Об итогах выборов в региональные собрания, прошедших в России 11 марта, в интервью ИА REGNUM рассуждает руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский.

ИА REGNUM: С чем связаны столь разные результаты "Справедливой России" по регионам?

Они связаны с тем, что партия находится только в процессе своего формирования, и с тем, что поддержка в регионах со стороны элит очень неровная: где-то удалось привлечь на свою сторону влиятельные фигуры, например, мэров или депутатов Госдумы, где-то фактически никаких позиций так и не создано. В общем, это типичный результат партии, которая создается, конечно, не совсем с нуля, но начинает с "низкого старта" и поэтому может полагаться только на ограниченное число регионов. Собственно, там, где у Сергея Миронова были сильные личные позиции, а также в Ставропольском крае, где была активная кампания при поддержке мэрии Ставрополя, и удалось получить наилучшие результаты.

ИА REGNUM: Оправдались ли прогнозы, что эта партия будет в основном претендовать на коммунистический электорат?

Пока такие прогнозы не оправдались, поскольку КПРФ продемонстрировала очень хорошие результаты, которые в большинстве регионов выше, чем те процентные показатели, которые она имела там в 2003 году. Похоже, что основная конкуренция идет "на поле" партии власти, то есть за лояльный электорат, между "Единой Россией" и "Справедливой Россией". Кстати, пример Ставропольского края наглядно демонстрирует случай, когда раскрутка "Справедливой России" ударила как раз по электоральным позициям "Единой России".

ИА REGNUM: Успех коммунистов - свидетельство омоложения их электората?

Я думаю, что омоложения электората не наблюдается - омоложения электората нет ни у одной из партий, поскольку на региональные выборы в основном ходят избиратели пенсионного и предпенсионного возраста, и именно с ними работают практически все партии, поэтому дело не в этом. Дело скорее в том, что жесткая борьба между двумя партиями власти позволила коммунистам на их фоне выступить в роли третьей силы, которая напрямую в этой борьбе не участвовала и которая сумела завоевать симпатии избирателей, не участвуя в этой борьбе. Изменилась сама конфигурация избирательной кампании. Если раньше это была скорее конкуренция партии власти и левой оппозиции, при том, что левую оппозицию достаточно жестко подавляли, то сейчас основные силы были брошены на раскрутку двух партий власти и на конкуренцию между ними, что позволило коммунистам занять удобную нишу и привлечь дополнительные голоса, особенно в городах и северных регионах, где позициии КПРФ были слабыми.

ИА REGNUM: С чем вы связываете неожиданный успех СПС в ряде регионов?

Это точечный успех. Он связан с теми регионами, где СПС затратил наибольшие усилия. Я бы этот успех связал с определенным ребрендингом СПС, который сумел адаптироваться к условиям региональных избирательных кампаний, на которые как раз традиционно электорат СПС практически не ходит. СПС смог переориентироваться на избирателей пенсионного и предпенсионного возраста, предложив им популистскую программу и затратив на эти выборы немало денег. Соответственно, популизм и финансовые расходы сыграли свою роль, и это позволило СПС, вкупе с фактическим отказом от прежней либерально-радикальной идеологии, добиться такого относительного успеха.

ИА REGNUM: Изменилось ли качественно и количественно действие административного ресурса на этих выборах по сравнению, например, с думскими выборами 2003 года?

Произошло некоторое раздвоение административного ресурса. Часть административного ресурса, правда, небольшая, досталась на этот раз, и "Справедливой России". Если говорить о губернаторском административном ресурсе, он, конечно, на 90% работал на "ЕдРо", из него выжали то, что могли. Результаты "Единой России" я блестящими не считаю, потому что она могла в принципе претендовать более чем на 40% голосов практически во всех регионах, однако в Ставропольском крае она получила даже меньше 30%, и еще в ряде регионов она получила от 30 до 40%, что, в общем-то, для "Единой России" мало. Это свидетельствует о недостаточной эффективности административного ресурса. Но, похоже, что из административного ресурса губернаторов больше выжать уже нельзя, и что "ЕР" уперлась в свой потолок.

ИА REGNUM: Можно ли, по прошествии двух лет после отмены прямых выборов губернаторов, утверждать, что выборы региональных собраний по значимости в жизни регионов стали сопоставимы с губернаторскими?

В общем-то, нет, не стали. Другое дело, что для простого избирателя это, конечно же, значимые выборы. В каком-то смысле они заняли нишу губернаторских выборов, ну просто по той причине, что избирать больше некого: выборы мэров крупных городов да выборы региональных законодательных собраний - это все, что осталось из того, что реально влияет на политическую ситуацию в регионах. Но при этом выборы в законодательные собрания регионов напоминают больше бурю в стакане воды, потому что роль самих законодательных собраний в регионах невелика. Здесь нужны либо серьезные институциональные изменения, на которые никто не пойдет, либо все останется по-прежнему: результаты этих выборов, конечно, фиксируют определенную расстановку политических сил, но не более того. В чисто формальной процедуре утверждения заксобраниями губернатора также мало что меняется. Единственное, что стоит в этой связи отметить - это пока крайне редкие случаи поражения "Единой России" на выборах в законодательное собрание, после которых встает вопрос о смене губернатора. Этот вопрос встал в Ставропольском крае, но это пока единичная ситуация.

ИА REGNUM: Ожидаете ли вы смену губернатора в каких-либо регионах по итогам вчерашних выборов?

Ставропольский край стал самым ярким примером. Вопрос об отставке губернатора уже поднимается. На самом деле, этот вопрос будут лоббировать не только "Справедливой Россией", но и часть единороссов. Александр Черногоров ушел из КПРФ и примкнул к "ЕР" только в последний момент, но находится на положении чужого среди своих и своего среди чужих, поэтому у него судьба будет незавидная. Говорить о том, что таких примеров много - нельзя. Остается еще спорная ситуация в Туве, где итоги выборов 8 октября не подведены и где "Справедливая Россия", которая выиграла эти выборы, вправе ставить вопрос о замене главы республики Шериг-оол Ооржака. Но эта ситуация остается в подвешенном состоянии, поскольку в Москве есть влиятельные сторонники действущего главы, в отличие, кстати, от Ставропольского края. Поэтому, вероятно, в Туве status quo и сохранится. В Ставропольском крае же ситуация развивается явно не в пользу губернатора.