Центральный банк не справляется с функцией банковского надзора: "вся надзорная политика Банка России может выглядеть как "очищение банковской системы от неблагополучных банков", а может быть представлена как "погром" банков на основе субъективных желаний и предпочтений со стороны Банка России". Такое заявление, как сообщает ИА REGNUM, 20 февраля сделал председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник, выступая на парламентских слушаниях в Госдуме о соответствии нормативного регулирования и практики осуществления Банком России банковского надзора основным положениям федерального законодательства. По мнению Резника, отзыв лицензий у кредитных организаций в большинстве случаев отзывались по основанию, не связанному с финансовым благополучием этих организаций, что делает почти невозможным достижение стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков.

По его словам, цель слушаний состоит в том, чтобы проанализировать, в полной ли мере практика банковского надзора и различные нормативные документы соответствуют основным положениям Кодекса об административных правонарушениях, который выполняет функцию главного "юридического орудия и карающего меча универсального для всех административно-властных органов власти". Резник подчеркнул, что через год после вступления в силу КоАП Центробанк "вполне сознательно выбрал особую идеологию надзора, основой которой стала опора не на федеральное законодательство, а на собственную силу мощь", заявив, что правоустанавливающим актом в сфере применения мер ответственности к банкам является не кодекс, а закон "О Центральном банке РФ". При этом, отметил Резник, КоАП делегирует ЦБ право устанавливать составы правонарушений (нормативы, обязательные требования). Закон о Банке России в полном противоречии с КоАП устанавливает самостоятельные санкции за банковские правонарушения, что и является источником параллельного нормативного регулирования, признанного и санкционированного Банком России. Это противоречие, по мнению депутата, ЦБ превратил в "административную дубинку" для банковской системы. Он обратил внимание также на то, что благодаря внутренней инструкции ЦБ состав правонарушения превратился в "виртуальный феномен", который возникает в зависимости от личного усмотрения служащего Банка России. "Пора подумать о выделении банковского надзора из ЦБ", - заключил Резник.

Замгенпрокурора России Александр Буксман сообщил, что ЦБ находится в центре внимания прокуратуры в силу того, что он должен обеспечивать стабильность банковской системы, однако, по его словам, ЦБ пока не смог организовать надлежащий банковский надзор, а состояние законности в этой сфере в целом "нельзя признать удовлетворительным". "Необходимо безотлогательно совершенствовать действующее законодательство", - заявил Буксман, предложив, например, конкретизировать круг нарушений, которые являются основанием для отзыва лицензий у банков, а также запретить 1500 сотрудникам Банка иметь ценные бумаги кредитных организаций. Кроме того, по его словам, есть случаи, когда сотрудники ЦБ не соответствуют занимаемым должностям.

"Одна из основных причин слушаний - недовольство некоторых представителей из банковского сообщества", - заметил председатель Центробанка Сергей Игнатьев. "Мы знаем, что обсуждается возможность отобрать у Банка России права по реализации 115 закона (о противодействии легализации (отмыванию) денежных доходов, полученных преступным путем - ИА REGNUM). Какие будут последствия этого? Любой такой банк, специализирующийся на проведении фиктивных операций будет существовать вечно. У него не будет никаких финансовых проблем. Штраф в 100 тыс. руб., предусмотренный КоАП, этому банку что слону дробина. Для отзыва лицензий не будет оснований ни у ЦБ, ни у судов", - сказал Игнатьев.

По его собственным подсчетам, масштабы фиктивных операций (наиболее известная среди них - обналичивание) ежегодно осуществляются в объеме от 1,5 до 2 трлн руб., при этом потери бюджета и внебюджетных фондов составляют от 500 до 800 млрд руб. в год. "Правда в последнее время объем таких операций постепенно снижается", - отметил Игнатьев.

Он подчеркнул, что за нарушение 115 ФЗ Банк России вправе отозвать лицензии при 2 условиях: неоднократное нарушение некоторых положений закон "О банках и банковской деятельности" в соответствии со ст. 20 этого закона и, если "практически весь бизнес кредитной организации основан на проведении фиктивных операций". По его словам, с начала 2006 г. были отозваны лицензии у 70 банков; их доля в совокупных активах банковского сектора - незначительна (0,5%), в совокупных вкладах населения - всего 0,1%.

Между тем, глава Ассоциации региональных банков России, зампредседателя комитета Анатолий Аксаков рассказал, что согласно опросу, проведенному среди банков в феврале этого года, 75% считают, что банковский надзор должен сохраниться в функциях ЦБ. В защиту ЦБ выступил глава Ассоциации банков России Гарегин Тосунян: "Получается, что чуть ли не ЦБ является центром тяжести в системе злоупотреблений в банковской сфере. Но это не так!". По его мнению, основную ответственность несут законодатели, "если позволяют в законах свободные трактовки, различные вариации". Одно из предложений руководителя Ассоциации российских банков - лишать лицензий только за такие нарушения, которые содержат состав уголовно-наказуемого деяния.