Заместитель председателя Алтайского краевого Совета народных депутатов (АКСНД) Сергей Землюков сделал первую попытку комплексного анализа состояния законодательства региона и перспектив его развития. Вице-спикер подготовил доклад "О состоянии законодательства Алтайского края", который содержит анализ принятых в 2004-2006 годах законов и предложения по законодательному обеспечению отдельных направлений социально-экономического развития Алтайского края, передает корреспондент ИА REGNUM.

Сергей Землюков постарался дать количественную и качественную оценку результатов законотворческой деятельности АКСНД. Что касается количественных характеристик законодательства Алтайского края, то за 2004 год всего принято 75 законов, за 2005 - 144 закона, 2006 - 155. Таким образом, наблюдается устойчивый прирост общего количества принятых законодательных актов Алтайского края.

Наибольшую активность по внесению законопроектов проявил глава администрации. За рассматриваемый период по инициативе главы принималось не менее 57% от общего количества законопроектов. Причем в 2006 году он инициировал принятие 71%, что по сравнению со средним показателем его активности за 2004-2005 годы (59,1% от общего количества принятых законов) составило почти 12 процентных пунктов роста.

При этом законотворческая активность постоянных комитетов АКСНД имеет тенденцию к некоторому снижению с 42% в 2005 году до 27% в 2006 году. Иные субъекты права законодательной инициативы - депутаты и фракции - инициировали каждый в среднем около 1,5% всех вносимых законопроектов.

Сергеем Землюковым также проанализировано законодательство по всем социально-экономическим направлениям. "В сфере обеспечения граждан жильем и в области коммунального хозяйства в настоящее время действуют несколько законов Алтайского края, регулирующие основания, размеры и порядок предоставления жилищных субсидий и целевых жилищных. Их анализ показывает, что между базовым законом и программами не выявляется внутренней связи. Фактически базового закона в данной сфере в Алтайском крае нет", - пишет вице-спикер и предлагает разработать новый базовый закон, который должен быть интегрирован в национальный проект "Доступное и комфортное жилье" и четко выделять целевые группы нуждающихся в жилье.

В крае очень высок уровень безработицы, особенно на селе. И вице-спикер Сергей Землюков считает, что в целях снижения уровня безработицы возможна разработка и принятие целевой программы "Малый бизнес на селе" или "Малые формы предпринимательства на селе" и базового закона, где, возможно, дополнительно должны найти место нормы, регулирующие оплачиваемые общественные работы.

С 1 января 2008 года полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству передаются на уровень региона. Таким образом, последуют изменения в организации опеки и попечительства. Принимая во внимание важность проблемы, требуется новый краевой закон "Об организации опеки и попечительства в Алтайском крае. Практика осуществления воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях патроната показывает, что у этой формы социальной адаптации детей большие перспективы.

Однако краевой закон "О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан" не в полной мере соответствует сложившейся практике патроната. Он не содержит виды патроната, и отсюда не учитывает условий установления постинтернатного патроната (в частности, в отношении совершеннолетних в возрасте от 18 до 23 лет) или социального патроната (в случае признания ребенка в установленном порядке нуждающимся в государственной поддержке), чем существенно нарушаются права детей и подростков.

В Алтайском крае с 2007 года введена должность Уполномоченного по правам ребенка. В целях обеспечения гарантий прав и законных интересов детей на территории Алтайского края предлагается разработать закон о защите прав детей. Он станет базовым нормативно-правовым актом относительно таких законов, как закон "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае", "Об утверждении краевой целевой программы "Дети Алтая" на 2007-2010 годы" и ряда других.

Одной из проблем, требующей законодательного регулирования, является осуществление контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи. В крае действует значительное количество частных врачебных практик. Но на федеральном уровне нет специального закона, регулирующего осуществление частных медицинских практик. Поэтому представляется возможным восполнить пробел федерального законодательства принятием регионального закона в этой сфере.

Традиционно актуальными проблемами в области здравоохранения являются социально значимые заболевания. Однако не меньшую угрозу представляют собой органические расстройства, такие как глухота и тугоухость. В связи с этим представляется своевременным организовать работу над целевой программой в области ранней диагностики, профилактики и лечения глухоты и тугоухости в рамках закона "Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения".

В крае действует ряд законов в области земельных отношений. Являясь по своей сути "точечными", эти акты не действуют в развитие какого-либо базового закона и поэтому не выявляют четкой взаимосвязанности между собой. Следует разработать базовый закон, который бы содержал нормы об основах регулирования земельных отношений в Алтайском крае. При том целесообразно связать нормы предлагаемого закона с недавно вступившим в силу Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" и базовым краевым законом "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Алтайском крае".

С целью совершенствования правого регулирования необходимо уделять более пристальное внимание систематизации законодательства. Практика применения законов показывает, что их избыточность серьезно снижает эффективность их применения, затрудняет работу над их совершенствованием.

Вообще, по мнению заместителя председателя АКСНД, необходим ежегодный доклад о состоянии законодательства. Это будет своеобразным мониторингом регионального законодательства. И конечно, совершенствование законодательной работы невозможно без систематизации законов.