Группой самарских предприятий авиационно-космической отрасли во главе с государственным научно-производственным ракетно-космическим центром "ЦСКБ-Прогресс" подготовлен к реализации проект создания ракеты-носителя "Союз-2-3" с использованием двигателей НК-33, разработанных ОАО "Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова", сообщили корреспонденту ИА REGNUM-ВолгаИнформ в пресс-службе "ЦСКБ-Прогресс".

РН "Союз-2-3" - трехступенчатая ракета-носитель среднего класса, которая является дальнейшей модернизацией РН "Союз-2" с целью повышения энергетических возможностей для расширения номенклатуры запускаемых космических аппаратов. Ракета-носитель "Союз 2-3" разрабатывается с максимальным использованием конструкции, бортовых систем и производственно-технологической базы, созданной для РН "Союз-2" этапа 1б, и с использованием существующей наземной инфраструктуры космодромов "Байконур" и "Плесецк" с соответствующей доработкой и дооснащением технических и стартовых комплексов. Основное отличие РН "Союз-2-3" от РН "Союз-2" заключается в использовании центрального блока новой разработки (с увеличением на 50 т заправляемого топлива по сравнению с центральным блоком РН "Союз-2" и с увеличением диаметра блока при сохранении его длины).

На блоке используется более совершенный по энергетическим характеристикам маршевый двигатель НК-33-1 (в кардановом подвесе). Базовый двигатель НК-33 создавался в 1969-1977 гг. для "лунного" носителя Н1. В настоящее время 53 двигателя имеются в хранилище СНТК им. Н. Д. Кузнецова. Для использования в составе РН "Союз-2-3" двигателю НК-33 потребуется некоторое дооснащение. Кроме того, предстоит решить такой проблемный вопрос, как подтверждение сохранения свойств применяемых материалов и работоспособности двигателя НК-33 в целом после длительного времени хранения (34 года). Для доработки, испытаний и развертывания серийного производства двигателей потребуется подготовить производственную и испытательную базы на СНТК им. Н. Д. Кузнецова, ОАО "Моторостроитель" и предприятиях кооперации.

Специалистами отрасли был положительно оценен эскизный проект РН "Союз-2-3". В частности, в заключении ЦНИИМаш (Центрального научно-исследовательского института машиностроения) указывается, что сжатые сроки разработки комплекса (до 4 лет) и высокие технико-экономические показатели обеспечат его конкурентоспособность на мировом рынке космических услуг. Применение на центральном блоке двигателя НК-33-1 с более высокими в сравнении с РН "Союз-2" характеристиками (по тяге и удельному импульсу тяги) позволит существенно (на 38%) повысить грузоподъемность носителя. Имеющегося запаса двигателей достаточно для эксплуатации носителя в течение 10-12 лет (при прогнозируемом годовом темпе пусков 4-5). За это время можно возобновить производство двигателей, в том числе за счет средств от коммерческой эксплуатации носителя, и реализовать варианты дальнейшего совершенствования ракеты космического назначения.

20 февраля 2007 г. в ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" проведен расширенный научно-технический совет с участием ОАО "Моторостроитель" и ОАО СНТК им. Н. Д. Кузнецова, на котором рассмотрена концепция создания РН "Союз-2-3" с двигателем НК-33. В решении НТС отмечается, что проект может быть реализован в кратчайшие сроки, порядка четырех лет, и с минимальными затратами финансовых средств. В целях активизации дальнейших работ и подтверждения концепции использования двигателей НК-33 в проекте РН "Союз-2-3" решено провести в 2007 г. и начале 2008 г. огневые стендовые испытания двух двигателей НК-33 на стенде ОАО "Моторостроитель" с минимальными затратами и максимальным использованием собственных средств предприятия.