Обзор прессы Камчатской области за 10-16 февраля.

"Город-сказка, город-мечта..." - под таким заголовком в газете "Вести" 14 февраля вышла статья, посвященная научно-практической конференции "Социально-экономическая ситуация и стратегия развития Петропавловск-Камчатского городского округа". Напряженный диалог ученых и практиков продолжался два дня. В истории города это, пожалуй, самая представительная и профессиональная попытка обсудить будущее Петропавловска. Совместный труд администрации Петропавловска и Института системного анализа РАН - это первый этап научно-исследовательской работы. Его задача - провести системную диагностику социально-экономической ситуации в Петропавловске. Работа над Стратегией позволила собрать за "круглым столом" уникальных специалистов. Экспертная поддержка работы осуществлялась также специалистами Минэкономразвития России и Минрегион России, аппарата правительства РФ и администрации президента РФ, Госдумы и Совета Федерации. "Кроме этого, в обсуждении стратегической концепции сейчас участвуют бизнесмены, руководители различных предприятий и организаций, представители общественных организаций, - продолжает издание. - А это сразу придает прикладной характер любому научному изысканию. Что очень важно, коль скоро главная задача этой работы - выработка конкретной программы действий, анализ действительного состояния экономики и социальной сферы, представленный в Стратегии, позволяет, наконец-таки, разоблачить накопившиеся за годы застоя "мифы". Например, к необоснованно пессимистическим прогнозам разработчики относят выводы о сложной демографической ситуации и о катастрофическом состоянии городской инфраструктуры. Сомнительной также представляется позиция о неэффективности камчатского бизнеса в связи с обособленностью и региональной конкуренцией. Наряду с этим, по мнению экономистов, в городе бытуют столь же странные ожидания быстрого и радикального изменения ситуации к лучшему. Своего рода надежды на "экономическое" или "социальное чудо". Допустим, в связи с приходом в город природного газа и объединением в единый край, превращением Петропавловска в туристическую мекку и расширением деятельности Петропавловск-Камчатского порта. Подобные представления, которые, казалось бы, могли быть импульсом экономической активности, на самом деле нередко дают обратный эффект".

В заметке "Наш пакет предложений" газета "Камчатское время" за 16 февраля рассказывает о том, что власти камчатской столицы отправили в Хабаровск все доработки и предложения в программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 2008 - 2015 годы и до 2020 года". "Над составлением пакета этих предложений специалисты мэрии во главе с градоначальником и его заместителями трудились в течение нескольких суток, - пишет издание. - Напомним, что из общего объема финансирования Камчатки (приблизительная сумма составляет около 150 млрд рублей) большая часть средств будет направлена на превращение Петропавловска-Камчатского в достойную столицу перспективного полуострова. Авторы программы из правительства и полпредства решили сделать ставку на развитие Камчатского края как туристической жемчужины Дальнего Востока. Задача местных чиновников состояла в том, чтобы эту идею наполнить фактами и цифрами". Как рассказал журналистам мэр Владислав Скворцов, в программу развития заложены 60 тыс. кв. м жилья для переселения людей из ветхого и аварийного жилого фонда. "Модернизации, по мнению специалистов мэрии, подлежат сети наружного освещения, объекты теплоснабжения, система водоснабжения, транспортная сеть. По словам градоначальника, жизненно важными проектами являются строительство газопровода, вопросы сейсмоукрепления, реконструкция систем и коммуникаций тепловой энергетики как по производству энергии, так и энергосбережению в объектах социальной сферы и жилого фонда", - пишет издание. Как сообщалось ранее, пакеты предложений в новую редакцию программы по заданию полпреда Камиля Исхакова формируют руководители субъектов разных уровней - от муниципалитетов до целых регионов. Помощь в данной работе мэрам и губернаторам оказывают специалисты ЗАО "Международный центр развития регионов".

"Резня в Охотском море-2007", - в статье с таким названием газета "Вести" за 16 февраля обращается к рыбной теме. В частности, к минтаевой путине, которая началась в январе в Охотском море. Газета задается вопросом: не превратится ли она опять в самое масштабное браконьерство? "Минтаевая путина для большинства рыбаков - задел на весь год, - пишет издание. - Они стараются выжать из нее максимальную прибыль. Из всех видов минтаевой продукции наибольшую выручку последние несколько лет приносила икра. Поэтому в процессе переработки уловов экипажи стремятся оставить только рыбу с икрой. А молодь, самцов выбрасывают за борт, чтобы "заполнить" квоту только икряным минтаем. Сколько при этом уничтожается ценнейшего биоресурса (не только нашей страны, но и всего мира), почти никого не волнует. Совокупный экономический ущерб от браконьерского промысла в Охотоморской экспедиции 2005 г., по некоторым оценкам, составил около $ 466,5 млн. По данным КамчатНИРО, в 2005 г. перелов минтая составил примерно 166 тыс. т при общедопустимом улове (ОДУ) в 500 тыс. т. Судя по тому, что в 2006 г. минтаевая икра продолжала стремительно падать в цене на иностранных рынках, браконьерский промысел продолжал наращивать силу. До последнего времени об этой проблеме старались не говорить. В лексиконе надзирающих структур даже появилось понятие - "скрытое браконьерство". То есть такое браконьерство вроде как сложно отследить. Хотя какое оно скрытое, если за некоторыми судами тянется многометровый шлейф дохлой рыбы, который собирает всех чаек Охотского моря. В прошлом году уже сами рыболовецкие предприятия забили тревогу, ведь демпинг цен больно ударил по их карманам. О беде Охотского моря было заявлено в открытую. Основное браконьерство обычно приходится на март-апрель. Тогда увидим, кого действительно беспокоит будущее Дальнего Востока и его жителей, а кого - только свои зарубежные счета".

Электронная газета "Вечерние вести Петропавловска" 15 февраля сообщила, что Минюст не доволен неурегулированностью общественных отношений в сфере образования, здравоохранения, развития агропромышленного комплекса на Камчатке. "Управление Министерства юстиции РФ по ДФО провело мониторинг состояния законодательства субъектов РФ по вопросам реализации приоритетных национальных проектов в сферах образования, здравоохранения, предоставления доступного и комфортного жилья, а также развития агропромышленного комплекса, - пишет издание. - Актуальность вопросов реализации приоритетных национальных проектов в Дальневосточном округе очевидна, в связи с тем, что указанные сферы общественных отношений находятся во взаимосвязи с социально-экономическим развитием регионов округа. На территории ДФО по состоянию на 15.02.2007 всего действует 669 нормативных правовых актов, принятых в целях реализации приоритетных национальных проектов. Из них в сфере образования - 171, здравоохранения - 187, предоставления доступного и комфортного жилья - 175, развития агропромышленного комплекса - 136. Анализ регионального законодательства по реализации приоритетных национальных проектов свидетельствует о том, что рассматриваемые общественные отношения на территории ДФО в целом урегулированы, за исключением отдельных правоотношений". В частности, отмечает автор материала, в Приморском крае, Камчатской, Сахалинской и Магаданской областях не в полной мере урегулированы общественные отношения в сфере образования, здравоохранения, развития агропромышленного комплекса. "Неполнота правового регулирования может стать причиной нарушения прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ и нормами федерального законодательства, - продолжает газета. - В целях реализации всех предоставленных федеральным законодательством полномочий, органами государственной власти субъектов РФ принимаются меры, направленные на совершенствование и развитие законотворчества в данных сферах общественных отношений (разрабатываются проекты нормативных правовых актов, вносятся изменения и дополнения в действующие нормативные акты, в связи с изменением федерального законодательства). Урегулирование указанных общественных отношений позволит усовершенствовать нормативную правовую базу субъектов Российской Федерации, что может стать гарантированным механизмом реализации приоритетных национальных проектов на территории Дальневосточного федерального округа".

В статье "Такси - не роскошь" газета "Камчатское время" за 16 января рассказывает о работе камчатских таксистов. "В Петропавловске-Камчатском сейчас почти два десятка служб такси работают круглосуточно, - пишет издание. - Не секрет, что в наше время работа таксиста относится к числу опасных. Не раз в сводки новостей попадали трагические факты нападения на водителей с целью завладеть автомобилем или деньгами. Журналисты созвонились с несколькими фирмами такси, и лишь в одной нам дали вразумительный ответ на то, как стараются свести к минимуму возможность возникновения конфликтов между водителем такси и пассажирами. В этой фирме все водители перед работой проходят инструктаж, пояснила диспетчер. В числе пунктов есть и такой: если пассажир тебе не нравится или вызывает опасение, то останови машину на большой стоянке или возле работника ГАИ. Если клиенты заранее рассчитывают пойти на какое-либо преступления, то на такой остановке они выскочат из машины и разбегутся. Кроме этого, с водителями такси проводят вроде занятий по психологии, чтобы они могли отличить рядового гражданина от преступника". "Водитель нашего такси должен уметь определить психологическое состояние пассажира, сделать правильные выводы, исходя из поведения человека и его багажа", - сказали автору материала в диспетчерской. "Однако не раз возникают ситуации, когда интуиция водителя принимает странные формы и приводит к недоразумениям, - продолжает издание. - К примеру, таксисты берутся подвезти сильно пьяного человека. Некоторые водители сразу заявляют, что не повезут человека в таком состоянии за любые деньги. Вот тут возникает вопрос, насколько правомерно такое поведение таксиста: может ли он отказать пьяному клиенту? А если он все же берет такого клиента, то должен ли он доставить его до места назначения или же высадить по дороге в случае, если тот начнет вести себя неадекватно?" "Водитель такси остановил машину посреди дороги и выкинул моего сына на половине пути к дому. Сын действительно был нетрезв, но оставлять его на морозе ночью одного было слишком жестоко. Он мог просто замерзнуть. Таксист разозлился за то, что мой сын плохо себя вел. К счастью, пассажира подобрала милиция и отвезла в вытрезвитель...", - цитирует газета строки из очередного письма в редакцию. Затем женщина рассказала журналистам подробности истории. 1 февраля 27-летний Андрей возвращался от друга с улицы Беляева. У приятеля родился сын - был повод выпить. В начале первого ночи друг вызвал Андрею такси, спустился к машине и попросил отвезти нетрезвого молодого человека на проспект Карла Маркса. За поездку заранее заплатили 200 рублей. Потом друг позвонил родителям Андрея и сказал, что тот уже выехал и скоро будет дома. Однако Андрей не появился дома ни через час, ни через два. Впоследствии его обнаружили... в вытрезвителе. Относительно случившегося с ним в эту ночь Андрей мало что мог рассказать: в голове после выпитого был туман. В милиции пояснили, что наряд ППС подобрал молодого человека на площади Ленина в невменяемом состоянии около часа ночи. Родителям пришлось восстанавливать ход событий со слов диспетчера и владельца фирмы-такси. Оказалось, что водитель, взявшийся доставить Андрея до дома, т.е. обязавшийся оказать некую услугу в соответствии с трудовым кодексом, не сделал этого, якобы, по причине того, что пассажир предъявлял много претензий и разговаривал на повышенных тонах. В итоге таксист высадил Андрея на площади Ленина. Причем, судя по протоколу, водитель такси не передал его на руки сотрудникам милиции, а просто бросил на улице. Как выяснилось, такси освободилось уже через 26 минут после вызова. "Возникает резонный вопрос: как должен был все-таки поступить водитель, - отмечает автор материала. - То, в каком состоянии находился пассажир, водитель видел во время посадки и мог отказаться от выполнения заказа. Вместо этого он доставил парня, считай, в вытрезвитель. Это один момент. Другой касается стоимости поездки. Услуга оказана не была, поэтому стоимость поездки (об этом однозначно заявили в Роспотребнадзоре по Камчатской области) должна быть возвращена. Дело тут совсем не в деньгах. Андрей оказался на ночной улице далеко от дома без рубля в кармане. Кроме того, ему не оказали услугу. По словам родителей, таксист согласен вернуть лишь половину стоимости поездки. Между тем, в соответствии с законом клиенту должна быть возвращена полная стоимость, если только сам пассажир добровольно не откажется от продолжения поездки... Вот и получается, что, с одной стороны, прав таксист, так как только он сейчас твердо знает, что произошло между ним и Андреем, с другой, - он мог проявить сочувствие к клиенту. А вы, дорогие земляки, когда-нибудь попадали в похожую ситуацию?"