Обзор ростовских СМИ с 10 по 17 февраля

Политика

Газета "Южный Федеральный" в публикации "Джек-пот для Кавказа" поделилась с читателями опасениями об изменениях в социальной и даже политической структуре регионов, на территории которых развернется "Южный Лас-Вегас". Свое мнение по этому поводу в газете высказали эксперты Института эффективного управления "Система". Как пишет газета, южная игорная зона, которая расположится на смежных территориях Ростовской области и Краснодарского края (с центром в ростовском порту Катон) "уже спровоцировала подковерную борьбу между политическими и экономическими элитами этих двух крупных субъектов ЮФО".

По мнению экспертов Института "Система", основным на сегодня является "вопрос о том, кто реально будет контролировать ситуацию и прибыль в южной Катонской игорной зоне". "Можно не сомневаться, что конкуренция здесь только ростовско-краснодарским противостоянием не ограничится. В южные регионы страны в течение многих лет поступают значительные бюджетные средства. При высоком уровне коррупции и преступности в ЮФО появление игорной зоны даст новые возможности коррумпированной бюрократии и криминальным сообществам как по отмыву украденных бюджетных средств, так и по извлечению новых прибылей", - пишет газета.

Газета предполагает, что "конкурентная борьба региональных элит за доступ к доходам игорного оффшора будет сохраняться всегда и периодически обостряться. Таким образом, игорная зона обещает стать дополнительным источником перманентной социально-политической напряженности и без того в неспокойном регионе".

По мнению "Южного Федерального", "создание вполне легального механизма отмыва бюджетных и криминальных финансовых ресурсов и формирование нового конфликтного пространства на юге России будет идти параллельно с созданием новой игорной бюрократии и игорной буржуазии...администрация игорной зоны и ее ведущие "игроки" в короткое время приобретут значительное политическое влияние в регионе. Это сегодня ростовские и краснодарские чиновники, воюющие за контроль над Катонской зоной, считают себя игроками". Еще один безрадостный прогноз делает газета: "значительные финансовые ресурсы...очень скоро сделают Катонский оффшор самостоятельным, 14-м субъектом Южного федерального округа. Причем этот субъект будет способен решать такие финансовые и политические вопросы, которые будут не по плечу для старых бюрократий в регионах юга страны. Другими словами, оформление игорной зоны в ЮФО почти неизбежно приведет здесь к переделу сфер политического и экономического влияния и ревизии системы сложившихся административных отношений".

"На фоне дотационных республик Северного Кавказа с нищающим населением и жирующей бюрократией появление царства роскоши в Катонской зоне, где эта самая бюрократия будет "отрываться", не может не привести к росту протестных настроений. И, соответственно, к радикализации протестных проявлений (включая террористические методы", - высказывает мнение газета. Кроме того, газета говорит и о возможности противостояния катонской игорной буржуазии и местного казачества: "Катонская игорная зона расположится на исторических землях донского и кубанского казачества. Уже в самое ближайшее время архитекторам южной игорной "химчистки" придется решать вопрос выкупа у казаков их земельных паев, а также организации постоянной социальной помощи тем, кто после продажи своих наделов так и не сможет устроить жизнь".

Впрочем, прессинга со стороны казачества избежать не удастся, считает "Южный Федеральный": "Игорная индустрия предполагает параллельное развитие и "сопутствующих производств" - проституции, индустрии самых экзотических и не всегда приемлемых обществом развлечений, наркотического сопровождения и т.д. В еще достаточно патриархальном сельском казачьем социуме все эти проявления "красивой жизни" будут встречены негативно. А учитывая растущую активность казачьего движения на юге России, можно не сомневаться, что появление агрессивной и жесткой антиигорной оппозиции в Ростовской области, Краснодарском крае, а также в мусульманских республиках Северного Кавказа не заставит себя ждать".

Экономика

Газета "Коммерсант-Юг" в публикации ""Донтабак" поддержат в хорошей форме" рассказала о планах руководства ОАО "Донской табак" увеличить в этом году свою долю на российском рынке с нынешних 4,7% до 7%. "Об этом заявил руководитель табачного бизнес-комплекса группы "Агроком" Сергей Сапотницкий", - уточняет "Коммерсант-Юг". Помимо этого, за счет выпуска новых марок среднего и выше ценовых классов "Донтабак" планирует повысить объемы продаж на 20%. Сапотницкий пояснил, что добиться этого предполагается за счет "экспансии в северные районы" - в частности Воронежскую область, Москву и Московскую область, Поволжье и Урал.

На юге России, по данным "Донского табака", компания занимает пятую часть рынка. По словам Сергея Сапотницкого, на развитие дистрибуторской сети в перспективных регионах компания намерена в течение года затратить около $10 млн. "Кроме того, господин Сапотницкий сообщил, - продолжает "Коммерсант - юг, - что "Донской табак" намерен повысить прибыльность бизнеса за счет наращивания производства табачных марок в среднестоимостном сегменте. В частности, из слов руководителя компании следует, что "Донтабак" связывает большие надежды с маркой Kiss (производится по лицензии английской компании Innovation Tobacco), а также планирует в течение года выпустить на рынок еще несколько брэндов сигарет в среднем и выше ценовых сегментах".

Среднюю цену пачки сигарет ростовского производства планируется увеличить с нынешних 11 руб до 14 руб.На "Донском табаке" ожидают, что в итоге производство сигарет на донской фабрике вырастет на 6% - до 18 млрд штук, а объем продаж увеличится на 20% - до 3,5 млрд руб. Газета приводит мнения экспертов, которые считают, что ростовская компания имеет неплохие шансы реализовать намеченные планы.

"Результаты 2006 года показали, что "Донскому табаку" удалось миновать "яму", в которой оказалась компания,... для увеличения доли компании на российском рынке явных препятствий нет", - поделился мнением с газетой глава информагентства "Русский табак" Максим Королев. В тоже время, некоторые участники рынка отмечают, что основной задачей менеджмента "Донского табака" должно стать "поддержание предприятия в хорошей предпродажной форме". "С большой долей вероятности ростовские мощности будут в ближайшие годы проданы кому-либо из транснационалов", - сказал в беседе с газетой "анонимный источник в руководстве российского представительства международной табачной компании". При этом он отметил, что устойчивое положение "Донтабака" на российском рынке "позволит держать это предприятие "на витрине" в течение как минимум трех лет". "Впрочем, - пишет "Коммерсант - юг", - владелец ОАО "Донской табак" Иван Саввиди появляющиеся время от времени слухи о возможной продаже своего бизнеса предпочитает не комментировать".

Газета "Вечерний Ростов" в публикации "Слухи о закрытии рынка "Восточный" оказались сильно преувеличены" рассказывает, что деятельность самого большого ростовского вещевого рынка "Восточный", площадь которого составляет три с половиной гектаров, не приостановлена. "Восточный" - один из крупнейших рынков не только в Ростовской области, но и в Южном Федеральном округе. Аналог ему есть только в Пятигорске (Ставропольский край). По словам директора рынка "Восточный Михаила Чеботарева, на рынке около 4 тысяч торговых мест, и на них приходится около 40-50 тысяч покупателей ежедневно. Некоторое затишье в начале года было, не отрицает Чеьботарев. Но объясняет это традиционными новогодними праздниками. К тому же ряд китайских торговцев уехали сейчас на родину отмечать свой новый год, и "скоро все вернется на круги своя", - уверен директор.

Как признается Чеботарев, администрация рынка сначала опасалась, что после преобразований, проводимых в сфере рыночной торговли, поднимутся цены на товары: "Но, как выяснилось, самим восточным торговцам было выгодно, чтобы с рынка ушли нелегалы. Те китайцы и турки, которые пришли торговать здесь всерьез и надолго, наоборот, теперь наращивают обороты". По словам директора, руководство рынка потребовало, "чтоб к апрелю вес наши торговцы стали обладателями статуса индивидуальных предпринимателей, имели сертификаты на товар. Уже сегодня практически все работающие на "Восточном" предприниматели - либо граждане России, либо имеют вид на жительство". "Да, сейчас "Восточный" вступил в переходный период, но все прекрасно понимают необходимость реформ. Индивидуальные предприниматели платят налоги, пополняется казна", - сказал в интервью газете зам. директора рынка "Восточный" Виктор Кучугуренко.

Общество

Газеты "АиФ - на-Дону" в публикации "Затеяв реконструкцию, забыли о детях" и "Мой Ростов" в материале "Детскую художественную галерею эвакуируют" написали о проблемах маленьких ростовских художников, которых лишили места для занятий. Газета "АиФ - на-Дону" опубликовала письмо родителей, которых беспокоит, что на период реставрации Детской художественной галереи, которая начинается в феврале, "никто не подумал, где будут продолжать занятия дети. Десятого февраля детям показали комнату, которую выделили на время ремонта галереи. Подвальное помещение может вместить максимум шесть маленьких художников, а на занятия приходят 15 - 20 человек". "Где заниматься остальным? И по какому принципу отбирать детей?" - спрашивают авторы письма. Также под вопросом - где будут проходить лекции по истории искусств и выставки детских работ. "Функционирование галереи обещают возобновить к сентябрю 2008 года, но что делать нашим детям весь этот период? Почему руководство не подумало об этом заранее?" - спрашивают возмущенные родители, и обращаются с просьбой к администрации города и области, министру культуры обратить внимание на эту проблему.

Газета "Мой Ростов" рассказывает об уникальности детской художественной галереи: в России она - единственная. Ее работу высоко оценил во время визита в Ростов директор Эрмитажа Пиотровский. 80% деятельности галереи - это организация выставок, 20% - работа с детьми. "Здесь "выращивали" будущих посетителей музеев, да и просто интеллигентных людей", - считает "Мой Ростов". Газета пишет, что сотрудникам галереи сказали, что сломают часть дома, где располагается галерея. Дом - объект культурного наследия регионального значения: здесь когда-то жил генерал Плиев, и поэтому должен охраняться, - в этом ключе завершает газета публикацию.

В посёлке Зимовники разгорается скандал вокруг строительства нового автовокзала дела, рассказывает газета "АиФ - на - Дону" в публикации "Скандал не утихает, автовокзал закрыт". Как описывает газета, вместо "старого тесного вагончика в райцентре построен нормальный автовокзал", с отапливаемым залом ожидания, с телевизором и кондиционерами, туалетами, аптечным, газетным киосками. Но уже три месяца пассажиров туда не пускают. Местная предпринимательница Татьяна Пушкарёва, победительница конкурса по строительству автовокзала, высказала газете мнение, что районные власти таким образом "либо вымогают у нее взятку, либо же это у них... просто такая неприязнь".

Как говорит бизнес-леди: "...вплоть до 1 октября, когда весь комплекс автовокзала был уже готов, никаких претензий ко мне не было... Но вот уже три месяца районная администрация, ссылаясь на два несуществующих нарушения, не подписывает разрешения на ввод вокзала в эксплуатацию! Хотя в ОАО "Донавтовокзал" мне уже сказали, что готовы выкупить у меня весь построенный комплекс..." На сторону Пушкаревой стала и районная прокуратура, продолжает газета. "Ссылка на то, что при строительстве здания автостанции и установке железобетонных блоков на привокзальной площади были нарушены требования законодательства РФ, является несостоятельной", - написал в своём заключении прокурор Зимовниковского района И.Д. Терещенко.

Впрочем, у администрации района свой взгляд на разгорающийся конфликт, продолжает "АиФ-на-Дону". "Разумеется, мы не согласны с позицией прокуратуры, земельное законодательство надо уважать... Сейчас мы готовим ответ в прокуратуру", - заявил редакции первый зам. главы администрации Зимовниковского района Василий Ищенко. По его словам, власти сначала не разобрались в нарушении: вокзал, по их словам, построен "на совершенно ином земельном участке. При строительстве было захвачено 160 квадратных метров чужой территории. Не устраивают администрацию и заграждения, возведенные предпринимателем на привокзальной площади, якобы они установлены так, чтобы автобусы подходили к магазину и закусочной, принадлежащим семье предпринимательницы. Почему во время строительства администрация не осуществляла контроль за ходом стройки, никто из сторон газете не объясняет. Однако, как свидетельствует "АиФ-на-Дону", пока идет разбирательство между районной властью и победителями конкурса, страдают люди.

Криминал

В публикации "Из Южного в Южный" газета "Южный репортер" изучила подробности громкого задержания в станице Багаевской (Ростовская область) находившегося два года в розыске бывшего сотрудника милиции Москвы. Как описывает газета, три внедорожника марок Mitsubishi, Suzuki и Volvo, средняя стоимость каждой машины - $50 тысяч, с номерами серии АРО (серия считается "закрепленной" за автомобилями администрации Ростовской области поясняет "Южный репортер") были остановлены автоинспекторами на трассе Москва-Ростов недалеко от станицы Багаевская. Работали милиционеры не по ориентировке, а "по подозрению".

Водитель одного из автомобилей предъявил удостоверение сотрудника столичной милиции Николая Николаева. Багаевские коллеги его отпустили. Однако подлинность документов, предъявленных другими водителями, вызвала сомнения у ростовских гаишников. После проверки эти сомнения подтвердились. Вспомнили и о московском коллеге. Его задержали на следующем посту. И тут сотрудников ГАИ ждал еще один сюрприз. Оказывается, Николай Николаев находился в федеральном розыске по делу преступной группы "оборотней", приговор которой вынесли в январе 2007 года.

Обвиняемыми на процессе "оборотней в погонах" были четверо руководителей уголовного розыска Южного округа Москвы - подполковники Сергей Бражкин и Сергей Макаров, а также майор Валентин Годовкин и его коллега капитан Александр Ходырев. Подразделение специализируется на раскрытии преступлений в сфере автобизнеса. По версии следствия, которое вело управление по расследованию должностных и экономических преступлений прокуратуры Москвы, сыщики угрозыска взяли под контроль несколько банд автоугонщиков. Они получали от угонщиков краденый автомобиль, подыскивали в базах ГИБДД похожую машину, изготавливали документы-двойники и перебивали номера на двигателях. После этого автомобиль продавался. В ГУВД области газете пояснили, что номера двигателей у остановленных в Багаевке машин тоже были перебиты. Сейчас Николай Николаев доставлен в Москву, и, как сообщили в пресс-службе прокуратуры Москвы, суд вынес в отношении него решение об аресте. Двое его попутчиков, как гражданские лица, переданы в следственные органы столицы.

Газета "Южный репортер" поинтересовалась у представителей ростовских правоохранительных органов, как багаевские автоинспекторы осмелились задерживать машины с административными номерами. "Я бы не был столь категоричен, говоря о неуязвимости водителей, на машинах которых значатся номера с той или иной серией. Такие номера дают понять правоохранительным органам, что автомобиль принадлежит госструктуре, но панацеей не являются, - сказал сотрудник пресс-службы ГУВД РО Константин Розин. - Хотя психологически инспектор, когда видит эту аббревиатуру, конечно, иначе реагирует. Почему остановили? Просто в Багаевке колонна джипов не часто проезжает, и нашим сотрудникам все это показалось подозрительным". Как пишет газета со ссылкой на анонимный источник в администрации Ростовской области, чиновникам известно о "привлекательности" некоторых буквосочетаний в номере для автолюбителей. Однако никаких официальных документов, закрепляющих те или иные серии за администрацией, у них нет. "И вообще, это компетенция ГАИ. Это они решают, кому какие номера выдавать", - подытожил собеседник газеты.

"Южный репортер" приводит неофициальные категории спецномеров: "Владельцы автомобилей с номерами серии АРО имеют непосредственное отношение к администрации Ростовской области. Если в номере значатся буквы ОРО, то, значит, автомобиль так или иначе "привязан" к региональному Законодательному собранию. Три буквы "А" - в серии машин, пассажирами которых являются первые лица исполнительной власти области. Три буквы "М" или "Т" намекают на принадлежность владельца автомобиля к правоохранительным органам. Три буквы "Н" предпочитает налоговая инспекция". Газета поинтересовалась, как со спецномерами обстоит у соседей. И выяснила, что серии, состоящие из одинаковых букв, пользуются спросом и в Краснодарском крае. " Три буквы "А" или "Р" означают, что машина числится за администрацией края. Остальные буквы вроде бы не "закреплены" за различными ведомствами, но автолюбители Кубани полагают, что от частых объяснений с ГАИ может спасти тройное "Н" или "О", - свидетельствует "Южный репортер".