КОРРУПЦИЯ

"Чиновники создали схему по "отмыванию" денег, предназначенных для компенсации льготных проездных билетов, - информирует читателей газета "Саратовский взгляд". - После смены власти в городе понадобилось более года для того, чтобы узнать, каким же образом чиновники, а также круг аффилированных им организаций извлекали немалую выгоду из работы общественного пассажирского транспорта в Саратове. Причем есть подозрение, что круг этих лиц довольно широкий, и он не ограничивается пределами муниципалитета.... В начале февраля нынешнего года силами регионального министерства транспорта, а также ОГУП "Управление автомобильного транспорта Саратовской области" была проведена проверка порядка учета и реализации льготных проездных билетов для проезда в городских автобусах. Проездной на автобус в 2006 году стоил 250 рублей, льготникам он обходился (и пока что обходится) в пять раз дешевле. Выпадающую разницу автоперевозчикам покрывали федеральный и областной бюджеты. Деньги поступают им исходя из количества реализованных социальных проездных билетов. Естественно, казенные средства проходили через областное министерство транспорта и далее - транзитом через "Транспортное управление" в адрес предприятий, имеющих право на компенсацию. Таким образом, они получали "недостающие" 200 рублей от стоимости каждого проданного социального проездного... Предъявленная МУ "Транспортное управление" к компенсации сумма за реализацию социальных проездных на январь 2007 года оказалась недостоверной. Всего она составила 1,3 млн. рублей. Заметьте, речь идет о проверке только за один месяц! Схема, по которой действовало бывшее руководство "Транспортного управления", ясна. Задача ставилась не самая сложная - наплодить своего рода "мертвых душ", несуществующих льготников, и таким образом получить как можно больше социальных проездных. Даже выборочные проверки показали, что примерно одна четверть всех льготных билетов уходила "налево".

Газета "Новые времена в Саратове", освещая проблемы транспортных перевозок в Саратове, пишет: "История с первым конкурсом в октябре прошлого года полна белых пятен. Тогда по его итогам возник большой скандал. Часть маршрутов досталась нескольким небольшим, малоизвестным фирмам, а ряд крупных компаний, давно работающих на этом рынке, остались с носом. Итоги тендера вызвали волну обращений в правоохранительные органы. Прокуратура подала протест на многочисленные нарушения при его проведении. Крайним за "возмутительное" проведение октябрьского конкурса стал председатель комитета по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу администрации Саратова Сергей Голубь. Напрямую в коррупции его никто не обвинил, но намеки на личный интерес были. Негативную оценку действиям городского комитета по промышленности в этом вопросе поставила не только прокуратура, но и руководство самой мэрии Саратова. В результате в начале 2007 года он уволился "по собственному желанию", которое возникло после соответствующего настойчивого предложения главы администрации Саратова Николая Романова. По имеющимся у "НВ" сведениям, окончательные итоги октябрьского конкурса пересматривались неоднократно. В кабинетах обсуждались различные варианты перераспределения маршрутов. В такой атмосфере первоначальный список фирм-"победителей" и доставшихся им маршрутов, который условно можно назвать "по Голубю", хоть и был фактически официально почти утвержден, однако долго не протянул... Отменив итоги октябрьского конкурса, мэрия назначила новый. Сбор заявок закончился в начале февраля. Однако на этот раз руководство города решило подстраховаться и передало поступившие справки на изучение в УНП ГУВД области. По заявлению УНП, фактически на маршруты претендовали одни и те же "ГАЗели", но под разными вывесками... Итоги "однобокого" тендера выльются не только в повышенный интерес прокуратуры, но и продлят и так затянувшийся транспортный кризис в Саратове. Определенной гарантией справедливого выбора перевозчиков может стать общественная экспертиза качества заявок и результатов самого конкурса, считает газета.

"Коррупция - явление не только криминальное. А в первую очередь - социальное, - пишет "Неделя области". - И потому борьба с коррупцией - задача не одних правоохранительных органов. У участников международной научно-практической конференции "Современная организованная преступность и коррупция в России", которая проходила в области в последние дни февраля, сомнений на сей счет не осталось... Губернатор Саратовской области Павел Ипатов подчеркнул, что ни у кого из организаторов, участников и гостей конференции и у него лично нет сомнений в том, что бороться с коррупцией необходимо - последовательно и бескомпромиссно. Павел Леонидович не без гордости отметил, что в нашей области был разработан и в декабре прошлого года принят специальный антикоррупционный закон. Заместитель генерального прокурора РФ советник юстиции 1-го класса Евгений Забарчук констатировал: закон "О борьбе с организованной преступностью" с 1991 года в Государственной думе. Авторы и инициаторы писали его в период расцвета и разгула всех форм бандформирований. С тех пор многих посадили, некоторые легализовались, научились действовать не так дерзко и откровенно. Но это доказывает только то, что законы нужно принимать вовремя... В итоге в российском законодательстве понятие "коррупция" отсутствует как таковое... По большому счету, российское законодательство предусматривает ответственность за все те преступления, которые по сути своей являются корррупционными: это и подкуп должностных лиц, и использование служебного положения в личных целях, и хищения по месту государственной или муниципальной службы. Уголовная статистика последних лет свидетельствует: взяточничество и коммерческий подкуп остаются самыми распространенными преступлениями в этой сфере. Та же статистика дает представление о том, сколь часто они выявляются компетентными органами: в пределах 3 тысяч в год - таков максимум возбуждаемых уголовных дел по фактам коммерческого подкупа, в пределах 10 тысяч в год - максимум возбуждаемых уголовных дел по фактам взяточничества. Естественно, отнюдь не в каждом случае доходит до судебного разбирательства и реального наказания".

СКАНДАЛЫ

"Сотрудник СГУ собирает компромат на депутата, - пишут "Новые времена в Саратове". - Служба безопасности университета, как оказалось, переросла себя и работает за пределами вузовских стен. Во вторник депутат гордумы Леонид Фейтлихер предоставил саратовским журналистам крайне любопытную информацию об уже хорошо известном читателям "НВ" проректоре по безопасности СГУ Михаиле Лямине. Он сообщил, что в начале марта подал несколько заявлений - на имя начальника областного УФСБ Валерия Бекленищева, начальника регионального ГУВД Александра Шинкарева и прокурора области Евгения Григорьева. В обращениях говорилось, что "на протяжении ряда лет ко мне поступают сведения о том, что некоторые сотрудники УФСБ РФ по Саратовской области и УВД Саратовской области собирают на меня информацию клеветнического, компрометирующего характера, не соответствующую действительности, с целью дискредитации". Леонид Фейтлихер считает, что нетрудно догадаться, кто стоит за спиной Лямина, однако конкретных имен все же не называет. При этом Леонид Натанович пояснил, что ни Генпрокуратура, ни остальные получатели письма (ФСБ и МВД) анонимки не рассматривают, а следовательно, у компромата был отправитель. Возможно, это тоже не самое главное лицо, но по его имени вполне реально вычислить основного заказчика. Говоря о главной цели своих действий, Леонид Фейтлихер пояснил, что собирается не только защитить свое доброе имя, но и "создать прецедент". Депутат пообещал, что, "когда все закрутится", он молчать не будет, а расскажет многое и о многих. Если Григорьев, Бекленищев и Шинкарев не отреагируют на его жалобы и не примут соответствующих мер к клеветникам, Леонид Фейтлихер обратится в МВД РФ, Генеральную прокуратуру и суд".

"Вокруг единственного в Саратове литературного журнала "Волга-XXI век" опять скандал, - пишет "Саратовский взгляд". - И связан он, как и прежде, со сменой руководства. ООО "Редакция газеты "Промышленность Поволжья" во главе с Сергеем Гришиным выиграла тендер на издание и распространение "Волги". Прежний редактор журнала Николай Болкунов отстранен от дел. По мнению известного саратовского писателя и публициста Романа Арбитмана, отдать "Волгу" Сергею Боровикову было бы вполне логично. Ведь именно при нем издание достигло пика популярности и стало, по оценкам экспертов, лучшим провинциальным альманахом страны (малая Букеровская премия, полученная "Волгой" в 94-м году, тому свидетельство). Однако Минпечати предпочло Боровикову Гришина. И это несмотря на то, что никакого отношения к изданию литературно-художественных журналов тот никогда не имел. Последние годы Гришин редактирует мало кому известные журналы "Промышленность Поволжья" и "Транспорт Поволжья". Бурная деятельность, которую развел новый издатель вокруг "Волги", напоминает попытку реанимировать труп. При этом сам способ "реанимации" выглядит довольно странно. Дело в том, что как истинный дипломат Сергей Гришин решил привлечь к сотрудничеству сразу несколько писательских групп... То, что Сергей Гришин считает нормальной конкурентной средой, на деле выглядит как банальная попытка стравить писателей между собой. Не секрет, что у каждой из писательских команд свой индивидуальный стиль и свои представления о том, какой должна быть настоящая литература. Понятно, что в каком бы порядке ни тасовать их между собой, это будут две совершенно разные "Волги", а то и целых три. Зачем Сергею Гришину понадобился заведомо убыточный журнал, для многих так и остается секретом. Вполне возможно, Гришин только делает вид, что собирается его возрождать. На деле его цель совсем в другом. Ведь "Волга" в ее сегодняшнем виде тем и хороша, что о ней никто не знает. Эта неизвестность дает широкую возможность для разного рода финансовых манипуляций", - делает вывод "Саратовский взгляд".