Обзор самарских СМИ за 19-21 февраля 2007 года.

ПОЛИТИКА

"15 февраля председатель ГТРК "Самара" Федор Алиев получил официальное уведомление о своей отставке и спустя день не менее официальное уведомление об отмене этого решения, - пишет газета "Самарское обозрение". - Главным действующим лицом в истории с неудавшейся отставкой Алиева стала член Совета Федерации Людмила Нарусова, которая вряд ли оставит эту тему закрытой. 15 февраля на сайте Совета Федерации РФ появилось сообщение, которое переполошило местную деловую и политическую элиту... "Олег Добродеев (руководитель ВГТРК) принял решение отстранить председателя ГТРК "Самара" Ф. Алиева от занимаемой должности в связи с многочисленными жалобами на то, что он, являясь членом президиума регионального политсовета "Единой России", "проводил линию своей партии", - говорилось в сообщении. Само по себе появление подобного заявления не было неожиданностью. Федор Алиев получил черную метку от влиятельного сенатора еще во время мэрских выборов в Самаре, когда состоялся его личный телефонный разговор с Нарусовой. Последняя требовала предоставления эфира для кандидата в мэры от "Справедливой России" Виктора Тархова. По информации "СО", тон, который взял в этом разговоре председатель ГТРК "Самара", Нарусова сочла крайне оскорбительным. После того как ГТРК "Самара" не предоставила помещение для пресс-конференции прилетевшему в Самару спикеру Совета Федерации Сергею Миронову, ситуация стала для Федора Алиева критичной. Она усугубилась тем, что к этому моменту искать поддержки в регионе Алиеву просто было не у кого. В этой ситуации появившееся в конце 2006 года письмо Нарусовой на ВГТРК о необходимости разрешения кадрового вопроса в самарской телекомпании стало роковым. Как уверяют источники в администрации города, Алиев обращался к мэру Самары Виктору Тархову с просьбой разрешить ситуацию. "Нам были обещаны эфиры и преференции, но этот вопрос никоим образом не лежал и не может лежать в компетенции города региона, и т. д. Это вопрос федеральных структур", - заметил высокопоставленный источник в администрации. 16 февраля ситуация изменилась, но с не менее скандальным подтекстом. Пресс-служба ВГТРК опровергла официальную информацию Совета Федерации и лично Людмилы Нарусовой. "Никаких документов об увольнении председателя ГТРК "Самара" Олег Добродеев не подписывал. Федор Алиев продолжает исполнять свои обязанности. Просто во время сложных выборов мы направляем в регион своих эмиссаров, высокопоставленных чиновников ВГТРК. В данном случае в Самару прибудет Андрей Никитин. Он будет исполнять обязанности заместителя руководителя ГТРК и наблюдать за выборным процессом. Такая практика в нашем холдинге существует уже давно. Такие эмиссары направляются и в другие регионы. Как только выборы в Самаре закончатся, Никитин вернется в Москву", - заявили в пресс-службе ВГТРК. В итоге получилось, что за одни сутки Федора Алиева успели и уволить с занимаемой должности, и восстановить на работе. Правда, с одной оговоркой - к нему приставили "наставника", который должен контролировать каждый его шаг. Подобную непоследовательность в решениях источник в Совете Федерации объяснил просто. "Заявление об отставке было сделано Нарусовой после встречи с Добродеевым. Она сделала заявление на заседании СФ, и пресс-служба его растиражировала. В то же время Добродеев, возможно, решил не концентрировать в очередной раз внимание на Самаре и дать шанс Алиеву "тихо уйти", - говорит источник. В чем заключается версия "тихого ухода" Алиева с поста руководителя ГТРК "Самара", сообщил источник в Министерстве по печати и СМИ РФ. "У Федора Алиева временный контракт истекает 15 марта нынешнего года. Поэтому резких движений сейчас, за три с половиной недели до выборов, никто делать не хочет. Нет никакой необходимости сейчас резко менять Алиева на кого-то другого. Тем более что человека, который сейчас же сможет приступить к работе в Самаре, у Москвы просто нет", - рассказал источник. По другой версии, Алиев все-таки может сохранить свою должность. Об этом говорят источники в руководстве регионального отделения "Единой России". "До конца 2007 года никаких перемен не будет", - утверждают источники, называя происходящее политической провокацией. Впрочем, считать, что в Совете Федерации удовлетворятся именно таким вариантом развития событий, не стоит. "Нарусова не просто так сделала это заявление, и его опровержение не означает, что кто-то успокоился. Ситуация будет доводиться до своего логического конца", - говорит источник, близкий к члену СФ. Поэтому происходящие события можно назвать предварительной репетицией борьбы за кресло руководителя "главного телевидения губернии", которая вспыхнет с новой силой в конце марта".

"Администрация Самары отказалась от планов ликвидации 29 муниципальных предприятий, решив сначала разобраться в причинах их неэффективной работы, - пишет газета "Время". - О том, что в процессе ликвидации, реорганизации и банкротства в Самаре находятся 29 муниципальных предприятий, было заявлено в отчете городской администрации о 100 днях работы нового мэра Самары. Однако уже на прошлой неделе и. о. главы Самары Дмитрий Азаров заявил о приостановке этих процессов до выяснения причин неэффективной работы МУПов. "Причины могут быть разными: и экономическими, и просто связанными с реорганизацией и целесообразностью функционирования некоторых муниципальных предприятий. Я согласовал буквально два-три предприятия, процесс ликвидации которых будет продолжен, в остальных случаях он приостановлен", - заявил Азаров. Судьба МУПов будет решена только после их проверок балансовой комиссией города, которая должна будет провести всесторонний анализ их хозяйственной деятельности и представить свои рекомендации по повышению эффективности работы. Проверка балансовыми комиссиями муниципальных предприятий должна закончиться 1 июля. Тогда будет принято окончательное решение по каждому МУПу... Недовольство неэффективной работой некоторых МУПов новое городское руководство начало выражать практически с первых дней прихода к власти. На одной из первых пресс-конференций заместитель главы города Виктор Кудряшов отметил ряд особо нерентабельных для города предприятий. В частности, по его словам, существенные убытки в размере 30 млн. рублей к тому времени понесло МУП "Водоканал", убытки МУПа "Метрополитен" были оценены в 10 млн. рублей. К убыточным также были отнесены МУП "Благоустройство", МП "Горсвет", "Реклама", "Самарская набережная", "Ремстройблагоустройство", "Коммунальник". Как отметили чиновники, в Самаре действует буквально 5-6 МУПов, которые показывают результаты выше нуля. К таким был отнесен парк Гагарина и предприятия, оказывающие услуги населению".

ЭКОНОМИКА

"Как сообщает официальный сайт ОАО "АвтоВАЗ", в 2006 году продажи автозавода упали на 2,8%, - пишет "Коммерсантъ - Среднее Поволжье". - Так, в прошлом году было реализовано 724 тысячи автомобилей, в то время как в 2005 году - 745 тысяч машин. По мнению директора информационного агентства Ladaonline Сергея Целикова, падение продаж обусловлено снижением покупательского спроса в конце 2006 года. По официальным данным АвтоВАЗа, в настоящее время товарные остатки составляют 93 тысячи автомобилей: 68 тысяч находятся на площадках у дилеров и дистрибьюторов и 25 тысяч - "в дороге". Однако эта цифра несколько расходится с оценками аналитиков Международной ассоциации дилеров (МАД) ОАО "АвтоВАЗ". В МАД сообщили, что количество товарных остатков превышает 120 тысяч автомобилей LADA. Сергей Целиков напомнил, что в последний раз продажи АвтоВАЗа падали в 2002 году - тогда из-за снижения покупательского спроса начали расти товарные остатки у дилеров. Однако, по словам эксперта, сбытовому кризису на АвтоВАЗе предшествовал всплеск покупательского спроса: 2001 год был для АвтоВАЗа рекордным по продажам. Аналогичная ситуация предшествовала и нынешнему кризису. По мнению Сергея Целикова, руководство АвтоВАЗа допустило ряд просчетов в маркетинговой политике. "Когда начался рост продаж, на ВАЗе увеличили и объемы производства, и цены на автомобили, - считает господин Целиков. - Как следствие - перенасыщение рынка". Однако причины кризиса кроются не только в маркетинговых просчетах руководства. По официальным данным, доля АвтоВАЗа на авторынке в прошлом году снизилась на 12%, и, по мнению аналитиков, в этом году она упадет еще на 7-8%. "До сих пор рост рынка новых иномарок компенсировался ростом авторынка в целом, но теперь этот рост идет за счет доли рынка АвтоВАЗа", - заявил господин Целиков. По его убеждению, эта тенденция будет сохраняться и в дальнейшем. Этого мнения придерживается аналитик ИК "Финам" Владимир Поляченко. По его мнению, основными причинами падения продаж на ВАЗе стало "повышение уровня доходов населения и появление на рынке значительного ассортимента иномарок российской сборки". Автомобили иностранных марок, по мнению аналитика, незначительно превосходя вазовскую продукцию ценой, по показателям престижности, дизайна, качества значительно превосходят ее". Как считает господин Поляченко, если компания не сможет предложить покупателям более низкие цены, АвтоВАЗ продолжит терять свою долю рынка. Между тем дилеры считают, что АвтоВАЗ еще может выправить ситуацию за счет продуманной маркетинговой политики. Заместитель директора МАД Игорь Кряжев видит основную причину падения продаж АвтоВАЗа в неправильном распределении товарных потоков в прошлом году. "Затоваривание наблюдается, по большому счету, в трех регионах, - говорит он. - В Москве, Санкт-Петербурге и Самарской области. А в Сибири и на Урале до лета 2006 года был острый дефицит автомобилей". В результате, по словам господина Кряжева, "рынок дестабилизировался". "Нужен продуманный маркетинговый план, который на сегодняшний день на ВАЗе отсутствует", - заявил руководитель МАД. Между тем на ВАЗе также не видят в падении продаж автомобилей "ничего критического". Пресс-секретарь "Группы "АвтоВАЗ" Иван Скрыльник заявил, что объем продаж сохраняется на уровне 2004 года. По его словам, никакого сбытового кризиса нет. "Есть определенный сезонный спад продаж, который будет преодолен в ближайшие месяцы", - заявил господин Скрыльник. На предприятии убеждены, что АвтоВАЗу удастся удержать свою долю рынка за счет снижения внутренних издержек и моратория на повышение цен. "За счет постановки на конвейер новых моделей мы можем даже увеличить свою долю на рынке", - заявил господин Скрыльник".

"В арбитраже Самарской области начались слушания по иску "Самараоргсинтеза" к заводу "Нефтехимия", - пишет газета "Ведомости".. Истец требует заключить с ним договор на предоставление коммуникаций. Третьим лицом по делу выступает территориальное управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, которое еще в 2006 г. вынесло предписание "Нефтехимии" заключить договор с "Самараоргсинтезом" на предоставление услуг, которое до сих пор не выполнено. "Самараоргсинтез" и "Нефтехимия" расположены на площадях бывшего завода "Этанол". Вся инфраструктура принадлежит "Нефтехимии". Но осенью завод отказался продлить договор на предоставление коммуникаций "Самараоргсинтезу", что привело к остановке производственных цехов 1 октября. Через 14 дней предприятие согласилось на условия "Нефтехимии", повысившей тарифы на слив пропано-пропиленовой фракции и подъездные пути. С 20 ноября "Нефтехимия" вновь отказалась предоставлять "Самараоргсинтезу" эти услуги. В январе 2007 г. сторонам удалось устно договориться, и 2 января предприятие заработало. Представители "Самараоргсинтеза" полагают, что стоимость тарифов не должна меняться в течение действия договора. А "Нефтехимия" настаивает на праве изменять стоимость услуг в случае повышения затрат компании на реконструкцию, модернизацию, консервацию и т. п. Как рассказал "Ведомостям" гендиректор "Самараоргсинтеза" Олег Вигулярный, прежний тариф составлял 430 000 руб. в месяц, теперь "Самараоргсинтез" готов платить 470 000 руб., но сейчас завод работает на условиях устного договора с предоплатой по тарифам на 50% выше прежних. "Нефтехимия" в любой момент может прекратить предоставлять услуги. На каком тарифе настаивает "Нефтехимия", ни та ни другая сторона не раскрывают".

ЭКОЛОГИЯ

"Строительство коттеджей, замаскированных под турбазы, на правом берегу Волги становится модным, - пишет газета "Время". - Едва природоохранная прокуратура и Росприроднадзор приступили к проверке деятельности ООО "Заволжье", подконтрольного лидеру реготделения партии "зеленых" Борису Фрадкову (он строит коттеджный поселок на берегу Волги), как выяснилось, что к этой ситуации оказался причастен первый заместитель главы города Сергей Арсентьев. По информации "Времени", его фамилия фигурирует в истории с незаконным строительством коттеджей на территории турбазы "Нептун", расположенной на острове Проран. Остров Проран является одним из излюбленных мест отдыха жителей Самары. На его территории расположены несколько турбаз, которые выкуплены самарскими бизнесменами в собственность. Не остался в стороне и Сергей Арсентьев: в 2004 году, когда он еще не был чиновником, а числился соучредителем ООО "Караван", вместе со своими партнерами приобрел турбазу "Нептун"... На территории турбазы начались подготовительные работы. В частности, речь идет о строительстве коттеджей, стыдливо именуемых "домиками для отдыха". Никаких документов, разрешающих строительство, в администрации поселка не видели, как, впрочем, не видели и заявок на строительство. Это может означать, что строительство ведется самовольно и его нельзя признать законным... На прошлой неделе получил продолжение скандал вокруг ООО "Заволжье" (учредителями являются Борис Фрадков, Хабиль Бикташев, Гамаль Замальтдинов, Максим Шатский, директор фирмы Скрынников Алексей), которое подозревают в незаконной вырубке деревьев в национальном парке "Самарская лука" в районе причала "Пляж". "Заволжье" получило в аренду земельный участок 4 гектара под строительство турбазы. Планируется, что турбаза будет работать исключительно в интересах учредителей "Заволжья", которые намерены построить там коттеджный поселок. В частности, главный "борец" за природу Борис Фрадков планирует возвести дом площадью около 800 метров, для чего получил земельный участок 40 соток. Однако вопреки требованиям законодательства, до сих пор ООО "Заволжье" не выполнило работу по постановке земельного участка на кадастровый учет. Не проведена и государственная экологическая экспертиза строительства турбазы. Правда, отсутствие разрешительных документов не помешало бизнесменам начать работы на объекте. Борис Фрадков во всех злоупотреблениях обвинил гастарбайтеров из Пензы, которые, по его словам, самовольно валили вековые деревья. Лидер "зеленых" заявил, что все разрешительные документы он должен был получить в прошлый понедельник. Однако никаких бумаг в Росприроднадзор или экологам Фрадков так и не принес. Следовательно, природоохранная прокуратура вправе возбудить дело против бизнесмена и его партнеров, "защищающих" природу", - пишет газета.

ОБЩЕСТВО

"Теперь в соборе Казанской Божьей Матери Тольятти утренняя литургия заканчивается чтением правил дорожного движения, - пишет "Комсомольская правда в Самаре". - Настоятель храма отец Николай рассказывает прихожанам, как вести себя на улицах, объясняя даже такие элементарные вещи, что переходить нужно только по пешеходному переходу и не рваться на красный свет. Своеобразные курсы дорожной грамотности в церкви начали работать по просьбе ГАИ. Стражи перекрестков обратились за помощью к священнослужителям, чтобы уберечь от ДТП пожилых горожан. "Дети и пожилые люди - самая незащищенная категория участников дорожного движения, - объяснила новшество старший инспектор пропаганды ГАИ Тольятти Инесса Кислицина. - Дети страдают из-за невнимательности. Старики плохо видят, не могут быстро реагировать, мешкаются на дорогах, недослышат. Чаще всего наши пенсионеры носят темную одежду, и к вечеру их на дороге не разглядишь. Уже с начала этого года на дорогах Тольятти произошло 18 ДТП с участием пожилых пешеходов". Поначалу сотрудники ГАИ пытались сами обезопасить бабушек и дедушек, вручая им светящиеся значки - сликеры, чтобы фигура человека была заметна водителю. Но пенсионеры к "побрякушкам" отнеслись недоверчиво, мол, не учите жить. И чтобы привлечь внимание стариков, стражи дорог обратились к церкви. Ведь к настоятелю храма пожилые прислушиваются с большим доверием, чем к людям в погонах. Теперь после литургии сотрудники ГАИ раздают прихожанам сликеры, и значки сразу же крепятся к одежде. "Благодаря сликеру, человека видно на расстоянии до 400 метров, - говорит Инесса Кислицина. - За две недели раздали 400 штук, и с тех пор не было ни одного ДТП, где пострадал бы пожилой человек".