Как уже сообщалось, 21 февраля Совет Федерации большинством голосов отказался одобрить договор о разграничении полномочий между федеральным центром и Татарстаном. О причинах этого шага верхней палаты и о возможных вариантах развития событий корреспондент ИА REGNUM беседовал со старшим экспертом Института региональной политики Алексеем Титковым.

ИА REGNUM: Насколько серьезным будет "эффект неожиданности" у отказа Совета Федерации утвердить договор с Татарстаном?

Трудности с одобрением двухстороннего договора с Татарстаном в Совете Федерации были ожидаемыми. Руководитель палаты Сергей Миронов не раз высказывался против этого договора. Думаю, во многом правы те, кто связывает такую позицию с трудностями, с которыми сталкивалась в Татарстане сначала Партия жизни, а теперь "Справедливая Россия". Создание организации-"двойника", судебные иски, давняя "война" республиканского руководства с Рафгатом Алтынбаевым, возглавляющим отделение мироновской партии в Татарстане - всё это, конечно, неприятно и неправильно. Тут поневоле засомневаешься на месте Миронова или на месте Алтынбаева, председателя комитета Совета Федерации по региональной политике - заслуживает ли такая республика договора с федеральной властью, есть ли у нее для этого необходимые географические и экономические предпосылки. Изучили документ и обнаружили, что, оказывается, одни его пункты почти дословно повторяют конституционные нормы, а другие, наоборот, не повторяют, предлагают что-то дополнительное. Как тут не признать, что первые - лишние, а вторые - опасные, договор - отклонить. Логика безотказная, ее придумали не вчера и не в Совете Федерации.

ИА REGNUM: Как вам видится теперь судьба договора?

Не сомневаюсь, что договор с Татарстаном все-таки будет ратифицирован, причем без долгих проволочек. Почти наверняка в этом году. Может быть, успеют даже до летних каникул. Договор, на котором стоит подпись президента Путина, пройдет верхнюю палату, как уже прошел нижнюю, а нынешняя осечка будет признана досадным недоразумением. Для того, чтобы получить необходимое большинство в Совете Федерации, достаточно будет, в крайнем случае, просто включить партийную машину "Единой России": в верхней палате у "единоросов" тоже большинство, причем солидное. Скорее всего, конфликт будет решен мирным путем, не обидным для всех сторон. Скажем, президент проведет в Кремле встречу с руководством Татарстана и представителями обеих палат Федерального Собрания. Встреча будет конструктивной, разговор - доброжелательным, Сергей Миронов выйдет оттуда в счастливой уверенности, что у Татарстана, конечно же, есть все основания для двухстороннего договора.

В нынешнем году, как и в следующем, слишком многое в политике будет определяться логикой предстоящих общенациональных выборов. Татарстан - один самых больших и дружно голосующих регионов. В 2003 году республика дала почти 6% всех голосов, поданных за "Единую Россию", это серьезный пакет. Без поддержки президента Минтемира Шаймиева, по-прежнему очень сильного и влиятельного, их не получить, и, значит, нужно с ним договариваться по-хорошему. Это знают в Кремле, это знают в "Единой России". Это понимает и Миронов. Но положение "Справедливой России" в Татарстане и так хуже некуда, а в ходе переговоров по двухстороннему договору, может быть, и получится его исправить.

ИА REGNUM: А каковы теперь перспективы других республик, желающих заключить подобный договор с федеральным центром?

Татарстанские власти вынашивают нынешний двухсторонний договор уже почти полтора года, с осени 2005 года. Начали работать над ним чуть ли не сразу после того, как перестал действовать предыдущий, заключенный в 1994 году. Очередь из желающих получить такой же договор (то же, как и Татарстан, по второму разу) стала вырисовываться уже тогда - Башкирия, Якутия, Чеченская Республика, но дальше пожеланий дело пока не идет. Федеральная власть слишком явно заинтересована в том, чтобы таких договоров было как можно меньше: один - уже слишком много, два - просто невыносимо много. Выпрашивать, вымучивать пункт за пунктом такой, в общем-то, символический документ, почти ни к чему не обязывающий федералов, оказалось очень тяжелым занятием. Даже для татарстанского президента с его огромным опытом и замечательными пробивными навыками. Другим будет еще сложнее, а сил и возможностей у них меньше.