Качество работы Следственного комитета Генпрокуратура не гарантирует

Москва, 19 марта 2007, 15:22 — REGNUM  Генпрокуратура неоднократно высказывалась за разграничение полномочий по осуществлению надзора за следствием и процесс организации и ведения следствия, несмотря на то, что в мире подобного опыта нет, однако законопроект, внесенный в Госдуму единороссами Алексеем Розуваном и Алексеем Волковым, в предложенной редакции не поддерживает. Об этом, как сообщает ИА REGNUM, 19 марта заявил замгенпрокурора Сабир Кехлеров, участвовавший при обсуждении законодательной инициативы на заседании думского комитета по госстроительству.

Он подчеркнул, что сегодня "можно и нужно" менять порядок возбуждения уголовных дел: за исключением экономических преступлений (ст. 159 и 160 УПК), следователи (дознаватели) могут получить право сами возбуждать уголовные дела. По словам замгенпрокурора, в ведомстве не против того, чтобы следователи сами обращались в суд.

В то же время, заявил Кехлеров, в таком виде поправки в закон о прокуратуре и в Уголовно-процессуальный кодекс не могут быть поддержаны. "Создается не подконтрольный Генпрокуратуре самостоятельный государственный орган. Речь идет не о том, что он в системе. Это совершенно независимый орган и руководитель комитета - никакой не замгенпрокурора. Он не подчиняется генпрокурору", - сказал Кехлеров. По его словам, руководство прокуратуры не может согласиться с предлагаемым порядком назначения главы Следственного комитета, который аналогичен порядку назначения генерального прокурора.

"Вы говорите, что оставляете функцию уголовного преследования за прокурорами. Но в то же время, лишаете возможности возбуждать уголовное дело, прекращать преследование. В чем тогда эта функция?", - заметил Кехлеров. Он также обратил внимание, что позиция прокурора формируется именно на стадии следствия, прокурор может видеть пробелы следствия, в отличие от дознавателей. Замгенпрокурора привел в пример ряд международных документов, в том числе ООН и Комитета министров Совета Европы, утверждающие три составляющие прокурорской деятельности: возбуждение уголовных дел, расследование и надзор за законностью принимаемых решений.

Замгенпрокурора Евгений Забарчук привел данные, которые, по его словам, характеризуют качество работы следователей и подчеркивают роль прокуроров в процессе уголовного преследования: в 2006 г. было возбуждено около 3,7 млн. уголовных дел, по 18 тыс. уголовных материалов прокурор отказал в возбуждении дела, по 220 тыс. материалов прокурор решил вернуть их на дополнительную проверку. Более 1 млн. нарушений было выявлено прокурорами на стадии возбуждении уголовных дел.

"Если вы высоко оцениваете уровень подготовки следователей... вы должны понимать, что вы делаете", - сказал Забарчук. "Половина следователей МВД не имеют высшего образования", - добавил Кехлеров.

"Итак, есть вопросы по технологии реализации функций прокуроров, чтобы не затронуть реальные надзорные полномочия прокуроров", - подвел итог глава комитета по госстроительству Владимир Плигин.

Сомнения у замгенпрокурора вызвала также пояснительная записка к законопроекту, в которой говорится, что ни финансовых затрат, ни изменения законодательства в случае одобрения закона не потребуется. "Сотни и десятки нормативных актов и десятки законов придется менять. Если структура (Следственного комитета - ИА REGNUM) никем не определена, как можно определять, нужны затраты или нет?", - считает Кехлеров.

Отвечая на вопросы журналистов, Забарчук объяснил, что в Следственный комитет предполагается ввести пока только следователей Генпрокуратуры, которых сегодня порядка 7 - 8 тыс. (во всех остальных правоохранительных органах следователей больше). Между тем представитель Генеральной прокуратуры не смог уточнить вероятную численность комитета.

Законопроект был рекомендован к принятию в первом чтении. Его рассмотрение запланировано на 23 марта. Ранее поправки Розувана и Волкова рассматривались в комитете по безопасности, в котором голоса "за" и против" разделились поровну - 10 против 10. Решение по законопроекту предстоит принять комитету по законодательству.

Согласно документу, он направлен на организационное разграничение функций органов прокуратуры по организации и проведению предварительного расследования по уголовным делам, с одной стороны, и по осуществлению надзора за соблюдением законности при дознании, предварительном следствии и при рассмотрении уголовных дел в судах. Данное разграничение предлагается осуществить путем создания в структуре органов прокуратуры РФ Следственного комитета Генпрокуратуры, следственных управлений прокуратур субъектов РФ и других специализированных прокуратур, следственных управлений прокуратур городов и районов, военных следственных управлений военных прокуратур.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.