Ситуация в Дагестане накануне выборов Народного собрания 11 марта раскалилась настолько, что глава Центризбиркома Александр Вешняков решил ознакомиться с ней лично на месте. Одной из причин такого решения послужили события первых дней марта.

Наиболее громкое преступление предвыборной кампании после покушения на лидера патриотов Эдуарда Хидирова в середине февраля этого года стала перестрелка в горном Дахадаевском районе Дагестана вечером 2 марта. Участники конфликта - не рядовые жители района. Один - кандидат от "Единой России", глава администрации муниципального образования "Дахадаевский район" Магомед Алиев, другой - кандидат от СПС, начальник райуправления образования Нух Нухов. Словесная перепалка и переросла в драку, а закончилась двойным убийством, виновных в котором предстоит установить следствию. Еще четверо, в числе которых и Нухов, были госпитализированы в местные больницы с ранениями различной степени тяжести. По подозрению в совершении преступления задержаны милиционеры патрульно-постовой службы Дахадаевского РОВД Мирзаев и Абдуллаев, а также водитель главы администрации Дахадаевского района. Прокуратура РД расследует уголовное дело по ст. 105 ч.2 УК РФ "Убийство" и 222 "незаконное хранение, ношение и применение огнестрельного оружия". На выходных 3-4 марта Магомед Алиев вышел на контакт с правоохранительными органами и давал показания в республиканской прокуратуре. Но в каком качестве он будет проходить по этому делу, пока неизвестно.

На следующий после конфликта день, по информации министра по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Эдуарда Уразаева, в Дахадаевский район выезжали представители руководства Дагестана и авторитетные выходцы из этого района, состоялись встречи с местными жителями и представителями райадминистрации. По заверению министра, обстановка в Дахадаевском районе стабилизировалась и находится под контролем органов государственной власти.

История конфликта между родственниками тянется с 1997 года. Вражда то затихала, то разгоралась вновь. Предвидя обострение ситуации и в этом районе республики, президент Дагестана Муху Алиев 27 февраля пригласил к себе, как он позднее отчитывался на сессии Народного собрания, "практически всех представителей, которых могли найти из этого района, для того, чтобы попросить спокойно провести выборы в этом районе". Он выразил беспокойство в связи с предвыборной обстановкой, сложившейся в Дахадаевском районе, напомнив о том, что предыдущие выборы там были омрачены человеческими жертвами. Он попросил руководство района и лично главу районной администрации Магомеда Алиева, а также правоохранительные органы обеспечить все условия для того, чтобы выборы прошли без происшествий.

В тот же день, 2 марта в райцентре приграничного с Чечней Цумадинского района Агвали местное население собралось на митинг, на котором обсуждались проблемы, сопряженные с предстоящими 11 марта выборами в республиканский парламент, районное собрание и выборами главы муниципального образования. Собравшиеся на площади перед районным домом культуры представители цумадинских сел Были недовольны, что в ходе предвыборной борьбы под административным нажимом району навязываются кандидаты, угодные руководству республики. А достойному и уважаемому, по их мнению, кандидату, которого поддерживает до 80 % жителей района, пытаются перекрыть дорогу. Как пояснил корреспонденту ИА REGNUM присутствовавший на митинге редактор независимой республиканской газеты "Дагестанцы" Сулейман Сулейманов, основное противостояние в Цумадинском районе разворачивается вокруг того, кому быть главой района. Нынешний глава Магомед Гаджидибиров, брат депутата действующего парламента Дагестана Гаджидибира Гаджидибирова, стал руководителем района после того, как предыдущий был освобожден от должности по инициативе тогдашнего руководителя республики Магомедали Магомедова. Эту и еще несколько отставок районных глав эксперты связывали с тем, что ряд районов, в числе которых был и Цумадинский, поддержали кандидатуру Магомеда Гаджиева на выборах в Госдуму РФ в декабре 2003 года.

И сегодня действующий глава муниципального образования баллотируется в депутаты райсобрания, которое может избрать его на второй срок. И, по словам митинговавших, к его кандидатуре благосклонно относится Муху Алиев. А на его соперника Магомеда Камилова (двоюродного брата депутата Народного собрания Сайгида Муртазалиева, одного из лидеров "аварской" оппозиции времен Магомедали Магомедова, замешенного в прошлогоднем скандале с выборами главы администрации Кизлярского района), якобы оказывается давление через его родного брата-предпринимателя. Выступавшие возмущались, что народ лишают возможности самостоятельного выбора. По их словам, действующий глава 290 дней в году отсутствовал в районе.

По итогам митинга было принято обращение к жителям Цумадинского района, в котором Говорится: "Мы надеялись, что предвыборная борьба в нашем районе будет честной, дающей возможность выбрать самого достойного. А получается наоборот, некоторые из представителей руководства республики игнорируют наказ участникам выборов полпреда президента России в ЮФО Дмитрия Козака в его недавний визит в Дагестан 9 февраля о том, что "выборы должны быть прозрачными, честными, с равными для всех условиями для предвыборной агитации, контролем над процессом выборов. Чтобы никто никого не ущемлял и после выборов никто не сомневался в результатах голосования". Они под нажимом проводят свои кандидатуры. Как зам. председателя правительства..., который... потребовал, чтобы... Магомед [Камилов] снял свою кандидатуру. В противном случае, все контракты с фирмой [его брата]будут аннулированы." Авторы обращения уверены, что ко всему этому имеет отношение действующее руководство района: "Если это не так, то почему на совещании с участием Муртазаали Гаджиева [начальник Главного управления МЧС по Дагестану - ИА REGNUM], приезжавшего в район 28 января 2007 года по поручению президента республики, никто не опроверг эти заявления? Почему не принимается во внимание решение собрания 23-х представителей нашего района, состоявшего 28 февраля в кабинете Муртазаали Гаджиева уже в Махачкале? Такое невнимание властей призывает нас к объединению всех жителей нашего района, к выработке единства мнений и суждений. Пора понять, что только мы, население района, можем защитить свои интересы. Мы, участники митинга, обращаемся ко всем жителям Цумадинского района Дагестана: Будьте бдительны! Те, кто оказывает давление на нас, заинтересованы только в своей корысти. Они не защитят ни наших детей, ни наше будущее." После митинга народ мирно разъехался по своим селам. Представители райадминистрации на нем не присутствовали.

В тот же день 2 марта в другом районе Дагестана - Кизлярском побывала делегация представителей руководства республики, среди которых были зампредседателя правительства Джапарбег Шамхалов, министр внутренних дел Адильгирей Магомедтагиров, главный федеральный инспектор Василий Колесников, секретарь Совбеза Дагестана Ахмеднаби Магдигаджиев. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в горадминистрации Кизляра, лейтмотивом встречи стала непростая ситуация вокруг выборов. Впервые в истории выборов на Кизлярщине на место руководителя района претендуют представители не только русской национальности. А ведь всего за неделю до этого, 28 февраля, на сессии Народного собрания Муху Алиев, предвидя предвыборное обострение ситуации в республике, сказал: "В Кизлярском районе наблюдается достаточно сложная обстановка. Определенные лица там заявляют, что действуют от имени президента республики, который наделил их полномочиями. Я никаких полномочий никому не давал! И считаю, что в этом районе будет правильно и корректно, если будет избран представитель русского народа, русской национальности, как это было до сих пор". Это мнение президента было еще раз озвучено на встрече делегации их Махачкалы с активом района. Говорилось о том, что Кизлярский район, несмотря на то, что за последние двадцать лет доля русских в нем сократилась с 65 процентов до 25, - все же территория исторического проживания русского населения. Гости обратились к собравшимся с призывом не допустить раскола населения Кизлярщины по национальному и религиозному признакам.

По неподтвержденным данным, республиканские руководители уговаривают одного из кандидатов на пост главы района Сайгида Муртазалиева, чтобы он снял свою кандидатуру с выборов в собрание депутатов Кизлярского района. Но тот якобы категорически отказался. Как сообщало ранее ИА REGNUM, весной 2006 года Сайгид Муртазалиев уже делал попытку возглавить район, и даже некоторое время исполнял обязанности главы в 2005 году, после того, как главой этого муниципального образования был избран близкий ему Вячеслав Буров.

Таким образом, выборы Народного собрания стали непростым экзаменом для нового руководства республики. Выдержит ли оно этот экзамен, покажет развитие обстановки в день голосования 11 марта и сразу после него.

Светлана Бондарева, корреспондент ИА REGNUM в Дагестане