15 марта в Афинах состоялся российско-болгарско-греческий саммит, где было подписано межправительственное соглашение о строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис. Американцы, действительно, пытались надавить на Грецию, чтобы заблокировать осуществление этого проекта, не столько имея желание лишить Россию прибылей, сколько усилить эксклюзивность уже работающего проекта Баку-Джейхан и возможного проекта нефтепровода от Черного моря до албанского города Влер.

Многие "эксперты" сейчас, накануне осуществления проекта, радуются якобы усилившемуся взаимодействию между Россией, Грецией и Болгарией, некоторые говорят чуть ли не о православном нефтепроводе и возрождении влияния России на Балканах. На мой взгляд, какое культурное влияние у России было на Балканах, такое и осталось, не больше не меньше - проект нефтепровода тут абсолютно ни при чем. И глупо здесь испытывать какую "державную" радость.

Для всех участвующих в этом проекте сторон это всего лишь лакомый экспортно-сырьевой механизм, из которого каждый старается извлечь, прежде всего, финансовую и экономическую прибыль. И России нужно не забывать об этом.

Греция согласилась на этот проект, не побоявшись США, так как перед ней стоит пример Турции, которая на сегодняшний день чуть ли не монополизировала весь транзит нефти и газа в Южную Европу, исходящий из региона Большого Каспия. Греции, как и Болгарии, нужно топливо. Этим странам хочется быть транзитёрами, получающими транзитные платы, новые рабочие места, и некое геополитическое влияние в регионе.

Показательно, что на этот счет сказал посол Болгарии в РФ Пламен Грозданов. По его словам, проект нефтепровода Бургас-Александруполис "исключительно важен, в нем заинтересованы не только каждая из трех стран-участниц - Россия, Болгария, Греция, но и вся Европа. По словам посла, "проект решает серьезный вопрос о более прямом доступе нефти из каспийских, российских источников на рынок ЕС". "Всем известно, что пролив Босфор перегружен до предела из-за специфики его пропускной способности и географических реалий, а также чрезмерной загруженности, - заметил дипломат. - Проект Бургас-Александруполис обеспечивает, помимо прямого доступа к различным источникам нефти, связь с уже имеющимися возможностями доставки нефти из Новороссийска".

По словам Грозданова, "Болгария в принципе заинтересована в статусе транзитной страны". Ее географическое положение "предоставляет ей такую возможность, а экономическая и политическая стабильность в стране гарантируют безусловное продвижение энергоресурсов - природного газа и нефти". "Рассчитываем на то, что при реализации проекта болгарские компании примут непосредственное участие в строительстве, а также на то, что болгарская сторона будет отвечать за техническое обслуживание части нефтепровода по территории Болгарии в качестве субподрядчика", - сказал он.

Но особенно важной мне показалась следующая цитата (важна она для тех, кто забывает, что наши партнеры, Греция и Болгария, хорошо помнят о своих возможных конкурентных преимуществах и интересах): в целом, по словам Грозданова, "Болгария заинтересована в участии в подобных проектах". Посол заметил, что "большое значение для Болгарии представляет и развитие двух других проектов, в том числе НАБУКО - транскаспийский газопровод, который свяжет ЕС со Средней Азией, и АМБО - трансбалканский нефтепровод (Албания, Болгария и Македония).

Россия, безусловно, получит ряд преимуществ, когда проект осуществится. Прежде всего, контроль над нефтепроводом - новым конкурентным путем, который ослабит зависимость от турецких проливов и проблемного белорусского маршрута. РФ будет принадлежать 51-процентная доля. Мощности будущего нефтепровода, сырье по которому будет поставляться танкерами из Новороссийска в болгарский Бургас для дальнейшей транспортировки в Западную Европу, должны обеспечить ежегодный транзит от 35 млн до 50 млн тонн нефти, что сопоставимо с мощностью крупнейших нефтепроводов - БТД, БТС и других. Правда, кусок на Черном море несколько ослабляет рентабельность, так как крупнотоннажные танкеры и соответствующие порты здесь отсутствуют (придется загружать относительно небольшие каботажные танкеры в российских портах Новороссийске и Туапсе и разгружать в Бургасе - это неглубоководные порты). Однако глубоководные причалы Александруполиса теоретически открывают рынки не только ЕС, но и США для российской нефти.

Но проект, помимо того, чтобы подписать, сначала надо еще осуществить. И когда некоторые эксперты говорят, что новый нефтепровод обеспечит беспроблемный экспорт российской нефти в Европу, надо пожелать также, чтобы была без проблем пройдена строительная фаза. В этой связи, боюсь, несмотря на всю помпу и торжественные заявления в трех странах-участницах сегодня, позже могут появиться подводные камни, как это было при строительстве БТД. Проволочки с поставкой оборудования, воровство, поздняя сдача объектов, взаимные претензии и склоки в последнюю минуту по поводу тарифов - все это может нас ожидать, как со стороны Болгарии, так и Греции. Кроме того, конкурентоспособность проекта будет зависеть и от условий благоприятствования или, наоборот, ограничений, которые сможет предложить Турция, учитывая, что она вряд ли будет спокойно смотреть на строительство трубопровода в обход ее территории.

Помимо контроля и объемов, Россию, конечно, привлекает тот факт, что транспортировка нефти по новому маршруту позволит снизить расходы российских нефтяников как минимум на треть или даже вдвое. По этой трубе пойдет около 10% от общего объема поставок энергоносителя за рубеж.

Однако, на мой взгляд, плохо, что частные компании не пустят туда со своей нефтью или пустят в небольшом объеме - право пользоваться перспективными мощностями поделят в основном между собой государственные "Роснефть" и "Газпромнефть". Особенно плохо, что нет частных международных и российских компаний - с ними управление строительством и эксплуатацией проекта в дальнейшем шло бы точно более эффективно. У них - опыт и более прозрачный надзор за расходованием средств, а значит, и большая эффективность от подобного проекта.

После подписания межправительственного соглашения еще предстоит создать постоянную международную управляющую компанию, которая определится с исходной мощностью трубы и другими параметрами. Пока для управления проектом три российские госкомпании учредили ООО "Трубопроводный консорциум Бургас - Александруполис". 7 февраля 2007 года представители трех правительств подписали предварительное соглашение о сооружении трубопровода. Оставшиеся у Болгарии и Греции 49% проекта достанутся компаниям, которые представят двум правительствам гарантии на прокачку нефти. И хотя уже сейчас греческая сторона представлена компаниями "Хеленик Петролеум" и "Прометей Газ", а болгарская - "Универсальным терминалом", независимые эксперты считают, что небольшие шансы войти в греко-болгарскую часть проекта сохраняются у ТНК-BP, Chevron и "КазМунайГаза".

Казахскую нефтекомпанию, как и удвоение мощностей Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) при запуске болгаро-греческой трубы, активно поддерживают в Москве. Тем самым новый трубопровод будет контролироваться практически полностью российской стороной.

На днях Семен Вайншток, глава "Транснефти", нынешнего оператора проекта Бургас-Алексадруполис, дал интервью, в котором, говоря о другом проекте - Каспийском трубопроводном консорциуме, отметил: "Пуск Бургаса-Александруполиса даст возможность принять решение по развитию мощностей КТК". При этом планы передать "Транснефти" российскую долю в КТК Вайншток объяснил тем, что Россия должна получать прибыль от проекта. "С одной стороны, есть хорошо работающая компания "Транснефть", с другой - убыточное предприятие КТК. Сейчас оно имеет более $5,5 млрд убытков - это по меньшей мере странно", - сказал он.

Буквально вчера пресс-служба консорциума отреагировала, сказав, что КТК не заинтересован в участии в проекте Бургас-Александруполис. Как говорится в сообщении, КТК "как компания не имеет коммерческой заинтересованности" в проекте, не ведет и не планирует проводить переговоры о каком-либо доступе к этому трубопроводу. Ранее замглавы Минпромэнерго РФ Андрей Дементьев заявлял о заинтересованности российской стороны в том, чтобы в консорциум по управлению 49% в проекте Бургас-Александруполис, которые предполагается распределить между иностранными участниками проекта, вошли, в частности КТК и "КазМунайГаз".

При всех имеющихся проблемах, нынешняя конъюнктура цен в конечном итоге, мне кажется, сгладит все противоречия и, рано или поздно, пусть и в небольших объемах КТК передаст часть своей нефти для заполнения Бургаса-Александруполиса. Но конъюнктура, по мнению многих экспертов, на ближайшие годы, отрицательная. При условии отсутствия глобальных геополитических потрясений, цена на нефть в ближайшие годы может снизиться на 30-50%.

Илья Заславский, эксперт в области ТЭК