Владимир Толстенко - глава подкомитета по вопросам процессуального законодательства Комитета Верховной рады Украины по вопросам правосудия, внефракционный народный депутат Украины.

ИА REGNUM: Нам стало известно, что вы 14 февраля предъявили ультиматум руководству Комитета Верховной рады Украины по вопросам правосудия и покинули заседание комитета. Чем это вызвано?

- Дело в том, что я уже высказывался в прессе по поводу законопроекта № 2659 от 04.12.2006 г. о внесении изменений к Закону Украины "О судоустройстве" касательно передачи полномочий по назначению на руководящие должности в судах от президента Украины в суды. Этот законопроект не идеален, его, возможно, нужно дорабатывать, но уверен в том, что с принципиальной точки зрения он сегодня жизненно необходим. К моему разочарованию, происходит то, о чём я уже упоминал. Судебная реформа не нужна никому - ни действующей власти, которая может только говорить о важности её проведения, ни верхушке судебной власти, ни канцелярии президента. Всех устраивает то, что происходит на данный момент в стране.

Я обменивался мнениями с отдельными народными депутатами, судьями, которые говорят о том, что если мы говорим о Конституции, о разделении ветвей власти, этот проект нужно принимать сейчас, не дожидаясь общей судебной реформы. Приведу пример. Когда в канцелярии президента месяцами лежат документы о назначении председателей и заместителей судов, а затем возвращаются без рассмотрения или по отписке, речь идёт о ненормировании этого процесса, и потому, в данном случае можно говорить о том, что канцелярия президента практически решает за него судьбу судейского корпуса. Кроме того, я вижу здесь прямую заинтересованность, в том числе и коррупционную, в том числе и работников канцелярии президента, в назначении на эти должности тех судей, которые будут принимать соответствующие решения во время выборной кампании или передела собственности.

Я против этого. Поэтому я вынес этот законопроект на объективное рассмотрение депутатов и общественности. Прошли месяцы, "а воз и ныне там". И это притом, что я обращался к соответствующим лицам Верховной рады с просьбой о том, чтобы рассмотреть этот важнейший законопроект как можно быстрее. А почему он важнейший кроме всего остального? Да потому, что абсолютное большинство руководителей судов Украины будут переназначаться в июне 2007 года. А поэтому есть серьёзная заинтересованность, ещё раз повторяю, и коррупционная, в том, чтобы полномочия по их назначению не меняли свою прописку.

И потому я вынужден был объявить руководству комитета ультиматум, о том, что пока не будут рассмотрены указанные выше законопроекты - я не буду являться на заседания комитета. И не важно, какой законопроект будет принят - народного депутата Мендуся или Толстенко - главное, чтобы судебная реформа в этом вопросе происходила в соответствии с Конституцией Украины. К этому хочу заметить, что и ряд других моих законопроектов ждут той же участи, то есть будут похоронены. Вот основные, но не все причины, побудившие меня покинуть заседание комитета. В принципе, под хорошими лозунгами всё сводится к тому, чтоб никакой судебной реформы у нас в Украине не происходило, потому что суды должны быть в руках власти.

ИА REGNUM: Чем же закончилось заседание комитета?

- А тем, что мои два законопроекта № 2715 об обжаловании актов индивидуального действия и № 3041 об изменении состава квалификационных комиссий судей, чтобы не принимать по ним решения, были отложены, якобы по причине отзыва альтернативных проектов, под тем предлогом, что судебную реформу следует рассматривать в комплексе. Вот и получается, что логика одна - говорить много и ничего не делать. Суды нужны послушные, такие, которые напрямую будут исполнять волю властей, в том числе и в судебной.