Краснодарский край. Летопись новороссийской боры

Краснодар, 8 января 2003, 14:15 — REGNUM  Для жителей Новороссийска и его окрестностей норд-ост - настоящее стихийное бедствие. В середине декабря 2002 года ураганный северо-восточный ветер силой до 40 метров в секунду при морозе минус 15 градусов по Цельсию вновь испытал горожан на прочность. В первый же день разгула стихии у морского вокзала затонули гидрографический катер и теплоход "Арктика".

О злом норове боры, дующей из-за Маркотхского хребта, Россия узнала давно. Еще в феврале 1831 года, когда рассматривалась идея об основании укрепления на берегу Суджукской (нынешней Цемесской) бухты, впервые в Российской империи стало известно о жутких ветрах в этом регионе. Доклад Николаю I делал князь А.С.Меншиков, который посчитал нецелесообразным воспользоваться глубоководной бухтой.

Черная летопись крушений российских судов в Цемесской бухте, прозванной моряками кладбищем кораблей, начинается уже через год после основания будущего города - 21 ноября 1839 года, когда в штормовую погоду со свирепым норд-остом люгер "Геленджик" был выброшен на берег и разбит стихией словно щепка.

Надолго запомнился первым жителям города день 29 ноября 1847 года как начало самого страшного и самого продолжительного урагана. Тогда норд-ост дул без перерыва полтора месяца. С 1 по 3 декабря ветер перешел в ураган, городу причинены большие повреждения, со многих домов снесены крыши. 13 декабря ураганом около укрепления выброшена на берег турецкая кочерма. 13 января 1848 года ветер перешел в сильнейший ураган. К ветру добавился мороз, доходивший до минус 5 градусов по Цельсию. Стоявшая на рейде эскадра абхазской экспедиции в составе пяти кораблей и суда отдельного Кавказского корпуса получили большие повреждения. Ураганом были выброшены на берег транспорт "Гостагай", корвет "Пилад", в щепы разбит бриг "Паломед". Тендер "Струя" под тяжестью намерзшего на него льда утонул вместе со всем экипажем. Капитан парохода "Боец" приказал притопить судно на отмели, чтобы его не разбило о берег. 15 января <>норд-ост утих, буря прекратилась. Стихия унесла жизни 57 человек. Восстановление пострадавшего от стихии города продолжалось целый год.

2 марта 1851 года ураганный ветер выбросил на берег Цемесской бухты транспорт "Буг". На следующий день такая же оказия приключилась со шхуной "Ласточка". 23 февраля 1864 во время шторма, вызванного мощным b>, погибло три азовских баркаса. В начале ноября 1888 года бурей было выброшено на берег турецкое судно, потоплена баржа, оторван от причала и выброшен на мель пароход "Эденька".

Невиданной силы норд-ост новороссийцы пережили 6-11 декабря 1899 года. Скорость ветра доходила до 35 метров в секунду при 20-градусном морозе. Именно тогда впервые замерзла считавшаяся никогда не замерзавшей Цемесская бухта. Во льду бухты были затерты английский и греческий пароходы, а несколько парусных судов отбросило к берегу. Большой пассажирский пароход русского общества пароходства и торговли "Игорь" выбросило на мель у городской набережной. Экипаж и пассажиры в количестве около 35 человек спаслись только благодаря энергичным действиям капитана и вовремя подоспевшей помощи с берега.

Бора стала причиной многих бед в городе и его окрестностях. Для Новороссийска наступила фактическая голодовка, зимняя спячка, продолжительность которой никто достоверно не мог указать. Люди сбились в кучи, как животные; на окраинах соседи перебирались в одну хату, перегоняли скот в один хлев, чтобы было теплее, чтобы дольше прожить на наличные запасы. Обывательские крыши, ворота, заборы и окна разлетались в щепки под напором урагана; шатались и трещали стропила, падали фронтоны и парапеты. Мерзли птицы, собаки и кошки, мороз шел до 32 градусов, ветер валил с ног самых сильных.

Не менее жестоким выдался норд-ост 9 января 1907 года, когда при 25-градусном морозе скорость ветра достигала 35 метров в секунду. Тогда вновь замерзла Цемесская бухта, да так, что это позволило не только ходить через нее пешком, но, по воспоминаниям старожилов, даже ездить по льду в экипажах.

Норд-ост - довольно уникальное природное явление. Причина его возникновения заключается в том, что невысокие - 500-700 метров - горы Маркотхского хребта до поры до времени сдерживают потоки холодного континентального воздуха с северо-востока. Огромные воздушные массы скапливаются в степной зоне у горных кряжей и, достигнув критического предела, всей своей чудовищной силой обрушиваются на побережье от Анапы до Геленджика. Новороссийск на этом аномальном участке находится как бы в самом эпицентре, поэтому на него и приходится основная мощь ударов стихии.

Так что к норд-осту надо относиться как к неизбежности. Что, впрочем, и делают новороссийцы. По просьбе горожан не так давно знаменитый творческий дуэт Пахмутова - Добронравов даже написал песню, которая так и называется "Новороссийские ветра". Бору воспевают, несмотря на все то зло, которое она несет.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail