В правительстве РФ пока нет определенной поддержки идеи законодательного закрепления конкретных прогнозных параметров топливно-энергетических балансов страны и регионов (ТЭБ), принципов составления и применения ТЭБ. Между тем, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, по итогам слушаний в Госдуме 20 марта депутаты рекомендовали чиновникам разработать и внести соответствующий документ в нижнюю палату российского парламента.

В настоящее время ТЭБ, составляющие основу Энергетической стратегии, формируются разных видов и с различными целями. Например, годовые и среднесрочные, в которых наибольшее внимание уделяется электроэнергетике и газовой промышленности, позволяют задать тарифы на срок до 3 лет, рассказал глава департамента ТЭК Минпромэнерго Анатолий Яновский. Недостатки, по его словам, связаны с отсутствием таких балансов по каждому субъекту РФ и единой методики разработки ТЭБ как на федеральном, так и на регионом уровне. "Достаточна ли законодательная база?, - заметил чиновник, и добавил, что пока нет ясности в том, надо ли вносить изменения в существующие законы или разрабатывать новый.

Яновский отметил, что в действующем законодательстве роль ТЭБ - индикативная, это инструмент прогноза, который не является обязательным, а главная проблема - оно не предусматривает увязки энергетических балансов с региональными социально-экономическими программами и с бюджетным процессом. Поэтому те решения, которые принимаются при составлении бюджета, вступают в противоречие с ситуацией в топливно-энергетическом секторе рынка, заявил Яновский. Предложения Минпромэнерго - вносить изменения в закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития" от 1995 г., чтобы "отразить статус ТЭБ, который мы хотим ему придать" и продолжать работу над единой методикой формирования региональных прогнозных ТЭБ и мониторинга за их исполнением. Данная методика, уточнил Яновский, уже согласована с МЭРТ, ФСТ, Росстатом, и в ближайшие месяцы должна быть рассмотрена на специальном совещании в правительстве.

Учитывая, что рост российской экономики связан с увеличением спроса на энергетические ресурсы, нужно не просто наращивать их производство, а менять структуру генерации, повышать энергоэффективность и использовать возобновляемые источники энергии. "Сложившаяся ситуация представляет угрозу для энергетической безопасности страны и требует изменения структуры энергетического баланса", - заявил глава комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. По словам депутата, нерациональность энергогенерации (66,5 объема энергии вырабатывают тепловые станции, 17,7% - гидроэлектростанции, 15,8% - атомные станции) и гипертрофированная газовая структура энергетического баланса страны (в структуре топливного баланса электростанций РАО ЕЭС на него приходится свыше 70%) требуют оптимизации ТЭБ на период до 2030 г.: увеличение производства электроэнергии более, чем вдвое при увеличении доли атомной энергии до 23-25%, сохранение уровня добычи нефти с увеличением производства моторных топлив не менее, чем в 1,5 р., увеличение добычи газа до 800-870 млрд куб. м при снижении его доли в общем потреблении энергии до 44-47%, увеличение добычи угля до 500-550 млн т при направлении основного прироста на электростанции, кратный рост использования возобновляемых источников энергии. Оптимизация топливно-энергетического баланса должна найти законодательное отражение, подчеркнул Язев.

По мнению члена думского комитета Валентина Иванова (фракция "Единая Россия") в этой связи ТЭБ должен стать "не разновидностью налогового бухгалтерского учета, а системой взаимосвязанных параметров, необходимых для реализации указанной политики на этапах осуществления прогноза, разработки стратегии, программ". В своем выступлении он отметил, что для формирования ТЭБ нужна не только методология их составления и наличие разветвленной системы институтов управления энергетикой, но и базовое законодательство для государственной статистики, поскольку ТЭБ лежат в основе энергетической статистики, являясь и системой представления данных и средством проверки их достоверности. Большинство стран имеют законы о государственной статистике, но "по-видимому, в органах федеральной исполнительной власти, пока не существует единого взгляда на место и роль ТЭБ и энергетической статистики", отметил Иванов. Он также обратил внимание на то, что ни один из органов не отвечает за государственную энергетическую статистику в том объеме, как это принято в Евросоюзе и в США. "Федеральное агентство по энергетике полагает, что составлять балансы должно Минэкономразвития, а Росстат активной позиции не заявляет", - полагает член комитета Госдумы по энергетике.

Справка: до 2030 г. ТЭБ России предполагается строить на базе газа и нефти, но их суммарная доля в производстве энергии должна уменьшиться с 81% в 2005 г. до 66-73% в 2030 г. При росте добычи газа за этот период на 33% его доля в общем производстве энергоресурсов снизится к концу периода до 37-41% при уменьшении доли нефти с 38,6% в 2005 г. до 29-32% в 2030 г. Важную роль в снижении доли газа и нефти сыграет начавшийся рост доли угля в производстве энергоресурсов - с 12,5% в 2005 г. до 16-17% (по инерционному сценарию развития экономики) и до 21% (по ускоренному сценарию развития экономики в 2030 г.). При этом должна вырасти доля нетопливных энергоресурсов (с 6,3% в 2005 г. до 11-13% в 2030 г.) и возобновляемых источников энергии (с 0,1% до 1,5%), хотя они не будут иметь существенного значения в энергетическом балансе России.