ИА REGNUM: Г-н Маилян, каковы на сегодня наиболее актуальные проблемы Нагорного Карабаха во внешнеполитической сфере?

Задача номер один карабахской дипломатии - юридическое признание Нагорно-Карабахской Республики. Это, если хотите, императив. Все остальные задачи и вытекающие из них действия направлены на достижение признания НКР со стороны международного сообщества. Однако необходимо понимать, что отсутствие признания само по себе не умаляет нашей независимости и самодостаточности. Как вы понимаете, в международном праве признание другими государствами имеет декларативное, а не конституирующее значение. Вместе с тем, признание Нагорно-Карабахской Республики станет важным шагом на пути вхождения НКР в лоно мирового сообщества и поможет вовлечению республики в региональные интеграционные процессы. Естественно, на пути к признанию мы сталкиваемся с трудностями, преодоление которых определяет круг текущих наших задач.

Перед нашей дипломатией стоят такие же классические задачи, что и у большинства стран мира: обеспечение политико-дипломатическими средствами безопасности народа от возможных внешних угроз. В нашем случае серьезным вызовом является неурегулированность азербайджано-карабахского конфликта. НКР, как сторона конфликта, заинтересована в налаживании диалога с Азербайджаном с целью установления добрососедских отношений. Однако Азербайджан не проявляет такого же интереса, что свидетельствует о его неготовности к возобновлению серьезного и конструктивного диалога с Нагорным Карабахом. Продолжение консультаций между Арменией и Азербайджаном имеет важное значение, поскольку оно способствует снижению напряженности в регионе, но все понимают, что для достижения ощутимых результатов данный формат необходимо трансформировать в трехсторонний. И чем раньше, тем лучше.

В сложившихся условиях важным для нас вопросом является поддержание стратегического баланса сил в регионе, который обеспечивает мир и стабильность на Южном Кавказе.

В сферу наших задач входит также создание положительного имиджа НКР за рубежом и повышение инвестиционной привлекательности республики.

ИА REGNUM:В чем основная причина того, что Нагорный Карабах оказался вне переговорного процесса под эгидой Минской группы ОБСЕ, и что следовало бы предпринять для возобновления переговоров в полном формате? Готов ли Нагорный Карабах сегодня отстаивать свои позиции на переговорах один на один с Азербайджаном?

В первую очередь хочу отметить, что на сегодняшний день переговорный процесс как таковой приостановлен, и стороны проводят консультации по поиску путей для возобновления переговоров при посредничестве Минской группы ОБСЕ. Что касается самих переговоров в рамках Минского процесса, то представители НКР до момента их приостановки в апреле 1997 года всегда в них участвовали.

Сегодня Нагорный Карабах не участвует в консультациях, которые ведутся между официальными лицами Армении и Азербайджана, и это связано с неготовностью азербайджанской стороны контактировать с официальным Степанакертом. Возобновление переговоров в трехстороннем формате не является для нас самоцелью. Для налаживания диалога необходимы интерес и политическая воля всех вовлеченных в конфликт сторон. К этому пониманию стороны должны прийти сами.

Что касается готовности карабахских властей к отстаиванию своих позиций на переговорах с Азербайджаном, могу отметить, что руководство НКР не только готово, но и не раз выступало с инициативой наладить диалог и приступить к обсуждению всего комплекса проблем без предварительных условий.

ИА REGNUM: Какую роль в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта Вы отводите России?

Россия уже вошла в анналы новейшей истории Арцаха как страна, сыгравшая ключевую роль в прекращении кровопролитной войны между НКР и Азербайджаном в мае 1994 года. Кроме того, Россия исторически имеет свою особую нишу в сознании карабахского народа как традиционно дружественное нам государство. В настоящее время Россия, наряду с Францией и США, играет важную роль в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ, пытаясь сблизить подходы сторон конфликта. Вместе с тем, в лице России я вижу не только посредника в урегулировании нашего затяжного конфликта. Есть большой потенциал, который необходимо развивать во взаимоотношениях с Российской Федерацией в политическом, экономическом, религиозном и культурно-образовательном аспектах.

ИА REGNUM: Реально ли в перспективе совместное азербайджано-карабахское производство вина "Агдам", о чем говорил президент России Владимир Путин?

Не думаю, что высказывание Владимира Путина следует понимать буквально. Я расцениваю данное предложение как призыв начать региональное сотрудничество, что будет способствовать урегулированию споров между двумя народами. В этом контексте можно только приветствовать подобный подход российского руководства.

ИА REGNUM: Г-н Маилян, как Вы оцениваете уровень сотрудничества НКР с другими непризнанными государствами постсоветского пространства?

Думаю, сотрудничество с непризнанными государствами адекватно отражает наши общие задачи. Мы поддерживаем тесные двусторонние отношения с Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республикой. За последние несколько лет представители НКР неоднократно посещали эти страны на различных уровнях, а мы принимали соответствующие делегации у себя. Налажено тесное взаимодействие по ряду политических вопросов, представляющих взаимный интерес.

Что же касается многостороннего сотрудничества в рамках Сообщества "За демократию и права народов", то мы участвуем в работе этой структуры в качестве наблюдателя, и такой уровень сотрудничества на данный момент отвечает нашим национальным интересам, что, кстати, находит понимание у наших партнеров.