"Начало военных действий неизбежно": Нагорный Карабах за неделю

Баку, 11 Марта 2007, 23:43 — REGNUM  

Обзор СМИ за 2-8 марта 2007 года.

Военный вестник. Переговорный процесс. Международные структуры. Президентские выборы в Карабахе.

Военный вестник

Перестрелки

По сообщению бакинской "525-й газеты", 1 марта начиная с полуночи подразделения армянских вооруженных сил (ВС) с позиций, расположенных в селе Баш Гарвенд Агдамского района, около 20-25 минут обстреливали из автоматов позиции вооруженных сил Азербайджана. Потерь нет. По мнению газеты, больше всего режим прекращения огня нарушается на этом направлении.

"525-я газета" сообщает также, что ночью 3 марта автоматному обстрелу подверглись позиции Вооруженных сил Азербайджана вблизи села Сейидсулан Тертерского района. Потерь нет.

Согласно Day.Az, в ту же ночь автоматному обстрелу были подвергнуты азербайджанские войска, расположённые в селении Шыхлар, Агдамского района. В ходе перестрелки, сообщает агентство, шальные пули также попали в близлежащее село Орта Гервенд.

По сообщению АПА, вечером 5 марта подразделения Вооруженных сил Армении, дислоцированные в 1,5 километрах к югу-востоку от села Чинари Бердского района Армении и на высотах Товузского района, с 21.40 до 22.30 обстреливали из автоматов и пулеметов позиции Вооруженных сил Азербайджана.

Согласно бакинской "525-й газете", в феврале отмечен рекордно низкий за последний год показатель нарушения армянской стороной режима прекращения огня. По результатам мониторинга, проводимого на основе информации Министерства обороны Азербайджана, в прошлом месяце армянская сторона трижды нарушала режим прекращения огня на различных участках линии фронта. Газета пишет, что в феврале были обстреляны позиции азербайджанских войск и населенные пункты в районе сел Юсифджанлы и Баш Гервенд Агдамского и Леле тепе Джабраильского районов. В результате нарушения режима прекращения огня никто не пострадал. Вместе с тем, отмечает газета, в прошлом месяце по разным причинам погибли пятеро военнослужащих вооруженных сил Азербайджана. Двое из них совершили суицид, а двое погибли на почве конфликта и в результате неосторожного обращения с оружием. Кроме того, получили ранения семь человек. Пятеро из них пострадали в результате взрыва мины, один в результате неосторожного обращения с оружием, а один в результате пожара.

Пленные

Как сообщает Day.Az, родные военнопленного Самира Мамедова ожидают его очередного письма из Армении. Об этом сообщил дядя Самира Видади Мамедов. Армения, по его мнению, затягивает время с передачей военнопленного на родину, то есть переговоры не дают видимых результатов. По мнению Мамедова, армянская сторона оказывает на военнопленного давление. "Племянник никогда бы не написал родным, чтобы они забыли о нем и больше не беспокоились", - сказал дядя Самира. Между тем, как заявили в Госкомиссии Азербайджана по делам военнопленных и без вести пропавших, пока у них нет реальных возможностей для ведения переговоров с армянской стороной.

Азербайджанский солдат Самир Мамедов пока не хочет возвращаться на родину. Об этом корреспонденту "АрмИнфо" сообщил руководитель рабочей группы Государственной комиссии Армении по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших Армен Каприелян. Комментируя сообщениях азербайджанских СМИ о возможности отправки Самира Мамедова в какую-нибудь третью страну, Каприелян подчеркнул, что госкомиссия подобными сведениями не располагает. Агентство напоминает, что Самир Мамедов 24 декабря 2006 года добровольно перешел на армянскую сторону. В настоящее время он находится в УИУ "Кентрон" Министерства юстиции Республики Армения (РА).

Вооруженные силы

По сообщению Analitika.az, в Азербайджане проводятся военные учения оперативных полков и спецназа внутренних войск (ВВ) по планам военных операций в условиях Карабаха. Об этом сообщил командующий ВВ Азербайджана генерал-лейтенант Закир Гасанов. По его словам, начало военных действий неизбежно и в этом случае на ВВ, как составную часть Вооруженных сил Азербайджана, возлагаются определенные функции: "Наши оперативные полки в боях могут осуществить совместные операции с другими структурами ВС. А наши моторизированные воинские части могут осуществлять на территории военных действий различные мероприятия, возможны осуществление борьбы с вооруженными преступниками, организация комендантской службы, охрана важных объектов. Спецназ может быть использован также в различных операциях".

"Нужно постоянно держать в центре внимания бесцеремонные действия Армении. За этой страной стоит очень большая сила - Франция, Армению поддерживают и страны Европейского союза. Нереально то, что Армения освободит Карабах. Можно даже утверждать, что она попытается еще более углубить свою захватническую политику". Об этом турецкому бюро АПА заявила преподавательница Военных академий Турции, доцент Гамза Кона. По ее словам, "большие страны не критикуют захватническую политику Армении". "Поэтому Армения располагает большими возможностями для маневра. Оставим в стороне деятельность Минской группы ОБСЕ. Турция должна укрепить межгосударственные связи и как можно сильнее поддерживать Азербайджан. Мне не верится в то, что несколько стран объединятся и применят санкции против Армении. Турция должна вмешаться в процессы и усилить давление на Армению и параллельно оказывать всестороннюю помощь Азербайджану", - отметила Кона, добавив, что возникла необходимость в подписании между Турцией и Азербайджаном договоров о безопасности. "4-5 лет назад Армения и Россия подписали пакт о военном союзе. Подобный пакт подписан между Грецией и Южным Кипром. В "Пакт о безопасности на Кавказе", предложенный в период президентства Сулеймана Демиреля, пять раз были внесены изменения. Он не был осуществлен, потому что этого не захотели Армения и Россия. Эти страны боятся сопротивления со стороны Турции и Азербайджана. Считаю, что необходимо немедленно подписать и ввести в действие договор о безопасности между Азербайджаном и Турцией. Турция обязана позаботиться о безопасности Азербайджана. Так как в Азербайджане добывается нефть, влиятельные страны постараются сохранить свои интересы в вашей стране. Название договора, который будет подписан между Азербайджаном и Турцией, не имеет большого значения, важно подписать его. Почему такой договор подписан между Арменией и Россией и не подписан между Азербайджаном и Турцией? Безопасность Азербайджана имеет большое значение для безопасности Турции, Среднего Востока и Кавказа", - считает турецкий эксперт. ("АрмИнфо").

Взаимные визиты высокопоставленных представителей Вооруженных сил Азербайджана и Турции имеют целью расширение сотрудничества обеих стран в военной сфере. Об этом азербайджанскому агентству АПА сообщил глава пресс-службы Минобороны Азербайджанской Республики (АР) полковник Рамиз Меликов. По его словам, в настоящее время обе страны сотрудничают в сфере военного образования, подготовки медицинского персонала, кадров для ВВС и ВМС и др. В вооруженных силах Азербайджана работают турецкие инструкторы. По словам Меликова, в ближайшее время планируется подписание нескольких документов по расширению военного сотрудничества между Азербайджаном и Турцией. Агентство отмечает, что в феврале министр обороны Азербайджана Сафар Абиев посетил Турцию, а второй начальник Генштаба ВС Турции Эргун Сайгун посетил Азербайджан. 6 марта ожидается визит в Азербайджан командующего сухопутными войсками Турции Илькера Башбуга.

Согласно полученным из информированных военных источников сведениям "Кавказского узла", в апреле текущего года в Баку пройдут закрытые консультации по вопросу о размещении в Азербайджане элементов американской системы противоракетной обороны (ПРО). В консультациях примет участие генерал управления ПРО Пентагона Генри Оберинг. Напомним, что именно генерал Оберинг на недавней пресс-конференции в Брюсселе заявил о планах США разместить радар системы ПРО на территории одной из стран Южного Кавказа. Как отмечает "Де-Факто", вся политика США в регионе, особенно с учетом нарастания напряженности между Вашингтоном и Тегераном, а также экономического противостояния с Москвой, заставляет считать, что заявление Оберинга не являлось пустой угрозой заокеанского солдафона. Отмечая слова посла России в Азербайджане Василия Истратова о том, что поскольку страны Закавказья заявили, что не ведут переговоры о размещении ПРО, то "комментировать нечего", "Де-Факто" отмечает: "Однако, если информация "Кавказского узла" верна и Оберинг действительно приезжает в Баку для участия в закрытых консультациях по размещению ПРО на Кавказе, то "комментировать" все же придется".

"Это вполне возможно и ожидаемо", - заявил по поводу возможности размещения военных баз США в АР бывший госсоветник по внешней политике Азербайджана Вафа Гулузаде в интервью агентству Day.Az. Согласно газете "Тарегир", он сказал, что размещение военных баз в Азербайджане предсказывал давно. "На Кавказе много конфликтов, которые Россия контролирует для того, чтобы не допустить вступление в НАТО Грузии и Азербайджана", - сказал Гулузаде. По его мнению, США пойдут другим путем: разместят на основе двусторонних соглашений военные базы и введут в регион свой воинский контингент, сделав Грузию и Азербайджан де-факто своими военными партнерами.

С 2001 года в Нагорном Карабахе действует военно-спортивный лицей имени Героя Арцаха [Арцах - армянское название Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM], генерал-лейтенанта Христофора Иваняна, где обучаются кадеты 15-17 лет, поступившие сюда по завершении 8-летнего образования. Как сообщает ИА REGNUM, программа обучения кадетов аналогична программе обучения 9-10 классов средней школы, но с военно-спортивным уклоном. Получив в лицее среднее образование, выпускники в основном поступают в военные училища. Продолжение учебы в военно-учебных заведениях не обязательно для выпускников лицея, однако, получив во время учебы хорошую морально-физическую закалку и обретя военные знания и навыки, большинство из них со временем пополняют ряды Армии обороны Нагорного Карабаха. При поступлении в лицей абитуриенты сдают экзамены по армянскому языку, математике и физической подготовке. Кадеты, демонстрирующие хорошую успеваемость, получают стипендию. На сегодня в лицее учатся около 80 человек. Среди них и члены семей погибших воинов. Как отмечает агентство, лицей практически является аналогом суворовских училищ.

Переговорный процесс

Французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ (МГ) Бернар Фасье сообщил журналистам по приезде в Баку, что встреча глав МИД Азербайджана и Армении состоится 14 марта в Женеве, а 13 марта сопредседатели МГ ОБСЕ встретятся для консультаций. Он отметил также, что уже встречался с президентом Армении Робертом Кочаряном, а на следующий день проведет переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым: "На встрече будут осуждены перспективы переговорного процесса и будущие шаги". Сообщив, что обсужденные детали встречи президентов в Минске будут всесторонне рассмотрены, Фасье не стал оценивать проводимые встречи как продолжение "пражского процесса": "Встреча в Праге произошла два года назад. С тех пор как между президентами, так и главами МИД было проведено множество встреч, переговоры стали интенсивными, в процессе произошли изменения. Поэтому неправильно говорить о том, что переговоры являются продолжениям "пражского процесса". Он отметил, что посредники оказывают помощь в переговорах, а президенты должны принять решение об урегулировании конфликта. Касаясь встречи президентов Азербайджана и Армении, Фасье сообщил, что эта встреча состоится после парламентских выборов в РА. ("525-я газета").

5 марта министр иностранных дел Армении Вардан Осканян встретился с помощником госсекретаря США, американским сопредседателем Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта Мэтью Брайзой. Как сообщает ИА "Де-Факто", в ходе встречи стороны обсудили процесс мирного урегулирования карабахской проблемы, а также вопросы, связанные с предстоящей 14 марта в Женеве встречей глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана.

Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян в ходе пресс-конференции рассказал о своей встрече с госсекретарем США Кондолизой Райс: "На встрече также присутствовал американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза, и госсекретарь знала о нашей предстоящей встрече с ним и детальном обсуждении процесса", - отметил министр. По его словам, обсуждение процесса карабахского урегулирования с госсекретарем носило обобщающий характер. "Я подтвердил позицию Армении. Сделал это потому, что с азербайджанской стороны в последнее время слышны различные заявления о том, что Армения якобы отошла от своих обещаний. Это абсолютно не соответствует истине. Я подтвердил положительный подход армянской стороны к имеющемуся на переговорном столе документу и нашу приверженность продолжению переговоров вокруг этого документа и достижению дополнительного прогресса", - заявил глава МИД РА. По его словам, в ходе встречи с Брайзой в основном обсуждалась повестка встречи глав МИД Армении и Азербайджана в Женеве, которая состоится 13-14 марта. Те же вопросы обсуждались в ходе встреч Бернара Фасье с руководством двух стран. ("АрмИнфо").

Комментируя визит в Армению и Азербайджан французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Бернара Фасье, Вардан Осканян сказал, что подобная активность свидетельствует о том, что женевское рандеву министров посредники готовят особенно тщательно, с прицелом на организацию встречи президентов Армении и Азербайджана после предстоящих 12 мая выборов в армянский парламент. В этой связи посредники на уровне министров стремятся решить как можно больше несогласованных вопросов. Если со стороны Азербайджана не будет каких-то неожиданностей, то можно ожидать положительных результатов по итогам встречи в Женеве, сказал Осканян. Армения сохраняет позитивный подход к документу, который обсуждается на переговорах. "Рожденный по итогам двух лет переговоров документ лежит в основе обсуждений, армянская сторона от него не отходит и намерена продолжить переговоры и достичь дополнительного прогресса", - добавил Осканян. Отвечая на вопросы журналистов, он заявил, что Армения считает преждевременным обсуждение вопроса о возвращении азербайджанцев в Нагорный Карабах (НК) до определения условий и сроков проведения т.н. дополнительного референдума в НК по вопросу статуса этого региона. Пока Армения и Азербайджан договорились лишь о том, что статус Нагорного Карабаха будут определять его жители, однако детали этого процесса находятся в стадии обсуждения, отметил министр. ("Де-Факто").

"Полагаем, что руководство Армении, взявшись за ум, на основе здравого смысла, наконец, предпримет нормальный шаг на встрече министров иностранных дел в Женеве. Мы надеемся на это", - заявил заведующий отделом международных связей аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов. Он отметил, что пока нет возможности конкретно высказаться по встрече в Женеве, но вместе с тем сказал, что ожидает от армянской стороны положительного дипломатического шага: "У руководства Армении нет иного пути. Они должны занять конструктивную позицию и, наконец, отказаться от существующих претензий". (АПА).

Официальный Баку идет на женевскую встречу министров иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова и Армении Вардана Осканяна с чувством серьезной озабоченности. Об этом, передает служба новостей радиостанции ANS CM, заявил заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. По мнению Азимова, причиной тому являются предыдущие безрезультатные переговоры глав обоих МИД в Москве. "Если подобная практика переговоров будет продолжаться, то мы не знаем, что мы будем обсуждать в Женеве. Я считаю, что азербайджанская сторона идет в Женеву с чувством большой озабоченности", - отметил он. Замминистра также сказал, что возвращение азербайджанцев в Карабах является не просто условием переговоров. "Азербайджанцы должны вернуться в Нагорный Карабах, это не условие, а нечто большее, выходящее за рамки этого. Этот вопрос является очень глубоким и основательным. Азербайджанцы должны возвратиться туда и наладить сотрудничество с проживающими там армянами. А уже на дальнейшем этапе мы сможем обсуждать статус Нагорного Карабаха", - заявил он. (Day.Az).

Настрой армянской стороны на женевских переговорах позитивен. Об этом заявил исполняющий обязанности пресс-секретаря МИД Армении Владимир Карапетян, комментируя заявления замминистра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова об испытываемой озабоченности в связи с предстоящей встречей глав МИД Армении и Азербайджана. "Мне бы не хотелось комментировать сантименты одного из членов делегации Азербайджана", - добавил Карапетян. "АрмИнфо" напоминает, что ранее Карапетян, комментируя заявление Араза Азимова о том, что предыдущая, московская встреча глав МИД РА и АР "была шагом назад", отметил: "Возможно, перед новой встречей глав МИД замминистра Азербайджана, как это неоднократно бывало раньше, готовит почву для неконструктивной позиции азербайджанской стороны".

Бакинская газета "Эхо", обращаясь к теме встречи министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна с госсекретарем США Кондолизой Райс, пишет: "Напомним, на 5-7 марта планировался официальный визит в США главы МИД АР Эльмара Мамедъярова, во время которого он должен был провести переговоры с Кондолизой Райс. Однако впоследствии дата визита была перенесена на более поздний срок в связи с загруженностью графика госсекретаря США. Другими словами, для встречи с Осканяном у Райс время нашлось, а для переговоров с Мамедъяровым - нет". И задается вопросом: "В чем причина?" Отвечая газете, первый секретарь МИД АР Хазар Ибрагим сказал, что "вопрос графика решается за месяцы, за дни, за недели до самих визитов и потом эти графики могут тоже меняться". "Я не знаю, как оговаривался график встречи Райс с главой МИД Армении, а по нашему министру можно сказать, что его визит был отложен именно из-за графика госсекретаря США. Это была просьба американской стороны. Я не знаю, насколько раньше и на какой основе строился визит армянского министра. Но я не вижу здесь никаких других моментов, кроме как проблемы с графиком", - утешил "Эхо" азербайджанский политик.

"В последнее время можно наблюдать возникновение некоего раскола между сопредседателями МГ ОБСЕ, - сказал глава Центра мира и разрешения конфликтов Эльхан Мехтиев, комментируя бакинской газете "Эхо" сольный визит Бернара Фасье. - До того они все время гордо декларировали, что у них очень сплоченное единство во взглядах, они выступают как одна команда, у них нет разночтений по разрешению конфликта. Однако сейчас такой раскол наблюдается, особенно между американским и российским сопредседателями. Я бы сказал, что визит одного Фасье в наш регион тоже свидетельствует об этом разладе. Из последних выступлений азербайджанской стороны стало ясно, что вопрос возвращения азербайджанского населения в Нагорный Карабах превратился в проблему на переговорах. Мы не до конца знаем, какую позицию по этому вопросу Армения занимала ранее, но азербайджанская сторона заявляет, что Ереван будто бы отошел от своей прежней позиции, что армяне уже не хотят возвращения азербайджанцев в Карабах и нацелены на проведение референдума только среди армянского населения ближе к подписанию промежуточного мирного договора. Об этом говорил уже и Эльмар Мамедъяров, поэтому, я думаю, больше всего Фасье будет заниматься именно этим вопросом во время визита в регион. После того как Азербайджан заключил международное соглашение по реализации железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Карс, армянская сторона очень обозлилась, это было весьма резко воспринято в самых верхних эшелонах власти в Ереване. И, наверное, своим сопротивлением на переговорах они пытаются укрепить свои позиции. Кроме того, немного ухудшились отношения между Баку и Москвой, и это сразу повлияло на переговорный процесс, Мерзляков [российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ. - прим. ИА REGNUM] изменил тон своих высказываний. В этом случае армянская и российская позиции работают уже явно параллельно. То есть Фасье направляется сюда, чтобы спасти женевскую встречу и показать, что МГ плодотворно работает".

Газета "Азербайджанские известия", в связи с предстоящей встречей глав МИД Азербайджана и Армении, посетовала на позицию Евросоюза, выраженную его полномочным спецпредставителем на Южном Кавказе Питером Семнеби. Последний, пишет газета, на недавней встрече с премьер-министром Армении Андраником Маргаряном "открытым текстом заявил", что Евросоюз продолжает прилагать все возможные усилия для открытия армяно-турецкой границы и обеспечения участия всех стран в осуществляемых на Южном Кавказе региональных проектах. "Хотя мы не участвуем в самих переговорах, но поддерживаем переговорный процесс и предлагаем свои ресурсы и услуги для его поддержки", - цитирует спецпредставителя ЕС бакинское издание и добавляет: "Про такую поддержку иначе, как медвежья услуга, и не скажешь". Далее газета переносит свое недовольство на сопредседателей Минской группы ОБСЕ и, в частности, на российского сопредседателя Юрия Мерзлякова, "перещеголявшего", по словам издания, и Семнеби. "Российский сопредседатель Юрий Мерзляков вслед за армянской стороной все пытался убедить общественность Азербайджана в том, что вынесение странами ГУАМ вопроса о "замороженных" конфликтах на трибуну ООН таит угрозу для процесса урегулирования. Дальше - больше. Главе азербайджанской общины Нагорного Карабаха Низами Бахманову он заявил, что возвращение изгнанных армянами из Нагорного Карабаха азербайджанцев к родным очагам сразу после подписания соглашения ни к чему хорошему не приведет. Он напомнил об опыте на Балканах с тяжелыми последствиями. Дипломат считает, что, если в Нагорном Карабахе будут предприняты аналогичные шаги, это может привести к еще более трагическим событиям: "Но этого никто из сопредседателей не хочет, я думаю, и стороны не должны этого хотеть". Газета с негодованием сообщает, что "подобные идеи" можно часто увидеть на армянских сайтах, и патетически спрашивает: "Не оттуда ли подпитывает свои аргументы и господин Мерзляков?"

На вопросы бакинской "525-й газеты" ответил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров:

"Существует ли все еще надежда на урегулирование нагорно-карабахского конфликта путем переговоров? Какие компромиссы Азербайджан считает приемлемыми?

Полагаю, что потенциал переговоров в рамках "пражского процесса" еще не исчерпан. После того как Армения полностью выведет войска с оккупированных азербайджанских территорий и изгнанные азербайджанцы вернуться в родные края и будут обеспечены условия для нормальной жизни, мы предлагаем азербайджанской и армянской общинам Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана высокий статус автономии, существующий в мировой практике. Уверен, что это предложение само по себе является очень большим компромиссом. Мне хочется верить в то, что Армения продемонстрирует политическую волю.

После вашей очередной встречи с министром иностранных дел Армении Варданом Осканяном может ли состояться встреча глав государств?

На встрече в Москве в январе этого года был осуществлен достаточно интенсивный обмен мнениями по основным принципам урегулирования. Мы уже согласовали большую часть обсуждаемых вопросов. К сожалению, Армения не демонстрирует достаточной политической воли. С другой стороны, армянская диаспора оказывает негативное влияние на процесс урегулирования конфликта, создает искусственные барьеры. В настоящее время стороны пришли к согласию продолжать встречи на уровне глав МИД при посредничестве Минской группы ОБСЕ. О возможной встрече глав государств можно говорить, только основываясь на итогах встреч на уровне министров и планируемых визитов в регион сопредседателей МГ ОБСЕ.

Почему Азербайджан активно не требует выполнения 4 резолюций Совета Безопасности ООН, принятых по Нагорному Карабаху? Когда будет вынесен на обсуждение на Генассамблее ООН вопрос "замороженных" конфликтов на территории стран ГУАМ? Готов ли текст резолюции?

Не могу согласиться с такой постановкой вопроса. За прошлые годы со стороны президента Ильхама Алиева, руководства МИД, а также постоянного представительства нашей страны в ООН в этом направлении была проделана титаническая работа. Переговоры, проводимые для урегулирования конфликта, преследуют те же цели. Как со стороны Азербайджана, так и в рамках ГУАМ была осуществлена деятельность по эффективному использованию всех приемлемых способов для полного и правильного информирования об этой проблеме представителей стран-членов ООН. Усилия стран ГУАМ продолжаются, и уже между ними достигнуто согласие в зависимости от рабочих процедур вынести вопрос на обсуждение на Генассамблее ООН до сентября этого года.

Есть ли возможность использовать миротворческие силы ГУАМ в Нагорном Карабахе? Может ли дать на это согласие ОБСЕ?

У стран ГУАМ имеются схожие проблемы и одинаковые вызовы. Самым беспокоящим фактом для этих стран является нарушение их территориальной целостности. А что касается использования миротворческих сил ГУАМ в Нагорном Карабахе, хочу отметить, что Азербайджан не выступает против принятия мер безопасности в Нагорном Карабахе после полного освобождения Арменией оккупированных территорий. Но существует соглашение относительно того, что в этих мерах не будут принимать участия представители ОБСЕ и сторон конфликта". ("525-я газета", с сокращениями).

На вопросы ИА "АрмИнфо" ответил советник президента Нагорного Карабаха по вопросам внешней политики Арман Меликян:

"Как вы оцениваете нынешний этап переговорного процесса?

На данном этапе можно констатировать одно - надежды на то, что будет найден путь к всеобъемлющему урегулированию в течение 2006 года не оправдались, а в 2007 году вряд ли оправдаются. Это как минимум. Что будет дальше, покажет время. Процессы развиваются очень быстро в регионе и в мире. Поэтому сегодня делать какие-то прогнозы в этом отношении достаточно сложно. Мир сегодня разбалансирован. В этом смысле учесть все факторы, которые могут повлиять на развитие ситуации в любой конкретной точке, практически невозможно. Я думаю, что, по большому счету, линия, которая до сих пор проводилась, я имею в виду переговорный процесс, была более евронаправленной. Это вносило свою специфику в процесс. Она требовала от сторон разблокирования коммуникаций, притом, что основная проблема как бы оставалась за бортом. А основная проблема - это вопрос статуса Нагорно-Карабахской Республики. Говорилось о каком-то непонятном референдуме, который может состояться через энное количество времени. На мой взгляд, задача состояла в одном - подвести процесс к такому уровню, когда все коммуникации заработали бы, что не обязательно предполагало бы долгосрочный мир. Возможно даже, планировалось, что 7-10 лет такого относительного мира было бы достаточно для того, чтобы европейцы достигли поставленных целей. По всей вероятности, этот план не сработал. Я считаю, что сейчас все вовлеченные и заинтересованные стороны должны всерьез пересмотреть свои подходы и, наконец, вернуться к тому, что должно быть решено реально. Речь идет о статусе НКР, который должен быть международно признан. Статусом Карабах обладает, остается, чтобы этот статус был признан. Затем надо заняться исправлением последствий азербайджанской агрессии и исключить попытки Азербайджана силовыми средствами решить карабахскую проблему. А это значит, что нужно думать о том, каким образом Азербайджан должен будет заняться возмещением нанесенного ущерба и выплатой компенсаций беженцам. Пока что Азербайджан не намерен этого делать. Напротив, он усиливает милитаристскую риторику. Но, слава Богу, Азербайджаном правят те, кто правят. В этом смысле я уверен, что при нынешнем правлении ни один формальный руководитель не может рассчитывать на поддержку со стороны основного большинства собственного народа, который активно покидает страну.

Насколько карабахская сторона информирована о деталях переговоров? Располагает ли карабахская сторона пресловутым двухстраничным документом, имеющемся на переговорном столе?

Мне уже приходилось об этом говорить. Этого документа не существует в природе. О каком документе может идти речь? Все говорят о принципах, которые могут быть изложены на бумаге. У меня была возможность ознакомиться с одной такой бумагой в свое время. С изложением этих принципов могли ознакомиться все, кто интересуется карабахской проблематикой. Так или иначе, видение этих принципов европейской стороной отображено в соответствующих документах ПАСЕ и ПА ОБСЕ, сформулированных на основе докладов, соответственно, Дэвиса/Аткинсона и Горана Ленмаркера. Но принципы могут меняться. От случая к случаю сопредседатели заявляют о каких-то новых позитивных подвижках в переговорном процессе, о том, что согласованы принципы вокруг принципов о принципах переговоров. Исходя из этого можно судить - нет деталей. Есть основные вопросы. Один из них - это статус Карабаха. Второй основополагающий вопрос - вопрос беженцев-армян из Азербайджана. Этот вопрос сейчас вообще находится за рамками переговорного процесса. Так что, повторю, пришло время, когда стороны должны сами для себя решить, насколько эффективна нынешняя повестка переговорного процесса. Формат приемлем. За исключением очень важного обстоятельства - Карабах в переговорах не участвует.

В таком случае, насколько имеет смысл ведение переговоров в таком формате? В конечном счете, ведь даже если Армения и Азербайджан достигнут согласия, это ни к чему не обязывает Карабах?

Естественно, не обязывает, если это не будет соответствовать интересам Карабаха. Но дело в том, что формат Армения-Азербайджан ставит Армению в достаточно уязвимое положение, потому что все сводится к утверждениям Азербайджана о том, что Армения является государством-агрессором, и если международное сообщество соглашается с этим, Армения оказывается в довольно пикантной ситуации. Выход из этого есть, и вариантов много. Например, формат переговоров Армения-Азербайджан необходим. Потому что у Армении и Азербайджана также есть вопросы, которые нужно обсудить. Это вопрос демаркации границы, имею в виду границу между Арменией и Азербайджаном, ныне пролегающую к северу от хребта Мрав. Это серьезный вопрос межгосударственных отношений. Но есть вопросы, которые находятся исключительно в ведении властей Карабаха. Это вопрос территорий. Убежден, что это также вопрос беженцев-армян из Азербайджана. Они активно обращаются к президенту Нагорно-Карабахской Республики с просьбой содействовать в вопросе выплаты Азербайджаном компенсации. Армянские беженцы из Азербайджана - это нерешенная проблема. 500 тысяч человек лишись всего. Помимо материального, им был нанесен моральный ущерб, люди были насильственно выдворены из страны своего гражданства. НКР - это то государство, которое правомочно решать эти вопросы.

Есть ли вопросы, по которым у армянской и карабахской стороны имеются противоречия либо не совпадают подходы?

Я бы не стал говорить о противоречиях. Потому что нет общего видения решения проблемы. Принципы пока обсуждаются, и мы не можем выделить ни один из вопросов из общего контекста. Каждый вопрос является частью целого, которое в комплексе же и может быть решено. Но при этом я выскажу свое убеждение: вопрос территорий сегодня вообще не подлежит обсуждению. Считаю, что эти территории являются закономерным ресурсом компенсации беженцам, и очень важно, что этого же требуют сами беженцы. Кстати, этот принцип предусмотрен международным правом. Государство, нарушившее свои международные обязательства, в том числе в сфере защиты прав человека, обязано нести ответственность, в том числе финансовую и материальную. Недавно в азербайджанской прессе промелькнула информация о том, что премьер-министр Азербайджана встречался с заместителем генерального секретаря ООН и говорил о том, что Азербайджану необходимо 60 млрд. долларов на восстановление "оккупированных районов Азербайджана". Предполагаю, что он имел в виду территории, находящиеся под юрисдикцией НКР. Ну что ж, это интересная оценка, хотя я считаю, что ущерб, нанесенный Азербайджаном НКР и армянскому населению Азербайджана, гораздо больше. Сейчас началась обработка анкет-прошений беженцев. Первые 200 анкет уже обработаны. По предварительной информации, только материальный ущерб этих 200 человек составляет порядка 11 млн. долларов. Причем не все из них смогли определить реально свой ущерб. Там не говорится о моральном ущербе. Если умножить эту сумму на количество беженцев из Азербайджана, только материальный ущерб будет весьма внушительный. При этом надо учитывать разницу цен на недвижимость по сравнению с 88 годом, что еще более увеличивает сумму. Так что в этом плане, учитывая, что Азербайджан, по-видимому, не собирается заниматься вопросом компенсаций, я не вижу иного выхода, как просто передать эти территории в собственность беженцам-армянам из Азербайджана. Это приемлемый путь, и никто из представителей международного сообщества никогда не сможет что-либо возразить. Этот подход полностью находится в русле и в рамках международного права. Если предпринявшая агрессию страна не желает отвечать за последствия, то ее нужно к этому принудить. Но даже если территории будут переданы на правах собственности беженцам, все равно это не полная, а лишь частичная компенсация нанесенного им ущерба.

Активно муссируется вопрос о возвращении азербайджанских беженцев в Карабах. Есть ли архивы, подтверждающие, что претендующие на статус беженцев лица действительно являются таковыми?

Эти архивы, может, и сохранились, если вы имеете в виду азербайджанцев, покинувших территории, находящиеся под юрисдикцией НКР. Архивы сохранились в той степени, что и архивы о проживающих там армянах и представителях других национальностей. 50% территории Карабаха в свое время находилось под азербайджанской оккупацией. Там было уничтожено все. То, что сохранилось у нас, в равной степени относится к армянам, азербайджанцам и русским. Но это неполные данные.

Гипотетический вопрос - что помешает сделать приписки?

Карабах - государство небольшое. Там все друг друга знают. Кроме того, подделку от настоящего документа всегда можно отличить. Учитывая нынешние тенденции, хочу, во-первых, отделить потенциальных граждан Карабаха - азербайджанцев по национальности - от тех азербайджанцев, которые покинули территории, находящиеся за границами, в которых была провозглашена НКР. Приняв гражданство НКР, они могут жить наравне с остальными гражданами НКР. Что касается азербайджанцев, которые покинули территории, составляющие пояс безопасности, то эти люди в основном составляли костяк азербайджанской армии на момент начала войны. Их значительная часть - комбатанты, они не подвергались этнической чистке, они покинули свои населенные пункты до того, как в них вступили наши войска. Все разглагольствования о том, что азербайджанцы подверглись этническим чисткам - абсурд. Нигде азербайджанцы не подвергались этническим чисткам. Покидать те или иные места им пришлось вследствие военного поражения Азербайджана. В этом смысле они не могут приравниваться к потенциальным гражданам НКР. Многие из них просто военные преступники. Я сомневаюсь, что они когда-либо вернутся в места своего прежнего проживания. Я также уверен, что никогда проживавшие в Баку, Кировабаде и других азербайджанских городах армяне не вернутся туда.

Возвращаясь к вопросу об анкетах. Сколько уже заполнено таких анкет?

Работа ведется общественной организацией "Сеть гражданского общества "Беженцы и международное право". Заполнено более 10 тысяч. Порядка 4,5 тысячи таких анкет в НКР. Но основная масса людей находится за пределами НКР, работа ведется в Армении, и география ширится. Уже поступают анкеты из США, России, других стран.

Насколько вообще можно совместить несовместимое, учитывая противоположность требований армянской и азербайджанской сторон?

Настолько, чтобы не вдаваться в излишнюю риторику, и говорить, что Азербайджан вполне может претендовать на свою территориальную целостность в рамках пространства, на которое распространяется его юрисдикция, и признать территориальную целостность НКР. Но поскольку сегодня это неосуществимо, подождем, пока Азербайджан созреет, чтобы признать право НКР на существование в собственных границах. Как скоро это произойдет - это проблема Азербайджана, проблема взаимоотношений власти и народа Азербайджана. В конце концов - не хотят признавать... ради Бога!

Урегулирование косовского конфликта является предметом дискуссий. Считаете ли вы, что каким бы ни было решение по этому конфликту, оно не может быть прецедентом?

Для нас прецедентом может быть признание любого государства международным сообществом. Мы можем исходить из того, что, поскольку в свое время были признаны США, НКР со временем тоже может быть признана. Дело не в том, признают нас или не признают. Международное признание, конечно, во многом облегчит нам жизнь. Но важно то, что мы сами выбрали этот путь - путь независимости. А что, если Косово не признают, мы должны отказаться от независимости? Ни в коем случае! В этом смысле Косово не может быть прецедентом. В случае признания независимости Косово мы можем использовать этот фактор. Но наше право не зависит от того, признано Косово или нет. Оно принадлежит нам, никто его отнять у нас не может.

Но таким образом право становится способом реализации интересов?

Право вообще как таковое является дисциплиной обслуживающей. Нужно это учитывать. Поэтому, когда американцы или европейцы говорят, что Косово не может быть прецедентом для Приднестровья или Абхазии, это говорится вовсе не потому, что не может быть прецедентом, а потому, что невыгодно, чтобы Косово было прецедентом - с точки зрения их интересов. Но это же не абсолют, и очень серьезно относиться к этому не стоит.

В свой предыдущий визит спецпредставитель ЕС заявил о намерении ЕС развивать контакты с конфликтными зонами. Однако в нынешний визит он заявил, что речь лишь о создании атмосферы доверия. О чем речь на самом деле?

Им сейчас очень сложно внятно формулировать, о чем идет речь. Нынешний формат переговоров евронаправленный, но безрезультатный. Потому что в соответствии с их рецептами он не решится. Интересы, которые они преследуют, вряд ли будут достижимы таким образом. Видимо, они решили пойти на какое-то смягчение своих позиций. Что касается контактов, то любые контакты полезны. Прямые контакты НКР и ЕС - это нормально, там хотя бы будут лучше о нас знать. Правда, интересы их от этого не изменятся.

Как вы относитесь к термину "самопровозглашенный"?

Дурацкий термин. Нет "несамопровозглашенных" государств. Использование этого термина говорит об ограниченности политического инструментария тех, кто этим термином пользуется". ("АрмИнфо", с сокращениями).

Международные структуры

На вопросы агентства "Тренд" ответила директор европейской программы Международной кризисной группы (МКГ) Сабина Фрейзер:

"Как вы оцениваете деятельность Минской группы ОБСЕ в разрешении нагорно-карабахского конфликта?

Эта тема найдет свое отражение в докладе, который мы собираемся представить общественности в середине 2007 года. Так как мы все еще ведем расследование для этого доклада, я не хочу сейчас оценивать деятельность Минской группы ОБСЕ.

Как предстоящие парламентские выборы в Армении могут повлиять на процесс разрешения этого конфликта? Будут ли представители Кризисной группы наблюдать за выборами?

Я считаю, что проведение парламентских выборов в Армении очень сильно повлияет на нагорно-карабахский конфликт. Но пока рано говорить о том, какая партия выиграет выборы и какую позицию займет эта партия по отношению к карабахскому конфликту. Так как мы наблюдаем за всеми процессами, происходящими в Азербайджане, Армении и Грузии, то будем наблюдать и за проведением парламентских выборов в Армении.

Возглавляемая вами группа подготавливала ответ о возможностях Европейского союза по предотвращению и решению конфликтов на Южном Кавказе. Какое значение, на ваш взгляд, придает Европейский союз сотрудничеству со странами Южного Кавказа и каковы возможности этой организации в содействии урегулированию конфликтов в регионе?

После присоединения Азербайджана, Армении и Грузии к Европейскому плану действия ЕС стал принимать активное участие в процессах, происходящих на Южном Кавказе. В 2007 году ЕС совместно со странами Южного Кавказа начнет подготавливать проекты получения прибыли от программы европейского соседства и сотрудничества. Помимо этого, с 2006 года специальный представитель ЕС по Южному Кавказу Питер Семнеби активно участвует в вопросах, касающихся конфликта. В последнее время ЕС все чаще делает политические заявления по поводу конфликтов в регионе. Ожидается, что в рамках программы европейского соседства и сотрудничества будет реализован ряд финансовых программ. Все больше увеличиваются возможности ЕС в разрешении конфликтов на Южном Кавказе, и это вовсе не означает, что ЕС, вместо того чтобы делать заявления, будет применять военную силу. Я считаю, что лучшая помощь, которую может оказать ЕС разрешению карабахского конфликта - это стать членом Минской группы ОБСЕ.

Международная кризисная группа намерена опубликовать очередной доклад о ситуации в Нагорном Карабахе в 2007 году. Чем он принципиально будет отличаться от предыдущих отчетов?

МКГ не планирует приготовление годового отчета по карабахскому конфликту. Годовой отчет будет касательно конфликтов на территории Европы, Африки, Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Африки, итого около 50 существующих и возможных конфликтов. Представленный МКГ доклад будет касаться переговоров, имевших место после опубликованных в 2005 году двух докладов по Нагорному Карабаху, и будет носить информационный характер. Также в докладе найдут отражение события, произошедшие после "пражского процесса".

Как вы считаете, каким образом можно разрешить конфликтные ситуации на Южном Кавказе в целом?

Для разрешения конфликтов на Южном Кавказе стороны должны сесть вместе и быть готовыми к трудным компромиссам. Ни одно правительство не должно обещать своим гражданам скорейшего разрешения конфликтов военным путем. Существует острая необходимость в налаживании отношений и доверия между сторонами конфликтов. Должны быть созданы условия для возвращения всех переселенных во время войны лиц в свои постоянные места жительства. Обе стороны должны понять, что разрешением конфликтов они приобретут выгоду, особенно от экономического развития и торговли. Если Южный Кавказ будет действовать как экономическая зона, это привлечет сюда все больше иностранных инвесторов". (ИА "Тренд")

Президентские выборы в Карабахе

Апрель медленно, но неумолимо близится. А значит, близится пора выдвижения кандидатур на пост президента НК, пишет газета "Чоррорд Ишханутюн". Предстоящие выборы будут отличаться от всех остальных тем, что нет четко обозначенных фаворитов. Да что там фаворитов - нет даже потенциальных кандидатов, заявивших о намерении баллотироваться, продолжает издание. Некоторые уже думают, что кандидатов вообще может не быть, и тогда случиться политический конфуз. Тем не менее предвыборное небо постепенно проясняется. О намерении не баллотироваться на пост президента еще раз заявил действующий глава республики Аркадий Гукасян. Инициативу президента не выдвигаться уже поддержали основные политические силы, в том числе Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" (АРФД) и "Свободная Родина". Тем не менее ни та, ни другая пока не заявили о своих предпочтениях. По словам газеты, в Степанакерте много говорилось о возможности выдвижения на пост президента экс-заместителя министра обороны РА Артура Агабекяна, однако и эти слухи были на днях опровергнуты вице-спикером армянского парламента Вааном Ованнисяном. Так кто же все-таки будет баллотироваться? - задается вопросом издание. С начала года ряд карабахских организаций провел небольшие опросы общественного мнения с целью выяснить предпочтения электората. В результате опросов выявились 3 основные фигуры - спикер парламента Ашот Гулян, начальник Службы госбезопасности Бако Саакян и замминистра иностранных дел Масис Маилян. Ни один из них даже опосредованно не заявил о намерении выдвигаться. Зато о намерении не выдвигаться заявил еще один потенциальный кандидат - мэр Степанакерта Эдуард Агабекян. Как отмечает газета, ситуация, не исключающая ротацию власти, впервые создается в Карабахе. И она предполагает целый ряд возможных политических комбинаций. По всей видимости, молчание потенциальных кандидатов и нежелание заранее "высвечиваться" является частью одной из этих комбинаций, считает издание.

Выясняется, что, несмотря на заверения президента, арцахская интеллигенция ожидала, что Аркадий Гукасян будет баллотироваться на третий срок. Об этом, сообщает KarabakhOpen, в ходе встречи Гукасяна с профессорско-преподавательским составом и студентами Арцахского госуниверситета заявил профессор Сократ Ханян. Отвечая на вопрос профессора, Гукасян повторил свое последнее заявление, еще раз подчеркнув, что получает массу писем с предложением баллотироваться, что по этому поводу ему звонят из разных стран, причем обосновывая необходимость выдвижения, но он ставит выше всего имидж государства. Президент отметил, что правовая основа для выдвижения есть, но нравственная сторона важнее. "Я уверен, что мое выдвижение на третий срок не поднимет особого шума, но мой отказ от него обязательно повысит международный имидж НКР", - сказал глава государства. Гукасян добавил, что, несмотря на различные предложения, он не намерен покидать Карабах и готов помогать будущему президенту и правительству. "Я никому не буду навязывать свою помощь, но если будет в ней необходимость, обязательно помогу. В одночасье президентами не становятся. Необходимо время для того, чтобы человек твердо встал на ноги. Я должен быть рядом, потому что есть нюансы, которые необходимо знать будущему президенту", - сказал Гукасян. На вопрос, кого он видит в роли своего преемника, президент ответил: "У меня, конечно, есть свои соображения, но считаю, что мнение народа важнее. Я не буду называть конкретных имен. У меня, естественно, есть свои "симпатии" и "антипатии", но я считаю, что надо продолжить избранный путь. Считаю, что, несмотря на недостатки и упущения, мы достигли немалых успехов".

По сведениям газеты "Айкакан жаманак", на днях состоялось закрытое заседание правления партии "Свободная Родина", где было принято решение поддержать на предстоящих в НК президентских выборах кандидатуру начальника Службы национальной безопасности Нагорного Карабаха Бако Саакяна. Ожидается, что официальное заявление о своем решении партия сделает вскоре после возвращения президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна из Еревана в Степанакерт.

Компартия Нагорного Карабаха пока не определилась с предстоящими летом этого года президентскими выборами. По словам ее первого секретаря Гранта Мелкумяна, свои позиции партия уточнит после назначения даты выборов. "Если мы выдвинем своего кандидата, то созовем съезд, в противном случае ограничимся пленарным заседанием", - сказал Мелкумян в интервью KarabakhOpen. В случае если партия не выдвинет своего кандидата, партия поддержит кандидата, близкого к народу, политически грамотного, обладающего дипломатической гибкостью и политической волей. По мнению Мелкумяна, президент должен иметь сильную команду, быть открытым для широких масс и встречаться с избирателями не от выборов к выборам. Первый секретарь ЦК компартии НК считает, что выборы в Карабахе, как правило, бывают свободными и прозрачными. Все происходит за пределами избирательных участков. "Почему? Да потому, что наш народ не имеет избирательной культуры: они выбирают кандидатов, которые привлекают их чем-то, а потом жалуются. Народ пока не вырос до уровня идейной борьбы", - отметил Мелкумян.

"Демократия не может быть для нас самоцелью. Демократия - это шанс для Арцаха получить международное признание. Мы обязаны идти этим путем, так как международное сообщество может признать только демократический Нагорный Карабах. Этот вопрос должен стать сверхзадачей для всех нас". Как сообщает "АрмИнфо", об этом заявил президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян в ходе встречи 7 марта с преподавателями и студентами Арцахского государственного университета. При этом президент отметил, что сегодня в Нагорном Карабахе существует свобода слова, каждый человек может критиковать представителей власти, не боясь ничего. "Я считаю, что здоровая критика необходима стране и она является одним из элементов демократии. В отличие от Азербайджана, Грузии и многих других стран постсоветского пространства, оппозиционные силы в Нагорном Карабахе не могут жаловаться на то, что на них давят, что их убивают, сажают в тюрьмы и т.д. Демократия в Нагорном Карабахе на несколько голов выше, чем в большинстве стран постсоветского пространства. Я считаю, что нам пока рано сравнивать себя с развитыми европейскими странами, но мы на верном пути", - сказал Гукасян. При этом он отметил, что Нагорному Карабаху не делает чести сравнение с Азербайджаном. "Азербайджан и демократия - антагонисты. Вы все знаете, как происходит передача власти в Азербайджане: отец передает власть сыну, затем она переходит внуку. Но мы не имеем права сравниваться с Азербайджаном. Мы должны сравнивать себя с самыми развитыми демократическими странами", - сказал президент Нагорного Карабаха.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
04.12.16
«Золото Балтики»: тайна Янтарной комнаты не так велика
NB!
04.12.16
Нефтегазовый шанс России. Взгляд из будущего
NB!
04.12.16
Глава Пентагона: США не хотят видеть в России врага
NB!
04.12.16
Эрдоган предложил Путину осуществлять расчеты в национальных валютах
NB!
04.12.16
WP: «Умеренная сирийская оппозиция» может объединиться с «Аль-Каидой»
NB!
04.12.16
Рауль Кастро: На Кубе не будет бюстов и памятников Фиделю
NB!
04.12.16
Траурный митинг памяти Фиделя Кастро проходит в Сантьяго-де-Куба
NB!
04.12.16
Оргкомитет может перенести конкурс «Евровидение 2017» в Россию
NB!
04.12.16
WP: Дональд Трамп — плохой дипломат
NB!
04.12.16
Голодомор для «тунеядцев и паразитов»
NB!
04.12.16
Горькое вино мудрости Омара Хайяма
NB!
03.12.16
Иран может «заморозить» соглашение по атому из-за санкций США
NB!
03.12.16
Реставрация: вот как надо работать!
NB!
03.12.16
Чудесное спасение в чемпионате Испании. «Барселона»—«Реал» 1:1
NB!
03.12.16
Новый президент Австрии может признать Крым российским
NB!
03.12.16
Власти Крыма: Решение Украины об аресте «скифского золота» ничего не значит
NB!
03.12.16
Как в России победить антироссийскую элиту? Есть верный способ!
NB!
03.12.16
Калужские следователи раскрыли тайну разбившегося бомбардировщика
NB!
03.12.16
Из Белоруссии депортировали гражданина РФ – директора минского «Торпедо»
NB!
03.12.16
Лавров отреагировал на решение США ограничить военное сотрудничество с РФ
NB!
03.12.16
ЦСКА неожиданно разгромил «Урал»
NB!
03.12.16
Российские саперы прибыли в Сирию для разминирования Восточного Алеппо