Визит Лаврова, ошибка Госдепа США и нигилизм Турции: глава МИД Армении в пресс-центре ИА REGNUM

4

Баку, 21 марта 2007, 19:25 — REGNUM  ИА REGNUM публикует полный текст пресс-конференции министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, состоявшейся 21 марта в пресс-центре Закавказской шеф-редакции агентства в Ереване.

ИА REGNUM: Г-н министр, разрешите начать с вопроса, который непосредственно касается армяно-российских внешнеполитических отношений. В начале апреля Армению посетит глава МИД России Сергей Лавров. Какие вопросы планируется обсудить в ходе визита, предусматривается ли подписание документов?

Вардан Осканян: Визит Лаврова запланирован на начало апреля, по предварительным данным, он состоится 3-4 апреля. Повестка дня, действительно, очень объемная и глубокая. Конечно, в первую очередь будут рассмотрены вопросы двусторонних отношений, которые многослойны и относятся практически ко всем сферам - это безопасность, политический диалог, экономические, социальные вопросы, а также вопросы сферы культуры и образования. Все эти сферы, безусловно, будут затронуты. Вопрос Нагорного Карабаха станет одной из важнейших тем обсуждения. Будут обсуждаться также региональные вопросы, относящиеся к сфере энергетики, транспорта и безопасности. Кроме того, с учетом моего опыта встреч с Сергеем Лавровым, а также другими главами МИД России, будут обсуждаться также глобальные темы. У нас есть подобная практика, и я всегда использую эту возможность для ознакомления с позицией России по нескольким важным вопросам, которые, прямо или косвенно, влияют и на внешнюю политику Армении. В частности, это вопросы, связанные с Ираном, Ближним Востоком, Палестиной, Косово, расширением НАТО, реформами в ООН и ОБСЕ. Все это нас действительно волнует и интересует. И эта встреча предоставит хорошую возможность для того, чтобы провести подобные обсуждения.

ИА PanArmenian.Net: Как вы прокомментируете заявление Горана Ленмаркера (руководитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ - ИА REGNUM) о том, что Армения и Азербайджан летом подпишут договор о мире? И в этой связи, не могли бы вы представить некоторые подробности своей встречи с министром иностранных дел Азербайджана в Женеве?

Вардан Осканян: Желание Ленмаркера, конечно, позитивное. Того же желаем и мы. Чем быстрее мы завершим переговоры и придем к соглашению по принципам подготавливаемого документа, а затем подпишем этот документ, тем полезнее это будет для всех. Но пока мы не столь близки к этому, и последняя женевская встреча свидетельствует о том, что многочисленные разногласия по различным вопросам все еще имеют место быть. Как я уже говорил после переговоров в Женеве, это была тяжелая и сложная встреча. Не могу сказать, что в ходе этой встречи был зафиксирован прогресс, но и шага назад мы тоже не сделали. Поэтому было принято решение о скорой организации следующей встречи с тем, чтобы попытаться продолжить переговоры и подготовить почву для возможной встречи президентов (Армении и Азербайджана - ИА REGNUM) после парламентских выборов в Армении.

Газета "Республика Армения": Г-н министр, в последнее время много говорится о том, чтобы повестка деятельности "Ай Дата" (структура Армянской революционной федерации Дашнакцутюн - ИА REGNUM), в которую входят и проблема международного признания геноцида армян в Османской Турции, и армяно-турецкие отношения, и нагорно-карабахская проблема, должна быть перенесена в правовое поле. Какова позиция МИД Армении в этом вопросе?

Вардан Осканян: Не стоит все это объединять и представлять под эгидой "Ай Дат". Указанные проблемы различны по своей сути, и каждую из них необходимо рассматривать отдельно. Вместе с тем эти проблемы фигурируют в общем контексте - это региональный контекст, контекст армяно-турецких отношений, армяно-азербайджанских отношений и, зачастую, глобальный контекст. Объединять все это под эгидой "Ай Дат" и направлять в Международный суд считаю нереалистичным.

Конечно, вопрос Нагорного Карабаха рассматривается в том числе и в правовой плоскости. Мы неоднократно заявляли, что правовые основы самоопределения Нагорного Карабаха очень прочны. Проведенный при распаде СССР референдум и весь процесс обретения независимости НКР полностью умещаются в рамки закона. До советизации Нагорный Карабах никогда не входил в состав независимого Азербайджана, и это прочное правовое обоснование для самоопределения Нагорного Карабаха. Но не стоит забывать, что процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта протекает в политической плоскости. Правовые обоснования важны, но они не являются решающими. Здесь существует множество других факторов.

Что касается армяно-турецких отношений - это однозначно политический вопрос, вопрос разблокирования границы и установления дипломатических отношений. Тут правовой фактор не играет весомой роли. Конечно, есть предложения перенести проблему признания геноцида армян в Международный суд. Но не стоит забывать, что факт геноцида нами - армянами - не ставится под сомнение. Перед нами стоит задача международного признания геноцида. И я считаю, нам никогда не стоит превращать этот вопрос в объект политического диспута, поскольку Международный суд - это, в том числе, и политическая структура. В этом вопросе необходимо проявлять серьезную осторожность, исходя из двух принципов - первый: мы не должны доказывать факт геноцида, и второй: любой вопрос, который направляется в Международный суд, превращается в объект политического диспута.

Радиостанция "Свобода": Г-н министр, Азербайджан пытается доказать, что косовский вариант не может быть применен в случае с Нагорным Карабахом. По вашему мнению, чем обусловлены заявления Ильхама Алиева о том, что нагорно-карабахский конфликт обязательно будет решен в пользу Азербайджана?

Вардан Осканян: Со стороны Азербайджана звучат различные заявления, и я неоднократно касался этого вопроса. Конечно, подобные заявления влияют на общественное мнение и, в конечном итоге, дают отрицательный эффект. Но для нас основным путеводителем являются переговоры, существующий документ, позиция Азербайджана, которая звучит в ходе переговоров. Я уже имел повод говорить, что существуют серьезные разногласия. Мы будем двигаться в соответствии с этим документом, основным стержнем которого является вопрос самоопределения Нагорного Карабаха путем проведения референдума среди проживающего в НКР населения. Все это закреплено в документе. Если Алиев видит выгоду для Азербайджана в этих рамках, то я не вижу проблем. Для нас все это прозрачно, открыто, и тому есть свидетели - сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Каким будет итог переговоров, трудно прогнозировать - откажется ли Азербайджан от всего этого или будет идти по этому пути? Все это станет ясно со временем.

Что касается вопроса Косова, мы также заявляем о том, что каждый конфликт необходимо рассматривать с учетом его особенностей. Вопрос Нагорного Карабаха имеет свои особенности, Карабах четко движется по пути самоопределения, и вне зависимости от того, каким будет решение других конфликтов, в вопросе Нагорного Карабаха мы не видим возможности свернуть или отклониться с выбранного пути. Таким образом, если Косово обретет независимость, это станет дополнительным правовым обоснованием политики самоопределения Карабаха, а если вопрос Косова будет решен в ином русле, то Карабах продолжит двигаться своим путем и попытается достичь полного самоопределения.

ИНТЕРФАКС: Мой вопрос касается доклада Госдепа США по правам человека, где вновь применено словосочетание "оккупированные территории". Вы бы не могли подробнее представить позицию Армении в данном вопросе?

Вардан Осканян: В первую очередь, необходимо правильно оценивать этот документ. Он касается защиты прав человека, а не проблемы Нагорного Карабаха. Это документ, который не имеет правовой силы и не отражает позицию США в карабахской проблеме. По сути, в этом документе представлены подходы США и точка зрения американской стороны относительно состояния прав человека в Армении, и именно в этом контексте необходимо рассматривать данный доклад. Еще в ходе посещения информационного центра НАТО, когда мне был задан тот же вопрос журналистом газеты "Айкакан Жаманак", я отметил, что это неправильная формулировка, которая возникла вследствие недоработки документа, и мы намерены заявить об этом Госдепартаменту США. Мы это уже сделали, и сегодня я могу заявить следующее - это явная ошибка. Госдеп США признал, что в докладе нашла место неправильная формулировка. Ясно, что исключительно по бюрократическим причинам после официальной публикации документа туда трудно внести поправки, но, тем не менее, нам обещали внести ясность в этот вопрос - либо путем внесения поправок на сайте, либо любым иным путем, который они посчитают нужным выбрать. Еще раз подтверждаю, что в результате наших обсуждений Госдеп признал, что это явная ошибка с их стороны, и они попытаются преодолеть бюрократические сложности и внести поправки в документ.

Портал "Armenianow": Продолжая тему... Посольство США заявило, что позиция США в карабахском вопросе остается неизменной. Между тем в докладе Госдепа по правам человека появились слова "separatism" и "embargo". Вы говорите о том, что это ошибка, но как могла та же ошибка закрасться и в часть доклада по Армении, и в часть, касающуюся Азербайджана? И насколько вероятно, чтобы Азербайджан в дальнейшем использовал эти формулировки как инструмент в различных инстанциях?

Вардан Осканян: Повторюсь, этот документ не имеет правовой силы. Я именно с этого и начал. Считаю, что его использование будет просто нелепым, и эти опасения лишены оснований.

Что же касается различных формулировок в различных документах, то можно найти еще порядка 10 документов, подготовленных различными полуофициальными инстанциями, в частности ЦРУ, в которых содержатся формулировки, на сто процентов удовлетворяющие армянскую сторону. На эти доклады жалуется азербайджанская сторона. Здесь ясно одно - что в этих докладах фигурируют различные противоречивые подходы. Это можно легко выявить и доказать. Я считаю, что доклады по правам человека в Армении и в Азербайджане были написаны одним человеком, и нашедшие в них место формулировки исходят из восприятий этого человека. Безусловно, они не отражают политику США в этом вопросе.

Было бы смешно, если бы Азербайджан стал использовать этот документ, поскольку, тем самым, он бы показал свою слабость, доказав, что других оснований для защиты своей позиции не нашел. В четырех резолюциях Совбеза ООН, принятых в 1992-1993 гг. и так обожествляемых Азербайджаном, отражены еще более четкие формулировки относительно того, под чьим контролем находятся территории и какие обязанности несет Армения. На Армению возложено обязательство использовать свое позитивное воздействие на Карабах, чтобы эти территории были возвращены. Роль Армении ограничивается этим. Таким образом, если формулировки Совбеза ООН уже оформлены, то отклонение от них я считаю бессмысленным. Не может небольшое предложение документа, которое вообще не относится к Карабаху, служить основанием для азербайджанских политических инстанций.

Портал "Armenianow": А в чем сама суть этих формулировок?

Вардан Осканян: Я не буду углубляться в суть этих слов. Недавно ЦРУ опубликовало документ, в котором Нагорный Карабах именовался территорией Армении. В разных документах - разные оценки. На различных официальных сайтах даже публикуются карты с такими из ряда вон выходящими деталями, что просто удивляешься. Позднее выясняется, что они являются результатом чьей-то неосознанной работы.

Но самое главное, и я вновь это повторяю, в результате моих контактов достигнута договоренность. Госдепартамент признает, что это была явная ошибка, я подчеркиваю слово "явная". По бюрократическим причинам внести коррективы в доклад мгновенно не представляется возможным, но все будет сделано либо посредством заявления, либо через внесение поправки на веб-сайте Госдепа.

Газета "Айкакан жаманак": Извините, г-н Осканян, вы говорите, что Госдеп США признает свою ошибку, но в заявлении посольства США по этому поводу нет даже намека на это. Как вы оцениваете этот факт?

Вардан Осканян: Скорее всего, посольство не могло поступить иначе, поскольку к моменту заявления посольства соглашений по этому вопросу с Госдепом достигнуто еще не было. Я вновь повторяю, и я осознаю то, что говорю. Я понимаю, что все сказанное мною будет услышано в Госдепартаменте США. В результате моих переговоров меня уполномочили заявить, что Госдепартамент осознает и принимает, что это была явная ошибка. И они в случае преодоления бюрократических проволочек обязательно попытаются внести поправку. Я это вам официально заявляю. Будьте уверены, что если я говорю неправду, то завтра Госдепартамент меня опровергнет.

ИА "Ноян Тапан": Г-н министр, данная, как вы заметили, ошибка Госдепа странным образом совпала с другим заявлением американской стороны, касающимся нашей минеральной воды "Джермук". Связываете ли вы эти два заявления?

Вардан Осканян: Нет.

ИА "Ноян Тапан": Второй вопрос...

Вардан Осканян: Дайте мне "Джермук", пожалуйста.

ИА "Ноян Тапан": Второй мой вопрос касается газопровода Иран - Армения. В чем геополитический и экономический смысл этого проекта?

Вардан Осканян: Эти два заявления США не имеют никакой связи.

Что касается газопровода... Мы действительно очень рады, что первый этап строительства газопровода Иран - Армения успешно завершен. Сегодня иранский газ поступает в Армению, осталось проложить наиболее длинную армянскую часть газопровода - протяженностью 120 км. Я считаю, что это знаковое событие, достойное того, чтобы быть отмеченным на уровне президентов. Открытие состоялось. Эта программа имеет существенное значение для диверсификации нашей энергетики. Считаю, что в энергетическом плане мы стали более независимы и менее уязвимы.

ИА "АрмИнфо": В ходе очередной встречи президентов Армении и России в прессе появилась информация о возможном строительстве НПЗ в районе города Мегри, а также железной дороги Иран - Армения. Поделитесь, пожалуйста, своей информацией относительно этих проектов.

Вардан Осканян: Эти проекты находятся на стадии обсуждения. На данном этапе не могу дать какой-либо более подробной информации. Это очень интересные программы, и если они будут осуществлены, наша энергетическая независимость будет закреплена. Поэтому данные проекты считаю позитивными. Но, повторяю, эти вопросы сегодня только обсуждаются, а сами проекты находятся в стадии зарождения. На данном этапе даже не подготовлены исследования по части их экономической актуальности. Таким образом, когда придет время, можно будет более подробно говорить об этом вопросе.

Общественное телевидение Армении: Недавно было подписано соглашение между Россией, Болгарией и Грецией о строительстве нефтепровода Бургас -Александруполис. Есть нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан. Как вы оцениваете эти новые реалии? Какое воздействие они окажут на развитие энергетического сектора региона, в частности, Армении?

Вардан Осканян: Конечно, все эти события окажут влияние и на каспийский бассейн в целом, и на транскаспийский проект в частности. Понятно одно: идет серьезная конкуренция между различными силами за более широкую интеграцию в мировой рынок. Эта конкуренция существует, и она обострится. И она, несомненно, будет способствовать нарастанию всеобщего беспокойства и чревата определенными сложностями. Делать какие-либо прогнозы на данном этапе рано. За событиями необходимо следить, поскольку, как я уже отметил, такая конкуренция не может не иметь политических последствий.

Телеканал "АЛМ": Как вы относитесь к обвинениям в ваш адрес, суть которых сводится к тому, что вы слишком втянулись во внутреннюю политику, пустив на самотек внешнюю политику? Существуют ли основания для подобного рода оценок или они делаются для того, чтобы скомпрометировать вас? В частности, такие заявления звучали со стороны представителей Республиканской партии Армении (РПА), видимо, в контексте прогнозов о вашем намерении баллотироваться на пост президента Армении.

Вардан Осканян: Я не усматриваю в этих заявлениях обвинений. Это критика, а любая критика допустима. Я и сам нередко выступаю с критикой по различным вопросам. К любой критике я отношусь одобрительно до тех пор, пока она не содержит личных оскорблений. Более того, обоснованная критика для меня не только приемлема, но и желательна, я вижу в этом пользу и многому учусь. С другой стороны, критика не должна быть нацелена на обслуживание неких частных целей. Я не знаю, кто и в каком контексте озвучил указанную мысль, но результаты нашей внешней политики налицо.

Конечно, недостатки не исключены, они наличествуют в любом деле. Но оценки необходимо давать с учетом того, что мы имеем по большому счету на сегодня, что мы сохранили и что потеряли. Оценивать деятельность необходимо лишь с учетом результатов этой деятельности. Результаты нашей внешней политики по итогам года представляются в докладах, это все на столе, и вы сами должны дать соответствующую оценку. Оценка любой политической силы, в особенности на предвыборном этапе, до выборов и после них, будет субъективной. Здесь нет сомнений. Поэтому я всегда признаю, что четвертая власть является основным игроком на этом поле.

Вы должны встать выше узких интересов, и на этом этапе давать верные оценки как по части внутренней ситуации, так и по части внешней политики. Если и вы пойдете на поводу у политической конъюнктуры, то мы действительно потерпим поражение. Вы должны объективно оценивать проблемы. Нельзя воспроизводить одностороннюю критику, необходимо давать и собственную оценку, озвучивать контраргументы. Я не собираюсь отвечать на всякие обвинения, поскольку считаю, что это бессмысленно. В любом случае, будь то РПА или любая другая партия, я это не считаю обвинением. Я считаю критику позитивным явлением до тех пор, пока она не содержит личных оскорблений.

"А1+": Спецпредставитель ЕС Питер Семнеби заявил, что предстоящие парламентские выборы станут испытанием для Армении. Между тем накануне экс-премьер, лидер Национально-демократического союза (НДС) Вазген Манукян попытался посетить область Сюник, но ему препятствовали в этом, в том числе и угрозами. Можно ли в этой ситуации ожидать проведения свободных, справедливых и прозрачных выборов?

Вардан Осканян: Я не хочу прогнозировать. Могу лишь подтвердить сказанное Семнеби. Эти выборы, действительно, будут для нас экзаменом. И если мы не сдадим его успешно, то последствия будут очень плохими.

То, что произошло с Вазгеном Манукяном, если это действительно произошло, я считаю, подлежит осуждению. Это негативное явление, и против этого надо бороться. Более того, если это было организованное мероприятие, то это просто неприемлемо.

Нашей задачей является проведение нормальных выборов. Это должно стать сегодня сверхзадачей, если мы говорим о конкуренции в регионе и сохранении наших позиций. Возможность провала должна быть исключена. Если эти выборы пройдут плохо, то, имея даже не одного, а десятерых министров иностранных дел, мы все провалим. Это все взаимосвязано. Я не хочу говорить, что Госдеп специально поместил в свой доклад эту строчку, чтобы ужалить нас. Однако если мы не сможем провести нормальные выборы, то не исключено, что нас таки ужалят, да еще так, что мы не сможем выкарабкаться. Эти выборы действительно будут судьбоносными. Если мы не сможем провести чистые выборы, то негативных политических последствий не избежать.

"А1+": Вы отметили, что наши позиции в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта сильны, в частности, что Азербайджан не является правопреемником Азербайджанской ССР. Насколько армянская сторона в ходе переговоров основывается на данном факте и как на это реагирует азербайджанская сторона?

Вардан Осканян: Для того, чтобы давать оценки, необходимо опираться на факты. То, что было достигнуто военным путем (хотя эта война и разгорелась против нашей воли), за прошедшие десять лет сохранено. Мы зафиксировали серьезные достижения на дипломатической арене. В 1996 году мы могли только мечтать о формулировках, фигурирующих сегодня. Каждый документ, который представлялся до 1998 года, начинался в преамбуле с "территориальной целостности Азербайджана". Все остальные документы представлялись исключительно в этом контексте. Это все изменилось после 1998 года. Шаг за шагом мы добились того, что в основе нынешнего документа лежит право народа Нагорного Карабаха на самоопределение путем референдума. В 1996 году мы могли лишь мечтать об этом. С одной стороны, сохранились военные достижения, с другой - зафиксированы дипломатические победы. И их совмещение должно стать основным путеводителем в оценках ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Правовая сторона - это уязвимая сторона Азербайджана. Но, поскольку проблема рассматривается в политическом поле, правовые вопросы не проявляются так очевидно. По большому же счету, правовая часть - один из наших козырей, делающих наши обоснования более убедительными.

ИА "Медиафакс": За последнее время вы несколько раз говорили о том, что Армении интересен проект Транскаспийского газопровода. Между тем Азербайджан заявлял, что участие Армении в этом проекте невозможно, пока не решен нагорно-карабахский конфликт. Считаете ли вы возможным участие Армении в проекте до решения конфликта, и как проходит процесс, связанный с этим проектом?

Вардан Осканян: Диверсификация энергетики является важной составляющей политики Армении, и, я считаю, мы должны воспользоваться всеми существующими возможностями. Каков будет итоговый результат - трудно сказать. Одно могу сказать: это не тот проект, где все решает Азербайджан, поскольку в этом проекте смешивается газ Азербайджана и Центральной Азии. И мы можем путем двусторонних договоров, если будет желание, участвовать в Транскаспийском проекте, быть вовлеченными в эти процессы. На данный момент я бы не сказал, что ведутся активные переговоры. Год назад, когда идея была только выдвинута, о ней нас проинформировали различные стороны, состоялся определенный диалог и был проявлен интерес к привлечению армянской стороны. На данный момент в какие-либо серьезные переговоры мы не вовлечены.

Телекомпания "Еркир медиа": На каком этапе находится вопрос участия Армении в открытии церкви "Сурб Хач" на острове Ахтамар в Турции? Известен ли состав армянской делегации?

Вардан Осканян: Министерство культуры Армении уже подходит к этапу окончательного формирования состава армянской делегации. Ее возглавит заместитель министра культуры Гагик Гюрджян. В состав делегации войдут представители интеллигенции, специалисты. Таким образом, Армения будет участвовать в открытии церкви. Сам факт реставрации церкви "Сурб Хач" турецкими властями позитивен. Позитивен, поскольку инициатива Турции - беспрецедентный случай, и мы надеемся, что это будет иметь продолжение, поскольку на территории Турции есть тысячи таких памятников, которые преданы забвению и разрушаются. Эти памятники свидетельствуют о многовековой истории пребывания армян на этих землях. Надеемся, что это будет предпосылкой для реконструкции и других памятников, в особенности в городе Ани.

К сожалению, турецкая сторона своими ограниченными шагами не способствует достижению главного результата - нормализации отношений между Арменией и Турцией. Они хотят так представить ситуацию, но это не так. Я говорю это с сожалением. Вопрос реставрации памятника - деталь, и именно из-за проводимой Турцией политики данная деталь не связывается с армяно-турецкими отношениями. В отношениях Армении и Турции можно будет говорить о положительных подвижках только после того, как турки откроют границу с Арменией. Представьте: делегация, которая должна отбыть в Ван, сегодня обсуждает, каким именно путем попасть туда. Тогда как в случае открытой границы они смогли бы добраться туда на автомобиле за 4 часа. Сегодня же они должны либо полететь в Стамбул, а оттуда вернуться в Ван, либо поехать через Грузию, а это, как минимум, 12 часов езды. Ирония в этом и заключается. Данная ситуация выявляет несуразность политики Турции, которая афиширует миру церемонию открытия церкви, свидетельствующую о проявлении доброй воли в отношении Армении. Но это не так. И эта ирония проявляется в невозможности посещения армянской делегацией города Вана оптимальным маршрутом.

Общественное телевидение Армении: Турецкая пресса пишет о возможности открытия границы на трехдневный срок для участия армянской делегации в церемонии открытия церкви, а также говорит о возможности авиарейса Ереван - Ван. Обсуждался ли в дипломатических кругах этот вопрос?

Вардан Осканян: Нет.

ИА "Ноян Тапан": В прошлом году в результате ухудшения российско-грузинских отношений Москва заявила о том, что грузинская минеральная вода вредна для здоровья, после чего последовало заявление и о плохом качестве грузинского вина. Сегодня США заявляют, что армянская минеральная вода "Джермук" вредна для здоровья. Усматриваете ли вы параллели?

Вардан Осканян: Не думаю, что США запрещают "Джермук", чтобы объяснить нам что-то или наказать нас.

ИА REGNUM: Г-н министр, что вы можете сказать о перспективах размещения элементов системы ПРО США в странах Южного Кавказа? Насколько это реально и какую позицию занимает в этом вопросе Армения?

Вардан Осканян: Эта перспектива фигурирует на уровне разговоров. Данная информация пока не подтверждается. Поэтому мне бы не хотелось давать комментарии. Но, по большому счету, я считаю, что наш регион достаточно сложен, и любая подобная деятельность здесь нежелательна. По крайне мере, подобные гипотезы пока не подтвердились.

ИА "Лрагир": Армянский сопредседатель армяно-российской межправительственной комиссии заявил в Москве, что армяно-иранский газопровод - это проект, осуществляемый совместно с "Газпромом". И после этого вы говорите, что это ресурс диверсификации энергетики Армении? Если и этот ресурс будет отдан в распоряжение России, о чем неоднократно заявлял "Газпром", то о какой диверсификации идет речь?

Вардан Осканян: На текущий момент газопровод Иран - Армения является армяно-иранским проектом. В нем нет никакого иного участия. Вопрос концессии еще не решен, но будет в дальнейшем урегулирован. И только после этого можно будет делать комментарии. Я имел возможность говорить о логичности решения, согласно которому право концессионного управления отойдет компании "АрмРосгазпром". Это, в первую очередь, армянская организация, которая занимается всеми газовыми вопросами в республике, и логично, если и этим отрезком - всего 40 км - будет управлять именно эта компания. Но такого решения пока нет.

А с диверсификацией мы проблем не имеем. Надо смотреть не на то, кто управляет газопроводом, а на то, кто осуществляет поставки, сколько точек входа энергоносителей в страну, из каких стран осуществляются эти поставки и насколько стабильны маршруты, уязвимы они или нет. Именно эти критерии влияют на диверсификацию, а не то, какие страны по договору концессии управляют газопроводом. Тот, кому будет передан газопровод, не унесет его и не закроет, этот газ продолжит поступать из Ирана в Армению, как и российский - через Грузию в Армению. По крайне мере, в вопросе диверсификации я не вижу проблем.

ИА REGNUM: Г-н министр, после известного выступления президента России на конференции по безопасности в Мюнхене политические обозреватели заговорили о начале "новой холодной войны". Разделяете ли вы эти опасения?

Вардан Осканян: Не полностью, но не стоит также игнорировать все это и оставаться безразличными. Определенные тенденции налицо. Я считаю, что сегодня интересов, объединяющих США и Россию, а также Россию и Запад в целом, гораздо больше, нежели противоречий. И интересы эти намного весомее. Поэтому, вопреки некоторому напряжению и различным заявлениям, по большому счету, интересы всех сторон требуют сотрудничества. Существуют глобальные проблемы, которые никто не может решить самостоятельно, начиная с терроризма и завершая вопросами транспортной и энергетической безопасности. Поэтому считаю, что эти разногласия останутся в определенных рамках.

Газета "Айкакан Жаманак": Г-н министр, вы неоднократно заявляли, что проведение справедливых выборов важно также с точки зрения продолжения реализации программы "Вызовы тысячелетия". Джон Данилович (глава корпорации "Вызовы тысячелетия" - ИА REGNUM) заявил в конгрессе США, что программа будет прекращена только в случае чрезвычайных обстоятельств, то есть если выборы не состоятся. А если они состоятся, вне зависимости от того, демократично или нет, программа не прервется. Вас, как министра иностранных дел, не оскорбляет подобное заявление? Или вас радует тот факт, что программа будет продолжена в любом случае?

Вардан Осканян: Там есть два аспекта. В первом случае программа прерывается - признается недействительной, во втором - она замораживается. Скорее всего, он имел в виду признание программы недействительной, если будут наблюдаться "из ряда вон выходящие явления". Но, тем не менее, я знаю, что в случае проведения плохих выборов (при этом необходимо оценить, что они понимают под "плохими выборами") программа может быть заморожена.

Мы должны провести справедливые выборы не только из-за этой программы или этих средств. Справедливые выборы нам необходимы, как хлеб и вода, чтобы мы могли правильно и законно управлять в предстоящие 10 лет, чтобы власти могли эффективно работать, чтобы мы могли реализовать реформы, чтобы народ верил в эти реформы и вносил в них свою лепту, чтобы мы могли оздоровить политическое поле. Для всего перечисленного, в первую очередь, необходимы нормальные выборы. Забудем про США, про то, дадут они денег или нет. Если мы будем проводить справедливые выборы для этого, то лучше не проводить их вообще. Мы должны сделать это, в первую очередь, для себя.

Газета "Айкакан Жаманак": В ходе вашего последнего визита в Вашингтон вы впервые заявили, что вследствие предпринятых Турцией шагов Армения вынуждена на государственном уровне вмешаться в ситуацию, возникшую в конгрессе США по случаю принятия резолюции о геноциде армян. То есть впервые было сделано заявление о том, что Армения также намерена вмешаться в этот процесс. Кроме того, сегодня ясно, что ваши коллеги в Вашингтоне выступают против принятия резолюции. В этой связи можно предположить, что идет борьба между Арменией и администрацией США?

Вардан Осканян: Мы считаем, что признание геноцида армян в США - это внутреннее дело США, и мы не хотели вмешиваться в этот вопрос, но мы не можем также быть безразличными к агрессивному нигилизму в политике турецкой стороны. Турция уже экспортировала свой нигилизм в другие страны и вместе с этим экспортировала логику 301 статьи своего Уголовного кодекса. Турция пытается утвердить свою политику отрицания геноцида армян в США и угрожает наказать эту страну или же не поддерживать деятельность США в Ираке. Это фактически является продолжением логики 301 статьи. Нас удивляет толерантность конгресса США, когда депутат или глава МИД другой страны приезжает в их страну и угрожает, что в случае принятия конгрессом резолюции будут применены определенные санкции. Это нас беспокоит, и поэтому мы не можем быть безразличными к данному вопросу. В ином случае мы действительно считаем, что это внутренний вопрос США.

Газета "Азг": Недавно в Грузии был задержан гражданин Армении по обвинению в "незаконном пересечении границы". Когда с аналогичным обвинением были задержаны граждане Грузии, то власти Армении, проявив добрую волю, отпустили их. Между тем в Грузии наши граждане выходят из ситуации, в лучшем случае, выплачивая $2 тыс. Как понимать подобное отношение?

Вардан Осканян: Добрая воля всегда присутствовала в отношениях между нашими странами. Если помните, в свое время были сложности после задержания нескольких десятков армянских водителей в Абхазии, но все они были освобождены. Думаю, если есть смягчающие обстоятельства, то власти Грузии проявят добрую волю.

Телекомпания "Шант": Эксперты НАТО заявили, что Азербайджан нарушил Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). Не предпринимает ли Ереван в этой связи шагов по оказанию давления на Азербайджан?

Вардан Осканян: Заявление о нарушении Азербайджаном квот ДОВСЕ сделал спецпредставитель НАТО на Южном Кавказе Роберт Симмонс, но этот вопрос рассматривается и обсуждается в рамках ОБСЕ. Каждая страна ежегодно должна представить отчет о своих закупках. На основе этого отчета ежегодно дается оценка, соответствуют ли объемы приобретенного вооружения установленным квотам. Вы правы, Азербайджан нарушил эти квоты, и об этом неоднократно заявлялось. С нашей стороны этот вопрос поднимался, необходимое давление оказывается. Не исключено, что Азербайджан посетит инспекция, предусмотренная Договором, чтобы дать более конкретную оценку. Азербайджан явно нарушил Договор, но сам Договор не имеет механизмов применения санкций в отношении страны-нарушителя. В любом случае этот вопрос стоит на повестке, и мы его постоянно озвучиваем.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.04.17
«Сотни миллиардов вложены в предприятия, несущие смерть, голод, разорение»
NB!
23.04.17
Евангелие от Иоанна: верую, ибо логично
NB!
23.04.17
«Жизнь Чернышевского». Первая серия
NB!
23.04.17
«Через 3-5 лет в Киргизии инакомыслящим не будет места»
NB!
23.04.17
Административное здание горит в Санкт-Петербурге
NB!
23.04.17
Гуманитарное воссоединение: ДНР оказывает помощь жителям Донецкой области
NB!
23.04.17
Отменяет ли война необходимость выживать?
NB!
23.04.17
Как Советский Союз помог Китаю перед войной
NB!
23.04.17
США и КНДР создали самую горячую точку. Градус риторики пугающе нарастает
NB!
23.04.17
Что скрывает клоунская маска? Памяти Чарли Чаплина
NB!
23.04.17
Клад Канарских островов
NB!
23.04.17
Религия антисоветизма: бездна злобы и невежества
NB!
23.04.17
Как Ницца пережила трагедию теракта и президентскую гонку: фоторепортаж
NB!
23.04.17
Глава Минфина США: Налоговая реформа Трампа вызовет проблемы в бюджете
NB!
23.04.17
Иран идёт через Кавказ
NB!
23.04.17
Украина ввела водную блокаду ЛНР
NB!
23.04.17
Захарченко: Выборы во Франции изменят судьбу Минских соглашений
NB!
23.04.17
Меланья Трамп наградила поддерживающую Асада монахиню
NB!
23.04.17
Financial Times: «Завтра партнеры в Арктике России будут не нужны»
NB!
23.04.17
Испанские СМИ: «Свидетели Иеговы» еще устроят катастрофу в России
NB!
23.04.17
Великий драматург при великой королеве в великое время
NB!
22.04.17
Украина готовится взорвать ТЭС, снабжающую ЛНР