С 23 февраля события, разворачивающиеся вокруг иранской ядерной программы, начинают приближаться к своему апогею. Сегодня глава МАГАТЭ Мохаммед Аль-Барадеи выступил с заключительным докладом по иранской ядерной проблеме. Из слов заместителя Госсекретаря США по политическим вопросам Николаса Бернса стало также известно, что встреча представителей стран пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия, США, Китая, Франция, Великобритания) и Германии по иранской проблеме состоится 26 февраля в Лондоне. Встреча пройдет на уровне "политических директоров" - заместителей глав МИД стран "шестерки", причем переговоры, как сообщило ИА REGNUM, будут посвящены исключительно подготовке новой резолюции Совета Безопасности ООН по Ирану. Другими словами, мировое сообщество делает последние попытки ответить на важнейший вопрос: как воспрепятствовать стремлению Ирана стать ядерной державой? С просьбой прокомментировать создавшуюся ситуацию вокруг ядерной программы южного соседа Азербайджана и других стран Закавказья корреспондент ИА REGNUM обратился к конфликтологу, главному редактору финансово-аналитической газеты "Деньги" Рауфу Раджабову.

ИА REGNUM: Существует ли у членов мирового сообщества эффективный экономический механизм воздействия на Иран или вмешательство военной силы неизбежно?

Практически любые экономические санкции против Ирана, скорее всего, приведут к значительному снижению экспорта иранской нефти, что, в свою очередь, неизбежно взвинтит мировые цены на нее. Поскольку от этого пострадает экономика европейских стран, вышеуказанные санкции вряд ли решатся применять. Поэтому сразу перейдем ко второй части вашего вопроса. Руководство Ирана, достаточно непредсказуемое и непоследовательное в своей внешней политике, тем не менее, не собирается отказываться от создания ядерного оружия. Кстати, если военная операция США в отношении Ирана все же станет неизбежной, от руководства Азербайджана потребуется предельно точный расчет. В таких условиях для Баку особенно важной станет полная координация его позиции с СБ ООН, тем более, что в идеале лишь этот орган может принять решение о применении военной силы против Ирана. Учитывая позицию России и Китая, вероятность принятия такого решения Советом Безопасности равна нулю. Поэтому это решение придется принимать самим США вместе с союзниками по НАТО, причем, подчеркну, не всеми. Одним из последних подтверждений достаточно высокой вероятности проведения США военной операции в Иране является заявление американского сенатора Сэма Броунбека во время выступления в институте AEI, который по праву считается главным мозговым центром неоконсерваторов: "Всем нам должно быть абсолютно ясно, что мы никогда не сможем создать светский и cвободный Ирак или Афганистан, пока существует иранский режим".

ИА REGNUM: Судя по игнорированию резолюции Совбеза ООН и многочисленным заявлениям духовного лидера Ирана аятоллы Хаменеи и президента этой страны Махмуда Ахмадинежада, Тегеран добровольно не откажется от дальнейших работ по обогащению урана. Можно ли исключить вероятность попыток ученых-ядерщиков Ирана создать атомное оружие, которое сразу, как это случилось с Северной Кореей, обезопасит страну от военного вторжения США?

Конечно же, нельзя. Во-первых, опыт создания ядерного оружия в Пакистане свидетельствует, что страна, находящаяся на сопоставимом с Ираном уровне научного и технического развития, способна изготовить ядерную бомбу. Во-вторых, на военную направленность ядерной программы Ирана указывает параллельное создание Тегераном ракет средней дальности. Невысокая точность позволяет использовать их лишь для стрельбы по площадным целям, например, крупным городам. Однако бессмысленно производить сотни ракет, могущих доставить в общей сложности лишь 200 - 300 тонн обычной взрывчатки на расстояние 500 и более километров. Поэтому имеющиеся и разрабатываемые в Иране ракеты дальностью до 2 тысяч км и свыше не имеют стратегической военной ценности, пока не оснащены ядерной боеголовкой.

ИА REGNUM: Значит ли это, что США приложат все усилия, чтобы не допустить появления у Ирана "ядерного меча"?

Очевидно, что СБ ООН не сумеет принять резолюцию, санкционирующую военное вторжение в Иран. Альтернативой для Пентагона будет нанесение превентивных ударов по иранским ядерным объектам. Благодаря такому подходу удастся избежать огромных потерь, к которым привели бы вторжение в Иран и его оккупация. При таком сценарии, однако, существующий режим останется у власти и будет в еще большей степени, чем раньше, стремиться к тому, чтобы заполучить ядерное оружие. Нанесение превентивных ударов может привести к тому, что Иран начнет затем с удвоенной энергией восстанавливать то, что будет уничтожено американцами. Вероятный ответ со стороны Ирана на удары ВВС США - резкая активизация поддержки антиамериканского сопротивления в Ираке, с возможным участием в партизанском движении в Ираке иранских военнослужащих. Тегеран, будучи убежденным в неизменности позиции Москвы и Пекина, также рассчитывает на то, что страны ЕС со значительной долей мусульманского населения не посмеют участвовать в антииранской операции, что ослабит упреждающий удар США. В Тегеране также не без причин надеются на мощнейшую волну антиамериканских выступлений во всех странах мусульманского мира, а в идеале - даже на свержение некоторых прозападных режимов в Египте, Саудовской Аравии, Алжире, Кувейте, Афганистане, Пакистане, Ираке. Тем не менее, Тегерану не удастся избежать начала военной операции против себя. Видимо, администрация Буша просчитала различные варианты и пришла к выводу, что риск позволить Ирану завладеть ядерным оружием перевешивает все иные риски, связанные с будущей его оккупацией. К тому же Буш надеется завершить военную операцию против Ирана до конца своего второго президентского срока. Не стоит сбрасывать со счетов, что в случае успеха это даст хорошие шансы республиканскому кандидату на президентских выборах в ноябре 2008 года.