Альпинисты из Москвы, которые потерпели аварию в Безенгийском ущелье (Кабардино-Балкария), не герои, а авантюристы, заявили сегодня, 16 марта, вечером на пресс-конференции в Главном управлении МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике спасатели, принимавшие участие в операции по их эвакуации.

"Их героизация может создать прецедент для тех, кто легкомысленно относится к опасностям, ожидающим в горах неподготовленных людей", - заявил начальник спасательного отряда "Нальчик" Эльбрусского поисково-спасательного отряда МЧС России Ахмат Мишаев.

Спасатели Азнаур Аккаев, Адильби Ахкубеков и Ибрагим Лелюкаев рассказали журналистам, что 3 альпинистов из Москвы уже не первый раз пытаются пройти по маршруту, на котором с ними произошла авария. "Летом они вышли вообще без радиосвязи, дошли до середины маршрута и спаслись, можно сказать, чудом", - сказал один из спасателей.

Он также опроверг утверждения московских альпинистов, что у них не было радиосвязи с альплагерем. Просто они могли спокойно проигнорировать время выхода в эфир. Например, один раз Анастасия Стаканкина объяснила это тем, что в горах очень холодно и из палатки для сеанса связи не хочется выходить.

Спасатели утверждают, что у московской группы не было достаточной альпинистской подготовки, чтобы идти по такому сложному маршруту, как траверс Безенгийской стены. То, что двое из этой группы остались в живых, специалисты называют счастливым стечением обстоятельств, а не уровнем их горной подготовки.

"Но мы сейчас не имеем права запретить никому пойти в горы, а можем только порекомендовать не делать этого, к таким горе-альпинистам можно применить лишь незаконные методы воздействия: связать, дать слабительное или ногу сломать. Сами понимаете, таких полномочий у нас нет", - сказал руководитель альплагеря "Безенги" Али Анаев.

Он вспомнил случай с альпинистом из Украины Романом Карпенко, который пропал именно в районе Безенгийской стены несколько лет назад. "Ни начальник учебной части, ни я не смогли его отговорить от этого рискованного шага. Единственное, что я мог сделать, это взять с него расписку о том, что он идет в горы вопреки советам спасателей. Потом, когда он пропал, и в республику приехали его родители, они назвали меня убийцей. А как я мог его остановить?" - заметил Анаев.

"Это общероссийская проблема и я об этом написал сегодня ответственному секретарю Федерации альпинизма России. Думаю, к проблеме наконец-то серьезно отнесутся. Мы отошли от советского альпинизма, когда за нарушения правил восхождения могли вообще выгнать из лагеря, но ничего лучшего не придумали", - подчеркнул он.

Спасатели заметили, что не удивятся, если через какое-то время эти же самые люди, которые они назвали не героями, а антигероями, снова появятся в горах.

"Для спасения московской группы были задействованы 40 лучших альпинистов, которые шли к месту происшествия несколько дней. Конечно, это наша обязанность. Если люди будут терпеть бедствие, мы будем их спасать, но героями их назвать нельзя. Это не герои, а антигерои", - сказал Мишаев.

Напомним, что 11 марта спасатели получили сообщение, что трое альпинистов из Москвы терпят бедствие в горах Кабардино-Балкарии. Двоих из них - Анастасию Стаканкину и Максима Быкова через 4 дня удалось эвакуировать, третий участник группы - Максим Землянников погиб.