Обзор СМИ Читинской области за 27 февраля - 2 марта

"Аргументы и факты" в номере за 1 марта рассказывают о нынешнем состоянии ООО "Дарасунский рудник" - золотодобывающем предприятии, в результате аварии на центральной шахте которого в сентябре 2006 года погибли 25 шахтёров. Рассказывая об основных достижениях предприятия, в которое начиная с 2002 года ООО "Руссдрагмет" вложило более $130 млн., издание сообщает, что в настоящее время добыча руды на всех шахтах в посёлке Вершино-Дарасунский Тунгокоченского района приостановлена: "К золотодобыче обновлённое предприятие приступило летом 2004 года. До декабря добыли 75 кг золота, в 2005 году добыча составила 560 кг, а за 8 месяцев 2006 года - до пожара добыли 580 кг драгметалла. К сожалению, эти показатели не отвечали запланированным объёмам, поскольку вывод предприятия на проектную мощность затягивался по различным причинам".

В числе этих причин специалисты называли технические и технологические недоработки проекта новой золотоизвлекательной фабрики, нарушения производственной и технологической дисциплины, а также серьёзное несоответствие качества добываемой руды как на подземных работах, так и по Талатуйскому карьеру: "Именно поэтому и было принято решение о временно приостановке добычи руды на шахтах "Теремки", "Юго-Западная" и "Восточная" и геологической доразведке рудных участков. На время приостановки добыча руды сосредотачивалась на шахтах "Центральная" и Талатуйском карьере. Решение было принято незадолго до сентябрьской трагедии".

Пожар полностью уничтожил шахту "Центральная", в связи с чем продолжение проекта отработки месторождения уже невозможно. В настоящее время работа рудника сосредоточена на устранении аварии на шахте "Центральная": "Возводятся бетонные перемычки вокруг повреждённого ствола, ведутся ремонтно-восстановительные работы на шахте "Теремки", ремонтируется оборудование золотоизвлекательной фабрики". После массовых увольнений 2006 года, когда предприятие каждому увольняемому выплачивало по 9 среднемесячных заработных плат (общая сумма выплат составила 32 млн. рублей), в штате предприятия числится 885 человек. Издание утверждает, что фонд оплаты труда за январь 2007 года на Дарасунском руднике составил 11,4 млн. рублей при средней заработной плате в 12 723 рубля.

Несмотря на все плюсы, металла предприятие сегодня не даёт - то есть не производит никакой продукции. "Как ожидается, вопрос этот не будет решён в течение, может быть, 2-3 месяцев, а то и полугода. Сегодня содержание рудника, не выдающего ни грамма драгметаллов, обходится ООО "Руссдрагмет" в сумму более $1 млн. в месяц", - пишет АиФ.

Среди сотен материалов, которые читинские газеты на минувшей неделе посвятили предстоящему референдуму по объединению Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, можно выделить неприметную, но очень показательную заметку без подписи автора в газете "Читинское обозрение": "Проректор по воспитательной работе Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета Виктор Кузнецов, начальник отдела по физической культуре и спорту Игорь Меньшов, заместитель мэра Читы Александр Глущенко встретились со спортивной общественностью города. Убеждали убеждённых и малую часть не определившихся: "Чем выше статус субъекта, там больше внимание государства". Сулили дополнительные финансовые вливания, профицитный бюджет, уважение соседей и светлое будущее наших детей. Спортсмены, которые 11 марта (день проведения референдума - ИА REGNUM) будут защищать честь нашего края за его пределами, должны будут прийти с подтверждающими данный факт документами на избирательный участок, чтобы отсутствие их голоса не рассматривалось как неявка".

"Экстра" в номере за 28 февраля публикует беседу с неким работником одного из подразделений Забайкальской железной дороги по имени Николай, который утверждает, что доставкой продуктов питания в Читу занимается отнюдь не железная дорога, а транспортно-экспедиционные компании: "В городе их около 10, названия крупнейших из них не сходят со страниц рекламных газет". Процесс общения клиента с транспортно-экспедиционной компанией Николай описывает следующим образом: "Клиент, организация или частный предприниматель заказывает как правило в Москве партию товара. Компания-экспедитор берет на себя обязательства по всем вопросам погрузки, перевозки, получения и доставки груза. Клиент заинтересован получить товар как можно дешевле и быстрее. Компании-экспедитору лишняя головная боль тоже не нужна. Поэтому она идет на различные хитрости. Например, указывает в транспортных накладных наименование груза, который не требует охраны ОАО "Российские железные дороги" и разрешен к контейнерным перевозкам. Так, под видом макарон, стройматериалов или канцелярии, которые охраны не требуют, могут перевозиться алкогольные напитки или фрукты. Как такового вреда эта мера никому не наносит, но явным нарушением является. В случае его обнаружения грузоотправитель может быть наказан рублем".

Ещё одно распространенное нарушение правил перевозки, о котором рассказывает Николай, в конечном итоге, по мнению издания, "бьёт по большому количеству народа": "Некоторые грузы запрещены к контейнерным перевозкам. К примеру, молоко и молочные продукты в контейнерах нельзя везти ни под каким видом, только в вагонах-рефрижераторах. Натуральные соки, пиво, консервацию, слабоалкогольные напитки грузить в контейнеры можно лишь пару месяцев в году. Остальное время их надо перевозить тоже только в рефрижераторах. Но вагон-холодильник является очень неудобной тарой. При доставке на место требуются дополнительные затраты на его разгрузку. Контейнер же можно просто погрузить на грузовик и перевезти на нужное место. Вот экспедиционные компании и везут в контейнерах то, что там везтись не должно. Последствия этого понятны. Летом продукция перегревается, зимой перемерзает. Потом товар, в зависимости от времени года, остывает или оттаивает на оптовых складах, а затем поступает в продажу. И полностью теряет свои изначальные пищевые свойства".

Автор статьи утверждает, что факты, изложенные в материале, отказались комментировать официальные представители Забайкальской железной дороги и Управления Роспотребнадзора по Читинской области. При этом журналист отмечает, что в распоряжение "Экстры" попали несколько актов вскрытия контейнеров и сверки заявленного в документах груза с реальным: "Выборочные проверки 4-х контейнеров, отправленных одной и той же московской фирмой в адрес крупной читинской компании-экспедитора, показали, что во всех контейнерах везётся совсем не то, что указано в документах. В первом случае по документам была указана бумага, а внутри контейнера везлось молоко. Во втором овощные консервы везлись под видом полиграфической продукции. Изделия из пластмассы на поверку оказались консервированными компотами, а металлические стройинструменты - слабоалкогольными коктейлями".