Одной из серьезнейших проблем системы сиротского воспитания в России директор коррекционной школы-интерната № 8 Москвы Вадим Меньшов считает отсутствие внимания к детским домам со стороны органов власти. "Интерес к ним (детским домам) приходит только тогда, когда проходит некая политическая акция или в связи с ЧП", - заявил Вадим Меньшов в ходе круглого стола "Формирование механизмов защиты прав ребенка: проблемы и законодательные инициативы" в пресс-центре ИА REGNUM 6 марта.

В настоящее время отсутствуют механизмы по социализации детей из детского дома, а также законодательное регулирование развития системы патронатных семей. Он привел в пример случай, когда семья пыталась удочерить двух девочек, которые находились на патронатном воспитании, однако действующее законодательство не позволило удочерить девочек из-за нехватки жилой площади.

До настоящего времени, напомнил Меньшов, не существует федерального закона о патронатном воспитании. Однако документ разработан и "уже поступил в виде проекта в Госдуму", - сказал директор школы. Проект разработан комитетом по делам семьи Госдумы, однако "мы до сих пор документа не видели, в качестве экспертов нас не приглашали", - сказал Меньшов.

Он охарактеризовал как положительный опыт внедрения на региональных уровнях закона о патронатном воспитании, однако заявил, что все формы содержания в семьях приемных детей - опекунство, патронат - должны находиться в равных условиях.

Говоря об опыте своей школы по внедрению патронатного воспитания, Меньшов отметил, что учреждение пытается работать по такой системе в течение 3 лет. "За это время мы провели обучение 317 человек - кандидатов в патронатные воспитатели, в семьях оказались 25 детей. Цифра для коррекционной школы - огромная", - подчеркнул он.

"Люди пугаются таких школ", - пояснил Вадим Меньшов. В то же время у ряда детей, поступивших в подобные коррекционные учреждения, диагноз при поступлении поставлен неверно: "В результате 9 наших воспитанников из патронатных семей учатся в обычных школах, двое сейчас живут у нас, но учатся в общеобразовательной школе, после 8 марта еще двое учащихся пойдут в среднюю школу", - сказал Меньшов.

По его словам, прежде всего, необходимо распространить в стране опыт проживания с ребенком из детского дома, потому что "это ребенок - особый", - подчеркнул директор школы, охарактеризовав условия проживания в детских домах как "закрытое гетто", где дети не имеют возможности полноценного общения.

Круглый стол "Формирование механизмов защиты прав ребенка: проблемы и законодательные инициативы" организован совместно ИА REGNUM и журналом "Национальные проекты". В мероприятии принимают участие руководитель юридической службы фонда "НАН" Нодар Хананашвили, координатор благотворительных программ общественной организации "Деловая Россия" Елена Старикова, главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына и др.