Масимов принес присягу. Обвиняется нефтегазовая компания. Иран vs США. Банковский инцидент: удар по имиджу банковской системы. Акция по легализации имущества: темпы снизились. Программа правительства: "Геракл" намерен вычистить "Авгиевы конюшни".

События

В конце прошлой недели недавно избранные члены казахстанского правительства принесли присягу. Как рассказывает "Экспресс-К", "в присутствии главы государства, возложив руку на Конституцию, клятву служить на благо экономическому и духовному развитию своей страны дали новоназначенные госслужащие высшего эшелона власти". В их числе были: премьер-министр Карим Масимов, министр иностранных дел Марат Тажин, секретарь Совбеза Берик Имашев, заместитель руководителя администрации президента Дархан Калетаев, министр образования и науки Жансеит Туймебаев, министр индустрии и торговли Галым Оразбаков, глава МЧС Виктор Храпунов и аким Восточно-Казахстанской области Жанибек Карибжанов. "Чем заниматься - вы знаете, - сказал Нурсултан Назарбаев. - Самое главное - вникнуть в суть происходящих перемен, повести за собой людей. Он подчеркнул, что "кризисные менеджеры" остались в прошлом - приходит время умелых и знающих технократов".

"Новое поколение" рассказывает о "неожиданном и, можно даже сказать, сенсационном заявлении...", которое сделали экологи и депутаты парламента. "В Казахстане впервые проведена общественная экологическая экспертиза крупного нефтегазового проекта. Нефтяники предоставили свои документы по экологии, аналогичные бумаги предоставили государственные контролирующие органы". На пресс-конференции в Алма-ате были озвучены результаты проверки деятельности компании "Карачаганак Петролиум Оперейтинг". По данным общественной комиссии, "выбросы превышают нормы в десятки, а в некоторых случаях и в сотни раз". Фактические выбросы вредных веществ в атмосферу превысили экологический норматив в 2004 году в 3,3 раза, а в 2005 году - в 2,8 раза. Фактические выбросы предприятия превысили установленные Министерством охраны окружающей среды разрешенные объемы в 2004 году в 2,67 раза, в 2005 году - в 5,4 раза. Фактические объемы размещения отходов превысили разрешенные в 2004 году в 5,8 раза, в 2005 году - в 16 раз. Экологический норматив обращения с отходами по утвержденному проекту превышает разрешенный объем почти в 20 раз".

Между тем в КПО объясняют, что "...всего несколько лет назад на Карачаганаке была завершена фаза разработки и начата фаза эксплуатации (то есть началась добыча нефти как таковая), первоначальный этап которой подразумевал увеличение добывающих мощностей до проектных значений. Были введены в эксплуатацию новые объекты, такие, как КПК, УКПГ-2, экспортный трубопровод Карачаганак-Большой Чаган-Атырау. Пусконаладочные работы и тестирование нового технологического оборудования послужили основной причиной внеплановых выбросов в 2004-2005 годах". Кроме того, в компании заявили, что "члены общественной экологической экспертизы являются работниками ТОО "Казэкология"... Данная фирма в 1997-2002 годах была подрядчиком КПО и выполняла ряд работ в области экологии, в частности, разработку проекта предельно-допустимых выбросов и оценки воздействия на окружающую среду, а также 40-летней экологической программы. На протяжении последних лет ТОО "Казэкология" не может выиграть тендер. К проектам, ранее выполненным ТОО "Казэкология", есть большие претензии, так как некачественно сделанная работа отражается на компании и поныне". По мнению "НП", общественная экологическая проверка "...является знаковым хотя бы потому, что ранее подобные проверки не проводились ни разу.... Однако совершенно новым оказалось это явление - проверка общественной комиссии. Вне зависимости от того, по какой причине и зачем общественные деятели осуществили это начинание, нельзя не признать его пользу для общества. Особенно если подобным проверкам будут подвергнуты и другие предприятия страны". В то же время, отмечает издание, "специалисты отрасли неоднократно высказывали мнение, что природоохранные НПО не всегда бескорыстны в своей борьбе за правду. Нередко они борются, скорее, за хороший заказ от той же нефтяной компании".

На очередной встрече иранского посла с прессой вновь прозвучали обвинения в адрес Соединенных Штатов Америки. На этот раз поводом для антиамериканской риторики послужила очередная годовщина исламской революции. "...Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в республике Ромин Мехмонпараст провел встречу с журналистами, - рассказывает "Панорама". - Повод, как и темы, были, в значительной мере, традиционными - приближающаяся очередная годовщина исламской революции и широкомасштабная критика политики США". При этом г-н Мехмонпараст дал очень подробный, временами даже образный, взгляд на историю своей страны, отметив, что ее нефтяные богатства всегда привлекали различные внешние силы, стремившиеся любыми путями установить над Ираном контроль". Как заявил дипломат, "за прошедшие со времени нашей революции 28 лет США сделали все, что можно было сделать против Ирана". При этом, комментируя перспективы урегулирования ситуации в нынешнем Ираке, посол заметил, что пока не произойдет вывод "оккупационных сил", успокоения не настанет, пишет издание. "Если же это случится, соседние страны смогут оказать Ираку материальную помощь для стабилизации ситуации. Последняя, заметил г-н Мехмонпараст, беспокоит иракских соседей куда больше, нежели заокеанские страны. В части проблемы ядерной программы Ирана он повторил уже озвученные ранее тезисы. Иран не стремится к обладанию ядерным оружием; оно ничего не дает с точки зрения усиления реальной безопасности. В то же время на Ближнем Востоке есть страны - союзники США, которые фактически имеют такое оружие, но не подвергаются при этом международному остракизму".

Ва-банкъ

В центре внимания СМИ находился входящий в десятку крупнейших банков Казахстана "Нурбанк". "Нурбанк" занимает восьмую позицию по ряду основных показателей и имеет 15 филиалов во всех региональных центрах страны. Интерес СМИ к ситуации вокруг банка связан с рядом событий, в которых упоминаются имена его акционеров, в частности, старшего зятя президента Казахстана Рахата Алиева. В конце января в руководстве банка произошли изменения - председателем правления была назначена Гульмира Джумадиллаева, ранее занимавшая должность заместителя главы "Нурбанка". Абильмажин Гилимов, ранее занимавший должность председателя правления, был освобожден в связи с переходом в АО "Инвестиционный фонд". Через несколько дней "Нурбанк" сообщил об изменении в составе совета директоров - по решению внеочередного общего собрания акционеров членом совета директоров стал 22-летний Нурали Алиев (сын дочери президента Казахстана Дариги Назарбаевой и Рахата Алиева).

В начале февраля информагентства со ссылкой на пресс-службу "Нурбанка" распространили информацию, что банк подвергся нападению (как выяснилось позже, это были сотрудники Специального отряда быстрого реагирования (СОБР). А в минувший понедельник супруга заместителя председателя правления "Нурбанк" Ж.Тимралиева заявила журналистам о похищении мужа и насильственном удерживании в неизвестном месте. 19 января, по ее рассказу, ее муж написал заявление об увольнении, 31 января пошел на встречу с руководством банка, чтобы передать дела и дать пояснения по документам, и с тех пор пропал. В причастности к пропаже мужа женщина обвинила главного акционера и владельца "Нурбанка" Рахата Алиева. По ее словам, мужа насильно заставили подписать документы, позволяющие сменить собственника бизнес-центра "Кен Дала" в Алма-ате в пользу Р.Алиева. Супруга пропавшего Ж.Тимралиева также сообщила, что обращалась за помощью к своему знакомому - заместителю Департамента внутренних дел Алма-аты с просьбой помочь найти мужа. По его заданию, 31 января спецназовцы отправились в банк, чтобы выяснить, где находится Ж.Тимралиев, но сами были обвинены в нападении и уволены вместе с заместителем начальника ДВД. Женщина обратилась в полицию и с открытым письмом к президенту Нурсултану Назарбаеву с просьбой разобраться в ситуации. Позже и супруга экс-председателя правления Абильмажина Гилимова сообщила о его пропаже после конфликта с крупным акционером банка и последующего допроса в финансовой полиции.

"Эти события начали закручиваться еще 18 января, - рассказывает "Экспресс-К". - В тот день, по словам супруги Жолдаса Тимралиева, первого зампредседателя правления АО "Нурбанк", один весьма высокопоставленный чиновник потребовал от Жолдаса содействия в приобретении контроля над бизнес-центром "Кен-Дала". Центр расположен в том же здании, что и сам головной офис Нурбанка в Алма-ате. Сам Жолдас, кстати, не являлся ни собственником "Кен-Далы", ни акционером Нурбанка. Когда-то, в момент приобретения "Кен-Далы" его нынешними владельцами, центр стоил около 20 миллионов долларов США. Сейчас, с ростом цен на недвижимость, его стоимость поднялась в 2-2,5 раза. Жолдаса, по словам его жены Армангуль Капашевой, обманным путем вывезли в некий спортзал в Алма-ате. От него требовали позвонить владельцам "Кен-Далы", чтобы те передали его в собственность "кому надо". Жолдасу угрожали оружием, а ночь на 19 января он провел прикованным к тренажеру. Домой он пришел неузнаваемый, буквально посеревший, и на следующий день написал заявление об уходе из Нурбанка. Потому-то перед очередной встречей в Нурбанке с его руководством 31 января он и рассказал супруге, что с ним произошло в том спортзале и как ей нужно действовать в случае, если он не вернется. Он ушел около 15.00, а в седьмом часу вечера Армангуль позвонила в полицию по телефону 02 и заявила, что ее супруга, возможно, насильственно удерживают в здании Нурбанка. Она позвонила и своему другу - заместителю начальника ДВД Алма-аты Нурлану Самалихову. Дальше, по мнению журналистов агентства Kazakhstan Today, события развивались так. "Офис Нурбанка в Алма-ате (Достык, 38) подвергся нападению группы вооруженных лиц. Нападавшие были нейтрализованы охраной банка и сданы представителям правоохранительных органов. Как выяснилось впоследствии, участниками нападения на банк оказались штатные сотрудники СОБРа ДВД Алма-аты. Начальник алма-атинского СОБРа Кадыргожаев и замначальника ДВД Нурлан Самалихов взяты под стражу, десятки сотрудников СОБРа ДВД Алматы подали рапорты об увольнении".

Тем временем Р.Алиев и Д.Назарбаева заявили, что инцидент в Нурбанке преднамеренно политизируется. Как объяснила Д.Назарбаева, "сегодня налицо... попытка "перевести обыкновенное уголовное дело в политическую плоскость... Эта, собственно говоря, модная тактика сложилась у нас в последние годы", - цитирует "Экспресс-К". -... Сменилось руководство банка, и началась аудиторская проверка - практика, совершенно нормальная для любого предприятия, - сказала журналистам Дарига Назарбаева. - Были выявлены определенные хозяйственно-финансовые нарушения, и, насколько я знаю, бывший руководитель банка находится под домашним арестом. Потому все эти слухи о том, что он исчез или его выкрали... Не знаю, почему его жена этого не видит. Это не наш вопрос". В свою очередь, пресс-служба банка сообщила, "что по факту нападения на головной офис банка в Алма-ате 31 января 2007 года городской департамент финполиции проводит расследование обстоятельств инцидента". Кроме того, руководство банка напомнило "...об ответственности за распространение недостоверной и заведомо клеветнической информации" и обратилось к руководителям СМИ "...с настоятельной просьбой воздержаться от публикации непроверенных сведений". Банк также довел "...до сведения руководителей СМИ, санкционировавших выпуск заведомой дезинформации и клеветы, что в этом случае будет обращаться в суд с иском о взыскании морального и материального ущерба с виновных лиц".

"Банк и скандал несовместимы, словно масло и вода, - пишет "Казахстанская правда". - Но риск обычно красен платежом, да и на старуху бывает проруха... Короче, развеять все пестрые шумные версии об инциденте в офисе Нурбанка - на пользу и финансистам, и всем другим гражданам, будь они на сто двадцать процентов законопослушными. Тем более что инцидент уже получил юридическую оценку. Алматинским департаментом по борьбе с экономической преступностью (финансовая полиция) возбуждено уголовное дело по статье 308 УК РК "превышение должностных полномочий, совершенное с угрозой применения насилия".

Как рассказал изданию первый заместитель председателя Агентства по борьбе с экономической преступностью и коррупцией, генерал-майор финансовой полиции Рустем Ибраимов, 31 января в АО "Нурбанк" велась служебная проверка. "Поводом для нее стал крупный транш, несанкционированный акционерами. Пятью днями ранее, 26 января, председатель правления АО "Нурбанк" Гилимов и его заместитель Тимралиев по одной из банковских проводок перечислили 809 миллионов тенге. Именно эта операция и стала поводом для внутренней банковской проверки". Данную проверку, по словам собеседника "Казправды", пытались заблокировать бойцы СОБРа: "три офицера СОБР ДВД Алма-аты - Мусапиров, Жумашев, Оспанкулов - и старший сержант Сарыпбеков без каких-либо сопроводительных документов, игнорируя законные требования сотрудников охраны здания, вошли на территорию АО "Нурбанк". Здесь же все четыре сотрудника СОБРа были задержаны следственно-оперативной группой и помещены в СИЗО ДКНБ по Алма-ате. "И сразу же показали, что действовали по указанию своего командира, майора полиции Кыдыргожаева. Ну а тот, в свою очередь, на допросе с применением видеозаписи сказал, что выполнял устную команду заместителя начальника ДВД Самалихова".

"Панорама" считает, что события в "Нурбанке" могут "не лучшим образом сказаться на восприятии казахстанских заемщиков на международных рынках". Издание отмечает, что претензии к бывшему председателю правления банка Абильмажину Гилимову и первому заместителю председателя правления Жолдасу Тимралиеву более или менее подробно комментировались только представителями финполиции. "Начальник алма-атинского департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Владимир Курбатов сообщил о некоторых подозрениях, вокруг которых, очевидно, будет строиться расследование. Главным из них является проводка Т809 млн, которую бывшие топ-менеджеры осуществили, согласно версии следствия, уже после своего увольнения. Незначительная часть этих средств была обналичена сотрудником "Инвестиционно-холдинговой компании", расположенной в том же офисном комплексе "Кен Дала", что и "Нурбанк", являющемся однокурсником г-на Гилимова по одному из московских ВУЗов. Финансовая полиция подозревает эту компанию в аффилированности с прежним руководством правления и способном произвести довольно неприятное впечатление в криминале в виде изъятия 38 печатей, нахождения оружия с патронами дома у бывшего московского однокурсника. Кроме того, финансовые полицейские "проверяют более 40 предприятий на предмет "финансовых махинаций" с прежним руководством банка. Конфликт между новым и прежним руководством правления банка возник, по словам г-на Курбатова, в ходе аудита, который решило провести новое руководство, которое в реальности, однако, нельзя назвать новым для банка, поскольку г-жа Джумадиллаева работала заместителем председателя в прежнем составе правления".

По оценке газеты, поведение обвиняемых менеджеров, решившихся на открытый конфликт, привлечение силовых структур и огласка событий, характерны скорее не для Казахстана, а для России 90-х, когда подобные события не вызывали особого удивления. Очевидно, банки больше, чем какие-либо другие компании, заинтересованные в доверии клиентов, обычно крайне неохотно "выносят сор из избы", и финансовые потери часто оказываются менее значимым фактором, чем репутационные". Как считает "Панорама", "независимо от того, о чем на самом деле идет речь, о вытеснении из банка менеджеров, за долгие годы почувствовавших себя собственниками, о переделе собственности с использованием силы или о борьбе политических кланов, для которых банк стал лишь полем игры, очевидно, все произошедшее может не лучшим образом сказаться на восприятии казахстанских заемщиков на международных рынках. В отличие от Валют-Транзита или Наурыза, Нурбанк в течение нескольких лет осуществлял заимствования в форме синдицированных кредитов и евробондов, в основном для финансирования торговых операций своих клиентов. Даже если рынки не поверят в версию о похищении, открытие, что для успеха казахстанскому банку нужно иметь охрану, способную обезвредить 4 вооруженных полицейских, мешающих проведению внутреннего аудита, может стать для инвесторов весьма неприятным, как и возможность проведения операций на несколько миллионов долларов без соответствующих полномочий".

"Новое поколение" акцентирует внимание на другом моменте - участии силовых органов в скандальных ситуациях: "Давно уже стал тяжелым и нагнетающим в обществе напряжение вопрос: что же это сегодня у нас за силовые органы? Если "кто-то" может отдать им приказ похитить людей или ворваться без всякой санкции в любое учреждение? Кто, в конце концов, командует этими силовиками и почему таинственные "командиры", отдающие незаконные приказы, остаются ненаказанными?".

"Деловая неделя", так же, как "Панорама", рассматривает инцидент с точки зрения урона, нанесенного репутации всему банковскому сектору: "несмотря на то, что скандал вокруг "Нурбанка" не приобрел финансового продолжения, очевидно, что шумиха не может не сказаться на работе этого 8-го по величине казахстанского банка. С учетом продолжающегося банкротства Валют-Транзит банка это не может не беспокоить казахстанцев, привыкших считать банковский сектор одним из самых надежных сегментов казахстанской экономики".

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's сообщило, что несмотря на уголовное преследование двух бывших руководителей "Нубанка", его рейтинг не изменился. В то же время, передает ИА "Интерфакс-Казахстан", в сообщении S&P в то же время отмечается, что "хотя влияние этого события на ликвидность "Нурбанка" ограничено, оно представляет потенциальную угрозу для репутации банка, а также чревато юридическими рисками". В S&P намерены "внимательно следить за ходом расследования и его возможным воздействием на положение банка". Что касается акционера "Нурбанка" Р.Алиева, то 09.02.07 указом президента РК он назначен послом в Австрии. Ранее Р.Алиев занимал должность заместителя министра иностранных дел РК.

Правительство. Прогнозы

В конце прошлой рабочей недели новый премьер-министр Казахстана Карим Масимов представил парламенту программу действий правительства на 2007-2009 годы. Поскольку документ был представлен уже после выхода очередных номеров еженедельных СМИ, большинство из них представило свое видение правительственной программы, с учетом тезисов главы правительства на предыдущем расширенном заседании правительства. По оценке большинства изданий, программа нового кабмина отличается от программ предыдущего усилением контрольных функций правительства над секторами экономики. Между тем, в преддверие своего доклада в парламенте К.Масимов провел селекторное совещание по вопросам продолжающейся легализации имущества. К слову, селекторные совещания с руководителями регионов и госорганов премьер-министр намерен проводить каждую субботу.

Как рассказывает "Казахстанская правда", селекторное совещание в правительстве "...началось с "разбора полетов". Издание напоминает, что ранее (неделю назад) совещание, в котором должны были принять участие руководители областей, госорганов и ряда министерств, было отложено из-за отсутствия связи с регионами. В начале встречи премьер-министр Карим Масимов подверг резкой критике работу АО "Казактелеком". "Не ограничившись этим, глава правительства инициировал расследование причин инцидента силами органов безопасности". К.Масимов пообещал разобраться "...со всеми виновными персонально, они будут наказаны". Кроме того, он обратился "...к Комитету национальной безопасности: надо провести расследование и дать полную информацию по этим вопросам". Относительно итогов акции по легализации имущества, продолжает "Казправда", "выслушав доклад министра юстиции Загипы Балиевой, он пришел к выводу, что не везде акция проходит гладко. На первое февраля касательно легализации недвижимого имущества поступило 719 355 заявлений. Легализовано 414 250 объектов недвижимости, в том числе 373 202 жилых. От легализации недвижимого имущества в бюджет поступило 485 миллионов 766 тысяч тенге". Как заявил премьер-министр, до конца акции осталось меньше двух месяцев, однако темпы работы снизились. Одновременно с этим "К. Масимов намерен просить Главу государства отправить в отставку акима той области, в которой будет сорвана акция по легализации имущества".

В целом, по информации председателя Налогового комитета МФ республики Нурлана Рахметова, через налоговые органы легализовано имущества более чем на 21 миллиард тенге (125,54 KZT за 1 USD). "Всего по республике общая стоимость легализованного имущества... составила 123 миллиарда 600 миллионов тенге. Общая сумма легализованных денег превысила 41 миллиард тенге. Основная их часть - 40 миллиардов - узаконена физическими лицами. Причем эти поступления увеличились после внесения изменений в законодательство, значительно упростивших процесс легализации денег. В республиканский бюджет уплачено более пяти миллиардов тенге сбора за легализацию имущества".

"Деловая неделя" представляет прогноз программы правительства, которая была презентована в парламенте 9 февраля, на следующий день после выхода издания. В качестве основы газета берет речь К.Масимова на расширенном заседании правительства с участием акимов 26 января. Итак, отмечает "ДН", читая планы правительства относительно повышения самостоятельности в деятельности министерств и местных властей, планирования бюджета и разработки программ, мы ничего не нашли для себя относительно проблемы недоосвоения средств. "За последние два года суммы недоосвоения только росли (в прошлом году "недотратили" около $720 млн), хотя на протяжении всего года кабинет министров, как правило, "зарубал" все просьбы о дополнительном финансировании тех или иных вещей - школ, медучреждений, культурных мероприятий. Да и вообще, налогоплательщиков не может не беспокоить то, как хорошо наши власти выбивают деньги из нас (от нефтянки деньги идут в Нацфонд) и как плохо тратят их на нас же... Что касается диверсификации экономики, "снятия ее с нефтяной иглы", то, судя по всему, кабинет решил заниматься этим вопросом больше с административной точки зрения. Да, конечно, возложение персональной ответственности за развитие предпринимательства - это весомый стимул для высоких чиновников, но насколько он воодушевит самих бизнесменов, опасающихся, что их начинания могут пойти прахом из-за непомерной тяжести налогов и из-за элементарного рейдерства".

В целом, считает "ДН", в программе Масимова есть много очень положительных моментов - от развития энергетики и инфраструктуры до создания дворовых футбольных полей и улучшения регулирования конкуренции. "Тот факт, что проблему нехватки недорогого жилья обсуждают на заседании Совета Безопасности, он, конечно, показывает, что в Астане серьезно озабочены этой проблемой, равно и то, что все предыдущие действия, направленные на решение этой проблемы, ни к чему не привели... Решение жилищных проблем населения страны с редким населением и большой территорией - это больше вопрос политической воли, чем больших денег и поиска новых рецептов. Да, еще, конечно, энергетики и коммуникаций, но их решением кабинет уже успел озаботиться. А еще нас беспокоит вопрос того, есть ли у правительства вообще возможность заставлять местные власти исполнять свои решения? Прошлый кабинет нас в этом убедить не смог".

В то же время, отмечает издание, в выступлении К.Масимова "ничего не было сказано об ослаблении налогового бремени, хотя, думается, это и есть главный шаг любого государства в поддержке предпринимательства и борьбе с безработицей". По мнению газеты, "...жесткое давление на предпринимателей приведет лишь к тому, что наша страна навсегда останется парусником, вынужденным дрейфовать и уклонятся от столкновений с современными кораблями-гигантами. Вырасти, дать возможность казахстанскому бизнесу подняться с колен можно хотя бы за счет того, чтобы 5-10 лет не собирать налоги, а использовать в расходной части бюджета нефтяные деньги".

Подытоживая рассуждения, "ДН" пишет: "наказы президента, ставшие основой для программы правительства - это в лучшем случае лишь часть из того, на что мог бы обратить внимание новый премьер при составлении стратегических планов кабинета министров. Решить проблемы людей, руководствуясь собственными представлениями о них гораздо труднее, чем, если советоваться с ними самими, г-н премьер-министр!".

"Панорама" отмечает, что документ разработан точно в срок: после формирования нового правительства на подготовку программы дается месяц, а Карим Масимов был назначен премьером 10 января. Издание полагает, что приоритетами работы кабинета станут административная реформа, диверсификация экономики, улучшение благосостояния населения. "Так, уже в текущем году начнется работа по построению новой модели государственного управления, ориентированной на интересы потребителей госуслуг и их качество. Правительство проанализирует все функции государственных органов. Несвойственные госструктурам функции планируется передать в конкурентную среду, а оставшиеся довести до полного совершенства... Теперь правительство будет утверждать только стратегические проекты. Отраслевые программы переходят в полное распоряжение самих министерств, но при этом и ответственность за их реализацию, за расходование бюджетных средств ложится персонально на руководителя ведомства". Для отхода экономики от сырьевой направленности "...кабмин планирует стимулировать развитие новых технологичных и системообразующих производств, привлекать в несырьевой сектор транснациональные и крупные иностранные компании. А фонд "Казына" должен приобрести несколько высокотехнологичных компаний за рубежом, с тем чтобы часть их производства могла разместиться на территории Казахстана. Для развития экспорта планируется разработать Национальную экспортную программу, в рамках которой будет сформирован перечень перспективных экспортных товаров и услуг, стратегии выхода на мировые рынки, система институциональной поддержки отечественных экспортеров. При этом сырьевой сектор также не останется без внимания. Правительство предпримет меры для повышения прозрачности горнодобывающего сектора и увеличения доли участия отечественных производителей в контрактах на недропользование. Перспективным представляется и развитие сервисного рынка в недропользовании".

В социальной сфере, отмечает издание, "...кабинет намерен усовершенствовать систему пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов, развивать пенсионное аннуитетное страхование и для повышения доходности НПФ расширить перечень финансовых инструментов. Планируется создать законодательные и институциональные механизмы государственной поддержки гендерной политики. Для социальной защиты семей, а также для повышения рождаемости правительство намерено увеличить размеры пособий, выплачиваемых на рождение ребенка".

"Новое поколение" также попыталось предугадать содержание программы правительства. По мнению "НП", ближайшие три года правительство станет повышать конкурентоспособность на основе принципов устойчивого развития. "Добиться этого правительство намерено повышением эффективности проведения экономической политики и переходом к устойчивому развитию, повышением качества жизни населения и развитием человеческого капитала. Что касается новой схемы бюджетирования, то основной целью этой задачи станет внедрение системы бюджетного планирования, ориентированной на результаты. (Можно подумать, что бюджеты прошлых лет были нацелены лишь на безрезультатное расходование казенных денег). Направления расходования средств будут в прямой зависимости от госпрограмм, неэффективные же расходы планируется сократить. Новшеством новой схемы будет то, что темпы роста расходов госбюджета будут взаимоувязаны с темпами роста экономики. Что касается темпов роста экономики, то среднегодовой прирост ВВП в 2007-2009 годах планируется на уровне 7,5-8 процентов. В фискальной политике предстоит анализ налоговых льгот на предмет их влияния на эффективность экономики. Одновременно с этим будет рассматриваться вопрос перераспределения налогов с доходов юридических лиц на доходы физических с одновременным всеобщим декларированием доходов и расходов населения. Что касается денежно-кредитной политики, то правительство намеревается удерживать инфляцию в коридоре 5-7 процентов".

В целях реализации задачи по вхождению Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира необходимо развивать и собственную конкуренцию. "В течение ближайших трех лет Кабмин намерен провести анализ отраслей экономики с недостаточно развитым уровнем конкуренции и снижению степени монополизации рынка". В социальной сфере, считает издание, наибольшее внимание будет уделено росту экономического благосостояния населения. "Так, прогнозный уровень ВВП на душу населения в 2009 году составит 8 900 долларов против 5 038 долларов в 2006 году; среднегодовые темпы прироста реальной заработной платы за 2007-2009 годы составят 9,2-9,6 процента, а пенсий - 6,5-7 процентов. Средняя продолжительность жизни населения в 2009 году прогнозируется на уровне 67,3 года, что на 1,3 года выше уровня прошлого года. Особое внимание будет уделено также системе образования. В частности, увеличится охват детей предшкольной подготовкой (80 процентов против 77 процентов в 2006 году), будет завершен переход на 12-летнее среднее образование. Причем предполагается, что организации в сфере среднего образования получат более высокую степень самостоятельности в управлении финансовыми ресурсами. Что касается вузовского образования, то, как планируется, активизируется процесс объединения и укрепления государственных и частных высших учебных заведений с концентрацией усилий на развитие технического образования. При этом число студентов должно стать оптимальным по отношению к численности населения".

Правительство. Программа

"Поначалу депутатов явно смутило непривычное название документа - "Доклад о программе действий правительства", - отмечает "Экспресс-К" детали, рассказывая об антураже, в котором проходила презентация программы. - Но они успокоились, как только узнали, что увесистый труд еще будет дополняться после того, как глава государства выступит с ежегодным посланием народу Казахстана". Как рассказывает далее газета, судя по всему, встречу с премьер-министром Каримом Масимовым, прибывшим в парламент со всеми членами правительства, народные избранники ждали с большим нетерпением. Некоторые из них даже специально пришли на час раньше, чтобы занять очередь и в первых рядах задать вопросы главе Кабмина. Премьер был краток и не стал утомлять публику долгой речью. Тем более что тактика действий правительства сложилась из мозаики проблемных вопросов, которые поднимались на недавних заседаниях коллегий министерств и ведомств, где также побывали законодатели. К тому же накануне депутаты-партийцы из "Нур-Отана" на своем заседании разложили ее по полочкам. Поэтому Карим Масимов тезисами очертил макроэкономические задумки правительства. Что скрывается за скупыми официальными формулировками, народные избранники выясняли, пока задавали вопросы".

"Литер" отмечает, что в первом пункте К.Масимов презентовал планы по созданию новой модели госуправления. По его словам, с 2007 года начнется работа по построению новой модели государственного управления, в которой во главу угла будут поставлены интересы потребителей государственных услуг и качество их оказания". Таким образом, в рамках адмреформы стратегические и реализационные функции государства будут четко разграничены, контрольные и надзорные - упорядочены, дублирование исключено, а все функции, несвойственные госорганам, будут переданы в конкурентную среду, отмечает издание. "Чиновники будут работать не абы как, а по разработанному каждым госорганом стратегическому плану развития. Деятельность центральных и местных госорганов будет оцениваться на основе рейтинговой системы". По мнению газеты, "львиная доля правительственной программы посвящена вопросам социально-экономического развития страны. Правительство намерено продолжать активно совершенствовать налоговое администрирование. Налоговая политика будет направлена на стимулирование инду-стриально-инновационного развития страны, повышение ее конкурентоспособности, сокращение доли теневой экономики и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике, в том числе и путем поэтапного перераспределения налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических".

В то же время, озвучивать правительственный прогноз основных макроэкономических показателей на среднесрочную перспективу премьер не стал, отмечает издание. "Возможно, потому, что объемный документ правительственной программы был роздан для ознакомления депутатам задолго до ее презентации, возможно, потому, что К. Масимов сэкономил время для "живого" общения с парламентариями, отвечая на их вопросы, выходящие за рамки программного документа. А, возможно, и тому, что прогнозные цифры, например, по уровню инфляции, мягко говоря, не убеждают. Так, по расчетам премьера, среднегодовой уровень инфляции в 2007-2009 годах будет удерживаться в коридоре 5-7 процентов. Учитывая, что уже в первом квартале инфляция, по предварительным оценкам, складывается на уровне 7,7 - 7,7, запланированный годовой уровень выдержать будет весьма проблематично. Складывается впечатление, что цифры 5-7 имеют магическое воздействие на всех премьеров. Иначе как объяснить тот факт, что к этому же инфляционному коридору был привязан и экс-премьер Ахметов, несмотря на то, что каждый год инфляция не желала втискиваться в прогнозные рамки". Как и предполагали другие СМИ, "по прогнозам правительства, реальный среднегодовой рост ВВП республики в 2007-2009 годах составит 7,5-8 процентов"... При этом уровень ВВП на душу населения к 2009 году превысит 8 900 долларов. По предварительным итогам прошлого года, реальный рост ВВП Казахстана составил 10,6 процента, в перерасчете на душу населения 5 083 доллара".

Кроме того, большие надежды правительство возлагает на дальнейший рост объема инвестиций в основной капитал. "Так, если в 2006 году в основной капитал было инвестировано более 2,8 трлн тенге с приростом к 2005 году на 10,6 процента, то в ближайшие три года правительство рассчитывает на увеличение роста инвестиций на 14-15 процентов ежегодно". В социальном блоке будет уделено внимание образованию и здравоохранению. Относительно системы здравоохранения, в этом году правительство намерено разработать проект кодекса "О здоровье народа и системе здравоохранения". "Какая доля в этом кодексе будет предназначена для народа, а какая для системы - увидим, как только появится документ", - пишет "Литер". - Кроме перечисленных пунктов, в программе затронуты вопросы совершенствования законодательной базы по самым различным направления, в том числе по таким экономически и социально значимым, как пенсионное законодательство, миграционная политика, развитие малого и среднего бизнеса. Вероятно, реализация поставленных целей приведет к демографическому сдвигу. По прогнозам правительства, численность населения за три года вырастет на 500 тысяч человек. Правда, продолжительность жизни увеличится всего на 1,3 года".

О нюансах финансовой политики пишет "Экспресс-К", парламентарии узнали, вступившись за вкладчиков ВалютТранзит банка, "...у которых зависли вклады на счетах. - Мы должны решать вопросы вкладчиков - физических лиц, чтобы их интересы не пострадали, - сказал в ответ Карим Масимов. А банковские сбережения компаний, особенно государственных, еще проверят, почему именно там они держали деньги. Премьер не скрывал, что ему импонирует принципиальность Агентства госфиннадзора, которое отозвало лицензию у ВалютТранзит банка. По его мнению, такой же жесткой позиции оно должно придерживаться и впредь". Что касается влияния на ценообразование на нефтепродукты, "здесь мы будем действовать вместе с вами", пообещал депутатам К.Масимов. "Видимо, депутатскому корпусу пришлось по нраву намерение правительства работать с ним рука об руку. После недолгой полемики парламентарии дали "добро" всем его замыслам. Все, как один".

"Как и ожидалось, презентация программы правительства на 2007-2009 годы парламенту Казахстана прошла по как маслу, впрочем, как до этого прошло и само утверждение Карима Масимова, - резюмирует в "Литере" политолог Досым Сатпаев. По его мнению, в этом нет ничего удивительного, "...если принять во внимание тот факт, что до презентации своей программы премьер-министр уже встречался с главой государства, который дал "добро" на ее реализацию". При этом "само содержание программы также не вызывает удивления, так как она ориентирована практически на те же самые задачи, которые ставил перед собой Даниал Ахметов. Хотя главным лозунгом очередной программы правительства является: "Контроль, контроль и еще раз контроль!" К тому же, обращает на себя внимание то, что на 2007-2009 годы выпадает подготовка и проведение парламентских выборов, что, естественно, отразится и на увеличении критики в адрес правительства даже со стороны пропрезидентских партий. Им же надо за счет кого-то набирать предвыборные очки...". В то же время, считает эксперт, самым суровым испытанием для правительства Масимова будет другое: "если внимательно проанализировать некоторые положения представленной программы, то в ней премьер-министр заранее обрекает себя на появление большого количества недругов из разных сфер. Например, тезис о "перегреве экономики", в первую очередь, является очередным камнем в огород банкиров, которых опять обвинили в росте объема внешнего заимствования, что оказывает инфляционное давление на экономику и создает угрозу для финансовой стабильности экономики. Довольно стандартное обвинение со времен Даниала Ахметова, которое вряд ли прибавит популярности премьеру в глазах финансовой элиты. Кроме того, новое правительство намерено совершенствовать администрирование законодательства по защите конкуренции и вроде собирается выявлять аффилированные связи. Последние два слова довольно интересные, если учитывать традиционную связь монополий с политической элитой, которая была до Масимова и останется после него. И любая попытка со стороны премьера копнуть глубже будет чревата для него большими неприятностями".

В целом, - заключает Д.Сатпаев, - "...судя по масштабности поставленных задач..., Карим Масимов напоминает Геракла, который решил вычистить Авгиевы конюшни казахстанской экономики. Как известно, работа эта изначально неприятная, опасная, неблагодарная, хотя и выполнимая, если взяться за нее серьезно, а не на словах".