"Секреты привлекательности".

("Время новостей". 21.02.07. Дарья Гусева)

На красноярском экономическом форуме обсудили, как наладить инвестиционное партнерство государства и бизнеса Разговоры о государственно-частном партнерстве, которые ведутся и властью, и крупным бизнесом не первый год, пока не привели к по-настоящему значимым проектам, где государство и частный капитал действительно выступали бы равноправными и, главное, эффективными партнерами. На "круглом столе" "Законодательные аспекты государственно-частного партнерства", прошедшем в рамках IV красноярского экономического форума "Индустриальная основа развития России", участники "негосударственной части" партнерства обозначили ключевую, на их взгляд, проблему: несовершенство законодательства. И попросили государство активнее участвовать в инвестиционных проектах.

Открывая заседание "круглого стола", директор департамента инвестиционного развития Министерства экономического развития Светлана Танеева напомнила, что государственно-частное партнерство в России в основном регулируется законом о концессиях и законом об инвестиционном фонде. При этом директор направления "Городское хозяйство" фонда "Институт экономики города" Сергей Сиваев рассказал, что, например, в коммунальной сфере часто между участниками партнерства формально заключается договор об аренде с инвестиционными обязательствами, а не предназначенный для таких случаев договор концессии. "Дело в том, что договор об аренде лучше защищает частного оператора, и с ним не нужно проводить конкурс, - пояснил г-н Сиваев. - Причем конкурс невыгоден не потому, что существует большая конкуренция, а потому, что для него нужны специализированные разработки и оценки инвестпотребностей, которыми никто не занимается".

Главная проблема, по мнению эксперта, в отсутствии стандартных требований к инвестпроектам с оценкой рисков. Более того, в коммунальном и жилищном секторах очень нужна активная государственная поддержка, так как этот сектор, по словам Сергея Сиваева, для внешних инвесторов не привлекателен.

Желание формализовать критерии конкурса на инвестиционные проекты высказал и руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров. Его желание вполне объяснимо: четыре из семи одобренных правительственной комиссией проектов для финансирования из инвестфонда связаны с дорогами (скоростная магистраль Москва - Санкт-Петербург, западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, новый выход на МКАД с федеральной трассы М1 и Орловский тоннель в Санкт-Петербурге).

В апреле 2007 года по двум из них пройдут конкурсы.

Г-н Белозеров также указал и на принципиальные нестыковки закона о концессиях, ориентированного на общественные интересы, и закона об инвестиционном фонде, заботящемся о бизнесе. Чиновник посоветовал законодательно обеспечить бюджетные обязательства для внешних инвесторов: "У нас бюджетное планирование ограничено пятью годами, а дорожные проекты рассчитаны на 10 - 30 лет".

Заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов, говоря позднее, уже в Москве, о совершенствовании нормативно-правовой базы в этой области, по сути, согласился с участниками "круглого стола" в рамках красноярского форума. Он сообщил, что, несмотря на принятое постановление правительства "Об инвестиционном фонде", ставшее важным шагом в развитии механизмов государственно-частного партнерства, оно не способно решить задачи по обеспечению финансирования проектов, реализуемых на концессионной основе. Кроме того, определенные ограничения по финансированию инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства содержатся и в Бюджетном кодексе. В отношении выбора приоритетов для использования средств инвестиционного фонда, г-н Андросов сообщил, что основной целью является создание новых производств. Замминистра согласился, что необходимо законодательно обеспечить возможность государства стимулировать привлечение частных инвестиций.

Но не уточнил, как именно.