Президент Молдавии хочет нейтрализовать "румынскую угрозу" с помощью России? Молдавия за неделю

Кишинёв, 13 марта 2007, 23:55 — REGNUM  

Президент: "Мы хотим быть хозяевами в собственном доме". Молдавия-Румыния: "Бухарест подрывает национальную безопасность и государственность Молдавии". Молдавия-Россия: президент Молдавии хочет нейтрализовать "румынскую угрозу" с помощью России? Проблема миграции: чтобы оказаться на Западе, молдаване покупают у румын их паспорта. Внутренняя политика: "Политический режим в Молдавии начинает походить на режим "султанатов". Виноделие: гипотезы экспертов о причинах затягивания возобновления экспорта молдавских вин в Россию.

Президент: "Мы хотим быть хозяевами в собственном доме"

В связи с шестой годовщиной прихода коммунистов к власти глава молдавского государства и лидер Партии коммунистов (ПКРМ) Владимир Воронин в прямом эфире национального телевидения подвел итоги своей шестилетней деятельности на посту президента, пишет "Комсомольская правда в Молдове". Как отмечает издание, президент Молдавии в основном остановился на следующих темах:

О приходе партии к власти:

Мы знали, что будет сложно, но не знали, что настолько. Молдавия была в глубочайшем экономическом, социальном и политическом кризисе. Не хватало кадров, а во всех ветвях власти царила коррупция. Надо было менять все и сразу... Мы стали выплачивать задолженности по пенсиям, пособиям, прекратили веерные отключения электричества в стране. ("КП в Молдове")

О критике:

Первые пять лет критика властей носила деструктивный характер. Причем не только в стране, но и извне. Наши депутаты в парламентских делегациях выезжали за пределы Молдавии и поливали нас там, как хотели: мол, оппозицию дискредитируют, режим там такой, там геноцид... не дай Бог, что творится! Это работали не только против Воронина, но и против молдавского государства. ("КП в Молдове")

Об инвестициях:

Молдавия не частная лавочка. Работать нужно конструктивно и сплоченно. Существует масса законов о защите иностранных инвесторов. Так что все у нас сделано на высшем уровне. Вопрос в другом, кто с инвестициями собирается в Молдавию. Развивать нужно традиционные, характерные для нашей страны отрасли. Нам не нужны любые, которые в Африке могут работать или в Индокитае. Сейчас очень много говорится о биотопливе. Ну, давайте всю страну засеем этим... рапицей. И что будет тогда в Молдавии? Что будет тогда с известным молдавским черноземом? Надо те инвестиции в страну привлекать, которые будут приносить нам пользу. На нашей земле нужно выращивать виноградники. ("КП в Молдове")

Об отношениях с Россией:

Тот, кто желает перенести приднестровский вопрос на межгосударственные отношения с Россией, сильно ошибается. Приднестровская проблема - это формат "5+2" [Приднестровье, Молдавия - стороны, Россия, Украина, ОБСЕ - посредники, ЕС, США - наблюдатели. - прим. ИА REGNUM], там не только РФ участвует. Приднестровская проблема - это камень преткновения для развития еще более серьезных, еще более продуктивных отношений с Россией. На днях Молдавию посетил заместитель секретаря Совета безопасности Зубаков, с которым у нас состоялся серьезный разговор по проблемам Приднестровья. Уверен, в этом году будут сдвиги в решении этого вопроса. ("КП в Молдове")

Об отношениях с Румынией:

У нас хорошие отношения с европейскими структурами, мы хорошо относимся к Румынии и румынскому народу, у нас нет никакой внутренней фобии. Но мы хотим быть хозяевами в собственном доме, и кто нам будет мешать, тот получит адекватную реакцию. Я за хорошие, добрые отношения с Румынией, но без вмешательства в наши внутренние дела. Назойливое навязывание европейских стандартов со стороны Румынии нам не нужно. ("КП в Молдове")

Общее впечатление от увиденного и услышанного в ходе программного выступления Воронина по телевидению - это уже не тот, активный, напористый, уверенный в себе, Воронин, какого люди знали еще три года назад, пишут "Молдавские ведомости". Президент-коммунист выглядел уставшим, подавленным, растерянным, одержимым различными фобиями, и в то же время он пытался, довольно неуклюже, компенсировать свою неуверенность агрессивными и пошлыми нападками на тех, кого он считает своими врагами, как внутренними, так и внешними, отмечает издание. Большая часть выступления президента по ТВ была построена на сплошных передергиваниях и откровенной лжи. Вот лишь несколько примеров, пишет газета. Когда мы пришли к власти, сказал Воронин, валютные резервы государства составляли всего лишь 70 миллионов долларов. Видимо, у президента очень плохие советники по экономике, если они поленились открыть сайт Национального банка и убедиться, что, по состоянию на апрель 2001 года, валютные резервы страны достигали 220 миллионов долларов, отмечает издание. Когда мы пришли к власти, продолжал Воронин, в Молдавии было всего 17 карет "скорой помощи". По полторы машины на каждый уезд, включая столицу Кишинев? Если не изменяет память, то одно из обвинений против экс-мэра Кишинева Серафима Урекяна заключалось в том, что он допустил злоупотребления при покупке... 40 машин "скорой помощи", еще до прихода коммунистов к власти. Значит, только в Кишиневе было, как минимум, 40 машин, пишет газета. И тут у президента что-то с арифметикой не сходится. Мы отремонтировали около 400 школ и больниц через Фонд социальных инвестиций, с гордостью отчитался президент. Телезритель, который не знает, что это за фонд, может подумать, что это правительственное учреждение, которое так заботиться о людях. Но этот фонд создан на кредиты Всемирного банка, и для того чтобы отремонтировать в селе школу или больницу, к этим кредитам (которые все равно придется возвращать) должны быть добавлены и средства самого населения. Участие коммунистов в распределении этих фондов сводится разве что к тому, что в села, где мэры - не коммунисты, эти деньги не поступают, и таким образом людей "наказывают" за то, что они "неправильно" голосуют, отмечает издание.

Экс-премьер-министра Дмитрия Брагиша Воронин обвинил в том, что тот в бытность главой правительства всего за восемь месяцев создал настоящую коррупционную каракатицу, продолжают "Молдавские ведомости". Тоже очень странное заявление, считает издание. Во-первых, вотум доверия правительству Брагиша в 1999 году выразили депутаты-коммунисты во главе с Ворониным и фронтисты во главе с Юрием Рошкой. Это было их правительство, и если оно было коррумпированным, то за это должны отвечать и коммунисты с фронтистами, пишет газета. Во-вторых, если Брагиш что-то где-то украл, то почему он до сих пор на свободе? Что это за манера такая у Воронина постоянно попирать презумпцию невиновности - конституционный, между прочим, принцип? - задается вопросом издание.

Закончив оправдываться за провалы своей партии и нападать на внутреннюю оппозицию, Воронин предпринял грубейшую атаку на соседнее государство - Румынию, которую коммунисты определили на роль главного внешнего врага молдаван, пишут "Молдавские ведомости". Президент сказал, что Румыния уже 15 лет нагло навязывает Молдавии свои стандарты, как говорят молдаване, "fara sapun", "без мыла"... Куда и чем лезут без мыла, молдаване, конечно, слышали, но выражаться в таких фекальных терминах в отношении соседней страны нельзя, даже если ты большевик, у которого при слове "румын" рука тянется к нагану, отмечает издание. Это просто некультурно и пошло. Если молдавские руководители будут вести себя так и дальше, то про них в Европе будут говорить лишь то, что они - неотесанные мужланы, "митокановичи" и "бэдэрэновичи", которые имеют наглость и тупость переносить дикие нравы своей "красно-оранжевой" берлоги на цивилизованный европейский дом, пишет газета.

Ссора нынешней кишиневской власти с Россией и Приднестровьем аукнулась молдавскому народу резким повышением цен на газ, параличом винодельческой отрасли и заблокированными на неопределенный срок переговорами по приднестровскому урегулированию, пишут "Молдавские ведомости". Чем аукнется людям ссора коммунистов с Румынией, видимо, еще предстоит узнать, отмечает издание.

В целом же на экране зрители увидели лидера слабого, неуверенного, озлобленного, подозрительного, страдающего, с одной стороны, манией преследования, а с другой, манией величия, действительно верящего в то, что его окружают опасные внутренние и внешние враги, и готового с ними бороться, подводят итог "Молдавские ведомости". С таким лидером Молдавия не то что в Европу не продвинется, но и рискует скатиться еще дальше к диктатуре азиатско-африканского типа, пишет газета. Судя по этому интервью, оставшиеся до окончания второго президентского срока Воронина два года будут очень нелегкими. Если человек верит, что в самой бедной стране Европы, которой он руководит, все прекрасно, и что единственная оставшаяся проблема заключается в том, чтобы уничтожить врагов-оппозиционеров, то, может быть, свое слово должны сказать врачи? - задается вопросом издание. С определенностью же можно сказать лишь то, что очень скоро, сначала на местных выборах, уже через пару месяцев, а затем и на парламентских выборах, через пару лет, свое слово снова сможет сказать молдавский избиратель, пишет газета.

Молдавия-Румыния: "Бухарест подрывает национальную безопасность и государственность Молдавии"

"Независимая Молдова" опубликовала полный текст заявления правительства Республики Молдова относительно спекулятивной политики, якобы проводимой Румынией в отношении Республики Молдова. "Спекуляции, когда специфическая ситуация Республики Молдова, создавшаяся после последнего расширения ЕС, используется соседним государством - Румынией, более чем недопустимы, - отмечается в заявлении. - Недавние заявления руководства Румынии о 800 тысячах заявлений о предоставлении румынского гражданства, поданных молдаванами, и так называемое обязательство Румынии создать в Кишиневе Центр выдачи виз в страны ЕС служат тому доказательством. Несостоятельность аргументов, на которые ссылается румынская сторона, относительно заботы о европейском будущем Молдавии, демонстрируется двойственным поведением румынских властей. Так, хотя Конституция Республики Молдова разрешает двойное гражданство с 2002 года, именно в последние месяцы 2006 года молдавским гражданам ошибочно подали надежду на гражданство по почте. Не совпадение и тот факт, что именно с того момента, когда Румыния уверилась в своем присоединении к ЕС, действия румынского руководства методично направлялись на измышление и искусственное обострение проблемы румынского гражданства для граждан Республики Молдова".

"Ничем иным, как ложным отношением, нельзя объяснить претензии Румынии взять на себя роль создания в Кишиневе Единого европейского центра выдачи виз, заявленные именно сейчас, когда практически завершены процедуры по открытию центра посольством Венгрии, и именно сейчас, когда Румыния стала членом ЕС, а не летом 2006 года, когда решение ЕС об открытии центра в Кишиневе было принято, в том числе в присутствии Румынии, - отмечается в заявлении молдавского правительства. - Затягивание процесса создания в Кишиневе Единого центра выдачи виз в страны ЕС, функционирование которого будет означать упрощение процедур получения виз для передвижения на пространстве ЕС, ни в коей мере не приближает к Европе граждан Республики Молдова, о чем заявляют румынские власти, и не соответствует принципам, на основе которых добропорядочные государства строят европейское партнерство. Абсолютно искусственная ажитация, созданная действиями румынских властей по предоставлению румынского гражданства молдаванам, в том числе путем намеренного подчеркивания количества поданных заявлений, извращает как суть концепции гражданства, так и идей, положенных в основу создания Центра выдачи виз в Кишиневе. Предоставление румынскими властями в лице президента Румынии центру, на создании которого он настаивает, вопреки уже принятому решению ЕС, полномочий по регистрации и срочной обработке дел по предоставлению румынского гражданства, когда вообще-то исключительной обязанностью центра является оформление виз, - не только вызов предпринятым руководством Республики Молдова усилиям по облегчению их выдачи и в перспективе - либерализации визового режима, но и решениям государств-членов ЕС". ("Независимая Молдова")

"В этих условиях нежелание румынских властей подписать с Республикой Молдова Базовый политический договор и Договор о границе не может интерпретироваться иначе, как подтверждение истинных намерений, преследуемых руководством соседнего государства, - продолжают авторы заявления. - Республика Молдова не допустит, чтобы будущее ее граждан стало целью двуличных и опасных закулисных игр, которые подрывают национальную безопасность и принципы государственности, за которые жертвовали собой молдавские граждане. Республика Молдова выступает и далее за решение на основе диалога, открытости и корректности любых проблем между государствами, в том числе по поводу гражданства, и, учитывая серьезность ситуации, созданной действиями румынских властей, обращается к своим европейским и международным партнерам за пониманием и поддержкой, чтобы повлиять на возвращение интересов Румынии в естественное русло отношений добрососедства и понимания в истинно европейском духе". ("Независимая Молдова")

Министерство иностранных дел Молдавии считает, что уже нет необходимости открывать румынские консульства в Бельцах и Кагуле, пишет "Комсомольская правда в Молдове". По словам министра Андрея Стратана, проблема с получением виз Румынии уже не столь актуальна. Уже нет тех очередей и наплыва граждан, которые были в начале года. Консульский отдел в Кишиневе успешно справляется и использует инструкции и возможности рассмотрения и оформления документов на выдачу виз. Поэтому надобности в консульствах в Бельцах и Кагуле нет, отмечает издание.

Молдавия-Россия: президент Молдавии хочет нейтрализовать "румынскую угрозу" с помощью России?

Несмотря на бытующие в различных информационных ресурсах мнения, что одна партия или один политик в Молдавии предпочтительнее для России, чем другие, это далеко от действительности, пишет интернет-издание Azi.md. Какая бы власть ни была в Молдавии сегодня, она будет зависима от Москвы, считает издание. При этом определение "пророссийский" не обязательно описывает что-то, продвигающее интересы России, а лишь подыгрывающее замыслам и действиям нынешней российской власти, отмечает издание. Несмотря на распространенное в экспертном сообществе России мнение, что в Молдавии нет пророссийской элиты, а есть лишь элита, защищающая собственные интересы, реальность не совсем благоприятствует такой логике, пишет издание. Российские эксперты упускают из виду, что абсолютное большинство нынешней молдавской политэлиты все-таки является продуктом воспитания времен Советского Союза, продолжает издание. Им присущ комплекс неполноценности перед Москвой, на сознательном и подсознательном уровнях они отдают предпочтение более тесным узам с Россией, чем с Западом, так как они "лучше понимают" Москву. Им более близка авторитарная модель правления, чем демократические модели Запада. Их личное благосостояние и статус зависят от существования подобной модели, так как на постсоветском пространстве в большую политику идут ради богатства, пишет издание. Власть - это контроль над ресурсами и возможностями. А вступление в Евросоюз, к примеру, лишит нынешнюю молдавскую политэлиту этих широких возможностей, в результате того, что система управления страной станет более сбалансированной и прозрачной, ограничивая возможности для монополизации власти и ресурсов. В дополнение к этому механизмы призвания к ответственности недобросовестных политиков станут работать эффективнее, отмечает издание.

В последнее время и российские, и молдавские СМИ полны критики в адрес существующей власти, продолжает Azi.md. Реальность же, по мнению издания, такова, что, если рассматривать нынешнюю политику России, направленную на обретение ею статуса великой державы, для Москвы лучшего выбора, чем ныне существующая власть в Кишиневе, быть не может.

Во-первых, не надо забывать, что Партия коммунистов пришла к власти на гребне пророссийской волны и Воронин продолжает оставаться пророссийским политиком, пишет Azi.md. Кто-то может возразить и не согласится, якобы президент Молдавии часто выступал против Кремля. Но ведь и в самой России было, да и есть, очень много политиков, чьи точки зрения не совсем совпадали с взглядами из Кремля, отмечает издание. За все время своей власти президент Воронин и его команда прилагают всяческие усилия, чтобы не допустить массовой идентификации молдаван с Румынией, продолжает издание. Для этого была продолжена советская практика поддержки и популяризации идеи существования отдельной молдавской нации и языка. Этот культурный псевдоморфизм не существовал бы, если бы Партия коммунистов не была у власти в Молдавии, полагает издание.

Во-вторых, одним из краеугольных камней внешней политики нынешнего молдавского руководства стало создание правовых и культурных барьеров на пути возможного будущего объединения Молдавии с Румынией, продолжает Azi.md. Уже сколько лет дипломатические отношения между Кишиневом и Бухарестом периодически терпят осложнения из-за того, что президент Молдавии настаивает на подписании базового договора между двумя странами, в котором требует признания Румынией нынешних государственных границ, отмечает издание.

В-третьих, именно сегодняшнее руководство ставит препятствия на пути евроинтеграции Молдавии, что опять же на руку российским державникам, пишет Azi.md. Пусть громкие слова молдавской власти о "твердости евроинтеграционных намерений" Молдавии никого не вводят в заблуждение, продолжает издание. Идея евроинтеграции была "украдена" молдавской Партией коммунистов у некоторых оппозиционных партий из-за ее чрезвычайной популярности среди населения страны. Ловкий ход, если учесть, что, взяв шефство над этой идеей, команда президента Воронина всяческими способами ее тормозит, пишет издание. Ведь чаще всего не кто иной, как молдавский парламент, где доминирует Партия коммунистов, и торпедирует реформы, призванные приблизить Молдавию к цели евроинтеграции.

Политическая система в Молдавии очень уязвима для внешнего давления и влияния, особенно принимая во внимание, что ее ахиллесова пята представлена личными экономическими интересами местных властных групп, завязанных на Россию, продолжает Azi.md. Этим, возможно, и объясняется нежелание или неспособность как бывших правительств, так и существующей власти избавится от российской торгово-экономической и энергетической зависимости, притом что на это у них было достаточно времени, отмечает издание.

Но смогут ли изменить ситуацию в Молдавии к лучшему другие молдавские политические партии и силы из числа ныне существующих? - задается вопросом Azi.md. Маловероятно, полагает издание. Причина в том, что доходы основной политической элиты Молдавии и экономических сил, ее поддерживающих, накрепко привязаны к российским рынкам сбыта и российским энергоресурсам. Надо бы рынки диверсифицировать, "разбавив" свою зависимость от России, и после ввода российских экономическо-торговых санкций это выглядело бы логично, пишет издание. Но нет - в погоне за личной выгодой и быстрым наваром, да и, возможно, из-за отсутствия знаний, молдавская власть приняла унизительные условия возврата своей продукции в Россию. Условия до того дискриминационные, что они были четко интерпретированы в России как частичная потеря Молдавией своего экономического суверенитета, пишет издание. И как скоро станет ясно, которые приведут к дальнейшей эрозии политического суверенитета Молдавии.

По причине того, что Россия способна влиять на молдавскую политэлиту через ее личные экономические интересы, независимо от того, кто будет у власти в Молдавии из когорты нынешних политиков, Молдавия и дальше будет прозябать в бедности, нейтралитете, в проблемах территориальной целостности и перед закрытой дверью в Евросоюз, пишет Azi.md. Исходя из этого российская поддержка, оказанная той или иной молдавской политической силе, не приведет к кардинальным изменениям, отмечает издание. Такого рода внешнее вмешательство лишь вносит дополнительные хаос и раскол в политические силы в Молдавии, дестабилизируя внутриполитическую ситуацию в стране. В результате создаются благоприятные условия для дальнейшего российского проникновения в политическую и экономическую системы молдавского государства, которые позволяют Москве влиять на власть и управлять процессами внутренней и внешней политики Молдавии, пишет издание.

Нужны поистине революционные преобразования политической системы страны, и мало кто из "старых" политиков на это пойдет, так как им есть что терять, подводит итог Azi.md. Лишь новое поколение политиков, не отравленное советской системой, без комплекса неполноценности в отношении Кремля, менее уязвимое перед внешним шантажом и давлением, знающее, как достичь своих целей, и не боящееся принимать ответственные, смелые решения, имеет шансы разрушить олигархическую систему власти, существующую сегодня в Молдавии, отмечает издание.

Совсем недавно президент Молдавии Владимир Воронин дал обширное интервью одному из российских телеканалов, пишет интернет-издание Moldovatoday.net. Само по себе оно было не особенно интересным - президент, как и много раз до этого, не скупился на подробности, рассказывая о вечных ценностях молдавско-российской дружбы, отмечает издание. Гораздо занимательнее был тот облик, который принял Владимир Николаевич, выступая перед россиянами. Вниманию миллионов телезрителей предстал дряхлый старик, говоривший извиняющимся голосом слова, которые подошли бы скорее для выступления со скамьи подсудимых, нежели для обычного протокольного телеинтервью, отмечает издание. Воронин явно пал жертвой имиджмейкеров, которые даже не удосужились повязать ему галстук. Все выступление президента выглядело как сплошное оправдание, пишет издание. Ведя речь о ветеранах Второй мировой войны, президент уверял российскую аудиторию в том, что уважительное отношение к людям, воевавшим против нацизма, является в Молдавии частью государственной политики, в отличие от злобных, русофобски настроенных стран Прибалтики. Именно на этом сравнении молдавский президент сделал особый акцент.

Очередная попытка протянуть "руку дружбы" Москве вновь оказалась странным образом увязана с усиливающейся активностью румынских дипломатов, продолжает Moldovatoday.net. Кишинев, похоже, потихоньку начинает понимать, что сейчас речь уже идет не о "румынизации" Молдавии, а об угрозе банального уничтожения РМ, отмечает издание. За последнее время Владимир Воронин обнародовал несколько антирумынских заявлений, обвинив "братьев" в агрессивном навязывании своих стандартов и пообещав поддерживать румынских молдаван, а глава МИД Стратан давеча сказал, что Кишинев более не заинтересован в открытии новых румынских консульств в Бельцах и Кагуле. Видимо, для того чтобы придать себе веса в разборках с румынами, президент Воронин снова начал заискивать перед Москвой, предполагает издание.

К сожалению, Владимир Николаевич знаком лишь с одним методом ведения внешней политики, который заключается в том, что если тебя обидел вчерашний приятель, то надо немедленно начать дружить с его врагом, пишет Moldovatoday.net. Вместо того, чтобы предпринять какие-то собственные шаги, направленные на отражение агрессии Бухареста, Кишинев пытается напугать Румынию своим намерением переметнуться к России. Но молдавская власть целенаправленно и методично создавала ситуацию, при которой румынские политики почувствовали себя полноправными хозяевами в молдавском доме, отмечает издание. Вспомним, кто принимал румынского президента Бэсеску, когда тот впервые обнародовал свое предложение "воссоединиться в рамках ЕС"? Кто заявлял о готовности хоть завтра открыть два новых консульства, дабы облегчить молдаванам доступ к румынскому гражданству? Кто ни разу не возразил, когда румынские власти, в сущности, попросту отказывали молдавскому этносу в праве на существование? Кто тотально пропагандировал румынский язык? Сегодняшние реалии таковы, что единственной силой, способной стать гарантом сохранения независимости Молдавии, является власть, которая еще вчера делала все для того, чтобы эта независимость была утрачена, пишет издание. И для того, чтобы нейтрализовать румынскую угрозу, власть, судя по всему, собирается позвать на подмогу врагов румын - российских политиков. Стремясь избавиться от одной угрозы, нынешний режим демонстрирует готовность капитулировать перед другой, пишет издание. Ведь Москве главным образом нужна послушная, вассальная Молдавия, которая беспрекословно подчинялась бы всем приказам Кремля, пишет Moldovatoday.net. Но, как уже говорилось, Кишинев не знает иных методов ведения внешней политики, отмечает издание.

Уже сейчас очевидно, что если в самое ближайшее время власть не решится на ряд конкретных действий, то исчезновение государства под названием "Республика Молдова" станет делом одного-двух лет, продолжает Moldovatoday.net. Жители Молдавии продолжают в массовом порядке принимать румынское гражданство, а в качестве противовеса Бухаресту Кишинев собирается привлечь Россию. "Молодежная" же часть ПКРМ, чьи контакты с западным миром со временем становятся все более интенсивными, никак не использует свои связи в Западной Европе и США для того, чтобы ограничить влияние Румынии на Молдавию. Коммунисты уже сполна наигрались во власть. Со свойственной им феноменальной безответственностью они сами пригласили к себе домой тех, кто затем решил стать хозяевами этого дома, пишет издание. И попросить непрошенных гостей выйти вон теперь будет непросто. В истории Молдавии настает Смутное время. Сможет ли республика его пережить? - задается вопросом издание.

Крупным совместным экономическим проектом России и Европейского союза могло бы стать экономическое возрождение Молдавии. Такую мысль высказал на пресс-конференции в Москве председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России Сергей Караганов, пишут "Молдавские ведомости". Политолог обратил внимание на то, что Молдавия больше всех потеряла после распада СССР. "Это самая бедная европейская страна наряду с Албанией, - заметил Караганов. - В ней гаитянский уровень жизни. Кстати, если и можно говорить о демографической катастрофе, то применительно к Молдавии, откуда просто уехали в Европу и Россию все взрослые, образованные и трудоспособные жители. Их ниоткуда не возьмешь. Теперь придется ждать, пока подрастет молодежь". Давая оценку Приднестровью и другим непризнанным республикам, политолог сказал, что "эти новые маленькие страны уже создали и свою армию, и свою экономику, и свою мифологию", и рано или поздно их придется признавать. "Непризнанные государства де-факто столь же суверенны, как и метрополии, и существуют в создавшейся ситуации гораздо более успешно, чем иные "метрополии"", - считает Караганов.

2 марта 2007 года в Республику Молдова снова прибыл российский гражданин Валерий Евневич, генерал-лейтенант, заместитель командующего Сухопутными войсками РФ по миротворческим операциям, сообщает интернет-издание Azi.md. Компетентные органы РМ - ни Министерство иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ), ни Министерство обороны - не были уведомлены о визите высокого военного чина из России, пишет издание. Будучи встречен в Международном аэропорту Кишинева своими "местными" подчиненными (офицерами ОГРВ и российского контингента миротворческих сил), генерал ненадолго посетил диппредставительство своей державы, после чего отбыл прямо в Тирасполь, отмечает издание. Подобная программа, по мнению издания, доказывает официальный характер визита.

С сожалением следует отметить, что Москва не в первый раз демонстрирует подобным образом недружественное отношение к Республике Молдова, продолжает Azi.md. А ведь между двумя странами давно подписан Договор о дружбе и сотрудничестве, в котором, среди прочего, говорится, что Российская Федерация признает территориальную целостность Республики Молдова, напоминает издание. Так вот, в нарушение основных положений этого Договора, в Тирасполе был фактически незаконно открыт консульский отдел, пишет издание. Конечно, официально эта организаций именуется как-то по-другому. Но суть от этого не меняется. Еще в июне и сентябре 2006 года МИДЕИ РМ официально потребовало у российской стороны объяснений в связи с деятельностью этого "центра". 16 сентября 2006 на заседании Постоянного совета ОБСЕ постоянное представительство Республики Молдова при ОБСЕ расценило эти действия Российской Федерации как нарушение положений двусторонних молдавско-российских договоров и международных конвенций в области дипломатических и консульских отношений, требуя закрытия консульского отдела в Тирасполе. Но чиновники со Смоленской площади в Москве никак не отреагировали, отмечает издание.

В первый день марта нынешнего года МИДЕИ направило в Москву еще одно обращение, в котором российским коллегам объясняется, что деятельность консульства в Тирасполе является не чем иным, как поддержкой сепаратизма в Республике Молдова, продолжает Azi.md. И реакция Москвы таки не заставила себя ждать: 2 марта в Республику Молдова, игнорируя дипломатические нормы и презрев задекларированный характер взаимоотношений между двумя государствами, прибывает генерал Валерий Евневич, отмечает издание. Скорее всего, для того чтобы наградить подчиненных, благодаря которым и под протекцией которых тираспольский сепаратистский режим становится региональным пугалом, способным, как недавно заявил журналистам российских СМИ Игорь Смирнов [президент Приднестровья. - прим. ИА REGNUM], "объявить войну каждому, кто вознамерится сменить существующий формат миротворческой операции", пишет издание.

Проблема миграции: чтобы оказаться на Западе, молдаване покупают у румын их паспорта

В этом году в России вступили в силу новые правила, регулирующие вопросы миграции, пишет "Независимая Молдова". В первую очередь они касаются гастарбайтеров, уже работающих или собирающихся трудоустроиться на территории РФ, отмечает издание. "Вопросы миграции регулируются в России законом "О миграционном учете" и обновленным законом "О правовом положении иностранных граждан в РФ", - сказал в интервью изданию консул Молдавии в России Георгий Боцану. - Эти документы направлены, прежде всего, на упрощение системы регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и по месту пребывания в России и на создание системы более качественного иммиграционного контроля для привлечения в Россию рабочей силы, прежде всего из стран СНГ. Два этих документа упрощают миграционные процедуры, связанные с получением иностранным гражданином статуса временно проживающего в России, механизм трудоустройства на территории России".

"Прежде всего, вводится более упрощенная система регистрации и постановки на учет граждан СНГ, прибывающих на работу в Россию, - продолжает Георгий Боцану. - Для того чтобы лицам, пользующимся правом безвизового въезда, встать на учет в России, достаточно обратиться лично в территориальные органы ФМС [Федеральная миграционная служба. - прим. ИА REGNUM] либо отправить по почте уведомление о прибытии в территориальные органы ФМС. Для того чтобы отправить по почте уведомление, нужно заполнить специальный бланк, который есть в любом почтовом отделении. Бланк отправляется в территориальные органы ФМС. Отрывной талон этого бланка с отметкой почты или территориального органа ФМС остается у гражданина и является основанием для легального нахождения на территории России. В течение 10 дней ФМС либо выдаст разрешение на работу, либо представит отказ, который, кстати, можно обжаловать. Но хочу подчеркнуть, что вместе с упрощением процедур регистрации ужесточились и санкции за нарушение. Кроме того, в соответствие с новыми правилами, работодатель, принимающий на работу приезжего, к примеру, из Молдавии, обязан заключить с ним контракт и проинформировать об этом миграционную службу. Разрешение на работу выдается сроком на один год, затем оно может продлиться. После приема на работу вся ответственность за соблюдение миграционного законодательства ложится на работодателя". ("Независимая Молдова")

Граждане Молдавии едут в Евросоюз по поддельным документам, пишет "Комсомольская правда в Молдове". Все больше молдаван покупают у румын их собственные паспорта, чтобы оказаться на Западе, отмечает издание. Схема такова. Молдаване нелегально въезжают в Румынию. Здесь они находят посредника, который ищет граждан Румынии, внешне похожих на его клиентов. Покупает у них паспорта за 1000 евро, затем продает эти удостоверения личности "двойникам", но уже за 3 тысячи. Количество граждан Молдавии, готовых платить, чтобы воспользоваться поддельными документами, по данным румынских пограничников, с каждым днем увеличивается, пишет газета. Возбуждается все больше уголовных дел по факту использования поддельных документов и попытки незаконного пересечения государственной границы Румынии, отмечает издание.

Внутренняя политика: "Политический режим в Молдавии начинает походить на режим "султанатов"

В интервью агентству Info-Prim Neo в связи с 2-летием со дня парламентских выборов 6 марта 2005 года политический аналитик Игорь Мунтяну оценил социально-политическую ситуацию в Республике Молдова как относительно спокойную, но нестабильную политически и социально. "Были предприняты в эти два года важные для РМ меры по ее вовлечению в региональные процессы, путем присоединения к Пакту сотрудничества в Юго-восточной Европе, а также План действий РМ-ЕС, Индивидуальный план действий РМ-НАТО и другие, но мы не убеждены в том, что есть достаточные сдвиги во внутреннем плане, - отметил эксперт. - Это касается и политической реформы (юстиция, политический плюрализм, свобода выражения мнения, территориальное объединение), и экономической (бюрократия и вмешательство государства в экономику, создание неравных условий для деятельности деловой среды). Качество управления притормаживает, административные злоупотребления продолжаются, а многочисленные программы, заявленные руководством страны, остаются на бумаге или же используются в качестве козыря в предвыборных кампаниях. Между тем, по настоящему жизненно важные задачи, связанные с экономическим ростом, объединением страны, остаются в тени или же игнорируются в условиях политического режима, который все больше начинает походить на режим "султанатов" (определенный так Альфредом Степаном), при котором существует лишь один принимающий решения полюс, а остальные институты носят чисто декоративный характер".

Отвечая на вопрос журналиста Info-Prim Neo о том, какими были за эти два года основные плюсы и минусы в деятельности власти и оппозиции, Игорь Мунтяну отметил, что в Молдавии очень трудно с точностью определить, где заканчивается оппозиция и где начинается власть, и поэтому пейзаж политического выбора не стоит изображать в белых и черных тонах, а использовать более тонкую градацию. "Например, является или нет "оппозицией" кто-то, кто участвует в активных консультациях с представителями чрезмерной власти, и если да, то в какой мере эти отношения несут в себе и ответственность за ошибки, также как и за успехи правления?! - сказал аналитик. - Или в какой мере "оппозицией" является политическая группа, которая распространяет политические заявления, не имея при этом ни малейшего шанса влиять на политический процесс в целом? После голосования 4 апреля [4 апреля 2005 года депутаты молдавского парламента второй раз избрали президентом Владимира Воронина. - прим. ИА REGNUM] часть оппозиции вступила в "консультативный" диалог с властью, а деятельность другой ее части заключается в пригвождении к позорному столбу первых. Думаю, что выборы 2005 года стимулировали появление важных уточнений траектории, по которой это общество идет, - ЕС, отводя государству роль, к которой оно еще не готово".

По мнению Игоря Мунтяну, население Молдавии за последние 2 года не выиграло, но и не проиграло от политической структуры нынешнего парламента. "Особо оно не выиграло, поскольку новая конфигурация после 4 апреля стала плодом политических решений партий, а не сознательного выбора электората. Но особо и не проиграло, так как большая часть населения научилось самостоятельно зарабатывать на жизнь, независимо от того, как выглядят политики "в витрине" или в реальной жизни; значительные социальные сегменты уже эмигрировали или же колеблются между сезонной миграцией и окончательным отъездом... В этой ситуации об интересе к политике не может идти и речи. В то же время, политическая жизнь будет более динамичной в последующие 2 года. Предвыборные технологии, а также условные рефлексы политического класса будут подвергнуты испытанию, что создаст много возможностей и для парламентариев, но и эта динамика является частью традиционных аксессуаров политической жизни, то есть обычным политическим бизнесом", - сказал эксперт. (Info-Prim Neo)

Виноделие: гипотезы экспертов о причинах затягивания возобновления экспорта молдавских вин в Россию

Более чем через три месяца после того, как было заявлено о том, что проблема экспорта молдавского вина в Россию решена, она остается стол же острой и актуальной, как и после обещаний президентов Владимира Воронина и Владимира Путина, высказанных после их встречи на саммите в Минске, пишет Info-Prim Neo. Производители продолжают пребывать в состояние тревоги и поиска выходов, виноградарско-винодельческая отрасль и экономика в целом продолжают нести огромные убытки, страдают социальные проекты государства и в результате большая часть населения страны, отмечает агентство. В данных условиях экономические аналитики предлагают несколько гипотез относительно перспектив возвращения молдавских вин на привлекательный и важный для молдавских производителей рынок.

Гипотеза первая: "Остается только набраться терпения..." Эта гипотеза самая оптимистичная, пишет Info-Prim Neo. Договоренности, достигнутые президентами Ворониным и Путиным на саммите в Минске, остаются в силе. Поскольку решение принято на высоком уровне, надо дожидаться его исполнения на уровне государственных структур. Но, несмотря на первоначальные заявления, что механизм "единого окна" уже разработан и скоординирован экспертами и остается лишь применить его на практике, оказалось, что присутствует ряд неясностей логистического порядка. После того как российские эксперты отобрали группу компаний-экспортеров, согласно представленной документации, должно было быть предпринято практическое инспектирование отобранных предприятий. Однако этот визит несколько раз переносился без каких-либо конкретных объяснений со стороны Роспотребнадзора, отмечает агентство. И нет ничего странного в том, что и руководство Moldova-Vin, которое давно давало понять, что "все под контролем", уже начало проявлять нетерпение и выражать недоумение. В то же время, в феврале в Российскую Федерацию был возобновлен экспорт говяжьего мяса, что может укрепить надежду сторонников первой гипотезы, пишет агентство.

Гипотеза вторая: "Тирасполь владеет правом вето на возобновление экспорта вина..." Самая пессимистичная гипотеза, пишет Info-Prim Neo. На саммите в Минске объявление о возобновлении экспорта прозвучало вместе с заявлениями о многообещающем возобновлении переговоров по приднестровскому урегулированию. Это, как и явный политический характер "винного эмбарго", натолкнуло многих комментаторов на мысль, что решение об экспорте может означать или молчаливое согласие Путина и Воронина в отношении судьбы Приднестровья, или же стимул со стороны Москвы для убеждения Кишинева следовать сценариям урегулирования конфликта, выгодным России. Однако урегулирование приднестровского конфликта кажется сегодня далеким как никогда: встречи отменены, обмен репликами становится все более напряженным, а в скором времени проблема "замороженных конфликтов" будет включена в рабочую повестку Генеральной Ассамблеи ООН, отмечает агентство. В то же время, все более значительная экономическая поддержка, оказываемая Молдавии западными странами и международными финансовыми организациями, как бы дает понять, что Запад считает РМ крепко укоренившейся в его собственных геополитических сценариях. В таких обстоятельствах российская сторона будет затягивать возобновление экспорта вин до тех пор, пока Молдавия не примет решения по приднестровской проблеме, предложенные Москвой, пишет агентство. Но это, естественно, относится к очень отдаленной перспективе, возможно, до президентских выборов в России (2008 г.) или парламентских в Молдавии (2009 г.).

Гипотеза третья: "Просто и банально..." Самая циничная гипотеза, пишет Info-Prim Neo. В конце 2006 года Республика Молдова оставалась одним из последних государств, с которыми у Российской Федерации не был подписан Протокол о вступлении в ВТО, после его подписания с Соединенными Штатами Америки. Протокол был подписан, и формально препятствия к нератификации были устранены. Однако российские официальные лица могут найти огромное количество предлогов технического, логистического характера для затягивания фактического возобновления экспорта. Это может случиться даже после вступления РФ в ВТО, если это произойдет в ближайшее время. В данном контексте механизм, выбранный для возвращения молдавских вин на российский рынок, предоставляет "лазейки" для затягивания или прекращения экспорта, отмечает агентство.

Все эти гипотезы не взаимоисключают друг друга, продолжает Info-Prim Neo. Они могут существовать одновременно в разных комбинациях, а бюрократические препоны могут служить инструментом политического давления согласно второй гипотезе. Однако какая бы из гипотез не была правильной, время играет против молдавских компаний, отмечает агентство. До возникновения препятствий российский рынок поглощал не менее 80% экспорта вина из Молдавии, и молдавским компаниям будет очень трудно перенаправить свой экспорт в другие страны. Вместе с тем, следующими по величине рынками являются украинский и белорусский (но и с этими возникли проблемы вследствие решения молдавских властей запретить экспорт вина в цистернах). Экспорт на европейские рынки развивается очень медленно, несмотря на то, что они сколь труднодоступны, столь и многообещающи. Именно в этом направлении должны быть объединены усилия властей и производителей вина, пишет агентство. В конечном счете, усилия по приведению продукции в соответствие с европейскими стандартами должны быть объединены с усилиями властей по обеспечению местным производителям более легкого проникновения на европейски рынок. В противном случае молдавские производители вин рискуют попасть в ситуацию, в которой должны будут решать свои проблемы самостоятельно. И тогда выстоят лучшие, но немногие, подводит итог агентство.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.