Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) отказала в удовлетворении ходатайства ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" о приобретении в собственность основных производственных средств ООО "Протекс" и ООО "ВИПОЙЛ-Инвест", сообщили ИА REGNUM в пресс-службе ФАС России 6 марта.

Ранее ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (ООО "ЛУКОЙЛ-НВНП") обратилось в ФАС России с ходатайством о получении в собственность 71,94% основных производственных средств и нематериальных активов ООО "ВИПОЙЛ-Инвест" и 100% основных производственных средств и нематериальных активов ООО "Протекс".

В состав приобретаемых основных производственных средств (ОПС) и нематериальных активов входят 19 АЗС в Волгограде и 3 АЗС в Волжском Волгоградской области, а также автомойка и нефтебаза. ООО "ЛУКОЙЛ-НВНП" планировало приобрести для реализации нефтепродуктов весь комплекс АЗС и нефтебазу второго по величине после него продавца нефтепродуктов в регионе.

Как пояснили в ФАС России, в ходе рассмотрения указанного ходатайства управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (Волгоградское УФАС России) провело анализ и оценило влияние сделки на состояние конкурентной среды. Волгоградское УФАС выяснило, что в случае совершения сделки по покупке ООО "ЛУКОЙЛ-НВНП" 71,94 % ОПС и нематериальных активов ООО "ВИПОЙЛ-Инвест" и 100% ОПС и нематериальных активов ООО "Протекс" структура рынка будет еще в большей степени монополизирована, а доминирующее положение ООО "ЛУКОЙЛ-НВНП" будет еще в большей степени закреплено. При этом сделка может привести к ограничению конкуренции в результате усиления доминирующего положения ООО "ЛУКОЙЛ-НВНП" на розничных рынках реализации автобензинов марок АИ-76 (АИ-80), АИ-92 (АИ-91, АИ- 93), АИ-95 (АИ-96) и дизельного топлива, а также в случае сохранения объемов реализации бензина АИ-98 на заправках, ранее принадлежавших "ВИПОЙЛ", приобретению доминирующего положения на розничном рынке автобензина марки АИ-98 в границах Волгограда. Если же ООО "ЛУКОЙЛ-НВНП" при приобретении заправок "ВИПОЙЛ" не будет осуществлять реализацию высокооктанового бензина АИ-98, то это приведет к его дефициту на топливном рынке города.

По словам заместителя руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина, "антимонопольная служба и ранее отказывала в удовлетворении ходатайств, связанных с приобретением активов в нефтепродуктовом обсепечении". Так, в Ульяновске было отказано в удовлетворении ходатайства нефтяной компании, доминирующей на региональном рынке розничной реализации бензина и дизельного топлива, о приобретении независимых АЗС. Такое решение было принято Ульяновским УФАС России в связи с возможным ограничением конкуренции, в том числе вследствие усиления доминирующего положения компании. Решение антимонопольного управления оспаривалось в суде. Кассационная инстанция сначала направила дело на повторное рассмотрение, а потом вынесла окончательное решение в пользу Ульяновского УФАС.

"Негативные последствия от ограничения конкуренции может почувствовать каждый. Как правило, цены на бензин в регионе, где доминирует нефтяная компания, на 1-3% выше, чем там, где имеет место конкуренция нескольких компаний при прочих равных условиях", -- заявил заместитель руководителя ФАС России.

В ФАС России добавили, что в настоящее время обсуждается проект поправок в Земельный кодекс, ограничивающих право доминирующих компаний получать новые участки под застройки АЗС. "Мы не думаем, что участники рынка будут использовать схемы с подставными игроками: это уже уходит в прошлое. Участники рынка стремятся быть прозрачными и понятными потенциальным инвесторам, бизнес не может строиться на договоренностях или неформальных отношениях. Понятными и определенными в законе должны быть и правила игры", - считает Анатолий Голомолзин.