Высокие темпы развития потребительского рынка в 2002 году отмечены на территории Большого Урала. Наибольший подъем продемонстрировала розничная торговля: в январе-сентябре обороты выросли в среднем на 6- 2%, в то время как в среднем по России этот показатель составил 8%. На фоне общего экономического роста и повышения платежеспособности населения ускоряется процесс проникновения в регион московских и питерских игроков.

В Челябинске в конце декабря открылся первый в Уральском регионе универсам федеральной розничной сети "Пятерочка". Новый оператор рынка мобильной связи "МегаФон" за несколько месяцев "накрыл" сначала Башкортостан, а потом Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Тюменскую области. Это заставило двигаться навстречу клиентам в тарифах и маркетинговых предложениях остальных участников рынка. Расценки на сотовую связь вплотную приближаются к московским. Докатился до Урала и столичный бум потребительских кредитов.

Что касается покупательной способности населения, то больше всех потратились на себя северяне. Курганская область, уже традиционно, оказалась в аутсайдерах. Так, за 9 месяцев 2002 года объем розничных продаж товаров на душу населения составил в Ямало-Ненецком автономном округе 30 тысяч 380 рублей, в Ханты-Мансийском автономном округе - 24,89 тысяч рублей. Тюменская область заняла третью позицию - объем розничных продаж товаров на душу населения составил 18 тысяч 390 рублей. Следом идет Свердловская область - 16,97 тыс. руб., затем Челябинская область - 13,51 тыс. руб.

Среднестатистический житель Курганской области приобрел товаров за 9 месяцев прошлого года лишь на 9 тысяч 750 рублей.