20 февраля в Бендерах на заседании Объединённой контрольной комиссии (ОКК) обсуждался вопрос о внесении изменений в действующую инструкцию для военных наблюдателей, согласно которым вводится ротация старших групп военных наблюдателей и отменяется "принцип консенсуса". Как передает корреспондент ИА REGNUM, внести изменения и дополнения в инструкцию военных наблюдателей предложила делегация украинских наблюдателей в ОКК.

Новая редакция инструкции для военных наблюдателей касается только двух пунктов первого раздела: пункта 1.5, где речь идёт о том, что группы военных наблюдателей, куда входят военнослужащие России, Украины, Молдавии и ПМР, возглавляют российские офицеры (Украина настаивает на том, чтобы во главе групп поочерёдно становились офицеры России и Украины), и пункта 1.7, определяющего момент легитимизации выезда военных наблюдателей на места событий.

Член делегации украинских наблюдателей в ОКК Виктор Бондарук, выступая "за принцип ротации старших групп", настаивал: "Группы военных наблюдателей - это отдельный механизм. В отличие от ОКК, у Украины в этих группах право решающего голоса". Эту же позицию поддержал и руководитель делегации Молдавии в ОКК Ион Солоненко: "Мы говорим о мерах доверия. У нас в прошлом возникали конфликтные ситуации из-за того, что группы наблюдателей возглавляют представители только одной стороны. Поэтому мы поддерживаем редакцию украинской стороны".

Это предложение вызвало возражения со стороны российской делегации. По словам сопредседателя ОКК от России Виктора Шанина, "мы не вправе вносить изменения в формат миротворческой операции". Виктор Шанин отметил: "Одесские соглашения 1998 года, включившие украинских военных наблюдателей в миротворческий формат, были заключены в совершенно иной атмосфере. Россия тогда в массовом порядке выводила армию и вывозила вооружение из Колбасной. Потом вся эта атмосфера канула в бездну".

Другие разногласия вызвал пункт о выезде наблюдателей на место события: украинская формулировка предполагала отказ от принципа консенсуса и возможность выезда наблюдателей по требованию двух сторон на любой объект в Зоне безопасности, включая военные и гражданские объекты на территории Приднестровья. "Таким путём военнослужащие Молдавии и Украины получали бы возможность шпионажа на территории республики", - отметили члены приднестровской делегации. Данное предложение поддержали представители Молдавии и ОБСЕ, члены российской и приднестровской делегаций воздержались.

По словам командующего российским миротворческим контингентом полковника Анатолия Зверева, "механизм реагирования тщательно отработан в рабочих тетрадях оперативных дежурных". Он отметил: "Внесение новой формулировки закладывает мину замедленного действия в формат миротворческой операции".

Член делегации Приднестровья в ОКК Василий Вакарчук отметил: "Принцип консенсуса позволяет сохранить мир в Зоне безопасности. Зачем надо фиксировать в инструкции то, что ведёт к обострению ситуации? Нет стрельбы, никто не роет окопов, инженерных сооружений. Почему мы так ненавидим этот принцип консенсуса, благодаря которому мы сохраняем мир?"

Эту же позицию поддержал и глава российской делегации Виктор Шанин. На слова Шанина о том, что "принцип консенсуса позволяет нам избежать столкновений и кровопролития", его молдавский коллега Ион Солоненко ответил: "Да, я понимаю, для вас это главное!"

Другой член молдавской делегации, замминистра внутренних дел Молдавии Серджиу Головач заявил: "Благодаря консенсусу мы и не в силах ничего разрешить уже 15 лет. Благодаря консенсусу мы имеем ПМР. Тишь да благодать".

Ион Ляху высказал мнение о том, почему война до сих пор не возобновилась: "Не стреляют не потому, что здесь миротворцы, а потому, что это не выгодно в другом месте! Мы здесь никто! Муравьи!" На уточняющий вопрос Шанина, "в каком именно месте это не выгодно", Ляху не ответил.

Обсуждение предложений украинской делегации будет продолжено на одном из следующих заседаний ОКК.