"Русский фактор" в парламенте и вне парламента. Мандаты для Ассамблеи народов Казахстана. Казахстанское правосудие глазами БДПИПЧ/ОБСЕ. КНБ против "Хизб-ут-Тахрир": плюс 55 добровольцев. Послание 2007 года: 10 задач плюс 30 направлений. "Социальное послание": экономика первична, политика - вторична.

Русский вопрос

В Казахстане продолжается обсуждение вопроса о переходе на латиницу. Напомним, дискуссии активизировались после того, как осенью прошлого года на двенадцатой сессии Ассамблеи народов Казахстана президент Нурсултан Назарбаев предложил возобновить обсуждение о переводе казахского алфавита на латиницу.

Сторонники перехода уверены, что это облегчит вхождение страны в пятьдесят наиболее конкурентоспособных стран мира, отмечает "Время". "Другие ученые полагают, что перевод не принесет никакой пользы народу, зато повлечет за собой самые конкурентоспособные затраты бюджетных средств в мире". Издание предлагает интервью с филологом Дастаном Ельдесовым, который считает, что "переход на латинские графемы необходим, но не сейчас". По мнению собеседника газеты, для перехода на латинскую графику необходимо три условия: когда государственным языком владеет большинство населения страны, развитое книгоиздательство и сильная филология с художественной литературой. В Казахстане, отмечает Д.Ельдесов, на сегодняшний день нет ни одного из перечисленных условий. Относительно третьего условия, в стране "...нет нормальных переводных изданий зарубежных классиков, российских писателей. Поэтому уже с детства ребенок находится в обстановке дефицита информации на казахском языке. Мало качественной литературы, фильмов и телепередач на казахском языке". Между тем, поясняет филолог, "язык развивается посредством литературы: в поэзии и прозе "обкатываются" новые слова, а затем они входят в лексикон простого народа". Отсутствие переводной литературы, по его мнению, связано с отсутствием соответствующего финансирования. В этой связи Д.Ельдесов не поддерживает обещание президента страны материально поощрять чиновников нетитульной нации, владеющих казахским языком - по его мнению, бюджетные деньги не должны расходоваться на то, что сидящие во власти обязаны делать бесплатно. Вообще, переход на латиницу, говорит собеседник "Времени", "нужен для того, чтобы казахский язык смог преодолеть влияние "русского фактора". Потому что мы до сих пор находимся под мощным влиянием России". При этом он "не против русского народа и его языка", а "против сложившейся ситуации": "В свое время заимствования из русского языка происходили насильственно, поэтому большинство заимствованных слов произносилось и писалось в русской орфографии. В итоге в казахском языке появился целый "мини-язык" - пласт чуждой, неусвоенной лексики. Во всех языках естественные заимствования обогащают лексический состав, а в казахском, наоборот, произошло его обеднение и засорение, а также нарушение фонетической и артикуляционной базы. Казахский язык вздулся из-за несуществующих в языке фонем до 42 букв, поскольку кириллица не учитывает специфики вокализма и консонантизма казахского язык". И "...для того, чтобы преодолеть "засилье" русского языка, и нужен переход на нейтральную графику", уверен филолог. В то же время он отмечает, что переход на латиницу "без работы по обновлению лексики, фонетики, орфоэпии только усугубит старые болезни".

В парламенте на минувшей неделе тоже поднималась языковая проблема. Как рассказывает "Республика", на пленарном заседании депутат нижней палаты Мухтар Шаханов сделал заявление, в котором "...потребовал пересмотреть правила аккредитации журналистов в парламенте и не аккредитовывать тех, кто не владеет государственным языком". По словам парламентария, "некоторые журналисты, не владея государственным языком, по-своему интерпретируют выступления на казахском языке, не берут во внимание тех, кто говорит на казахском языке, и показывают только тех, кто выступает на русском языке". В этой связи, считает депутат, "...журналисты, которые работают в парламенте, обязательно должны знать казахский язык". Предложение Шаханова поддержали не все депутаты: "Так, Ерасыл Абылкасымов, редко комментирующий выступления коллег, не удержался от эмоций: "Прерывать представителей министерств и ведомств или депутатов из-за того, что они говорят на русском языке, - нам никто не давал такого права! Каждый раз поднимать эту проблему вновь и вновь, будоражить общественное мнение не стоит. Более того, это на руку иностранцам. Почитайте книгу Бжезинского "Мировое господство или глобальное лидерство". Там четко и ясно сказано, что вражда между нашими народами, которая может начаться из-за языка, из-за территорий, в итоге им выгодна. А мы должны быть едины. Проблему языков надо решать, и это решается государственными комиссиями, министерствами и ведомствами. Пусть они и работают".

Со своей стороны редакция полагает, что проблема заключается не в том, что "журналисты принципиально игнорируют выступления уважаемых депутатов на государственном языке": "Напротив, - приводит свой пример издание, - наша редакция часто сожалеет, что не имеет морального права их опубликовать..., потому что синхронный перевод, осуществляемый в парламенте во время пленарного заседания, не выдерживает никакой критики. И часто переведенный текст и оригинальное выступление имеют принципиально разное содержание". Журналисты газеты, "не будучи носителями государственного языка", воздерживаются от публикации собственного перевода высказываний депутатов, опасаясь допустить ошибки. Ситуация осложняется и тем, что получить комментарии депутатов "также иногда сложно", "ведь даже уважаемый депутат Шаханов зачастую не комментирует свои заявления, предпочитая не слышать задаваемых ему вопросов на русском языке".

"Новое поколение" дополняет, что в кулуарах предложение М.Шаханова "...(оформленное, кстати, не в виде депутатского запроса, а как мысли вслух) было поддержано рядом парламентариев. К слову, в парламенте неоднократно сплетничали, что Мухтар Шаханов несколько раз критично высказывался в адрес СМИ именно по той причине, что его не показывают столь часто по телевизору, как других "говорящих" депутатов. Сами журналисты объясняют свое невнимание к Шаханову несколькими причинами. Прежде всего тем, что народный избранник никогда не комментирует ни один вопрос (!), если он не касается его темы: казахского языка. Даже если является членом рабочей группы по тому или иному законопроекту".

Депутаты Мажилиса раздумывают над предложением Нурсултана Назарбаева рассмотреть законодательную возможность для выдвиженцев в парламент из числа представителей Ассамблеи народов Казахстана (АНК объединяет национально-культурные центры). "Новое поколение" рассказывает, что "интернационалист и сторонник соблюдения равенства всех национальностей" Ерасыл Абылкасымов, как он сам себя называет, "...провел математические расчеты - какая национальность может претендовать на эти мандаты. Выяснилось, что, согласно пропорциональной численности населения, на места могут рассчитывать украинцы, узбеки, уйгуры, татары и немцы. (Кроме казахов и русских). В связи с этим Абылкасымов предложил президенту расширить квотный состав еще на четыре мандата. Один из которых должен быть отдан представителям центрально-азиатских народов".

Тем временем еще один представитель Мажилиса Бекболат Тлеухан, пишет "НП", "...взволнован тем, что шесть казахскоязычных школ в Байконуре с нынешнего года начнут обучение по российским программам. А это значит, что они будут изучать историю не Казахстана, а России. Депутат категорически против этого, говоря, что подобное обучение противоречит патриотическому воспитанию граждан страны".

Тем временем в Алматы в Казахстанском институте стратегических исследований при президенте РК (КИСИ) политики, ученые, депутаты и эксперты обсуждали "состояние и перспективы казахстанской модели межэтнического согласия", рассказывает "Капитал". Издание сообщает, что участники конференции считают необходимым выработать новые подходы к решению вопросов межнациональной политики. В частности, заместитель председателя Ассамблеи народов Казахстана (АНК) Сергей Дьяченко считает, что "стоит рассмотреть вопрос о расширении участия ассамблеи в развитии нормативно-правовой базы, в целом затрагивающей сферу межэтнических отношений. В целях повышения уровня проработанности документов имеет смысл рассмотреть вопрос о законотворческой инициативе ассамблеи, реализуемой через правительство". По информации Агентства РК по статистике, пишет газета, "...в настоящее время численность населения республики выросла по сравнению с 1999 годом на 3%. По причине эмиграции сократилось количество немцев на 38%, украинцев - на 20%, русских - на 12%, татар - на 8%. При этом заметна тенденция роста среди узбеков на 19%, казахов - на 14% и уйгур - на 11%. "Все это привело к изменению структуры населения - доля казахов выросла с 53,3 до 59,2%, а численность русских сократилась с 30 до 25,6%". С учетом того фактора, что казахи с численностью 8,725 млн. человек и русские с численностью 4,24 млн. человек являются ведущими этносами нашей страны, считает директор КИСИ Булат Султанов, "...существует ряд проблемных моментов, решение которых необходимо рассматривать в контексте казахстанско-российского культурно-гуманитарного развития". По мнению руководителя КИСИ, "соответственно, не только Россия, но и Казахстан имеют перед ними определенные обязательства по защите прав и интересов. Гипотетически нельзя исключить возможности появления негативных вариантов развития ситуации, когда этнический вопрос способен перерасти в разряд проблемных факторов, а они в целом могут негативно повлиять на весь характер казахстанско-российских отношений".

Факты, цифры и комментарии

Центр БДИПЧ/ОБСЕ в Казахстане представил отчет о результатах мониторинга судебных разбирательств в республике за два года. По информации "Панорамы", "в целом положительно характеризуя проводимую в РК судебную реформу, международные эксперты обратили внимание на ряд недостатков, предложив также свои рекомендации по их искоренению". Например, "в отчете указывается, что на 72 судебных заседаниях, посещенных наблюдателями БДИПЧ/ОБСЕ, поведение судей в отношении защитников характеризовалось, как "неэтичное и пристрастное". В 7,3% случаев подсудимым не разъяснялись их права, в 3,9% - не объявлялось уголовное дело, которое слушалось. Не во всех залах судебных заседаний присутствовали государственные символы - флаг и герб РК". Кроме того, в ходе мониторинга наблюдатели организации столкнулись с формальными сложностями: "Несмотря на то, что наблюдатели БДИПЧ/ОБСЕ присутствовали только на открытых судебных заседаниях, в 159 случаях они были вынуждены представлять документы, удостоверяющие личность, и регистрироваться в журнале посещения перед тем, как войти в здание суда. Для того чтобы попасть в зал судебного заседания или кабинет судьи, в 125 случаях наблюдателям требовалось разрешение секретаря судебного заседания, а в 59 - разрешение судьи. Десять раз судьи отказывали наблюдателям в возможности присутствовать на заседании, в двух случаях доступ не был разрешен секретарем, в трех - судебным приставом, несмотря на то, что по закону формального разрешения не требовалось". И это при том, что международная организация проинформировала все соответствующие государственные структуры о проводящемся мониторинге. В связи с перечисленными замечаниями руководство БДИПЧ/ОБСЕ в РК рекомендует судебным органам Казахстана "обеспечить свободный доступ общественности в здания судов и залы судебных заседаний, уделять должное внимание вопросам неукоснительного соблюдения правил судейской этики, искоренить практику проведения судебных заседаний в служебных кабинетах и демонтировать металлические клетки в залах...". Выполнение этих рекомендаций, по мнению представителей организации, "...будет демонстрировать готовность и приверженность Казахстана к дальнейшему продвижению основных международных стандартов и принципов справедливого судопроизводства, выполнению обязательств ОБСЕ в части отправления правосудия". В свою очередь председатель Верховного суда РК Кайрат Мами заявил, что "в принципе со всеми замечаниями согласен, отчет выдержанный".

Еще одно событие СМИ просто не могли обойти вниманием. Комитет национальной безопасности РК распространил сообщение о том, что 55 членов экстремистской, запрещенной в Казахстане организации "Хизб-ут-Тахрир", "разуверившись в идеях партии, добровольно явились с повинной в органы национальной безопасности", пишет "Новое поколение". "Правда, - отмечает газета, - сообщение КНБ об этом факте тут же вызвало ответную реакцию: в эфире одного из казахстанских телеканалов действующие члены Х-Т заявили, что это - дезинформация, призванная внести раскол в ряды организации". По информации издания, в декабре прошлого года КНБ пресек координировавшуюся из-за рубежа деятельность ячеек организации. "В результате были задержаны и арестованы отдельные руководители и активисты партии по Казахстану и ее структурных звеньев в ряде регионов страны. В ходе обысков было изъято свыше 25 000 листовок и около 700 экземпляров литературы религиозно-экстремистского содержания, а также компьютеры и современное типографское оборудование. В листовках, распространяемых Х-Т, прямо указывается на аресты своих сторонников как на одну из целей деятельности организации. В их листовках это объясняется так: "Каждый заключенный под стражу рядовой активист организации, попадая в тюрьму, увеличивает число недовольных режимом за счет близких и дальних родственников как минимум на 50-60 человек". Кроме того, "на днях КНБ задержаны еще трое находившихся в розыске руководителей и активистов ячеек "Хизб-ут-Тахрир". Один из них явился с повинной. Ряд арестованных членов Х-Т, раскаявшись в своих деяниях, добровольно выдали хранившуюся в тайниках множительную технику и печатную продукцию Х-Т. Двое активистов партии из Южно-Казахстанской области, ответственные за работу подпольных типографий, выдали 2 ризографа, предназначенных для производства книг и другой литературы. Двое алматинцев, вышедших из Х-Т добровольно, рассказывали, что приняли решение о выходе после того, как узнали, что главный кассир казахстанской ячейки пустил членские взносы на покупку и перепродажу земли и автомобилей с присвоением разницы себе. Лидер Х-Т по Казахстану выдал органам следствия 12 компьютерных дисков с материалами, призывающими к нарушению территориальной целостности Казахстана, свержению конституционного строя и установлению в странах Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока исламского государства Халифат. 55 членов этой партии, проживающих в городах Алматы, Караганде, Таразе, Шымкенте, Павлодаре, Байконыре, Кентау, Сарыагаше и Экибастузе, после того как были задержаны лидеры и активисты организации, по личной инициативе отказались от идеологических установок "Хизб-ут-Тахрир". Об этом они официально в письменной форме заявили в органы КНБ и добровольно сдали 369 брошюр, 508 книг, 134 журнала, предназначенных для практических занятий, а также 390 листовок, содержание которых направлено на разжигание национальной и религиозной вражды". "НП" поясняет, что "в свое время советы улемов духовных управлений мусульман Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Пакистана приняли фетву, объявляющую "Хизб-ут-Тахрир" неисламской организацией, а ее учения - неверными. Именно поэтому эмиссары Х-Т в своей пропагандистской работе делают ставку на зеленую молодежь 16-17 лет, религиозная грамотность которой не настолько высока, чтобы отличить истинный ислам от сектантства и ереси. Расчет эмиссаров экстремистской организации в этой ситуации абсолютно понятен". Непонятным, по мнению издания, "остается другое: зачем предоставлять возможности ТВ для высказывания точки зрения организации, признанной вне закона?".

Казахстанские политики и эксперты с подачи члена политсовета партии "Нур Отан" включились в дискуссию по поводу того, имеет ли право Нурсултан Назарбаев баллотироваться на новый срок. Дело в том, что 22 февраля в программе "Бетпе бет" на республиканском телеканале "Хабар" член президентской партии Ромин Мадинов заявил о том, что первому президенту Казахстана надо дать возможность править, сколько он пожелает. При этом Р.Мадинов не исключил, что "в рамках конституционной реформы действующий президент может пойти на третий срок".

В связи с прозвучавшим заявлением "Новая газета-Казахстан" опросила представителей двух политических партий. Так политолог и заместитель председателя партии "Ак жол" Бурихан Нурмухамедов считает, что за предложением Мадинова "...скрывается стремление президента и его сторонников в ходе предстоящих политических реформ... внести в Конституцию такие изменения, которые отвечали бы, скажем так, интересам действующего президента". Оглашение предложения о возможности переизбрания Нурсултана Назарбаева еще на один срок, по мнению акжоловца, "есть не что иное, как зондаж общественного мнения именно по этому вопросу". Он также не исключает, что "в Конституцию будет внесена норма, касающаяся исключительно первого президента, которая позволит ему избираться на сколь угодно сроков". Заместитель председателя Общенациональной социал-демократической партии Амиржан Косанов убежден, что дыма без огня не бывает: "Не думаю, что такого рода инициативы исходят лично от самого возмутителя конституционного спокойствия. Тема уж слишком щепетильная, чтобы вот так, экспромтом выносить ее на общий суд без согласования с Астаной. По всей вероятности мы являемся зрителями начинающегося спектакля по воплощению в жизнь этой неконституционной идеи. Показательно также, что сам президент или его помощники никак не прокомментировали эту инициативу своего коллеги по партии и не обозначили свою позицию по этому вопросу".

На прошлой неделе был поднят вопрос об очередном продлении сроков легализации имущества. По сообщению информагентств к 22 февраля в рамках акции было легализовано имущества на сумму более 167,1 млрд тенге (текущий 124,21/$1), в том числе недвижимого имущества - на сумму более 91,4 млрд тенге, другого имущества - 27 млрд тенге, денежных средств - 48,7 млрд тенге. Общенациональный союз предпринимателей и работодателей "Атамекен" от имени предпринимателей обратился к президенту страны с просьбой продлить срок акции до 1 августа 2007 года. Акция началась в июле прошлого года и должна была закончиться 1 января 2007 года, однако была продлена до первого апреля 2007 года. 1 марта стало известно, что правительство Казахстана внесло в нижнюю палату парламента проект закона, предполагающий продление легализации до 1 августа этого года.

Между тем, сообщает "Панорама", только что поступивший в парламент законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам амнистии в связи с легализацией имущества" для многих депутатов нижней палаты стал неожиданностью. "Депутаты такому "повороту событий" удивились: ведь когда-то министр юстиции Загипа Балиева, защищая в парламенте "оригинальный" проект закона, заверяла, что срок до 1 января 2007 года - более чем достаточный". Однако взять законопроект в работу мажилисмены все же согласились, "причем в сжатые сроки (уже на следующем пленарном заседании проект будет рассмотрен), но потребовали, чтобы министр лично пришла в парламент и рассказала о ходе легализации".

Одним из главных событий финансовой сферы стали первые торги на площадке Регионального финансового центра Алматы (РФЦА). Как рассказывает "Новое поколение", "в этот исторический день, 27 февраля, в торгах участвовали всего три брокерские компании (то есть те, кто покупает и продает ценные бумаги) и семь эмитентов (тех, чьи бумаги покупают и продают). Ну и активность на рынке была соответствующей. На красивом биржевом табло высвечивались то курсы валют, то данные по акциям и облигациям основной (а не специализированной) площадки Казахстанской фондовой биржи, то просто приветствия. В зале только телевизионных операторов было, наверное, больше, чем брокеров. А перед торжественным открытием торгов глава АРД РФЦА и президент Казахстанской фондовой биржи оживленно консультировались со специалистами по пиар, и создавалось впечатление, что именно пиарщики - главные дирижеры первых торгов на РФЦА. К слову, и гонг, ознаменовавший начало торгов, был виртуальным - он раздался из колонок. Сразу после гонга ничего не произошло, никакого оживления. Лишь минут через пятнадцать на табло появилась информация о первой (и единственной в тот день) сделке на специализированной площадке РФЦА - купили облигации АО MAG на сумму 10 миллионов тенге". Издание поясняет, что "проект РФЦА пока все еще зародыш, которому только предстоит стать региональным финансовым центром, и то - если повезет. Однако Агентство по регулированию деятельности (АРД) финцентра уже может похвастать первыми впечатляющими успехами". Как проинформировал СМИ президент Казахстанской фондовой биржи (KASE) Азамат Джолдасбеков, "...скорее всего, биржа в Казахстане будет единой, разделение на площадку KASE и РФЦА скоро исчезнет". Со своей стороны "НП" отмечает, что в целом ситуация на казахстанском фондовом рынке "все еще не внушает оптимизма": "всего в Казахстане более двух тысяч акционерных обществ с действующими выпусками ценных бумаг, а на фондовой бирже зарегистрировано только 114. И большинство из них - это финансовые организации, а не промышленные предприятия. В общем, биржа пока похожа на узкий клуб по интересам. Отсюда и дефицит эффективных инструментов, в которые можно вкладывать деньги".

Послание -2007

28 февраля президент Казахстана выступил с очередным посланием народу. Первое подобное выступление прозвучало в октябре 1996 года. Послание-2007, получившее название "Новый Казахстан в новом мире", состоит из двух частей и содержит десять задач и тридцать направлений на ближайшие десять лет. При этом не в первый год СМИ вслед за политиками говорят о яркой социальной выраженности документа. В то же время пресса отмечает, что на этот раз послание не транслировалось в прямом эфире национальными телеканалами, как это происходило обычно - выступление президента было показано телеканалами в тот же день в вечернем эфире.

"Вопреки прогнозам, выступление президента состоялось не 2 марта, как ожидалось, а в последний зимний день - 28 февраля. - отмечает "Республика". - Как всегда, на совместном заседании палат парламента, в присутствии лидеров политических партий и руководителей дипломатических миссий Нурсултан Назарбаев озвучил основные вехи и задачи для развития страны на ближайший год". Однако на этом, по оценке издания, "традиционность заканчивается": "если текст ежегодного послания не стал большой неожиданностью, то сама "церемония" была совершенно новой. - поясняет газета. - Впервые выступление президента не транслировалось в прямом эфире. Трансляция была отключена даже внутри здания парламента, работали лишь мониторы в пресс-зале. Телеоператорам впервые запретили вести съемку выступления президента. Само же послание было разбито на две части: одну президент озвучил, вторую обещали раздать депутатам и журналистам. Но последних, как всегда, обделили: после выступления президента о прессе напрочь забыли, а на официальном сайте администрации вторая часть послания появилась лишь к вечеру, когда все выпуски ежедневных изданий фактически были сверстаны. Причины такого "ужесточения режима" никто так и не объяснил. Представители администрации лишь пожимали плечами, да намекали на некую "секретную часть" президентского послания. На поверку выяснилось, что особых секретов во второй части послания не содержится: если в озвученном "куске" президент поставил перед правительством 10 задач, то во второй части он конкретизировал эти задачи в 30 поручениях".

"Новое поколение" также замечает, что на фоне предыдущих посланий нынешнее "...выделяется не только содержанием, но и "техникой преподнесения": "Отныне Послания главы государства будут полузакрытыми и без прямого эфира, но зато предварительно обсужденными с парламентской фракцией победившей партии. Раньше содержание Послания до последнего момента (читай - выступления) держалось в тайне от широкой публики. Да и зачем было раскрывать секрет преподносимых подарков. Но с этого года ситуация поменялась. Видимо, сказались веяния грядущих "госкомиссионных" политических перемен: президент накануне обсудил содержание своего обращения к народу с парламентской фракцией партии "Нур-Отан". Кроме того, "НП", как и "Республика", обратило внимание на то, что "не получилось на сей раз и синхронной радости от Послания и правительства, и народа - традиционный прямой эфир Послания президента был отменен. Выступление главы государства спустя несколько часов показали в записи. Правда, она не дала полного представления о том, что ждет казахстанцев в ближайшем будущем. Дело в том, что президент отошел от традиции зачитывать весь текст Послания и огласил собравшимся (парламентариям, правительству, дипломатическому корпусу, работающему в Казахстане) лишь квинтэссенцию многостраничного текста". Однако, пишет газета, "завершая свое выступление, Назарбаев выразил надежду, что его поручения будут правильно поняты и исполнены правительством. Кабмин не замедлил отреагировать и собрался на совещание. А после обеда министр информации Ермухамет Ертысбаев первым провел лекцию на тему "Что сказал президент в Послании" для столичных журналистов".

"Литер" рассказывает об ожиданиях накануне традиционного выступления Н.Назарбаева. "Аналитическое сообщество Казахстана и зарубежных стран предлагало самые различные прогнозы относительно содержания основного выступления года. Вплоть до полярных. Но тех, кто пророчил наступление монархии, было гораздо меньше тех, кто как уже практически решенный вопрос анонсировал программу широкой либерализации политической жизни страны. Но в общем эксперты сошлись: они ожидали чисто внутриполитической фабулы предстоящего спича. В качестве аргументов приводились сведения о наличии якобы готовых проектов, разработанных как госкомиссией по демократизации, так и альтернативными группами разработчиков. Дополнительную уверенность в таком прогнозе придавали и два крупных внешнеполитических контакта последних февральских дней: визит председателя сената парламента Касым-Жомарта Токаева в Вену на заседание Парламентской ассамблеи ОБСЕ и приезд в Казахстан накануне уже озвученной даты послания помощника госсекретаря США Ричарда Баучера. Такое совпадение сторонников либеральных прогнозов наталкивало на мысль о том, что Казахстан, дескать, срочно отчитывается о своих ближайших намерениях перед крупными геополитическими игроками, - ведь неизвестно, какие разговоры были "за закрытыми дверями" данных встреч". Однако Нурсултан Назарбаев "...не угодил ни первым ни вторым и сделал все по собственному усмотрению. Отдав предпочтение не очарованию процесса, а интересам государства". Издание перечисляет, в частности, девять главных задач на десять лет, названных главой Казахстана: "первая и главная задача - не просто обеспечить и поддерживать устойчивое развитие экономики, а управлять ее ростом. Правительство должно выработать принципиально новый подход к индустриализации Казахстана, сократить сферы естественных монополий, укрепить финансовую систему, создать эффективно работающий фондовый рынок, обеспечить вступление Казахстана в ВТО на выгодных для страны условиях, внедрить международные технические стандарты. Вторая задача - превратить Казахстан в "региональный локомотив" экономического развития и сделать его успешным "игроком" мировой экономики. Третья - повысить эффективность добывающего сектора. Четвертая - обеспечить развитие несырьевого сектора производства, диверсификацию экономики. Пятая - развивать современную инфраструктуру в соответствии с нашей новой ролью в региональной и глобальной экономике. Шестая - современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ "умной экономики", использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. Седьмая - адресная социальная поддержка и развитие социальной сферы на рыночных принципах. Восьмая - модернизация политической системы и реализация дальнейших системных демократических реформ. Девятая - ускоренное проведение административной реформы с учетом международной практики. Десятая задача - продвижение достижений и возможностей нового Казахстана в Центрально-Азиатском регионе и в мировом сообществе".

"Поручив правительству "последовательное решение всех перечисленных задач, развивающих основные положения Стратегии - 2030 на новом этапе", президент "для их выполнения... определил 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики", назвав их "Стратегией нового этапа развития Казахстана". - пишет "Деловая неделя". Газета дает краткое перечисление всех направлений: "Первое направление - Выработка и реализация целостной стратегии, направленной на обеспечение устойчивого характера конкурентоспособности экономики; Второе направление - Поиск, завоевание и создание казахстанских "ниш" в системе мирового хозяйства; Третье направление - Участие в крупных и "прорывных" проектах; Четвертое направление - Фокусирование деятельности госхолдингов и организация их работы в соответствии с международными стандартами; Пятое направление - Значительное повышение эффективности и макроэкономической отдачи добывающего сектора; Шестое направление - Новый уровень устойчивости и конкурентоспособности финансовой системы в условиях либерализации; Седьмое направление - Вступление в ВТО на выгодных для Казахстана условиях; Восьмое направление - Диверсификация экономики и развитие несырьевого сектора; Девятое направление - Проведение единой государственной стратегии, направленной на внедрение высоких технологий и поддержку инноваций; Десятое направление - Формирование и начало работы региональных центров экономического роста и конкурентоспособности; Одиннадцатое направление - Развитие стратегической инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства, а также повышение качества управления в этой сфере; Двенадцатое направление - Развитие электроэнергетических ресурсов и создание основ атомной энергетики; Тринадцатое направление - Последовательные действия по поддержке малого и среднего бизнеса; Четырнадцатое направление - Скорейшее и повсеместное внедрение технических стандартов, соответствующих международным требованиям; Пятнадцатое направление - Укрепление института частной собственности и контрактных отношений; Шестнадцатое направление - Формирование основ дальнейшей индустриализации Казахстана; Семнадцатое направление - Приближение системы начального и среднего образования, а также переподготовки кадров к мировым стандартам; Восемнадцатое направление - Внедрение аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов, приоритетное развитие точных и инженерных наук в сфере высшего образования; Девятнадцатое направление - Формирование основ "умной экономики"; Двадцатое направление - Последовательная политика в сфере обеспечения доступности жилья и развития рынка недвижимости; Двадцать первое направление - Улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения; Двадцать второе направление - Развитие накопительной пенсионной системы; Двадцать третье направление - Развитие политической системы; Двадцать четвертое направление - Реализация административных реформ и модернизация исполнительной власти; Двадцать пятое направление - Повышение роли Ассамблеи народов Казахстана для дальнейшего укрепления общественного согласия и стабильности; Двадцать шестое направление - Духовное развитие народов Казахстана и триединая языковая политика; Двадцать седьмое направление - Совершенствование практики правоприменения и укрепление правопорядка; Двадцать восьмое направление - Новая международная ответственность Казахстана, развитие многовекторной внешней политики и участие в борьбе с глобальными угрозами; Двадцать девятое направление - Активная роль Казахстана в обеспечении региональной стабильности, развитии экономической интеграции стран Центральной Азии и формировании динамичного рынка в зоне Каспийского и Черного морей; Тридцатое направление - Утверждение позиций Казахстана как центра межкультурного и межконфессионального согласия в развитии "диалога цивилизаций".

"Караван" напоминает, что совсем недавно в стенах парламента "кипели... нешуточные страсти по поводу того, кто должен выплачивать пособие по беременности и родам - государство или работодатель". Теперь же "президент поставил жирную точку в этом вопросе. Объявил, что демография - это забота государственная, и пособия должны выплачиваться из Государственного фонда социального страхования. Причем в период декретного отпуска будут производиться и отчисления в пенсионный фонд. Кроме того, будут удвоены до 34 740 (на 05.03.07г. 1$/125.21 тенге - ИА REGNUM) тенге единовременные выплаты при рождении ребенка, увеличены ежемесячные пособия. Они составят: при рождении первого ребенка - почти 5800 (пять тысяч восемьсот) тенге, или на 177 процентов; при рождении второго ребенка - около 6400 (шести тысяч четырехсот) тенге, или на 167 процентов; при рождении третьего ребенка - свыше 6900 (шести тысяч девятисот) тенге, или на 159 процентов; при рождении четвертого ребенка и более - до свыше 7500 (семи тысяч пятисот) тенге, или на 153 процента". Издание также отмечает, что "...увеличение базовой пенсии (тем, кто не заработал социальную) коснется более чем полутора миллионов казахстанцев. Она повысится в 2008 году примерно на тысячу тенге. Негусто, конечно, учитывая реальную стоимость жизни, а не тот прожиточный минимум, который пока берется за основу. Зато впервые вышли на международные стандарты пенсионного обеспечения - 40 процентов к прожиточному минимуму". Что касается четвертого пункт социального блока, пишет газета, на него "... зал вновь отзывается одобрительными аплодисментами. Звучит он так: "Для установления справедливости при назначении размеров пенсий от прежнего трудового вклада изменить предусмотренное пенсионным законодательством ограничение дохода, учитываемого для исчисления пенсий, подняв его с 15-кратного до 25-кратного месячного расчетного показателя". При этом министр социальной защиты населения Гульжан Карагусова рассказала, что "...на ее ведомство и сотрудников теперь обрушится огромная работа по пересчету и прочим процедурам, связанным с объявленными надбавками. "Все эти 108 миллиардов - их ведь освоить надо, обработать...".

"Известия-Казахстан" напоминают, что к социальному блоку относится также поручение правительству в течение трех ближайших лет построить сто школ и сто больниц в тех регионах страны, которые "особо нуждаются в этих объектах". "Касается Послание и озвученной ранее необходимости трехъязычия казахстанцев: президент считает необходимым привлекать в казахстанские школы зарубежных преподавателей английского языка.... Главным же критерием успеха образовательной реформы должна стать высокая квалификация казахстанских специалистов и - как следствие - их востребованность на внутреннем и внешних рынках.... Об образовании речь в Послании зашла и при обсуждении проблемы развития фондового рынка республики. Его развитие невозможно без привлечения населения к активному инвестированию своих сбережений в ценные бумаги".

"...Глава государства подчеркнул важность вопроса приобретения доступного жилья и развития рынка недвижимости. - пишет "Казахстанская правда". - За два года реализации госпрограммы развития жилищного строительства введено свыше 11 миллионов квадратных метров жилья. В 2007 году будет введено 7 миллионов квадратных метров. То есть за три года планировалось ввести 12 миллионов квадратных метров, а фактически будет введено 18 миллионов. Уже 100 тысяч семей получили квартиры, 60 тысяч - получат в этом году, и таким образом более полумиллиона казахстанцев станут новоселами. Программа выполняется с опережением на 30 процентов, это беспрецедентная тенденция, констатировал Нурсултан Назарбаев. Говоря об этом, Глава государства вновь напомнил о повестке дня недавнего Совета безопасности и фактах, когда коммунальное жилье, выделяемое инвалидам войны и труда, отдавалось чиновникам, которые имеют по 3-4 квартиры! В связи с этим Президент акцентировал внимание на своем поручении опубликовать в СМИ поименные списки коррупционеров. Однако ни одна газета не публикует эту информацию. Почему? Потому что чиновники этому препятствуют, устраивая тихий саботаж. Таких чиновников нельзя терпеть на местах, равно как и подобных руководителей регионов, резюмировал Президент".

"Литер" также отмечает, что основной упор в послании был сделан на социальный и экономический блоки, "но явно не на политический блок". "Но в то же время президент подтвердил готовность к либеральным реформам - вплоть до внесения изменений в Конституцию страны, для чего создана специальная рабочая группа, - говорится в статье. - Озвучены все без исключения предложения, прозвучавшие на итоговом заседании госкомиссии по приватизации. Безусловно, с учетом интересов сохранения и укрепления стабильности в стране. Безусловно, исключая перспективы возможного создания предпосылок ослабления власти и контроля ситуации в стране". По мнению газеты, "субординация" разделов послания в какой-то мере подчеркивает социальный характер государства. "И экономические, и политические реформы, в конце концов, проводятся для того, чтобы человек жил лучше. Свобода в нищете - вряд ли привлекательная перспектива для нашего народа.... Что же касается возможных дискуссий о "новизне" стратегических идей, когда напрашиваются аналогии с прошлогодним посланием, то здесь стоит только порадоваться за страну, в которой ежегодно не меняется стратегический курс, не объявляется новая, искусственно привнесенная кампания, на которую направляются все силы и средства. Наше государство уже перестало быть новостройкой "горящих объектов" с то и дело перебегающими от одного к другому "прорывному участку" бригадами. Преемственность и творческое развитие однажды провозглашенной стратегии - характеристика стабильной экономики, приобретающей признаки устойчивого развития. Так что мы не будем жить с чистого листа, "по новому посланию", иногда вспоминая, что год назад планировали войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Мы просто более предметно и сосредоточенно будем выполнять эту стратегию. Которая, в свою очередь, опирается на стратегию "Казахстан-2030". При этом "историческим заявлением" послания газета считает "утверждение Нурсултана Назарбаева о том, что Казахстан утратил признаки государства "третьего мира" и взял уверенный курс к лагерю развитых стран". По оценке газеты, "это хорошая новость не только для Казахстана, но и для других постсоветских стран, которые изучают и применяют казахстанский опыт реформ".

"Известия-Казахстан" в экономическом блоке особо выделяют намерение "...разработать целостную стратегию дальнейшего укрепления позиций Казахстана в региональном, а затем и мировом энергетическом пространстве. Главные вопросы в связи с этим - развитие энергетики и нефтехимии, повышение прибыльности этих секторов через увеличение добавленной стоимости энергопродуктов". Газета напоминает о высказывании Н.Назарбаева, что Казахстан может превратиться в "региональный локомотив экономического развития" и "успешного игрока в мировой экономике". "Для этого он предлагает правительству иметь как минимум две программы: программу­максимум и программу­минимум по поиску и освоению реальных казахстанских ниш в системе мирового хозяйства, участию в крупных передовых проектах с зарубежными партнерами, а также всесторонней и ответственной поддержке участников нашей экономики, в том числе через оказание им качественных инфраструктурных услуг. При этом Нурсултан Назарбаев считает нужным сосредоточить основное внимание на рынках России, Китая, Центральной Азии, Каспийского и Черноморского регионов. "Экономическая интеграция в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС остается главным ориентиром в торговле", - резюмировал он. В связи с этим президент вновь озвучил инициативу нашей страны по созданию Евразийского экономического союза государств, с тем чтобы "сделать его выгодным для вступления других наших соседей".

"Литер" обращает внимание на то, что, предлагая создать Евразийский экономический союз государств, президент Казахстана "не уточнил подробностей нового проекта. Впрочем, - тут же оговаривается газета, - они вот-вот появятся: по нашим сведениям, президент засобирался на встречу с российским коллегой Владимиром Путиным. Возможно, такой проект начнет реализовываться - ведь, помимо экономических возможностей у нас и у наших соседей, Россия накануне выборов. Конечно, глупо бы было утверждать, что политические кампании могут выступать причинами возникновения экономических союзов. Причинами - никогда. Но вот катализаторами...".

По мнению директора Группы оценки рисков Досыма Сатпаева в "Литере", у послания 2007 года много общего с выступлениями президента за последние два года. "Как и тогда, основной акцент в 2007 году и на ближайшие годы был сделан на необходимости строительства конкурентоспособной экономики, повернутой лицом к конкретному человеку". Более того, считает политолог, послание-2007 "...больше подходит для предвыборного периода, так как в нем заключено очень много социальных обещаний. Хотя социальные конфликты прошлого года четко показали, что "казахстанское экономическое чудо" почувствовали отнюдь не все. И прежде, чем переходить к "умной экономике", было бы неплохо закрепить позиции "экономики гуманной". Что касается политической части ежегодного послания президента, то из десяти поставленных задач в компетенцию правительства входят только девять, так как восьмая задача, посвященная политическому реформированию, с самого начала будет находиться под контролем президента.... Обращает на себя внимание и тот факт, что в своем послании президент впервые называет конкретные государственные структуры, ответственные за реализацию конкретных поставленных задач. Здесь явно чувствуется участие Карима Масимова, чьи встречи с президентом после объезда ключевых министерств имели своей целью не столько определить основные приоритеты в социально-экономическом развитии страны, сколько равномерно распределить ответственность за его результаты по всему бюрократическому аппарату".

"Деловая неделя" отмечает: "Выслушав Послание президента, "под козырек" взял премьер-министр, поручивший немедленно откорректировать программу правительства в соответствии с Посланием президента". Таким образом, до 13 марта правительство, по словам Масимова, будет работать в чрезвычайном режиме. Премьер также поручил "всем центральным исполнительным органам в срок до 2 марта 2007 года внести в Министерство экономики и бюджетного планирования предложения по вышеуказанным документам". А "минэкономики поручено подготовить проект общенационального плана программы правительства, плана мероприятий по его реализации и в срок до 5 марта внести в установленном порядке в канцелярию премьер-министра; Министерству культуры и информации - внести в правительство предложения по организации информационно-разъяснительной работы по Посланию главы государства; Министерству юстиции - "до завтрашнего дня" (дело было 28 февраля) внести в правительство список законопроектов, которые вытекают из данного послания. В заключение премьер-министр подчеркнул, что "ход исполнения Послания главы государства будет контролироваться им еженедельно".

В свою очередь "ДН" "к столь масштабным планам президента и переделке планов правительства, а также в рамках человеческого участия к проблемам женщин Кабинета министров, лишившихся праздника", приводит краткий перечень законов и аксиом Паркинсона, который, может быть, поможет "сократить время, потраченное на переделку составленной недавно программы правительства под Послание президента".