На вопросы ИА REGNUM отвечает председатель Союза свободных потребителей (ССП) Азербайджана Эюб Гусейнов.

ИА REGNUM: Как идет борьба с контрафактной продукцией в Азербайджане?

На днях в Баку под эгидой Всемирной таможенной организации (ВТО) прошла 2-дневная конференция по борьбе с фальсификацией медицинских препаратов, в работе которой принимали участие высшие чиновники таможенных органов 24 стран, а также представители Интерпола и ряда других структур. Практически все выступающие признались, что проиграли первый раунд борьбы с фальсификаторами медицинских препаратов. Оказалось, что подделывается от 20 до 50% лекарственных средств, а чистая прибыль фальсификаторов в течение года составляет 500 миллиардов долларов США! Генеральный секретарь ВТО Мишель Данэ утверждает, что стоит появиться новому препарату, как, максимум в течение недели, появляются подделки, подавляющее большинство которых производится в Китае и Индии. Я думаю, что Азербайджан занимает в списке стран, пострадавших от фальшивых препаратов, отнюдь не одно из последних мест. Однако, ими дело не ограничивается. Даже дорогие магазины, расположенные в центре Баку, буквально наводнены фальшивками. Так, большая часть, якобы, турецких мужских костюмов, имеющихся в продаже, изготовлена в самом Азербайджане. С обувью положение дел несколько лучше - лишь 30% импортных туфель являются на самом деле бакинскими. Зайдите на "Шарг базары" или аэропортовские толкучки и вы увидите там массу импортных этикеток. Как вы думаете, кто и с какой целью их покупает? Правильно, производители поддельной продукции, с которыми серьезной борьбы не ведется.

ИА REGNUM: Тем не менее, время от времени сообщается, что на Балаханской свалке, что вблизи Баку, уничтожены десятки килограммов мясной продукции, сотни штук всяких консервов, декалитры вино-водочных изделий, тысячи медицинских препаратов...

Да, такие позитивные факты действительно имеют место, но этого недостаточно. Основная причина процветания местных фальсификаторов состоит в том, что Азербайджан не имеет потребительской политики. Положение еще больше усугубится после вступления страны во Всемирную Торговую Организацию, у которой также начисто отсутствует потребительская политика. Я неоднократно выступал на эту тему как на республиканских, так и международных форумах, но страна идет в эту организацию, будучи совершенно неподготовленной к новым правилам игры.

ИА REGNUM: Каких марок российской и азербайджанской продукции следует остерегаться в первую очередь?

Начну с того, что около 50% спиртных напитков на азербайджанском рынке являются суррогатными, независимо от того, какая страна-производитель - наша или Россия - указана на этикетке. Хватает и болгарских суррогатов. Из России контрабандным путем привозится много сигарет, не произведенных законным образом. Это свыше 10% общего объема фальшивых табачных изделий на нашем рынке. Сказанное не значит, что все, привезенное из России, является фальшивками. Все российские сигареты изготовлены в заводских условиях, соответствуют норме. Такое же положение с российскими мясными изделиями, в частности, с сосисками и колбасами. Привезенные контрабандным путем в автобусах могут быть отравой, особенно в жаркое время года, тогда как изготовленные по технологии, доставленные в рефрижераторах, где поддерживается нужная для хранения минусовая температура, отвечают самым строгим требованиям. Согласно закону "О пищевых продуктах", на привозимых товарах должна быть маркировка не только на языке страны-производителя, но и на азербайджанском языке. На контрабандной продукции такой маркировки нет, но она стоит дешевле. В результате получается недобросовестная конкуренция с настоящими, скажем, российскими изделиями, и конечно побеждает суррогат, а проигрывает честный производитель, и мы с вами. Скажу прямо, на нашем рынке создалась анормальная ситуация.

ИА REGNUM: В наших магазинах в изобилии колбасы и сосиски марки "Черкизовская", такие же пельмени, паштеты. Повсюду встречается и колбаса"Царицыно". Многие из этих мясных изделий продаются по ценам, на 20-30% ниже московских, что указывает на азербайджанское производство. А контрабандисты, как говорится, отдыхают...

Не исключено, хотя я не стал бы сбрасывать со счетов и контрабандистов. Я вел долгую борьбу с этим явлением, но при существующем положении вещей, о котором мы уже говорили, радикальных перемен добиться невозможно.

ИА REGNUM: Назовите свежие примеры контрафакта...

Усердно рекламируемый "Калгон", стиральный порошок "Айна", продукция Dell, шампуни "Проктор энд гэмбл", бритвы "Жилетт", зубные пасты и щетки "Колгейт". Я уже не говорю про CD и DVD-диски с фильмами, клипами, игровыми и компьютерными программами...