На этой неделе (12 - 16 марта) в СМИ появилась информация, что глава государства уже в ближайшее время может назвать имя человека, который станет исполняющим обязанности губернатора Камчатской области, а потом и главой края. В свою очередь действующему губернатору Михаилу Машковцеву, по его же словам, предложена должность в аппарате президента страны, и он на нее уже согласился. Таким образом, смена власти на Камчатке - всего лишь вопрос времени. Губернатор Михаил Машковцев 16 марта дал корреспонденту ИА REGNUM эксклюзивное интервью о своих достижениях на посту губернатора и о планах на будущее.

ИА REGNUM: Михаил Борисович, вы заняли пост главы региона в 2000 году. Какой досталась вам область?

Я пришел в свой кабинет, а здесь на рабочем столе сантиметров 20 толщиной стопка телеграмм от поставщиков топлива о том, что прекращают все поставки. Как раз начался новый год - за старый год огромные долги, полное отсутствие запасов топлива на полуострове и отказы всех поставщиков продолжать поставки. Я очень хорошо помню, что в первый месяц работы я просыпался по утрам в холодном поту... Не мог понять, что я действительно вчера сделал, а что мне приснилось как продолжение рабочего дня. Думаю, сейчас уже можно признать, что в первые месяцы я думал: "Зачем мне это надо было - из спокойного депутатского кабинета без всяких хлопот взвалить на себя весь этот кошмар!". Ну, слава Богу, остатки того, что "лежало на асфальте", сейчас вполне жизнеспособно. Реанимировать область удалось. И не только реанимировать, но область двигается вперед, и что бы ни говорили недоброжелатели - область развивается.

ИА REGNUM: Ну, кроме топливной проблемы были и другие... Какие основные на тот момент, начало 2000-х годов, проблемы вы бы выделили?

Копеечная зарплата бюджетников, которая выдавалась с большими задержками. Полный застой в культуре, в решении социальных проблем, ужасающая нищета части населения. Вы давно видели на улицах у магазинов детей, которые просят денег на хлеб? Я уже давно не вижу, а тогда это было массовым явлением... Сейчас приоритетными направлениями расхода бюджета являются социальные нужды. Хотя все время депутаты говорят, что мало выделяем, надо еще. Действительно мало, хотелось бы еще, но... Вот один из ярких примеров, у нас сегодня один из лучших на Дальнем Востоке центр гемодиализа -аппарата искусственной почки. Сейчас мы получаем оборудование, и наш центр по высоким медицинским технологиям станет вообще лучшим на Дальнем Востоке.

ИА REGNUM: Михаил Борисович, но даже несмотря на то, что регион достаточно проблемный, вы в 2004 году решились на второй срок. Почему?

Не все еще, что мог сделать, сделал. И на второй срок решаться было гораздо легче, чем на первый. Не было катастрофических ситуаций, уже многое удалось сделать. В частности, наладить нормальную работу рыбохозяйственного комплекса. Конечно, тем, кто привык брать все себе - это было очень обидно, и обидно до сих пор. Но бюджет Камчатки стал получать гораздо больше доходов от рыбной отрасли. Я очень хорошо помню, когда в 98-м году гниющей рыбой были завалены все поля. Тогдашний глава Усть-Большерецкого района Беккер очень гордился тем, что в том году району досталось от рыбалки дополнительных 3 миллиона рублей. Когда мы стали получать дополнительно для района 60 миллионов рублей, мы это стали считать нормой.

ИА REGNUM: Однако у вас под окнами время от времени некоторые рыбные компании проводят митинги, говорят, что вы развалили рыбную отрасль - основную на Камчатке...?

Вот именно. Встает под окнами не отрасль, а встают те самые обиженные, которые привыкли действовать по принципу из "Республики Шкит": "Моей группе - горбушки, остальным - тоже по справедливости". А поскольку у меня другое понятие справедливости, то обиженные всегда будут. Я считал бы, что я ничего не сделал в рыбной отрасли, если бы под моими окнами не собирались те рыбные генералы, которые привыкли хапать, хапать и хапать. Они должны были быть обиженны. Я очень рад, что они постоянно посылают своих "агентов" протестовать против моих методов работы.

ИА REGNUM: А за семь лет губернаторства вы приобрели больше политических врагов или политических друзей?

Приятно, что многие бывшие оппоненты становились друзьями и сторонниками. К сожалению, были и потери бывших сторонников. Однако процесс превращения бывших оппонентов в сторонники был гораздо заметнее, чем обратный процесс. Вообще, без врагов жизни не бывает. Помните, как у Александра Дольского: "Ну что за жизнь, когда кругом одни друзья и их не счесть, никто не стал твоим врагом - не заслужил ты эту честь". Я честь иметь врагов заслужил.

ИА REGNUM: В июле уже официально на карте страны появится Камчаткой край. Как вы оцениваете это объединение?

Я посмею себе нескромно напомнить, что инициатива референдума по объединению принадлежит именно мне, и я был главной движущей силой в подготовке к референдуму. Вообще, все это разделение на субъекты, которое произошло в начале 90-х, было достаточно искусственным. Для Камчатки это было абсолютно искусственно, так, как когда-то, в Советские времена, Корякский округ сам по себе был искусственно создан. Поэтому объединяться было необходимо. И я надеюсь, что новая работа в Москве даст возможность помогать камчатцам. Все, что можно будет сделать, я буду делать.

ИА REGNUM: Остались ли какие-то дела, которые вы хотели бы сделать на Камчатке, но в связи с объединением и автоматическим уходом с поста - не успеваете?

Стратегических - не осталось. Отдельные недоделки, конечно, остались. Ну, все равно бы что-нибудь осталось - сделали одно, появились бы новые заделы. Невозможна такая ситуация, когда скажешь, что сделал все, и закроешь дверь на ключ. Обязательно бы что-нибудь осталось, что хочется доделать. Ну, думаю, до конца все доведет будущий губернатор.

ИА REGNUM: Какой вы оставляете Камчатку своему преемнику?

Я оставляю вполне жизнеспособную, которая устойчиво экономически развивается. В хороших руках, а я надеюсь, что руки у преемника будут хорошие, область действительно в ближайшие несколько лет достигнет серьезного экономического процветания.

ИА REGNUM: Каким должен быть ваш преемник?

Это должен быть честный, бескорыстный, не коррумпированный человек, имеющий хорошую экономическую подготовку, но, прежде всего, умеющий любить людей и заботиться о них. Наверное, самое главное, чего мне удалось добиться за этим семь лет, что каждый человек в Камчатской области, в любой день, если ему это крайне необходимо, мог поговорить и встретиться с губернатором. То есть, главное, что требуется от руководителя такого уровня - переживать чужую боль как свою.

ИА REGNUM: Как отреагировала ваша семья, в частности, первая леди Камчатки, на то, что вы скоро покинете пост губернатора?

Ну, если говорить честно, Татьяна Борисовна очень устала от моего губернаторства. Она мне очень помогала все эти годы. И сейчас помогает, но ей очень хочется, чтобы эта работа когда-то закончилась. Потому что для нее это тоже постоянное нервное напряжение. Мое нервное состояние и усталость передаются ей. Ей хочется тишины и покоя. Она очень рада.

ИА REGNUM: А ваши дети?

Обе мои дочери в Санкт-Петербурге. Закончили вузы. Работают. У старшей есть муж и сын. Младшая занимается наукой. Отношения у них к окончанию моего губернаторства - разное. Одна из них, как и мама, радуется, а другая считает, что мне еще можно поработать.

ИА REGNUM: Вы собираетесь в Москву. А есть в столице собственное жилье?

Нет. Ничего нет. Когда мне предложили работу, я сказал, что мне нужна какая-та служебная жилая помощь. Ее мне пообещали.

ИА REGNUM: Что будете делать на пенсии, когда уже уйдете и из администрации президента? Вернетесь на Камчатку или поедете на свою родину - в Санкт-Петербург?

Мой отъезд с Камчатки в Москву, если он состоится, будет первым шагом к возвращению в Петербург. Я никогда не скрывал, что когда моя работа уже будет не нужна, я хотел бы вернуться в свои родные места, где мне все близко. Не буду скрывать, что в Ленинградской области у меня есть небольшая дачка. Там хороший яблоневый сад. Буду сидеть в саду, пить самодельную яблочную настойку, закусывать яблоками и наслаждаться отдыхом.

ИА REGNUM: Какой вы видите Камчатку в ближайшие 5-10 лет?

Абсолютно уверен, что в ближайшие пять лет те проблемы, о которых уже не знают жители, но каждый день сталкиваются работники администраций (где взять деньги на выплату зарплаты, где взять деньги на социальные пособия и т. д.), они исчезнут не только из сознания самих людей, но и из сознания чиновников. Латания дыр уже не будет. Я уверен, что люди будут жить гораздо спокойнее и гораздо благополучнее. Но проблем останется еще много....