Североосетинский поисковый отряд "Харон" выиграл грант президента России. На какие цели будут израсходованы денежные средства? На этот и другие вопросы корреспондент ИА REGNUM попросил ответить руководителя отряда, члена Общественной палаты РСО - Алания Алана Татарова.

Алан Татаров. Деньги будут полностью потрачены на поисковую деятельность и захоронение останков павших советских солдат и офицеров на территории Северной Осетии.

Отмечу, что наша работа заключается не только в этом, но и в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Я и мои товарищи рады тому, что федеральные власти по достоинству оценили наш труд. Президентский грант составляет около 200 тысяч рублей. Этих денег хватит для того, чтобы до осени этого года серьезно заниматься поиском без вести пропавших защитников Отечества. Как известно, война считается законченной, когда предан земле последний солдат. К сожалению, по всей России, и у нас в Осетии в лесах и в болотах лежат останки тысяч бойцов.

Мы организовываем встречи молодежи с ветеранами Великой Отечественной и афганской войн, чтобы они воспитывали в подростках чувство патриотизма, которое заключается не только в службе в Вооруженных Силах. Воспитать хорошего человека, полезного для общества - это уже, на мой взгляд, патриотизм. Я серьезно занимаюсь проблематикой Второй мировой войны. Будучи социологом по профессии, пишу сейчас книгу-справочник о войне. В своей работе широко использую архивные материалы, которые изучил и изучаю в процессе поисковой деятельности.

От нас зависит воспитание наших детей, они должны знать историю России, своей малой родины - Северной Осетии. К сожалению, сегодня старшеклассники не могут внятно ответить на вопрос, кто такой был Исса Плиев. Я считаю, что генерала армии, дважды Героя Советского Союза, Героя Монгольской народной республики, известного полководца и земляка должен знать каждый житель РСО - Алания независимо от возраста. Пока живы свидетели и участники прошедшей войны, необходимо, чтобы они обучали молодежь на примере старших поколений. К великому сожалению, я часто вижу, как водители маршрутных такси грубо обходятся с ветеранами за то, что они имеют право на бесплатный проезд. Бывшие защитники Родины подвергаются с их стороны откровенным унижениям. Времена изменились, теперь все оценивается в денежном выражении, но мы обязаны сегодняшним старикам жизнью. Жаль, что этого не хотят понять хозяева маршруток, многие из которых годятся им в правнуки.

ИА REGNUM. В каких населенных пунктах будут вестись раскопки?

Алан Татаров. С 1 мая мы начинаем работу в Кировском районе. Здесь в 1942 году проходила линия обороны Советских войск. К сожалению, в этом месте мы до сих пор не производили раскопки по причине отсутствия денежных средств. Отряд будет разделен на группы, чтобы охватить всю территорию. Необходимо запастись гробами - мы должны предать земле останки воинов, которые лежат в различных местах десятки лет. Кроме того, в Дигорском ущелье мы обнаружили разбитый самолет, который по кусочкам планируем спустить с гор, чтобы жители окрестных сел видели своими глазами фрагменты боевой машины времен Великой Отечественной войны.

Огорчает то, что не всегда наша работа заслуживает уважения в средствах массовой информации. Недавно одна малотиражная газета "Осетия. Свободный взгляд" (частное издание, тираж 3000 экземпляров) опубликовала против меня пасквиль. Не имея никаких доказательств, цифр и фактов, автор публикации, с которым я не знаком лично обвинил меня в том, что я и мои товарищи хороним только немецких солдат. Это ложь и клевета. После таких публикаций, честно сказать, руки опускаются, но у меня есть силы для того, чтобы довести до конца начатое три года назад дело. Для этого я продал собственный компьютер, корову, чтобы продолжать поиск неизвестных героев. Руководители районов, представители общественности хорошо осведомлены о работе отряда. Останки солдат мы хороним в присутствии людей. Из-за этой публикации, разумеется, я расстроился и испытал душевную боль. Впредь с журналистами данной газеты я не намерен поддерживать какие-либо отношения.

ИА REGNUM. Как известно, недавно состоялось первое заседание Общественной палаты Северной Осетии. В состав какой из комиссий вы вошли?

Алан Татаров. Действительно, это было первое организационное заседание, и меня, как самого молодого по возрасту, включили в комиссию по делам молодежи, развитию туризма и спорта. Однако, в настоящее время в палате начались перестановки и, скорее всего, я перейду в комиссию по делам общественных организаций и политических партий. В ближайшее время ожидается, что палата снова соберется. На мой взгляд, пора заняться конкретными делами. Уже очень много жалоб поступает от граждан. Намерен самым активным образом работать в Общественной палате. Мы должны стать буфером между властью и народом для смягчения жизни простых граждан и делать все для того, чтобы сохранить мир и покой в нашей многонациональной республике.