В России необходимо довести до конца законодательное формирование системы ювенальной юстиции, заявил руководитель юридической службы фонда "НАН" Нодар Хананашвили в ходе круглого стола "Формирование механизмов защиты прав ребенка: проблемы и законодательные инициативы" в пресс-центре ИА REGNUM 6 марта.

По мнению эксперта, создание подобной системы станет одним из решений проблем детской и подростковой преступности. "Ребенок, который совершил правонарушение, нуждается не только в наказании - он нуждается в реабилитации, в помощи", - пояснил Хананашвили. Система ювенальной юстиции будет способствовать предотвращению повторного совершения преступления и правонарушения. А в настоящее время, по статистике, 20-30% детей и подростков, прошедших через стандартные суды, вновь совершают преступления. "В Ростовской области, где провели эксперимент по внедрению ювенальных судов, добились пятикратного снижения этих показателей", - подчеркнул докладчик.

Хананашвили пояснил, что в России неоднократно предпринимались попытки закрепить существование ювенальной юстиции на законодательном уровне. Законопроекты разрабатывались начиная с 1998 года, пояснил он. Это были проект Федерального конституционного закона "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ" (в части введения в судебную систему в рамках системы судов общей юрисдикции специализированных ювенальных судов, рассматривающих дела гражданские, административные и уголовные - по существу, закон политический, отвечающий на вопрос: быть или не быть таким специализированным судам); проект Федерального конституционного закона "О ювенальных судах в Российской Федерации" (данный законопроект можно назвать проектом закона институционального, выстраивающего систему и иерархию ювенальных судов); проект Федерального закона "Об основах системы ювенальной юстиции". Последний проект выстраивает весь комплекс необходимых институтов, государственных и общественных, обеспечивающих построение и функционирование системы ювенальной юстиции. В настоящее время комплекс законопроектов, разработанных в 1999 - 2003 годах, в том числе при непосредственном участии властных структур, содержит изменения примерно в 10 законов, включая изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы России.

Первый из вышеназванных законопроектов (о введении специализированных судов) успешно прошел первое чтение еще в феврале 2002 года. Тогда за него проголосовало 366 депутатов (при необходимых 300 голосах). Однако затем внутри системы государственного управления возникли сомнения в необходимости принятия данного закона. Законопроект получил отрицательное заключение Государственно-правового управления президента РФ.

"К сожалению, - отметил Хананашвили, - даже формальная поддержка президента РФ, зафиксированная на письме в его адрес от Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека в начале 2005 года, не стала основанием для изменения судьбы законопроекта и успешного продвижения и внедрения системы ювенальной юстиции". По мнению эксперта, в настоящее время для создания системы ювенальной юстиции в России необходима политическая воля власти, "деятельное подтверждение готовности заниматься сохранением и защитой наших детей - того стратегического ресурса, который уже есть в России".

Круглый стол "Формирование механизмов защиты прав ребенка: проблемы и законодательные инициативы" организован совместно ИА REGNUM и журналом "Национальные проекты". В мероприятии принимают участие руководитель юридической службы фонда "НАН" Нодар Хананашвили, координатор благотворительных программ общественной организации "Деловая Россия" Елена Старикова, главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына и др.