, для организации торговли квотами директор Центра экономики окружающей среды ВШЭ Георгий Сафонов назвал отсутствие политической воли на уровне президента и Правительства. "На последнем саммите Евросоюз принял обязательства к 2020 году сократить выбросы парниковых газов на 20% и добиться того, чтобы 20% энергии производились из возобновляемых источников, - напомнил он. - А у нас нет ни политической воли, ни подобного стратегического документа".

Как сообщил генеральный директор Энергетического углеродного фонда РАО "ЕЭС России" Андрей Горьков, осуществление проектов РАО "ЕЭС России", направленных на техническое перевооружение его предприятий, в совокупности образующих около 30% эмиссии парниковых газов по России в целом, тормозится недостатком средств. Невозможность привлечь средства, вырученные в результате продажи квот, ведет к тому, что проекты реализуются в меньших масштабах либо на основе заемных средств, что сказывается на их эффективности, отметил он. Скорейшее принятие Правительством уже подготовленных и согласованных со всеми ведомствами нормативных актов по реализации механизмов Киотского протокола в России, по его мнению, значительно улучшит условия для реализации подобных проектов и для экологических инвестиций отечественного бизнеса.