Регионы и муниципальные образования не смогут в полной мере использовать возможности трехлетних бюджетов, считают в Госдуме

Москва, 16 февраля 2007, 00:33 — REGNUM  Комитет Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям на заседании 15 февраля рассмотрел и рекомендовал к принятию в первом чтении правительственные поправки в Бюджетный кодекс. В заключении комитета, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, представлен целый ряд замечаний к законопроекту.

По словам председателя комитета Мартина Шаккума, "предлагается в рамках Бюджетного кодекса утвердить, по сути, крайне детализированный, на наш взгляд малообоснованный регламент рассмотрения проекта федерального бюджета Думой". "То есть, в федеральном законе должно устанавливаться, например, в каком виде сводятся поправки к закону, кто и как докладывает на пленарных заседаниях Думы по бюджету и так далее. Поправки комитетов-соисполнителей по бюджету предлагается, по сути, не учитывать, поскольку окончательное решение за комитетом по бюджету. То есть, при различных позициях комитетов разногласия на пленарное заседания не выносятся. Зачем вообще тогда нужны комитеты-соисполнители? Я считаю, что процедура рассмотрения законопроекта в Думе - дело Думы и должно регулироваться ее регламентом", - заявил он.

Другая важная проблема, по его словам, изменения в формировании и финансировании инвестиционных расходов. "Во внесенном законопроекте никаких окончательных решений по вопросам ФАИП и федеральных целевых программ нет, - заметил Шаккум. В статье 10 проекта закона буквально написано, что правительство Российской Федерации должно принять свои нормативные правовые акты, решающие все содержательные вопросы ФАИП и федеральных целевых программ, до 1 декабря 2007 г. И определить, цитата: "переходные положения, устанавливающие осуществление бюджетных инвестиций из соответствующих бюджетов в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на 2008 и 2009 гг".

"То есть, правительство за два года подготовки данного законопроекта так и не определилось по наиболее важным вопросам. До конца 2007 г. (если порядки будут еще разработаны к этому сроку), уже приняв бюджет на три года, мы так и не узнаем, что на самом деле произойдет с бюджетными инвестициями", - констатировал он.

Комитет обращает внимание на то, что в законопроекте не устанавливаются требования к утверждению распределения субсидий между субъектами РФ в составе закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Более того, не предусматривается практически никаких требований в отношении целей, порядка формирования, распределения и расходования данных субсидий, объем которых весьма значителен, но, в то же время, выделяется отдельная категория субсидий "на выравнивание обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств".

"По нашему мнению, задача выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ должна решаться исключительно в рамках Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Применение двух различных форм межбюджетных трансфертов, распределение которых производится по различным принципам на решение одной и той же задачи, приведет к неоправданным искажениям в результатах выравнивания бюджетной обеспеченности и, следовательно, снижению эффективности бюджетных расходов. Аналогичное замечание справедливо и в отношении субсидий местным бюджетам", - говорится в заключении комитета.

Отметим, что новая редакция Бюджетного кодекса позволяет субъектам РФ и муниципальным образованиям утверждать бюджет либо на 3 года, либо на 1 год вместе со среднесрочным финансовым планом. Комитет полагает, что субъекты РФ и муниципальные образования не смогут в полной мере использовать трехлетние бюджеты ввиду неопределенности объемов субсидий из федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

Законопроектом предлагается также ввести дополнительные ограничения для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, у которых доля межбюджетных трансфертов и налоговых доходов по дополнительным нормативам в течение двух из трех последних отчетных лет превышала, соответственно, 60 и 70% собственных доходов. Предлагается ввести более жесткие ограничения на предельный размер дефицита, государственного (муниципального) долга и расходов на его обслуживание.

Комитет считает, что "эта позиция малообоснованна", в частности, в связи с тем, что установление более жестких ограничений автоматически приведет к резкому росту количества регионов и муниципальных образований, являющихся нарушителями Бюджетного кодекса, в отношении которых законопроектом предусматривается право Минфина (или финансового органа субъекта Российской Федерации) приостановить предоставление межбюджетных трансфертов. Более того, "никаких требований к порядку реализации данного права в законопроекте не установлено, что ставит субъекты РФ и муниципальные образования в неоправданно высокую зависимость от решений финансовых органов вышестоящих уровней бюджетной системы", подчеркивают в комитете. В то же время действующая редакция кодекса уже обеспечивает учет различий в уровне дотационности регионов и муниципалитетов, поскольку значения предельных ограничений определяются в зависимости от объема собственных доходов соответствующих бюджетов, то есть определяются в относительном, а не абсолютном порядке.

Не только комитет в своем заключении, но и, например, первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов полагают, что полномочия Минфина становятся значительно шире. По мнению Морозова, есть "явный перекос в части полномочий правительства, и, в частности, Минфина по сравнению с парламентом и ныне действующей ситуацией".

Например, в статье 166 законопроекта указано, что "министр финансов РФ имеет право запретить главным распорядителям средств федерального бюджета изменять целевое назначение бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, в том числе на основании представления Счетной палаты России или Федеральной службы финансово-бюджетного надзора", в то время как в действующей редакции данное право действовало исключительно (а не в том числе) на основании соответствующих представлений.

"Исходя из этого, Министр финансов Российской Федерации получает право на указанный запрет и при отсутствии представлений контрольных органов, что к тому же противоречит концептуальным положениям законопроекта в части повышения самостоятельности главных распорядителей средств федерального бюджета", заключает думский комитет по промышленности.

Добавим, что проект федерального бюджета на 2008-2010 гг. предполагается внести в Госдуму в апреле. Последующие проекты законов о бюджете страны правительство должно вносить не позднее 26 августа, одновременно вносится законопроект об исполнении бюджета за предыдущий финансовый год. Между тем отчет за исполнение бюджета в 2006 г. по законопроекту будет внесен до 1 июля, то есть, скорее всего, уже после принятия первого трехлетнего бюджета.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.