"Укрепление в Армении НАТО на деле является укреплением Турции": Армения за неделю

Ереван, 20 марта 2007, 22:54 — REGNUM  

Обзор СМИ за 13-19 марта 2007 года.

Армения-Россия. Армения-Турция. Армения-Грузия. НАТО в Армении. "Идеальные" кандидаты в президенты. Парламентские выборы.

Армения-Россия

Визит Николая Бордюжи

Как сообщает PanARMENIAN.Net, 15 марта президент Армении Роберт Кочарян встретился с прибывшим в Армению генеральным секретарем Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) Николаем Бордюжей. Собеседники обсудили основные проблемы ОДКБ, пути их решения, вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности организации.

Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа 15 марта был принят министром иностранных дел Республики Армения (РА) Варданом Осканяном. В ходе встречи стороны обсудили ситуацию в зоне ответственности ОДКБ, а также ряд вопросов, касающихся деятельности ОДКБ, в частности перспективы развития организации, подготовку к предстоящим заседаниям регламентных органов организации. Собеседники отметили эффективное взаимодействие армянской стороны и секретариата ОДКБ и выразили удовлетворение уровнем сотрудничества стран-участниц в рамках международных структур. ("Ноян Тапан").

Армения является активным членом ОДКБ и связывает свою безопасность с деятельностью этой организации. Об этом, сообщает "АрмИнфо", заявил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа во время встречи со студентами Ереванского государственного университета. По словам Бордюжи, по большому счету, все государственные органы Армении ориентированы на сотрудничество с ОДКБ. "В условиях глобализма очевидно, что только современными коллективными мерами можно обеспечить безопасность", - заявил Бордюжа, напомнив, что государства ОДКБ активно сотрудничают в различных сферах, включая внешнеполитическую. В частности, в вопросе реформирования ОБСЕ страны-члены ОДКБ представили единые совместные предложения. Государства ОДКБ также выступили против инициативы ГУАМ об обсуждении в ООН "замороженных конфликтов". Вернувшись к участию Армении в ОДКБ, Николай Бордюжа напомнил, что республика имеет возможность закупать российское вооружение по внутрироссийским ценам, армянские военные могут бесплатно обучаться в военных учебных заведениях РФ. "Нам важно построить всеобъемлющую систему безопасности, и потому сотрудничество развивается по разным направлениям", - отметил Бордюжа. Новым направлением сотрудничества в рамках ОДКБ станет совместная работа в сфере противодействия техногенным и природным катастрофам. Другим направлением станет миротворческая деятельность. По словам Бордюжи, в рамках ОДКБ готовится пакет документов, на основании которых будут созданы миротворческие силы. Они будут действовать по мандату ООН, причем не только в государствах ОДКБ, но и за их пределами. Одновременно он напомнил, что государства ОДКБ взяли на себя ряд обязательств, в том числе не создавать на своей территории базы других государств без консультаций со всеми членами организации. Сравнивая ОДКБ с НАТО, Бордюжа напомнил, что Альянс был создан более полвека назад и вкладываются большие суммы, чтобы преподнести в выигрышном свете его деятельность. "Мы не можем проводить аналогичной информационной работы, - отметил генсек ОДКБ, добавив: - А делаем мы много для обеспечения совместной безопасности".

По мнению газеты "Айоц Ашхар", Россия, в отличие от США или НАТО, предпринимает конкретные шаги, направленные на повышение гарантий безопасности Армении - полноправного члена Договора о коллективной безопасности СНГ. Более того, по словам газеты, "предвосхищая возможное давление извне на своего союзника, в Ереван спешит генеральный секретарь ДКБ Николай Бордюжа, чтобы предложить нам новые, более четкие гарантии безопасности", и "в ближайшие месяцы будут определены конкретные механизмы военной помощи стран-членов ДКБ на случай внешней агрессии". "Это означает, что в случае военной агрессии против Армении автоматически будет задействован колоссальный военный потенциал стран Договора о коллективной безопасности, что чревато началом мировой войны". Продолжая сравнение, газета пишет: "И в эти же самые дни госсекретарь и министр обороны США обращаются к Конгрессу с требованием не принимать законопроект о признании Геноцида армян. Законопроект, с помощью которого США, как известно, пытаются надавить на Турцию, чтобы та открыла границу с Арменией. Выходит, что Россия посредством ДКБ предоставляет нам конкретные и четкие гарантии безопасности, а вот США даже не могут призвать к порядку своего партнера по НАТО. Так какое моральное право имеют американцы рассчитывать на интеграцию Армении в регион, "двери" которого они не в состоянии перед нами открыть?"

Пресс-конференция посла России в Армении

Отношения между Россией и Арменией характеризуются как союзнические и отличаются позитивной динамикой развития. Об этом, сообщает "АРКА", заявил 14 марта в Ереване журналистам чрезвычайный и полномочный посол РФ в Армении Николай Павлов. Он отметил, что встречи на высшем и высоком уровне проходят на регулярной основе и носят доверительный характер. "Важными этапами на пути укрепления фундамента стратегического партнерства и активизации двустороннего сотрудничества явились визиты президента России Владимира Путина в Армению и президента Армении Роберта Кочаряна в Россию, а также их регулярные встречи в рамках саммитов СНГ", - сказал он. Российский дипломат подчеркнул, что в ходе этих контактов обсуждаются как состояние и перспективы двухсторонних отношений, так и вопросы региональной проблематики и взаимодействия на международной арене.

За 15 лет, прошедшие со дня установления дипломатических отношений между Арменией и Россией, отношения между двумя странами носят дружеский и стратегический характер. Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил посол РФ в РА Николай Павлов. По его словам, отношения имеют положительную динамику, как в политической, так и в экономической сфере. Вместе с тем, он отметил, что в экономическом сотрудничестве есть определенные трудности, в частности, отсутствие транспортных коммуникаций между Арменией и Россией. "Тем не менее в 2006 году объем товарооборота между нашими странами достиг $426 млн. против $350 млн. в 2005 году", - сказал российский дипломат. По его словам, растет и объем российских инвестиций в экономику Армении. "Примером этому может служить деятельность российских концернов в Армении - ОАО "Газпром" и РАО "ЕЭС", завода "Арменал" и Внешторгбанка, а также приход на рынок телекоммуникационных услуг российской компании "Вымпелком", - заметил Павлов. Что касается запуска пяти армянских предприятий, переданных России по соглашению "Имущество взамен долга", то это, по словам посла, беспокоит не только армянскую сторону, но и Россию. Именно на решение этих проблем направлена деятельность армяно-российской комиссии по экономическому сотрудничеству, последняя встреча сопредседателей которой прошла 5 марта 2007 года в Москве. Николай Павлов также подчеркнул важность задействования паромной переправы "Поти-Кавказ", что позволит существенно повысить объемы товарооборота между двумя странами. Дипломат отметил также успешное российско-армянское сотрудничество в военной и военно-технической сферах. "В рамках сотрудничества Россия участвует в охране государственных границ Армении с Ираном и Турцией, в российских военных вузах учатся армянские военнослужащие. Россия поставляет военно-техническое имущество в Армению на льготных условиях", - подчеркнул Николай Павлов. (PanARMENIAN.Net).

На своей пресс-конференции чрезвычайный и полномочный посол РФ в Армении Николай Павлов в очередной раз подтвердил приверженность России курсу на стратегическое партнерство с Арменией, назвав армяно-российские отношения союзническими и динамично развивающимися, пишет газета "Республика Армения". Касаясь вопроса урегулирования карабахской проблемы, посол отметил, что все еще есть надежда на подвижки в данном процессе: Россия продолжает активно работать в рамках Минской группы ОБСЕ (МГ). Он также не согласен с прозвучавшим мнением, что представитель России Юрий Мерзляков более пассивен, чем его американский и французский коллеги по Минской группе. "Недавние визиты в регион американского и французского сопредседателей ни о чем не говорят, я чаще вижу фотографии Юрия Мерзлякова на страницах армянских газет, чем кого-либо другого. Я считаю, что посол Мерзляков достойно представляет Россию в Минской группе", - подчеркнул посол РФ в Армении.

Убийства армян в России не являются проявлением ксенофобии или армянофобии. Об этом, сообщает "Ноян Тапан", на пресс-конференции 14 марта заявил посол России в Армении Николай Павлов. По его словам, эти преступления имеют социальную основу. Посол отметил также, что иногда в средствах массовой информации за ксенофобию выдаются криминальные разборки в Москве с участием лиц армянской национальности. По словам Павлова, два последних убийства армян - в Ивантеевке и на станции "Пушкинская" московского метро - были раскрыты и виновные были приговорены к длительным срокам заключения. Посол заверил, что Генпрокуратура и МВД России делают все необходимое для борьбы с этими преступлениями.

Касаясь заявления посла РФ в Армении Николая Павлова о том, что убийства армян в России не являются проявлением ксенофобии или армянофобии, а "носят социальный характер и являются последствием переходного периода", газета "Аравот" пишет: "Хочется спросить посла, каким это образом так называемый переходный период действует, скажем, на санкт-петербургских судей, которые осуждают на 1-2 года или отпускают на свободу из зала суда ставших "жертвами" переходного периода бритоголовых убийц?" Комментируя слова посла о том, что проблемным остается вопрос простаивающих предприятий, переданных России по соглашению "Имущество взамен долга", газета иронично заключает: "Не вопрос - переходный период. Пройдет - запустят".

Газете "Новое Время" не понравился призыв Николая Павлова "избегать эмоций при публикации информации о подобных случаях" [о случаях ксенофобии - прим. ИА REGNUM]. Газета заявляет, что "не посольское это дело поучать СМИ страны пребывания, что и как писать", и добавляет, что если бы "посол Армении в Москве созвал на трезвую голову пресс-конференцию и стал указывать российским репортерам, как им следует освещать то или иное происшествие или событие, связанное с армянами, то нашего посла тут же либо высмеяли, либо отослали бы...". Как бы то ни было, считает газета, "цензура ничего не имеет общего с дипстатусом и никак не входит в полномочия дипмиссии иностранного государства".

Армения-Турция

Официальная Анкара по мере сил пытается усилить свое противодействие принятию в Конгрессе США резолюции о Геноциде армян в Османской Турции. Продолжаются периодические наезды в США представителей исполнительной и законодательной власти Турции. Наряду с этим правительство Реджепа Тайипа Эрдогана пытается усилить и пропагандистскую составляющую своей кампании против принятия резолюции. В частности, в Турции начались съемки документального фильма, призванного "опровергнуть" факты о Геноциде. Сообщается, что фильм предполагается назвать "Большая ложь", что он будет состоять из шести серий и его планируется перевести на ряд европейских языков. Ожидается, что первая часть фильма будет готова уже к апрелю этого года. Вот такую большую ложь готовит официальная Анкара, при этом фарисейски предлагая армянским историкам поучаствовать в "обсуждении проблемы", пишет "Голос Армении".

На вопросы газеты "Республика Армения" ответил бывший посол Армении в Канаде Ара Папян:

"В последнее время в Армении и Турции все чаще высказываются мнения о необходимости перевода проблемы Геноцида армян в Османской империи в начале ХХ века в правовую плоскость. Насколько это реально?

Думается, это правильно. Если геноцид - это правовое понятие или преступление, которое определяется международным законом, значит, в данном поле этот вопрос и должен решаться. Т.е. в правовом поле должно быть определено, было ли нарушение международного права, если да, то какими должны быть последствия. Вопрос последствий - это главное. Сколько бы мы ни говорили о моральных компенсациях, все мои беседы с турками показывают, что они не верят, что армяне готовы удовлетвориться моральной компенсацией. Если суд решит, что не было геноцида, то мы сможем сказать своему народу - ситуация такая, давайте примиримся и посмотрим в такое будущее. А если суд признает, что геноцид был, надо думать, какие компенсации мы можем получить, - моральные, финансовые, территориальные. Я беседовал со многими иностранными юристами-международниками. Для них всех ясно как день, что "армянский вопрос" может иметь решение только в правовом поле. Кстати, использование термина "Армянский геноцид" неправильно. Это - "армянский вопрос", а геноцид - одно из проявлений этого вопроса. "Армянский вопрос" - это вопрос армяно-турецких отношений и существования армянского народа, его права на проживание на своей родине, который турки, как им кажется, решили в 1915 году массовыми убийствами. На деле же они не смогли его решить. Потому что, в конце концов, есть независимая Армения, которая в качестве правопреемницы может поднять вопрос о своих правах. И мы должны поднять этот вопрос, потому что наша страна может быть обеспеченной, экономически развитой и т.д., если будет иметь большие права, большее поле для экономической деятельности, не будет блокированной и не будет находиться под угрозой турецкой военной агрессии.

Поэтому вы говорите о необходимости добиться посредством суда ООН подтверждения статуса арбитрального решения президента США Вудро Вильсона - освободить и передать Армении Ванский, Битлисский, Эрзерумский и Трапезундский вилайеты?

Многим кажется, что это вопрос прошлого и совершенно не связан с сегодняшней ситуацией. Но этот документ сохраняет свою юридическую силу, ибо процедуры пересмотра арбитрального решения нет. Не имеет оно и срока давности. Кроме того, это возможность обретения рычага. В случае подтверждения арбитрального решения Вильсона и наших прав на эти территории, мы можем потребовать от международного сообщества размещения там международных наблюдателей, мы будем иметь право требовать, чтобы контролировалось содержание грузов, чтобы мы тоже получали транзитные пошлины. Кроме того, мы будем иметь свободный выход по этим территориям к морским портам, сможем использовать эти дороги и осуществлять определенную экономическую деятельность. Речь не о том, чтобы на основе арбитрального решения сегодня требовать какие-то земли. Речь идет о том, чтобы посредством этого многостороннего международного документа закрепить определенные права на эти территории - свободный транзит и т.д. Оказавшись с этими правами между Грузией и Турцией, мы получим рычаг воздействия на Грузию: как мы вынуждены иметь с ней хорошие отношения для проезда по этой территории, так и она будет вынуждена поддерживать с нами хорошие отношения.

Что мы должны делать для этого?

Есть два пути. Один из них - обращение в Международный суд ООН, который правомочен давать комментарии (разъяснения) по любому международному документу и определять, в силе он или нет, было нарушение или нет. Но для того, чтобы решение было обязательным к исполнению, необходимо обращение двух сторон. Правда, для получения консультативного мнения мы можем обратиться туда и через международные структуры. Но есть более короткий путь. Поскольку арбитральное решение было принято президентом США - Вудро Вильсоном, Конституция США позволяет Конгрессу (абзац 10 раздела 8 статьи 1) определить, было ли нарушение международного права, и наказать нарушителя. То есть Сенат или Палата представителей могут обратиться к Конгрессу с предложением обсудить вопрос о том, нарушает ли Турция, не выполняющая арбитральное решение Вильсона, международное право. Когда Сенат США примет решение о том, что такое нарушение имеет место (а оно действительно имеет место, потому что Сенат еще 18 января 1927 г. постановил, что Турция должна выполнить это решение, и из-за невыполнения отказался признать Турецкую Республику), когда будет соответствующее решение Конгресса, тогда США сами будут обязаны предпринять шаги. Думаю, у США достаточно рычагов для того, чтобы достичь хотя бы того, чтобы Турция открыла границу с Арменией. Все это не самоцель. Многим кажется, что для Армении не так уж важно, имеет она территорию в 29 тысяч квадратных километров или в 129 тыс. Для многих стран это действительно не имеет жизненно важного значения. К примеру, если Россия отдаст Курилы и Сахалин Японии, она немного потеряет. Но в нашем случае меняется геополитическая и геоэкономическая ситуация. Мы получаем выход к морю. Даже решение карабахской проблемы столь существенных изменений в нашей геополитической ситуации не даст, ибо мы по-прежнему останемся в блокаде, поле экономической деятельности существенно не увеличится, турецкая угроза останется висеть над нами. А это очень и очень важно. Республика Армения - это Араратская долина. Две трети населения страны проживает в Араратской долине, которая расположена вдоль границы с Турцией. Карабахский фронт для нас не так опасен - там есть определенная стратегическая глубина. В случае с Турцией этого нет. И мы также должны добиться выполнения арбитрального решения Вильсона в первую очередь для того, чтобы эта территория, которая де-юре принадлежит Армении, была демилитаризована: чтобы тяжелая военная техника была отведена, там остались только турецкие полицейские силы и были размещены международные военные наблюдатели. Это нужно для того, чтобы не допустить реализации Турцией возможных планов военных действий в отношении Араратской долины - сердца Армении. Посмотрите, какой шум подняла Россия из-за того, что США хотят разместить в Польше и Чехии свои ПРО. ПРО - это оборонительная система. Но Россия думает об этом в контексте вероятной (теоретически пока) в будущем войны с Западом. Это и есть политика. Мы должны предусматривать даже самые невероятные ситуации и предпринимать меры по противодействию возможным угрозам. Даже если нам кажется невероятной военная агрессия со стороны Турции, мы должны хотя бы знать, какие у нас есть рычаги для противодействия ей. Наличие только российской базы и российской ПВО в этом плане - очень мало.

Но НАТО тоже не панацея...

Многие забывают, что первым вопросом, который обсуждала Лига наций, был вопрос Армении. По сути, ООН начала свою деятельность с Армении. Потому что Армения, ее безопасность была важнейшим вопросом. А посему под мандатом ООН можно создать определенные силы, которые будут осуществлять здесь наблюдательскую миссию, чтобы в случае начала Турцией передислокации своих военных сил ее остановили на международном уровне. Глядя из окон на Масис, мы должны помнить, что это - граница Турции и что мы так близко находимся к границе, что в случае турецкой агрессии речь будет идти о считанных часах. Я не знаю другой страны, столица которой находилась бы так близко от границы". ("Республика Армения").

"На общенациональном уровне, в Конгрессе США, принятие резолюции о Геноциде армян заморожено. Ее блокировал военно-промышленный истеблишмент США, лоббирующий интересы Турции. Не все готовы поддержать принятие такого документа и в Европе, хотя большинство европейских государств признают Геноцид армян. И это весьма существенно как для самой Армении, так и для Турции", - пишет директор Института стран СНГ Константин Затулин в статье "Билль о Геноциде не даст уснуть памяти". По его мнению, современная Турция пытается отрицать национальный характер этого преступления и свою ответственность за трагедию армянского народа, опасаясь вытекающих последствий. "Кроме морального осуждения, клейма на истории турецкого народа, включенного в число изгоев мировой цивилизации, возможны претензии и чисто материального характера - иски со стороны потомков жертв, территориальные притязания, притязания на культурные ценности, которые на турецкой территории, к слову, находятся в плачевном состоянии. Европа прохладно воспринимает турецкую аргументацию. Это свидетельствует не только о проблеме памяти европейцев, но и о наличии неких политических течений - нежелании видеть Турцию в составе "европейской семьи" с ее системой ценностей", - подчеркивается в статье, опубликованной РИА Новости. (PanARMENIAN.Net).

Армения-Грузия

Как сообщает ИА "Де-Факто" со ссылкой на Javakhq-Info, 13 марта в Самцхе-Джавахети [населенный в основном армянами район Грузии. - прим. ИА REGNUM] состоялся пробный эфир Общественного телеканала Джавахка. По сообщению агентства, телеканал создан по инициативе основателей "Молодежного Радио". По словам директора "Молодежного Радио" Эдуарда Алвецяна, через две недели планируется сдать в эксплуатацию современную телестудию. Кроме того, через месяц планируется выпустить в эфир программу новостей "Джавахк-лур".

"Карс-Ахалкалаки: мина замедленного действия в армяно-грузинских отношениях". Так назвала газета "Азг" статью, посвященную проблемам Самцхе-Джавахети. В статье приводятся мнения представителей армянской интеллигенции и армянских общественных организаций Самцхе-Джавахети, по словам которых одним из опаснейших вызовов для армян региона является осуществление проекта строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Баку. "Существует железная дорога Карс-Гюмри, и строительство новой железной дороги, инициированное этой тройкой государств [Турция, Грузия, Азербайджан. - прим. ИА REGNUM], означает блокаду Армении, - заявил председатель Союза интеллигенции Джавахети (СИД) Азат Шипакцян. - Этот проект для армян Джавахка обернется потерей личных средств: земли, поселков, культуры, средств связи. И, самое главное, если сегодня Турция не желает разблокировать Армению, признать Геноцид, то нельзя допустить, чтобы турецкий ятаган снова проник в Джавахк. Джавахкские армяне один раз уже видели ущерб, нанесенный им. Во время нападения Турции на Джавахк в 1918 году погибли 40000 человек. И почему сегодня должен придти турок? Если он придет, то заставит нас говорить по-турецки, слушать турецкую музыку. Как сегодня нам навязывают грузинский, завтра навяжут турецкий". Председатель СИД отметил, что армянство Джавахка хочет донести свое слово до властей Грузии, удержать их от этого шага. "Это может стать миной замедленного действия в армяно-грузинских отношениях. США, ЕС, другие структуры высказались против этого проекта. Почему же Грузия стремится осуществить проект? Хочет осуществить, чтобы изменить демографический состав. И тогда снова будет власть турок, как это было двести лет назад. Если этот проект рассматривается как развитие, то я бы сказал, что это нужно турецкому правительству". По мнению сопредседателя незарегистрированной партии "Вирк", члена ахалкалакского районного собрания Давида Рстакяна, железная дорога Карс-Ахалкалаки-Баку - однозначно политический проект, который не только изолирует Армению, но и наносит вред интересам армян Джавахети. "Прежде всего, Джавахк является сельскохозяйственным районом, и при осуществлении этого проекта будут уничтожены значительные площади пахотной земли. Я уверен, что на созданных рабочих местах армяне работать не будут, хотя бы в плане безопасности. Логика проводимой политики заключается в следующем: участие армян в этом проекте не безопасно. Не признан Геноцид армян. И не только Турцией, но и Грузией. Причем в данном случае не гарантирована и безопасность армян", - уверен Рстакян. По словам председателя народного движения "Джавахк", заместителя председателя районного собрания Ахалкалаки Норика Карапетяна, у районного собрания пытались узнать о позиции местного населения. "Этот проект и в экономическом, и в политическом плане нанесет большой ущерб нашему региону. Может быть, на какое-то время Ахалкалакский район экономически и разбогатеет, однако этим воспользуются не армяне, а только грузины и турки". Есть, однако, и другие мнения. Так, по словам председателя Союза армянских писателей Грузии "Вернатун", начальника службы образования, культуры и спорта Ниноцминдского района (районной гамгеобы) Жоры Анхджяна, строительство железной дороги Карс-Ахалкалаки особой опасности не представляет: "Я и не думаю, что это сегодня должно стать для нас главной задачей. Как бы неприятно и нежелательно не было, в экономическом аспекте эта дорога может и будет нужна. Если мы думаем, что мы должны сохранить свой менталитет и обеспечить наше существование здесь, построив китайскую стену, то так не получится".

НАТО в Армении

Как сообщает "Арменпресс", 12 марта в Ереване открылся Информационный центр НАТО. В официальной церемонии открытия приняли участие министр иностранных дел Армении Вардан Осканян и помощник генерального секретаря НАТО по вопросам общественной дипломатии Жан Фурнье. Подчеркнув важность открытия Центра с точки зрения информирования армянской общественности о деятельности и роли НАТО, Фурнье отметил, что Центр призван организовывать диспуты и дискуссии по вопросам безопасности, современных вызовов, которым надо противостоять совместными усилиями. Открытие Центра - составная часть Программы действий персонального партнерства (IPAP) Армения-НАТО. В докладе группы оценки НАТО, находившейся с визитом в Армении с 28 января по 2 февраля, отмечается, что Армения добилась положительных результатов в плане реализации IPAP. "Промежуточная оценка показала, что обе стороны проявляют волю и готовность к выполнению всех намеченных программой действий", - сказал Фурнье.

Создание в Армении информационного центра НАТО является необходимостью. Как сообщает ИА "АРКА", такое мнение выразил 12 марта в Ереване министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. "Дело в том, что на постсоветском пространстве о НАТО сложилось не слишком соответствующее истине мнение, учитывая годы "холодной войны" и сложившиеся в этой связи у граждан стереотипы, что не вызывает удивления, однако НАТО это уже далеко не та организация, которая существовала во времена СССР", - отметил он. По мнению Осканяна, в этом контексте создание подобных информационных центров во всех бывших республиках СССР просто необходимо, а в случае Армении с ее комплементарной политикой - тем более. "Сегодня Армения является членом ОДКБ, в то же время активно сотрудничая с НАТО в рамках IPAP, что не может не вызывать у наших граждан некоторого недоумения, которое легко развеется с получением информации из первых рук", - отметил он.

НАТО заинтересована в сотрудничестве с Арменией, заявил журналистам 15 марта в Ереване руководитель отдела оборонного сотрудничества НАТО Джордж Кацирдакис. "НАТО заинтересована работать с Арменией, повестка сотрудничества с вашей страной, в том числе в рамках Программы действий индивидуального партнерства (IPAP), насыщена, и это сотрудничество выгодно обеим сторонам", - сказал Кацирдакис. В частности, по его словам, Армения может воспользоваться опытом стран Альянса в вопросе реформ и сама передать другим государствам собственный опыт. При этом он особо подчеркнул, что консультации Альянса носят добровольный характер. "Мы не заставляем и не просим вас о чем-либо. Мы лишь советуем вам, а как поступать, решаете вы сами", - сказал Кацирдакис. Он сообщил, что в ходе своего визита в Армению провел встречи в Службе национальной безопасности, полиции, МИД, Генштабе, в ходе которых были обсуждены вопросы, включенные в программу IPAP. Программа действий индивидуального партнерства реализуется в Армении начиная с января 2006 года. ("Де-Факто").

В ближайшее время в НАТО состоится подведение итогов первого года сотрудничества Армении с этой организацией в рамках Программы индивидуального партнерства. Как сообщил в ходе пресс-конференции 14 марта постоянный представитель РА в НАТО Самвел Мкртчян, предварительная дата предстоящего в Брюсселе обсуждения - 4 апреля, однако она может быть изменена. Было отмечено, что обсуждение пройдет в формате "26+1". По словам Мкртчяна, продолжительность IPAP обычно составляет два года, после чего программа может быть дополнена и продолжена, как это было в случае с Грузией. ("Ноян Тапан").

На вопросы PanARMENIAN.Net ответил заместитель генерального секретаря НАТО Жан Фурнье:

"Что конкретно может ожидать Армения от реализации Программы индивидуального партнерства НАТО-Армения (IPAP)?

Идея Программы индивидуального партнерства НАТО-Армения (IPAP) состоит в том, чтобы, с одной стороны, проводить политику НАТО в регионе. С другой стороны, мы помогаем данной стране в демократических и военных реформах. В политическом плане - это становление демократического гражданского общества, установление верховенства закона, реформы в области государственного управления. С военной точки зрения - это реформирование армии для приближения ее к международным стандартам, обеспечение системы безопасности. В этой связи я хочу подчеркнуть, что Армения достигла реальных успехов в плане реализации IPAP. В целом руководство Альянса удовлетворено уже достигнутыми результатами, о чем свидетельствуют промежуточные доклады экспертов НАТО, посещающих страну с визитами. Естественно, за несколько месяцев невозможно добиться осуществления полного объема программы, однако, я уверен, что в ближайшие годы все положения, зафиксированные в IPAP, будут реализованы.

Конгресс США одобрил заявления Грузии и Молдовы по поводу вступления в НАТО. Возможно ли вступление в Альянс Армении и Азербайджана и на каких правах?

В НАТО нет понятия ассоциированного членства, как, к примеру, в ЕС. В этом плане ни Армения, ни Азербайджан не рассматриваются как потенциальные члены НАТО. Сотрудничество с этими странами ограничивается участием в различных программах, как IPAP, так и в программе "Партнерство во имя мира". Есть также диалог c Арменией в формате "26+1". Я должен еще раз подчеркнуть, что в НАТО не ведутся переговоры с Азербайджаном по вопросу членства этой страны в Альянсе. Азербайджан, равно как и Армения, достаточно успешно сотрудничает с Альянсом в рамках IPAP, и этим отношения НАТО-Армения и НАТО-Азербайджан ограничиваются. Членство в НАТО совершенно не является обязательным для Азербайджана. Что касается Армении, то она также не обращалась в НАТО с просьбой о членстве.

Заинтересована ли НАТО в открытии армяно-турецкой границы и может ли Альянс содействовать этому процессу?

Вопрос открытия армяно-турецкой границы не входит в компетенцию НАТО, это дело двух стран. Конечно, мы выступаем за разблокировку границы, однако не считаем нужным вмешиваться в отношения между двумя странами. Альянс только приветствует шаги, направленные на сотрудничество и диалог в регионе, а также на обеспечение безопасности государств Южного Кавказа.

Какова позиция НАТО в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта?

Урегулирование нагорно-карабахского конфликта находится в компетенции Минской группы ОБСЕ. НАТО не занимается напрямую проблемой Нагорного Карабаха, однако мы внимательно следим за развитием переговорного процесса. Альянс является сторонником мирного урегулирования карабахского конфликта. Я должен также подчеркнуть, что мы признательны Армении за ту информацию по Нагорному Карабаху, которую предоставляет нам правительство Армении в рамках IPAP". (PanARMENIAN.Net)

"Укрепление в Армении НАТО на деле является укреплением Турции", - заявил корреспонденту "АрмИнфо" первый секретарь центрального комитета Коммунистической партии Армении Рубен Товмасян. По его словам, разговоры о том, что расширение натовского влияния в регионе не направлено против России, являются несостоятельными, так как возникает справедливый вопрос, ради чего существует Североатлантический альянс. "Сегодня нет Организации Варшавского договора, зачем же НАТО продолжает активно действовать?" - возмущается главный коммунист Армении. Он подчеркнул, что, если бы НАТО на самом деле хорошо относилась к Армении, блок должен был бы повлиять на Турцию, которая под предлогом неразрешенности карабахского конфликта организовала блокаду республики. Товмасян также добавил, что безопасность страны может быть гарантирована только в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Агентство отмечает, что заявления руководителя компартии приурочены к проходящей в эти дни неделе НАТО в Армении.

"Идеальные" кандидаты в президенты

Как сообщает газета "Азг", недавно начавший издаваться в Армении по стандартам журнала "Форбс" журнал "Лица" опубликовал результаты опроса "Идеальный кандидат в президенты", проведенного экспертами журнала. Кандидаты оценивались по 5-бальной системе и по 5 номинациям: интеллект, административный талант, политическая воля, внешность и терпимость. Согласно журналу, в интеллектуальном отношении наиболее близким к идеалу был признан первый президент Армении Левон Тер-Петросян (4,3), по умению администрирования - министр обороны Серж Саркисян (3,2), по внешности - председатель партии "Оринац Еркир" Артур Багдасарян, терпимости - министр иностранных дел Вардан Осканян (3,1), по политической воле - вновь Левон Тер-Петросян. Роберт Кочарян свой наивысший балл получил в номинации "умение администрирования". В публикации отмечается, что оценки, данные всем политическим деятелям, в целом низки, а потому название "Идеальный кандидат в президенты" лучше было бы заменить на "Более или менее приемлемый вариант, из того, что имеется".

Парламентские выборы

15 марта в Ереван уже прибыла первая группа наблюдателей миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ на предстоящих 12 мая парламентских выборах в стране. Об этом, передает "АрмИнфо", журналистам сообщил глава миссии ОБСЕ в Ереване посол Владимир Пряхин. По его словам, в состав первой группы долгосрочной миссии входят 13 человек - эксперты из Германии, Грузии, Латвии, Украины и США. Возглавляет эту группу бывший министр иностранных дел Словении посол Борис Фрлец. "Это первая группа, в дальнейшем она будет дополнена, поскольку всего в состав группы долгосрочных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ входят 24 человека. В нее входят эксперты по избирательному праву, СМИ, юристы по избирательному праву, специалист по гендерной тематике и специалист по делам молодежи, а также ответственный за материально-техническое обеспечение. Позже в Ереван прибудет группа краткосрочных наблюдателей ОБСЕ в составе 300 человек", - сказал Владимир Пряхин.

"Программа "Вызовы тысячелетия" в Армении может быть заморожена, если в стране будут большие проблемы - допустим, выборы будут признаны несостоявшимися, отмененными или перенесенными, в этом случае будет применена статья программы о замораживании", - заявил исполнительный директор программы Джон Данилович, выступая в подкомиссии по ассигнованиям и долгосрочным программам Палаты представителей США. "Я надеюсь, что подобного рода случаев в ближайшем будущем не предвидится. Месяц тому назад я говорил об этом с президентом Армении Робертом Кочаряном", - отметил он. Отвечая на вопрос конгрессмена Джо Нолленберга о том, возможен ли возврат средств, уже переданных Армении в рамках программы, Данилович сказал: "Сумма возвращению не подлежит, как только деньги поступают в программу, они сразу же тратятся", сообщает радиостанция "Свобода", отмечая, что по программе "Вызовы тысячелетия" Армения получит в 2008 году от правительства США $235 млн.

Представляющие провластные партии шесть членов избирательной комиссии 35-го избирательного округа Гюмри провели внеочередное конфиденциальное заседание, на котором приняли решение сместить члена партии "Оринац Еркир" Роберта Асатряна с поста председателя избиркома, сообщает газета "Аравот". Как пишет издание, пост главы комиссии был обещан представителю президента РА, сотруднику областной администрации Максиму Шахбазяну. Как и ожидалось, именно его и избрали новым председателем избиркома. В тот же день состоялись также выборы нового зампредседателя комиссии. Им стал представитель Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД) Бабкен Сароян. Данную информацию "Аравот" опубликовала под заголовком "Фальсификациям - зеленый свет".

По сведениям газеты "Айк", сотрудники Службы национальной безопасности посещают "авторитетов", которые в ходе предыдущих выборов работали в пользу "второстепенных" партий. Согласно газете, "авторитетам" предлагают работать на партии власти, и чтобы не упускать их из поля зрения, фиксируются номера их мобильных телефонов. Для пущего воодушевления "авторитетам" предлагается возглавить партийные штаб-квартиры, сообщает газета.

Газета "Чоррорд Ишханутюн" разделяет нынешнее политическое поле Армении на 4 группы, давая им свою характеристику:

1. Партии власти. Сюда входят Республиканская партия Армении (РПА), "Дашнакцутюн", "Процветающая Армения" и Объединенная трудовая партия. По мнению газеты, их цель абсолютно ясна: пытаются любой ценой репродуцировать структуру власти и предотвратить радикальные изменения. Конечно, они могут иметь между собой разногласия и "грызть друг другу глотки" за увеличение своей доли в пакете акций власти. В целом же, пишет газета, у них единая цель: сохранить за собой право грабить страну и впредь.

2. Формальная оппозиция. Это наиболее многочисленная группа. В нее входят не имеющие, на первый взгляд, ничего между собой общего Народная партия Армении (НПА), "Дашинк", "Оринац Еркир", "Национальное единение", Тигран Карапетыч [Тигран Карапетян, Народная партия. - прим. ИА REGNUM], "Новые времена" и многие другие. По-человечески лидеров этих партий можно понять, считает газета, - понимая, что они не в состоянии поднять и возглавить общенародную волну протеста, они решили найти свое место в рамках очерченных властями правил игры и, таким образом, как-нибудь проскочить в будущий парламент. Причем, отмечает газета, самая непримиримая борьба ожидается именно внутри этой группы.

3. Действительная оппозиция. Пока что в этой группе видны две политические силы - блок "Импичмент" и партия "Анрапетутюн". Сотрудничества между этими силами пока нет, но цели у них одни и те же: организовать общенародную борьбу и посредством решительных шагов попытаться вывести страну из кризиса. По мнению газеты, шансы на победу у этой группы наиболее призрачные, "и все потому, что понятие "победы" для них означает одно, а, к примеру, у НПА - совершенно иное".

4. Сторонники бойкота. По мнению газеты, это самая странная группа, поскольку в данном случае не понятны цели. Очевидно, что их призыв не принимать участия в выборах направлен оппозиционному электорату. Но почему они пытаются добиться отставки властей бездействием? Почему бы вместо этого не призвать общественность присоединиться к третьей группе? В конце концов, отмечает газета, власти расписали сценарий своего воспроизводства в надежде, что около половины избирателей на выборы не пойдут, - так стоит ли невольно облегчать этот сценарий? ("Чоррорд Ишханутюн")

К теме расписанного властями сценария обратилась и газета "Айкакан жаманак". Ссылаясь на свои близкие к вершине пирамиды власти источники, газета пишет: "В парламент войдут 7 партий - РПА, "Процветающая Армения" ("ПА"), АРФ "Дашнакцутюн", "Оринац Еркир", "Национальное единение", Народная партия Армении и Народная партия. Согласно сведениям, 60% парламентских мандатов будут распределены между РПА и "ПА". То есть две эти властные партии будут обладать 79 мандатами. При этом, согласно политической договоренности, РПА получит 20 мандатов из мажоритарных округов и 23 мандата по партийным спискам. "Процветающая Армения" получит 11 депутатов-мажоритарников и 25 депутатов по партийным спискам. АРФ "Дашнакцутюн" по этой карте выделено 11-12 мандатов. Около 10 мажоритарных мандатов будут распределены вперемешку - предпринимателям и олигархам. Остальной 31 мандат достанется так называемой оппозиции. Согласно нашим источникам, на данный момент ситуация такая: "Оринац Еркир" получает 9 мандатов, "Национальное единение" - 8 мандатов, Народная партия Армении Степана Демирчяна - 7 мандатов, и еще 7 мандатов получит Народная партия Тиграна Карапетяна". При этом газета отмечает, что, тем не менее, вопрос Степана Демирчяна пока однозначно не решен. По словам источника "Айкакан жаманак", пост спикера Национального Собрания (НС) отдан "Процветающей Армении", но конкретное лицо пока не определено. Посты двух заместителей председателя НС распределены между РПА и "Дашнакцутюн", утверждает издание. По данным газеты, в качестве кандидатов на эти должности упоминаются имена нынешних министра юстиции Давида Арутюняна и спикера Тиграна Торосяна - от РПА и вице-спикера Ваана Ованнисяна и председателя постоянной парламентской комиссии по внешним сношениям Армена Рустамяна - от "Дашнакцутюн". Если все пройдет согласно сценарию, пишет газета, то премьер-министром Армении станет Серж Саркисян. Позднее, в 2008-м, Серж Саркисян и Роберт Кочарян произведут "рокировку". Что касается нынешнего премьер-министра Андраника Маргаряна, то ему достанется либо должность руководителя парламентской фракции РПА, либо должность исполнительного директора "АрмРосгазпрома", пишет "Айкакан жаманак".

По мнению редактора газеты "Аравот" Арама Абраамяна, главной интригой предстоящих парламентских выборов может стать возможное столкновение Республиканской партии Армении и партии "Процветающая Армения". Сила столкновения будет зависеть от степени взаимовыгодности и прочности согласия, достигнутого между Робертом Кочаряном и Сержем Саркисяном, и от того, насколько уверенно эти два деятеля "управляют" своими командами, считает Абраамян. Некоторую "полуинтригу" могут содержать и противоречия между исполнительной властью (РПА) и полуоппозиционной партией "Дашинк" Самвела Бабаяна. Противоречия могут ограничиться Сюником, где соперничают Бабаян и брат Сержа Саркисяна, но при определенных обстоятельствах могут проявиться и на "общенациональном уровне". А обстоятельства состоят в следующем: Самвел Бабаян не мог выйти из тюрьмы, сохранить материальные ресурсы, приобретенные в Карабахе в бытность "силовым олигархом" этой республики, не мог, выйдя на свободу, развернуть в Армении свой бизнес без одобрения Роберта Кочаряна, продолжает Абраамян. Следовательно, если бы действующий президент РА даже минимально не поддерживал господина Бабаяна, последний не смог бы заняться в Армении политической деятельностью, делает вывод редактор "Аравот". С другой стороны, очевидна непримиримая вражда между лидером "Дашинка" и министром обороны. Эта вражда имеет глубокие корни и давнюю историю, берущую начало в 1992-1993 гг. Недавно на телеканале "Еркир Медиа" Бабаян коснулся причин неприязненных отношений с Сержем Саркисяном, обвинив своего соперника в неактивном участии в карабахской войне. Более того, сообщает редактор "Аравот", усилиями окружения лидера "Дашинка" вновь всплыла история о том, что в тот период, когда Самвел Бабаян обладал в Карабахе большей властью, чем Серж Саркисян, последний был "выдворен" из Нагорного Карабаха.

В Армении нет достаточных предпосылок для "цветной" революции - такого мнения, согласно газете "Аравот", придерживается заведующая кафедрой политологии Корнеллского университета США профессор Валери Банс. Госпожа Банс - знаток стран, испытывающих трудности переходного и постпереходного периода. Свой политологический опыт она, в частности, обогатила исследованиями, проведенными в Сербии, на Украине и в Грузии. На днях группа армянских журналистов получила возможность встретиться и побеседовать с Валери Банс в посольстве США в Ереване. В ходе встречи журналисты попросили госпожу Банс назвать обстоятельства, которыми, на ее взгляд, обусловлена "ареволюционная" ситуация в Армении. По мнению американского специалиста, существенное значение в этом вопросе имеет разобщенность оппозиции. Другим важным фактором, уменьшающим вероятность смены власти в Армении, является отсутствие в обществе веры почти во все и во всех, считает госпожа Банс. Общество не верит властям, однако оно не верит и оппозиции, которая не предлагает реальной альтернативы. Какими политологическими терминами можно охарактеризовать Армению? Отвечая на этот вопрос, профессор Банс отметила, что здесь, с одной стороны, присутствуют формальные элементы демократии, а с другой - очевидно формирование фактической системы, присущей авторитаризму и диктатуре. Политической борьбы, по сути, нет. Нет цивилизованного столкновения и борьбы четко сформулированных идей. В результате - власть сама планирует и осуществляет формирование политического поля, а в конечном счете и властной системы. Иными словами, даже инструменты, присущие демократической системе, правительство ставит на службу делу укрепления и перманентного сохранения своей власти, считает Банс. Эту достаточно меткую, по мнению "Аравот", оценку Валери Банс подкрепила не менее метким примером - созданием "Prosperous Armenia" [партии "Процветающая Армения". - прим. ИА REGNUM].

По данным соцопроса, проведенного Армянской социологической ассоциацией, 72% респондентов выразили намерение участвовать в голосовании на парламентских выборах 12 мая. Опрос проводился 10-24 февраля в 84 населенных пунктах 11 областей Армении. 18,2% опрошенных решили голосовать в пользу партии "Процветающая Армения", 10,6% - за Республиканскую партию Армении, 6,7% - за партию "Оринац Еркир". На четвертом месте - Народная партия Тиграна Карапетяна с 5,1%, а "Дашнакцутюн" получила 4,8% и занимает пятое место. В пользу остальных партий проголосует крайне малый процент избирателей. Так, за "Национальное единение" намерены голосовать 3%, "Наследие" Раффи Ованнисяна и НПА Степана Демирчяна - по 2,6%, Объединенную трудовую партию - 0,8%, Армянское общенациональное движение - 0,5%, партию "Республика" Арама З. Саркисяна - 0,4%. Пока не определились 26,4% из 2000 опрошенных, ни за кого не проголосуют 17,3% от этого числа. ("Ноян Тапан").

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.