Международное общество "Мемориал" обжалует в Мосгорсуде решение Хамовнического районного суда г. Москвы об отказе принять к производству заявления "Мемориала", оспаривающие незаконные действия Главной военной прокуратуры. Об этом на пресс-конференции в Москве 13 марта сообщили представители "Мемориала". По словам председателя правления Международного общества "Мемориал" Арсения Рогинского, Главная военная прокуратура РФ отказывается рассмотреть заявления "Мемориала" о признании конкретных расстрелянных польских граждан жертвами политических репрессий.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, Арсений Рогинский расценил "катынское дело" как "одно из самых страшных преступлений XX века". По его словам, решение о расстреле около 22 тыс. польских граждан - в основном офицеров и полицейских, взятых в плен в сентябре 1939 г. при вводе советских войск на территорию Западной Украины и Белоруссии, входившую в состав Польши, было принято Политбюро ЦК ВКБ от 5 марта 1940 г. Основанием для решения стала записка наркома внутренних дел Лаврентия Берии, в которой расстрел польских пленных и заключенных предлагался "исходя из того, что все они являются закоренелыми, неисправимыми врагами советской власти". На этой записке имеются собственноручные подписи членов Политбюро Сталина, Ворошилова, Молотова и Микояна, а также отметки о голосовании "за" Калинина и Кагановича.

"Мемориал", по словам Рогинского, начал заниматься "катынским делом" после того, как 11 марта 2005 г. Главный военный прокурор РФ Александр Савенков на своей пресс-конференции публично заявил о его прекращении, объявил государственной тайной персональный состав виновных, а также сообщил, что само постановление о прекращении уголовного дела и 116 томов из 173 томов дела объявлены секретными.

"Действия Главной военной прокуратуры показались нам возмутительными, - заявил Рогинский. - Мы требовали и требуем признания жертв катынского преступления жертвами политических репрессий, согласно Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Мы требуем возобновления расследования "катынского дела" Главной военной прокуратурой, а в случае его завершения - придания гласности результатов, и, в частности, имен виновных".

По данным Главной военной прокуратуры, действия ряда конкретных высокопоставленных должностных лиц СССР квалифицированы по п. "б" ст. 193-17 УК РСФСР (1926 г.) как "превышение власти, имевшее тяжелые последствия при наличии особо отягчающих обстоятельств". Как отметил глава "Мемориала", эта статья распространяется только на действия высшего командного состава Красной армии, а значит такая квалификация действий виновных (имена которых Главная военная прокуратура не называет) фактически означает выведение из-под ответственности Сталина и большинства членов Политбюро. При этом, отметил он, Главная военная прокуратура систематически отвечает отказом на запросы родственников казненных о реабилитации на том основании, что "отсутствуют уголовные дела, иные сведения, на основании которых к ним применялись меры государственного принуждения" и "в ходе следствия останки названных граждан среди обнаруженных, эксгумированных и исследованных трупов польских военнопленных, содержавшихся в лагерях НКВД СССР, не идентифицированы". При этом, в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", в случае отказа в реабилитации прокуратура обязана была составить заключения об отсутствии оснований для реабилитации и направить их в суд, что не было сделано.

Как сообщил Рогинский, 6 февраля 2007 г. "Мемориал" подал в Хамовнический суд десять заявлений, оспаривающих действия ГВП, которая 7 ноября 2006 г. десятью письмами отказала в составлении и направлении в суд заключений об отсутствии оснований для реабилитации 16 польских граждан, родственники которых обратились в "Мемориал", и гибель которых подтверждается различными документами. Однако суд отказал в принятии этих заявлений к рассмотрению на том основании, что "Мемориал", будучи общественной организацией, имеет право обращаться с заявлениями о реабилитации тех или иных репрессированных лиц, но не имеет права оспаривать в суде решения государственных органов об отказе в реабилитации этих лиц.

"Я считаю, что суд не до конца разобрался в ситуации, - заявила, комментируя дело адвокат Диана Сорк. - В соответствии с Конституцией России, право на судебную защиту есть и у гражданина, и у юридического лица. Мы обжалуем решения Хамовнического суда и надеемся, что Мосгорсуд вспомнит о Конституции".

"В случае неудачи мы будем вынуждены обратиться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, но мы сохраняем надежду, что решение по этому делу должно быть вынесено именно российским судом, - подчеркнул Арсений Рогинский. - Мы действуем не по поручению польских государственных структур. Мы реализуем уставное требование "Мемориала" - участвовать в восстановлении исторической правды и увековечении памяти жертв политических репрессий тоталитарных режимов. Это наша работа и наш долг. Мы его исполняем и будем стремиться исполнять и впредь".

"Очень важно говорить правду - такова позиция "Мемориала". Мы представляем не родственников, а ту часть российского общества, которая считает, что о прошлом надо говорить правду, и говорить вслух", - заявил он.

Арсений Рогинский также пояснил, что историков и правозащитников возмущает формальный подход прокуратуры к "катынскому делу". "Историки уже научились работать с документами советской власти, а юристы - еще нет", - констатировал он. В качестве примера подобного формализма он указал на отказ признать жертвой политических репрессий последнего российского императора Николая II по той же причине - отсутствие некоторых документов при очевидности политического характера его казни.

По словам Арсения Рогинского, признание жертв катынского преступления жертвами политических репрессий в соответствии с Законом "О реабилитации жертв политических репрессий" не повлечет за собой выплат материальной компенсации их наследникам. "Мы считаем, что было бы хорошо, чтобы государство заплатило жертвам политических репрессий, но всем, а не только жертвам катынского преступления, - заметил он. - Но в этом случае речь должна идти об изменении закона".

Справка ИА REGNUM: "Катынское преступление" - собирательный термин, означающий осуществленную советскими властями бессудную казнь в апреле-мае 1940 г. около 22 тысяч польских граждан, содержавшихся в разных лагерях и тюрьмах НКВД СССР. Во время оккупации Смоленщины немецкими войсками в 1943 г. захоронения польских офицеров в Катыни были обнаружены, и факт массового расстрела предан гласности, однако созданная в 1944 г., после изгнания немцев, комиссия под руководством академика Николая Бурденко, повторно проведя эксгумацию останков, возложила ответственность за гибель поляков на самих фашистов. Этой версии советская сторона и придерживалась на протяжении нескольких десятков лет.

Советский Союз признал вину в совершении катынского расстрела только в 1990 г., а в 1992 г. Россия обнародовала и передала Польше документы, подтверждающие ответственность руководства СССР за казнь польских граждан по политическим мотивам.