В Государственной Думе готовится к рассмотрению в первом чтении законопроект о создании Следственного комитета в составе Генпрокуратуры, который возьмет на себя функции следствия. Он будет заниматься рассмотрением уголовных дел, входящих в компетенцию прокуратуры, а остальные подразделения прокуратуры будут осуществлять надзорную функцию.

По просьбе корреспондента ИА REGNUM эту законодательную инициативу прокомментировал государственный советник юстиции третьего класса, первый заместитель прокурора Ростовской области в 1974 - 2001 годах, Почетный работник прокуратуры России Сергей Устинов.

К идее создания Следственного комитета в предлагаемом сейчас виде Устинов относится отрицательно. "Во-первых, создание комитета - это трудоемкий процесс, фактически создается еще одно ведомство. Во-вторых, идея создания Следственного комитета витала давно, потому что существовало мнение, что при осуществлении следствия и надзора за следствием в рамках одной структуры - прокурорской, происходит смешение функций, которое может породить злоупотребления. Я, как человек, много лет проработавший в органах прокуратуры, совершенно ответственно заявляю: никакого сращивания надзора со следствием в прокуратуре нет. Существуют отделы, которые занимаются разными функциями, и в прокуратуре это четко понимают," - считает эксперт.

С другой стороны, подчеркнул Устинов, прокуратура, проводя следствие в рамках своей компетенции и одновременно обладая правом, при необходимости, решить вопрос о возбуждении уголовного дела, является более "острым" органом, который может решать вопросы обеспечения законности и правопорядка. Ведь сейчас, когда прокурор проводит проверку, он во всеоружии: в его полномочиях - направить представление, привлечь к административной ответственности, и, наконец, возбудить уголовное производство.

"Более целесообразным, - считает Устинов, - было бы создание в рамках прокуратуры независимой группы прокуроров, которая могла бы проводить проверки в высших эшелонах власти и расследовать уголовные дела, осуществляя, таким образом, принцип "перед законом все равны". В эту группу куда бы вошли особо профессиональные, проверенные прокуроры, специализирующиеся на данной тематике. За все годы своей прокурорской работы помню только один случай, когда я, будучи заместителем начальника следственного управления прокуратуры области, вошел с проверкой в кабинет заместителю заведующего отделом областной власти - и какой при этом возник резонанс! А могут ли сейчас прокуроры - не теоретически, а на практике - провести проверку в высших эшелонах власти, например, федеральной?".