Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 26 февраля 2007

Красноярск, 26 февраля 2007, 12:43 — REGNUM  

"Экономика лечит сердце".

("Трибуна". 23.02.07. Александр Карпов)

16 и 17 февраля 2007 года в Красноярске прошел IV Красноярский экономический форум "Индустриальная основа развития России". Он проводится уже в течение трех лет и является площадкой для обсуждения наиболее актуальных аспектов российской экономики. В работе форума приняли участие министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, начальник экспертного управления администрации президента РФ Аркадий Дворкович, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, главы различных регионов России, руководители крупнейших компаний. Основными темами форума были инвестиционные стратегии и планы крупных корпораций, проблемы инфраструктурного развития страны, кадровое обеспечение экономического роста, инструменты государственно-частного партнерства федерального, регионального и муниципального уровня. В ходе работы Герман Греф отметил, что Красноярский экономический форум является центральным форумом страны с точки зрения обсуждения региональных аспектов федеральной политики.

Глава Красноярского края Александр Хлопонин отметил, что в первую очередь форум принес пользу для развития экономического сектора края, поскольку подписаны контракты между крупными промышленными компаниями. - Развитие экономики создаст условия для притока профессионалов, - подчеркнул губернатор, - появятся факторы, которые будут влиять на возможность миграции на нашу территорию.

Заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Валерий Голубев сообщил, что в рамках работы по созданию в Красноярском крае нового центра газодобычи "Газпром" намерен развивать сотрудничество с машиностроительными предприятиями Восточной Сибири, которые могут стать основой для производства оборудования для газоперерабатывающих предприятий, и подчеркнул, что рассматривает газификацию как один из серьезных элементов социально-экономического развития региона. Заключительным событием в работе форума стала благотворительная эстафета по биатлону в поддержку краевой программы спасения детей с врожденными пороками сердца "Детское сердце". Минимальная сумма участия составила 100 тыс. рублей, именно столько стоит одна операция на сердце. Участники собрали около 5 млн. рублей, что даст возможность сделать необходимые операции больным детям.

"Правила игры в выборы".

("Вечерний Красноярск", 22.02.07, Александр Силаев)

Кто бы мог подумать, что Ачинск и Назарово - это такие севера края? А вот верьте или не верьте, самые настоящие севера. Согласно новым правилам выборов, округа идут по "северной группе". И вообще, прежде чем удивляться партиям, стоит немного удивиться тем правилам, по которым они разделят ЗС.

В Законодательном собрании 52 места, что вообще-то стандартно. Правда, совсем недавно звучали предложения, самыми полярными были: "а давайте, у нас будет 120 депутатов", "а давайте, депутатов будет, как заместителей губернатора". Предложения не выносились на широкую публику, они звучали в узких кругах. Но именно в тех узких кругах, где определяются правила игры в выборы. В первом случае мы имели бы парламент веселый и шумный, но... заведомо управляемый извне. Как ни парадоксально, но чем больше народу, тем он управляемее. Самое главное: вес каждого отдельного депутата тем меньше, чем больше общее их число. "Я вот тут к сессии пару десятков депутатиков себе добрал", - мог бы говорить один уважаемый человек другому. Примерно, как говорят о "паре десятков яиц". Ну а если депутатов как замов, то это уже не разменные единицы, а вполне себе калифы на день, точнее - небольшие олигархи минимум на четыре года. В отличие от замов губернатора, не снимаемые. Вот она - парламентская республика в чистом виде и она же боярская дума (и еще вопрос, по какую сторону "Серого дома" - исполнительную или законодательную - набралось бы больше силы!).

Высокие люди решили не экспериментировать - ни в своих интересах, ни против них. "Пусть будет почти так, как было". Было 42 депутата, стало 52, ну так лишний десяток - вроде как небольшая пафосная отметина "единому краю". Однако весьма изменилась предвыборная, так сказать, география. Округа и территории локальных партийных списков порезаны так, словно задача ставилась - запутать, перепутать и выпутать. Мало того, что в крае нашелся совершенно неожиданный северный полюс на западе, сложен ведь и сам принцип - разбиения партийного списка на три колонны.

Политики в нем, конечно же, сориентируются. Допустим, идущий первым номером по южному списку примерно знает, какой процент должна его партия взять по краю, чтобы ему остаться с мандатом. Но для избирателя вся это арифметика обречена остаться на уровне высшей эзотерической математики. Если напомнить правила вкратце, пункт первый - половина депутатов по спискам, половина по округам. Если человек дублирован по округу и списку, победа по округу дает место следующему по списку. Проходной ценз для списка - 5 % голосов избирателей.

Это как всегда, дальше - тоньше. Есть общекраевой список партии из трех фамилий, включая как "паровозы", так и "вагоны". У "Единой России", например, паровозов два из трех (из первой тройки "Хлопонин, Усс, Пимашков" депутатство нужно только одному человеку, ясно кому), у ЛДПР - один Жириновский, у СПС - один Никита Белых. Сначала проходят вот эти трое. При этом, понятное дело, паровоз отказывается в пользу товарищей. Дальше начинается "география". Партийных колонн в каждой партии, как известно, три - группа Север, группа Центр, и группа Юг. Допустим, что процент избирателей по краю дает право партии взять 5 из 26 списочных мандатов. Как они делятся? Первые три забирает общекраевой список. Четвертый мандат забирает первый номер в той территории, где больше избирателей партии. Пятый мандат - первому номеру второй территории. Шестой мандат ушел бы лидеру третьей территории-аутсайдеру, а седьмой достался бы второму номеру первой территории и т. д. Могут ли быть исключения? Ну, если по Северу за партию голосует 30 %, а по Югу и Центру по 3 %, то южному и центральному спискам ничего не обломится, а северяне заберут все - после общекраевой тройки. Но так не бывает. Процент обычно равный настолько, чтобы дележ победы пошел по типовой схеме, описанной выше.

Нарезка территорий добавляет сложностей в модель, и без того не слишком-то очевидную. Можно за всем этим видеть хитрую конспирологию. Но в чьих интересах? Большинство кандидатов дополнительно поломают и голову, и ноги. Но, скажем так: особо маргинальные кандидаты поломаются в большей степени. Схему можно расценить, если все же усматривать в ней прагматику, как зачистку поля от маргиналий. Фамилии же корректно не назовем...

"Матрица".

("Вечерний Красноярск", 22.02.07, Александр Силаев)

12 февраля стало последним днем приема заявок на участие в выборах. Из партий в приеме заявки отказано Аграрной партии и Партии зеленых. Документы приняты у ЛДПР, ЕР, КПРФ, "Справедливой России", Социалистической единой партии России, Партии возрождения России, "Патриотов России", "Яблока", СПС, Демократической партии, "Народной воли". Из этого, правда, не следует, что все они - участники выборов. И что почти две сотни человек, подавших заявки по округам, - готовые кандидаты-одномандатники. Впереди сбор подписей и многие интересные процедуры, очередной день Х и момент фильтрации - 28 февраля. К этому сроку отсеются и люди, и партии, и лишь тогда можно заявить: "на старт избирательной кампании вышли...". Сейчас, формально, еще не старт. Что, впрочем, не мешает избирательным штабам трудиться где-то с Нового года... Получать зарплату начальники штабов и прочие ответственные товарищи начали, самое позднее, месяц назад (а шевеление, копошение и прокачка первых траншей за первые услуги начинается где-то за год до голосования).

Не будем загадывать, приводить проценты и рейтинги. Просто глянем на конструкции. В российском масштабе сейчас выстраивается модель "будущие думские партии и все остальные". Посмотрите на соцопросы. Там четыре персонажа. Это вообще какое-то магическое число, например, в сегодняшней Думе - четыре фракции. ЕР, КПРФ, ЛДПР и "Родина". Правда, за год до выборов никто понятия не имел, что их будет четыре. И за месяц до выборов - тоже. А сейчас социологами-политологами словно обустраивается матрица. ЕР, СР, ЛДПР, КПРФ. Запомнили, дети? Давайте повторим еще раз, по буквам: ЕР, СР, ЛДПР, КПРФ... Тут нельзя сказать однозначно - то ли действительно это "объективный" разрыв, то ли это такой "субъективный консенсус" на программирование сознания. Но разве наличие любых "субъективных консенсусов" не вполне объективное обстоятельство? И наоборот? Так что, не особо колупая генезис матрицы, просто констатируем. Вот оно.

Общероссийская схема не может не затрагивать край. Здесь ведь те же двенадцать букв. ЕР, СР, ЛДПР, КПРФ. Ну и что-то еще суетится. Причем закономерно, что правая власть благожелательнее относится к мелким левым, чем к мелким правым... Что делают мелкие левые? Полезное дело - оттаскивают народ от КПРФ, даже и от СР. А КПРФ и СР оттаскивают народ друг от друга, что тоже неплохо. При этом все "официальные левые", чтобы остаться "главными левыми", вынуждены ходить за лицензией на княжение по левому флангу. А куда ходить? Куда пошел Геннадий Зюганов летом 2004 года, когда Семигин чуть не оттяпал КПРФ? Так что больше левых, мелких и разных.

А вот чем - с точки зрения правой власти - занимаются наши небольшие праволиберальные партии? Если глянуть технологически? Совершенно бессмысленной деятельностью. Соблазняют добротный правый электорат и сливают его в песок ручейками по 2-3 %. То есть мелкие левые ценны именно тем, что мелкие, а мелкие правые - плохи ровно тем же. Был бы проходной список, можно было бы обделать как у людей. Согласовать оных с центрами силы, получить гарантии и провести "вменяемых людей". А так - чего согласовывать? Пока не согласовано - единение всех мелких правых? Так что судьба им либо перестать быть мелкими, либо перестать отчаянно бегать и прыгать.

"Что почем?".

("Вечерний Красноярск", 22.02.07, Александр Силаев)

Сколько стоит выборная кампания? Вообще-то вопрос некорректный, ибо кампания кампании рознь. Возьмем тех же одномандатников. Цена зависит, во-первых, от постановки задачи. Казалось бы, задача одна - кандидатство меняем на депутатство. Но реальный шанс на это по округу имеет, как правило, от одного до трех человек. А участвуют от пяти до десяти. Кто-то из них переоценивает себя, но кто-то просто работает на иную задачу. "Помочь реальному кандидату", "засветить имя", "вынести знамя" и т. д. Много задач. Но предположим, задача - все-таки выиграть. Тогда для уже известного человека кампания обойдется где-то в 200-300 тысяч долларов, почти как в выборах в ЗС 2001 года. А если нужен мандат "с нуля", человеку без имени или с сомнительным именем (например, "вечного кандидата", ничего не выигравшего за последние 10-15 лет)? Тогда цена возрастает в 2, 3, 5 раз. Ну да желающий выбросить миллион таким способом вряд ли найдется.

Так же некорректно спрашивать о цене для партии. Смотря, что за партия и чего она хочет. Если это мелкая партия, с мутной или непопулярной идеологией - каждый лишний процент голосов будет стоить ей под миллион долларов. Для хороших брендов - меньше раз в десять. В среднем сильная партия, при грамотном управлении, с претензией на минимальные 5 процентов, максимальные 10-12 - укладывается в "лимон" "зелени". Но если кто-то тратит - кто-то приобретает. Почем берут страшные "политические технологи"? Нормы, опять-таки, нет. Как договорятся. Но считается нормальным, если начальник штаба одномандатника просит себе зарплату в 5 тысяч долларов в месяц, начальник штаба партии - в 10 тысяч. Не факт, что столько дадут. Факт, что не удивятся.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.