"Красноярская траектория развития".

("Парламентская газета". 15.02.07. Игорь Каменской)

16-17 февраля пройдет IV Красноярский экономический форум "Индустриальная основа развития России", посвященный обсуждению инвестиционных планов крупных компаний на территории страны и условиям их реализации. По сути, в Красноярске состоится первый за новую историю России форум о новой индустриализации России, о возвращении страны к крупному масштабу экономического планирования на основе принципов государственно-частного партнерства. Не случайно, что он проходит в Красноярском крае - регионе, где интенсивное экономическое развитие прямо связано с реализацией крупных инвестиционных проектов.

В последнее время ежегодные темпы роста инвестиций превышают 30% в год, что вдвое выше среднероссийских показателей. И это при том, что разворот работ по большинству крупных инвестиционных проектов, в том числе по Нижнему Приангарью, только начинается. Как край выходил на эту траекторию развития, в чем заключалась роль ежегодных Красноярских экономических форумов? Первый состоялся в 2004 году практически сразу после принятия краевой администрацией среднесрочной программы развития региона до 2010 года. Нам было важно сверить наши идеи о развитии края с планами инвесторов, сопоставить представления государства и бизнеса о точках роста. Результатом первого форума стала выработка совместных планов администрации края и инвесторов по всем направлениям развития региона - от энергетики и лесопромышленного комплекса до сельского хозяйства и малого бизнеса. Это были своего рода "инвестиционные" общественные слушания программы развития, после проведения которых мы убедились, что движемся в правильном направлении, а инвесторы - что с администрацией края можно и нужно работать. Второй форум совпал по времени с подготовкой референдума об объединении Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Тогда мы предложили "инвестиционный" проект объединения края с округами, базирующийся на выработанной в рамках подготовки форума доктрине так называемой "Новой индустриализации Сибири".

Как нам удалось превратить объединение края с округами в проект экономического развития? Индустриально развитый и донорский Красноярский край объединяется с округами, на данный момент дотационными, но невероятно богатыми природными ресурсами, развивает их экономический потенциал в сотрудничестве с федеральной властью и крупными инвесторами. Запуск на территории объединенного региона совокупности новых крупных инвестиционных проектов позволяет краю заметно нарастить доходную базу и по истечении трехлетнего переходного периода без ущерба для них отказаться от финансовых трансфертов для Таймыра и Эвенкии. Выгода региона - включение в экономический оборот богатейшего природно-ресурсного потенциала округов. Выгода Федерации - в ускорении экономического развития на Востоке страны. Выгода бизнеса - в федеральных и краевых инвестициях в инфраструктуру. На этом принципе и был основан указ Президента Владимир Путина о развитии объединенного Красноярского края, который, в частности, включал в себя меры по освоению Ванкорского нефтяного месторождения, достройке Богучанской ГЭС, строительству хаба на базе красноярского аэропорта, переселению жителей края из ветхого северного жилья на юг края и др. Все эти проекты сегодня реализуются: "Роснефть" начала освоение Ванкорского проекта, предполагающего порядка 5 млрд долларов инвестиций, ГидроОГК совместно с РУСАЛом в рамках проекта БЭМО осуществляет достройку Богучанской ГЭС на 1,8 млрд долларов, развивается красноярский хаб: государство вкладывается в инфраструктуру, бизнес - в аэропорт.

Второй форум также внес свой вклад в общероссийскую дискуссию об укрупнении регионов. Мы предостерегали от кампанейщины в этом тонком деле, настаивая на обязательной экономической обоснованности любых интеграционных процессов, и, на мой взгляд, были услышаны.

Третий Красноярский экономический форум расширил свою тематику до масштабов всей Сибири и Дальнего Востока. На нем рассматривались более 100 крупнейших инвестиционных проектов на территории Сибири и Дальнего Востока на общую сумму более 230 млрд долларов. Крупнейшие из них были представлены на выставке инвестпроектов форума. Мы отметили глубочайший интерес крупного российского бизнеса к реализации на территории Востока страны масштабных инвестиционных проектов, однако выявили серьезные инфраструктурные ограничения, которые мешают реализации этого потенциала. 90% представленных проектов не могут быть осуществлены без соответствующего развития транспортной, электросетевой или социальной инфраструктуры за счет государства. На форуме состоялось знаменательное для края событие: ОАО "Корпорация развития Красноярского края" подала заявку на средства Инвестиционного фонда РФ по инвестиционному проекту "Комплексное развитие Нижнего Приангарья", дав недвусмысленный ответ на вопрос об источниках и экономической эффективности развития инфраструктуры на Востоке страны. Согласно проекту, каждый рубль, инвестированный государством в инфраструктуру Приангарья, генерирует более 5 рублей частных инвестиций в новые промышленные проекты - Богучанскую ГЭС, алюминиевый завод, целлюлознобумажный комбинат, а именно 32,4 млрд руб. государственных инвестиций создают условия для частных инвестиций на сумму 179 млрд руб. При этом государство за 10 лет трижды возвращает свои вложения в Приангарье в виде налогов предприятий нового промышленного района - говоря банковским языком, государство, инвестируя в инфраструктуру Прингарья, размещает свои средства с доходностью 49% годовых!

Не случайно проект развития Приангарья стал одним из первых получателей средств Инвестфонда. Мы считаем, что обоюдно эффективное (для государства и бизнеса) освоение территории Сибири и Дальнего Востока абсолютно возможно: нам важно развивать именно те инфраструктурные сети, строительство которых будет генерировать максимальный экономический эффект, окажется максимально востребованным бизнесом.

IV Красноярский экономический форум, начинающий свою работу на этой неделе, посвящен еще боле важной в федеральном масштабе теме и называется "Индустриальная основа развития России". Его участники обсудят более 250 крупнейших инвестиционных проектов на общую сумму порядка 400 млрд долларов. Цель форума - анализ и обсуждение результатов комплексного исследования инвестиционных стратегий и планов крупных компаний - лидеров основных отраслей российского хозяйства. Итоги исследования будут представлены в виде электронного атласа "Новая экономическая география России", а также в форме официального доклада IV Красноярского экономического форума. В рамках форума состоится Инвестиционная комиссия по отбору очередных проектов, претендующих на средства Инвестиционного фонда РФ, пройдут презентации десятков крупных инвестиционных проектов компаний, рассчитывающих на господдержку своих инвестиционных стратегий.

Игорь КАМЕНСКОЙ, член Совета Федерации, представитель от совета администрации Красноярского края

"Александр Хлопонин: "В Красноярском крае созданы все условия для быстрого экономического роста".

("Красноярский рабочий", 15.02.07, Владимир Пантелеев)

16-17 февраля на берегах Енисея пройдёт IV Красноярский экономический форум "Индустриальная основа России". Накануне форума губернатор Красноярского края Александр Хлопонин ответил на вопросы нашего корреспондента. - Александр Геннадиевич, проведение экономических форумов в Красноярске стало уже доброй традицией. Но, как известно, подобные форумы проводятся и в Иркутске, и в Санкт-Петербурге, и в Краснодаре, и в других российских городах. Каковы, на Ваш взгляд, отличительные черты красноярского форума? И какова, с Вашей точки зрения, эффективность подобных мероприятий для развития экономики региона?

- Главная причина востребованности той или иной дискуссионной площадки - чётко очерченный круг обсуждаемых проблем, актуальных для большой части участников политических и экономических процессов в данной стране, на континенте или в мировом сообществе. Очевидно, что даже чрезвычайно представительный Санкт-Петербургский форум объективно не в состоянии охватить весь спектр задач, которые нуждаются в широком общественном обсуждении и всесторонней экспертной оценке.

Именно поэтому в России появлялись всё новые и новые экономические форумы. Некоторые из них постепенно "ушли" в политику, другие приобрели отраслевую специфику, но все они в первую очередь остаются событиями экономической жизни нашей страны. В процессе своего развития Красноярский форум занял собственную и крайне востребованную на сегодняшний день нишу - мы создали площадку для конструктивного диалога между бизнесом и властью о перспективах индустриального развития России. Почему эта проблематика стала столь актуальной для нашего государства? Потому что именно промышленное развитие - основа социально-экономического роста в Зауралье, в Сибири и на Дальнем Востоке. Они - так, для сведения - занимают две трети территории нашей страны и являются одним из главных источников ресурсов не только для российской, но и для мировой экономики. Эффективность Красноярского форума для российской экономики в целом и для нашего края в частности мы можем оценить, проследив историю принятых там решений. Все основные темы, вынесенные в Красноярске на обсуждение, получили самое серьёзной развитие. После первого форума в 2004 году начался массированный приток инвестиций в региональную экономику и уже через 2 года только в крае он достиг рекордных 100 млрд рублей; второй - продемонстрировал экономическую целесообразность объединения Красноярского края с Эвенкией и Таймыром. Крупнейшие для современной России инвестиционные проекты, представленные на III Красноярском экономическом форуме "Развитие востока России", уже реализуются, а это новые рабочие места, дополнительные налоговые поступления в бюджеты разного уровня, и объём их увеличивается в арифметической прогрессии. Не сомневаюсь, что IV Красноярский экономический форум - "Индустриальная основа развития России" - принесёт столь же позитивные результаты. Полагаю, все мы понимаем: реальные последствия для экономики - это и есть главный показатель эффективности любого экономического мероприятия.

- Предстоящий форум впервые проводится в рамках объединённого Красноярского края. Повлияло ли это существенно на состав и географию его участников, проблемы, поднимаемые на форуме? Какие основные вопросы вынесены на форум и почему?

- Вообще-то расширение состава участников и круга вопросов, обсуждаемых в Красноярске, началось сразу же после II экономического форума, который и был, собственно, посвящён объединению. Уже тогда мы вышли за рамки проблематики одного региона. И тогда, и сейчас экономический форум в Красноярске работал и работает на опережение, на завтрашний день. Вероятно, именно поэтому тематика (и соответственно состав участников) в который раз приобретает общероссийскую значимость. Власть и бизнес в России осознали всю важность социально-экономического развития восточных регионов страны и невозможность решить эту задачу без синхронизации стратегий развития государства и частных инвесторов. Именно эта тема и станет на IV форуме ключевой - обсуждать её будут представители министерств, главы регионов и крупнейших компаний, ведущие эксперты с мировым именем. В последние годы в России заметно активизировался инвестиционный процесс, и для того чтобы ещё более интенсифицировать его, необходимо снять ряд препятствий - законодательных, организационных, инфраструктурных. Но самое главное - согласовать планы бизнеса и государства. Как хозяева форума мы заинтересованы и в предметном обсуждении перспектив развития Красноярского края. Особое внимание - совместной работе государства и бизнеса по созданию Сибирского федерального университета, стратегии развития экономики районов и малых городов края.

Также в ходе Красноярского форума планируется провести очередное заседание федеральной Инвестиционной комиссии, где будут представлены несколько крупных проектов и новые инструменты государственно-частного партнёрства. Часть этих проектов будет реализована на территории нашего края. Есть ещё ряд интересных идей и предложений, однако мне не хотелось бы раскрывать всех секретов. Приходите на форум.

- Как ожидается, на форуме Вы выступите с докладом "Россия на пороге новой индустриализации". Что Вы понимаете под новой индустриализацией России и каково место Красноярского края в этой новой индустриализации? Какие проблемы стоят на этом пути и насколько успешно они решаются?

- Новая индустриализация сегодня является одним из ключевых направлений российской экономики. Главная идея - развитие мощного промышленного потенциала восточной части нашей страны через реализацию крупных инвестиционных проектов. Основная проблема индустриального роста - отсутствие системного анализа направлений развития экономики в соответствии со стратегическими планами крупных промышленных корпораций. Если государство возьмёт на себя решение задачи по развитию инфраструктуры в наиболее перспективных с точки зрения бизнеса территориях, мы получаем мощный стимул для промышленного развития в самых "глухих" районах, которые уже многие десятилетия ходят в роли "богатых невест на выданье".

Новая индустриализация - это стратегия, которая состоит в детальном анализе промышленной основы экономического роста и разработке экономической политики государства, отвечающей потребностям инвесторов и особенностям экономического потенциала регионов. Сейчас уже очевидно, что для реализации крупных инвестиционных проектов необходимо сотрудничество трёх равно заинтересованных в этом сторон - государства в лице федеральных и региональных властей, а также частных инвесторов. Пока самая эффективная форма такого сотрудничества - государственно-частное партнёрство, где государство отвечает за формирование инфраструктуры, а бизнес - за реализацию эффективных инвестиционных проектов. Образцово-показательный пример - проект комплексного развития Нижнего Приангарья.

Эффективные инструменты государственно-частного партнёрства у нас есть, и применяются они вполне успешно - это видно на примере федерального Инвестиционного фонда. Однако количество качественных, детально проработанных проектов уже сейчас заметно больше, чем средств в Инвестфонде. Очевидно, что перечень таких инструментов нужно расширять. Как я уже говорил, эта тема на VI Красноярском форуме будет обсуждаться детально.

- Можно ли говорить о том, что в Красноярском крае начался новый экономический рывок? Если да, то в чём это выражается? - В Красноярском крае созданы все условия для быстрого экономического роста. Целый ряд крупных инвестиционных проектов (они все на слуху - Богучанская ГЭС, Ванкор, алюминиевый завод в Кодинске, объездная дорога с мостом через Енисей и т. д.) уже реализуется. Всё только начинается, а краевой бюджет уже получил ощутимые дивиденды. Благодаря этому мы смогли запустить целый ряд крупных долгосрочных социальных программ - мы их назвали "четыре Д".

Однако нужно двигаться дальше. Задача, которую мы ставим перед собой и которая не так давно вновь была поставлена президентом, - переход от добычи к развитию перерабатывающих отраслей.

На достижение этой цели и направлен проект комплексного развития Нижнего Приангарья, в ходе которого на нашей территории должны появиться крупные предприятия по глубокой переработке сырья - металлургические, лесоперерабатывающие и лесохимические, газо- и нефтеперерабатывающие, газо- и нефтехимические. Последние две отрасли для Красноярского края практически новые - пока у нас есть лишь относительно небольшой НПЗ в Ачинске, и это серьёзнейший источник дополнительных налоговых поступлений и роста общего уровня жизни в нашем регионе.

Развитие крупной промышленности неизбежно повлечёт за собой активизацию малого и среднего бизнеса - строительства, торговли, сферы услуг, причём не только в Красноярске, но и в районах, малых городах. Это наша принципиальная позиция. В частности, из миллиона квадратных метров жилья, которые планируется построить в крае в 2007 году, 400 тысяч должны быть на селе. В администрации разработана программа пространственного развития Красноярского края, которая будет представлена общественности и экспертному сообществу в ближайшее время. Главная её цель - стимулировать наши районы и города к развитию. Мы уходим от принципа простого перераспределения средств между территориями. Важнейшим критерием для получения дополнительных средств из краевого бюджета станет поиск максимально эффективных направлений социально-экономического развития для каждого района, города или посёлка.

Я твёрдо знаю - в Красноярском крае нет неперспективных территорий. Потенциал есть у всех - просто нужно найти наиболее эффективные направления развития, разработать проект и представить его. Мы поможем реализовать самые амбициозные планы, если нам докажут: это существенно повысит уровень жизни людей на данной территории.

"400 миллиардов долларов".

("Красноярский рабочий", 15.02.07, Лина Несмеянова)

13 февраля, за два дня до официального открытия IV Красноярского экономического форума "Индустриальная основа развития России", его организаторы провели пресс-конференцию. От администрации края перед журналистами выступил заместитель губернатора, руководитель постоянного представительства Совета администрации Красноярского края при Правительстве Российской Федерации Анатолий Тихонов, о принципиальных подходах к проведению мероприятия рассказал директор Института региональной политики Булат Столяров.

Основные темы форума были сформулированы следующим образом:

- инвестиционные стратегии и планы крупных корпораций и условия их реализации;

- проблематика инфраструктурного развития страны;

- кадровое обеспечение экономического роста;

- инструменты государственно-частного партнёрства федерального, регионального и муниципального уровня.

Официальным документом форума будет доклад Института региональной политики, представляющий результаты годового исследования совокупности инвестиционных планов лидеров основных отраслей российской экономики на общую сумму более 400 млрд долларов. Материалы исследования лягут в основу электронного атласа "Новая экономическая география России", презентация которого состоится в ходе форума.

Итогом проведения мероприятия должна стать реализация конкретных проектов. Ожидается, что министр Минэкономразвития Герман Греф будет одним из участников форума, с Министерством транспорта подпишут соглашение о строительстве на базе нашего аэропорта Емельяново международного хаба. Лидеры группы компаний "КамАЗ" хотят договориться с Грефом о поддержке строительства крупного сервисного центра, размещении своего агрегатного производства и завода прицепной техники на территории края. СУЭК и энергетики тоже намерены объявить о начале реализации своих новых проектов и подписать соответствующие бумаги. Считается, что небывалая инвестиционная активность, образовавшаяся в нашем крае, непременно станет предметом зависти руководителей других регионов России. Организаторы форума дают этим ответственным людям возможность быть столь же успешными. Выступить перед представительным собранием и рассказать о собственной привлекательности и желании привлечь инвестиции. Тем более что очередное заседание комиссии по отбору инвестпроектов, претендующих на получение государственной поддержки за счёт средств Инвестиционного фонда РФ, пройдет прямо на нашем Красноярском форуме.

На этом заседании планируется рассмотреть два проекта. Один из них - "Строительство и последующая эксплуатация многопрофильного перегрузочного комплекса Юг-2". Цель комплекса - создание в акватории Балтийского моря комплексной транспортной инфраструктуры в области портовой логистики: строительство причалов, инженерных объектов, автомобильных и железных дорог, площадок для хранения, складов, производственных цехов, объектов подсобного и обслуживающего назначения. Срок реализации проекта - 3 года. Объём финансирования - 8,42 млрд руб. Средства, запрашиваемые из Инвестиционного фонда, составляют 2,42 млрд руб. от общей суммы инвестиций по проекту, или, в долевом выражении, 29 процентов от суммарных инвестиций в проект. Другой - "Разработка проектной документации для строительства Южной трансрегиональной водной системы". В результате реализации проекта должна быть создана инфраструктура, позволяющая решить проблему водоснабжения в четырёх субъектах РФ: в Республике Калмыкии, Ставропольском крае, Волгоградской и Астраханской областях. Проектно-сметная документация (ПСД) строительства должна быть разработана в течение одного года, стоимость ПСД составит 2,18 млрд руб. В субботу, 17 февраля, на стадионе "Динамо" в рамках всё того же экономического форума пройдут соревнования по биатлону между командами федеральных чиновников, администрации Красноярского края, федеральных инвесторов и регионального бизнеса. Участники и зрители забега смогут сделать пожертвования, которые будут переданы в фонд программы "Детское сердце". На собранные деньги будут прооперированы дети-очередники краевого кардиологического центра. Так что проведение очередного Красноярского экономического форума - это не только обсуждение вопросов нашего счастливого будущего. Для некоторых из нас это в прямом смысле вопрос жизни и смерти.

"Территория инвестиционного развития".

("Красноярский рабочий", 15.02.07)

Красноярский край вышел в лидеры по привлечению инвестиций и становится общероссийской площадкой для обсуждения перспектив развития промышленности.

16-17 февраля в Красноярске пройдёт IV Красноярский экономический форум "Индустриальная основа развития России", посвящённый обсуждению инвестиционных планов крупных компаний на территории страны и условиям их реализации. По сути, в Красноярске завтра состоится первый за новую историю страны форум о новой индустриализации России, о возвращении страны к крупному масштабу экономического планирования на основе принципов государственно-частного партнёрства. Не случайно форум проходит в Красноярском крае - регионе, где интенсивное экономическое развитие прямо связано с реализацией крупных инвестиционных проектов. В последнее время ежегодные темпы роста инвестиций превышают 30% в год, что вдвое выше среднероссийских показателей. И это при том, что разворот работ по большинству крупных инвестиционных проектов, в том числе по Нижнему Приангарью, только начинается. Как Красноярский край выходил на эту траекторию развития, в чём заключалась роль ежегодных красноярских экономических форумов? Первый форум состоялся в 2004 году, практически сразу после принятия краевой администрацией среднесрочной Программы развития региона до 2010 г. Нам было важно сверить наши идеи о развитии края с планами инвесторов, сопоставить представления государства и бизнеса о точках роста. Результатом первого форума стала выработка совместных планов администрации края и инвесторов по всем направлениям развития региона - от энергетики и лесопромышленного комплекса до сельского хозяйства и малого бизнеса. Это были своего рода "инвестиционные" общественные слушания программы развития, после проведения которых мы убедились, что движемся в правильном направлении, а инвесторы - что с администрацией края можно и нужно работать.

Второй форум совпал по времени с подготовкой референдума об объединении Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. На форуме мы предложили "инвестиционный" проект объединения края с округами, базирующийся на выработанной в рамках подготовки форума доктрине так называемой новой индустриализации Сибири.

Как нам удалось превратить объединение края с округами в проект экономического развития? Индустриально развитый и донорский Красноярский край объединяется с округами, на данный момент дотационными, но невероятно богатыми природными ресурсами, развивает их экономический потенциал в сотрудничестве с федеральной властью и крупными инвесторами. Запуск на территории объединённого региона совокупности новых крупных инвестиционных проектов позволяет краю заметно нарастить доходную базу и по истечении трёхлетнего переходного периода без ущерба для них отказаться от финансовых трансфертов для Таймыра и Эвенкии. Выгода региона - включение в экономический оборот богатейшего природно-ресурсного потенциала округов. Выгода Федерации - в ускорении экономического развития на Востоке страны. Выгода бизнеса - в федеральных и краевых инвестициях в инфраструктуру, необходимую для запуска крупных инвестиционных проектов.

На этом принципе и был основан указ президента РФ В. В. Путина о развитии объединённого Красноярского края, который, в частности, включал в себя меры по освоению Ванкорского нефтяного месторождения, достройке Богучанской ГЭС, строительству хаба на базе красноярского аэропорта, переселению жителей края из ветхого северного аварийного жилья на юг края и др. Все эти проекты сегодня реализуются: "Роснефть" начала освоение Ванкорского проекта, предполагающего порядка 5 млрд долларов инвестиций, ГидроОГК совместно с "Русалом" в рамках проекта БЭМО осуществляет достройку Богучанской ГЭС на 1,8 млрд долларов, развивается красноярский хаб: государство вкладывается в инфраструктуру, бизнес - в аэропорт. Второй форум также внёс свой вклад в общероссийскую дискуссию об укрупнении регионов. Мы предостерегали федерацию от "кампанейщины" в этом тонком деле, настаивая на обязательной экономической обоснованности любых интеграционных процессов, и, на мой взгляд, были услышаны.

Третий Красноярский экономический форум расширил свою тематику до масштабов всей Сибири и Дальнего Востока. На форуме рассматривались более 100 крупнейших инвестиционных проектов на территории Сибири и Дальнего Востока, на общую сумму более 230 млрд долларов. Крупнейшие из них были представлены на выставке инвестпроектов форума. Мы отметили глубочайший интерес крупного российского бизнеса к реализации на территории Востока страны масштабных инвестиционных проектов, однако выявили серьёзнейшие инфраструктурные ограничения, которые мешают реализации этого потенциала. 90% представленных проектов не могут быть осуществлены без соответствующего развития транспортной, электросетевой или социальной инфраструктуры за счёт государства. На форуме состоялось знаменательное для края событие - ОАО "Корпорация развития Красноярского края" подала заявку на средства Инвестиционного фонда РФ по инвестиционному проекту "Комплексное развитие Нижнего Приангарья", дав недвусмысленный ответ на вопрос об источниках и экономической эффективности развития инфраструктуры на Востоке страны. Согласно проекту, каждый рубль, инвестированный государством в инфраструктуру Приангарья, генерирует более 5 рублей частных инвестиций в новые промышленные проекты - Богучанскую ГЭС, алюминиевый завод, целлюлозно-бумажный комбинат, а именно 32,4 млрд руб. государственных инвестиций создают условия для частных инвестиций на сумму 179 млрд руб. При этом государство за 10 лет трижды возвращает свои вложения в Приангарье в виде налогов предприятий нового промышленного района, то есть, говоря банковским языком, государство, инвестируя в инфраструктуру Приангарья, размещает свои средства с доходностью 49% годовых! Не случайно проект развития Приангарья стал одним из первых получателей средств инвестфонда. Мы считаем, что обоюдно эффективное (для государства и бизнеса) освоение территории Сибири и Дальнего Востока возможно: нам важно развивать именно те инфраструктурные сети, строительство которых будет генерировать максимальный экономический эффект, окажется максимально востребованным бизнесом.

IV Красноярский экономический форум, начинающий свою работу на этой неделе, посвящён ещё более важной в федеральном масштабе теме и называется "Индустриальная основа развития России". Его участники обсудят более 250 крупнейших инвестиционных проектов на общую сумму порядка 400 млрд долларов. Цель форума - анализ и обсуждение результатов комплексного исследования инвестиционных стратегий и планов крупных компаний - лидеров основных отраслей российского хозяйства. Итоги исследования будут представлены в виде электронного атласа "Новая экономическая география России", а также в форме официального доклада IV Красноярского экономического форума. В рамках форума состоится инвестиционная комиссия по отбору очередных проектов, претендующих на средства Инвестиционного фонда РФ, пройдут презентации десятков крупных инвестиционных проектов компаний, рассчитывающих на господдержку своих инвестиционных стратегий. IV Красноярский экономический форум - для тех, кто готов на деле участвовать в новой индустриализации России.

Игорь КАМЕНСКОЙ, член Совета Федерации.

"Депутаты целуют руки, игроки кусают локти".

("Красноярский рабочий", 15.02.07, Эрих Пырх)

Вчера на третьем заседании XXI сессии ЗС после бурных дебатов депутаты приняли во втором чтении закон о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр на территории края.

Повестка, насчитывавшая всего два десятка вопросов, исчерпывалась ударными темпами, пока не настал черёд нашумевшего законопроекта. Примечательно, что незадолго до эмоциональной дискуссии, растянувшейся на полтора часа, народные избранники за считаные секунды единогласно приняли законопроект, повышающий до максимально допустимых ставки налога на игорный бизнес (125 тысяч рублей за один игровой стол). За семь месяцев нынешнего года эта мера поможет увеличить поступления в бюджет по налогу на игорный бизнес почти на девять миллионов рублей. Между тем потери краевой казны из-за запрета азартных игр исчисляются куда более весомыми суммами. Правда, в цифрах единства нет: счётная палата говорит о 112 миллионах рублей выпадающих доходов, краевая администрация - о двухстах, а раздосадованные бизнесмены - чуть ли не о пятистах миллионах. Именно письма, обращения и воззвания ряда ассоциаций, объединяющих владельцев игорных заведений, раздули пламя широкой дискуссии вокруг законопроекта, принятого на минувшей сессии в первом чтении без особых эксцессов. С подачи некоторых СМИ в народе начали расползаться слухи о том, что кое-кого из депутатов пытаются купить, чтобы не допустить принятия закона, лишающего барышей воротил сомнительного бизнеса.

Сумятицу в стройные ряды парламентариев внёс Василий Нечаев. Он предложил ко второму чтению поправку, объявляющую "амнистию" для крупных игорных заведений. По мнению Алексея Клешко, эта поправка выхолащивает суть законопроекта. К тому же Нечаев не присутствовал ни на заседании профильной комиссии, ни на вчерашней сессии, зато накануне он ночью звонил Клешко и просил дать возможность самому доложить о своей инициативе позже. На это Александр Усс заметил, что при всём уважении к Василию Семёновичу нельзя откладывать обсуждение вопроса в целом, а его поправку депутаты пусть оценят голосованием в отсутствие коллеги.

Масла в огонь подлила Валентина Бибикова, выступившая с резким заявлением "о двойных стандартах в ЗС при принятии различных законов". Она напомнила, что так и не смогла вынести на рассмотрение законопроект о льготах по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку там не было финансово-экономического обоснования. В материалах к проекту закона о запрете азартных игр ФЭО также отсутствует, однако ему почему-то дали "зелёный свет". Ясность чуть позже внесло экспертно-правовое управление ЗС. Оказывается, ФЭО строго необходимо тогда, когда законопроект требует дополнительных финансовых затрат, а тут, напротив, налицо многомиллионные потери бюджета.

Впрочем, Всеволоду Севастьянову было "смешно говорить" о выпадении такой части доходов при 16-миллиардных дополнительных поступлениях в бюджет за прошлый год. Самое страшное, считает депутат, что азартные игры вбивают людям в голову порочный принцип, дескать, надо ловить удачу, а не работать. Безоговорочно высказавшись в поддержку закона, Севастьянов призвал азартных людей заниматься спортом и нести деньги домой детям, а не оставлять их в казино. Марина Добровольская предложила провести поимённое голосование, чтобы быть честными перед избирателями. Её поддержал Владимир Горлов и другие.

Оригинальной оказалась позиция Александра Шведова. Сначала он сравнил "основанный на человеческих пороках" игорный бизнес с алкогольным, табачным и сутенёрским. Сказал, что нельзя ставить игровые автоматы в общественных местах, дабы не искушать старых и малых случайной наживой. Затем призвал руководствоваться здравым смыслом вместо политического популизма и подчеркнул, что в казино ходят не нищие пенсионеры, а богачи - так пускай оставляют там свои денежки. Если всё махом запретить, возникнет сеть подпольных казино и игорных домов, которые будет контролировать преступный бизнес. Этот закон, особенно без поправки Нечаева, - подарок криминальному миру, подытожил Шведов. Александр Усс оценил его "своеобразную аргументацию", но подметил, что она была бы уместна в Госдуме на этапе обсуждения президентской инициативы о ликвидации казино и создании особых игорных зон. А коль скоро решение об этом уже принято, нечего и огород городить - теперь речь идёт лишь о сроках запрета.

Заместитель председателя ЗС Анатолий Ромашов красочно обрисовал зарождение в начале 90-х "технологии обмана", проведя параллель между вокзальными напёрсточниками и финансовыми пирамидами вроде МММ и ААА. Со временем "игруны" переместились с вокзалов и аэропортов в центр города, обзавелись добротными зданиями с яркой иллюминацией и зазывными картинками, "стали гордо выпрямляться", а теперь вот пишут красивые письма в свою защиту типа тех, что строчил небезызвестный Мавроди. "Сейчас настал момент истины", - обратился к залу Ромашов, ратуя за принятие закона.

Олег Пащенко выразил опасение, что документ будет "зарублен" просто потому, что на сессии слишком мало депутатов (из 42 зарегистрировался 31). Некоторые жители края, говорившие на эту тему с Пащенко, были настроены пессимистично - или кворума не будет, или ещё по какой причине сорвётся положительное голосование. Тогда к рассмотрению закона ЗС сможет вернуться только через два месяца.

Комичную сцену спровоцировал Леонид Федотенко. Он осерчал на одну из красноярских телекомпаний, выставившую его лоббистом интересов игорного бизнеса. Депутат воспринял это как давление и пообещал, что воздержится при голосовании из принципа, а также потому, что в законе должны быть чётко прописаны "механизмы запрета". В ответном слове редкий гость на сессиях Вадим Востров выдвинул такое условие: если Федотенко проголосует "за", он, Востров, извинится, и более того, "готов поцеловать руку Леониду Ивановичу".

В итоге поправку Нечаева поддержали всего два депутата, а в целом за законопроект во втором чтении высказались 29. Шведов, как и предупреждал, воздержался, а вот Федотенко вообще не голосовал, так что поцелуй, очевидно, не заработал. Если губернатор подпишет принятый закон (а он заверял, что готов это сделать незамедлительно), с 1 июля на территории края деятельность по организации и проведению азартных игр будет запрещена. Кто будет от этого в выигрыше, покажет время.

"Миллиард... Это сколько в килограммах?".

("Сегодняшняя газета", 15.02.07)

Заместитель руководителя управления ФНС России по Красноярскому краю Александр Петрик провел пресс-конференцию "Итоги декларационной кампании 2006 года и особенности декларационной кампании 2007 года". На ней было названо количество красноярских миллионеров и миллиардеров. В крае зарегистрировано 1.370 человек, чьи доходы превышают миллион рублей. Из них 104 жителя региона имеют доходы от одного до 10 млн рублей, 267 - от 10 до 100 млн рублей, 49 человек - от 100 до 500 млн, 10 человек имеют доходы от 500 млн до миллиарда. А четверо вообще указали доходы более миллиарда рублей. Как отметил Александр Петрик, основной вид занятости красноярских миллионеров - предпринимательство, а также работа на рынке ценных бумаг.

"Стая товарищей".

("Комок", 14.02.07, Юрий Негода)

Или Как важно быть серьезным.

Крайне опрометчиво было бы рассматривать грядущие выборы в Законодательное собрание края как "просто выборы", "еще одни выборы" или даже с закидоном - "соревновательный процесс".

Речь идет совсем о другом. Типично российский вариант: верное решение требует всего наличного здравого смысла, неверное решение чревато катастрофой. Причем катастрофой полномасштабной, не какой-нибудь там фигурой речи. Не хотелось бы никого шантажировать и запугивать, поэтому просто и без эмоций - вспомните, каким было состояние края лет пять назад. Как отметил в одном из давних интервью Вадим Медведев, тогда еще заместитель губернатора, "люди были яркие" - но яркость достигалась за счет перманентного конфликта всех со всеми. Исполнительная власть воевала с законодательной, но это бы еще полбеды - в конце концов, это вообще норма, главное, чтобы без поножовщины-уголовщины. Но ведь и внутри себя исполнительная власть дралась! И законодатели внутри себя то и дело забивались под ковер, а затем выбрасывали наружу чей-нибудь политический труп. Создавались и рассыпались коалиции; некоторые из них были совсем уж причудливыми - скажем, Людмила Селиванова и Павел Струганов. Второе место по причудливости после блока "Наши". Вот эта обстановка тотального Версаля, смуты, вся атмосфера, как будто пропитанная ядом, - все это делало жизнь рядового избирателя, безусловно, много интереснее. У нас люди действительно начали интересоваться ПОЛИТИКОЙ, более того, многие поверили, что то, что они наблюдают в здании на Мира, 110, и есть ПОЛИТИКА. К сожалению, они ошибались. Имел место передел собственности и предшествующий данному переделу передел влияния. В каких условиях возможен подобный передел? Когда существует несколько смещающихся центров силы - они сходятся и расходятся, как волчки, запущенные чьей-то рукой. А вот когда такой передел невозможен абсолютно - это когда установлены единые для всех правила игры, и они НЕ МЕНЯЮТСЯ. Причем было бы ошибочно делать вывод, что подобное положение вещей может обеспечить только твердая вертикаль власти, только единоначалие. Ничего подобного, и на федеральном уровне мы видим тому многочисленные подтверждения: никакая вертикаль власти не окажется достаточно твердой, чтобы пробить сердца людей. Люди могут бояться, но они не верят и таят злобу. Сегодняшняя стабильность в крае не результат усилий чьей-либо единственной политической воли, это продукт ОБЩЕСТВЕННОГО согласия. В результате самых скандальных и грязных выборов в истории края, ряда каких-то совершенно случайных совпадений, фраз, переговоров в буквальном смысле на ощупь красноярские элиты сумели установить хрупкий, но единственно возможный консенсус - это такое положение, в котором всех все, по большому счету, устраивает. В самом деле, кто у нас обижен? Кто не получил того, к чему стремился? И Александр Викторович, и Александр Геннадиевич, и Петр Иванович, и Владислав Юрьевич, и Анатолий Петрович - все как нельзя более на месте. Тютелька в тютельку. "А вы, друзья, как ни садитесь, все в депутаты не годитесь", - могли бы сказать эти поименованные нами счастливчики оставленным за бортом маргиналам. Но не тут-то было! Смута стремится к реваншу и нагревает атмосферу. Лишние людишки липнут к лацканам и лживо льстят.

Давайте спокойно разберемся в последствиях нарушения баланса интересов, которые очевидны уже сегодня. Давайте представим такую ситуацию. В результате выборов значительное число голосов получает одна из партий, не являющихся "Единой Россией". Это вполне вероятно, не так ли? Лидер означенной партии, осознав всю свою ответственность (новому составу ЗС выдвигать кандидатуру губернатора как-никак), у нас на глазах трогается умом и начинает вести себя в стиле камаринского мужика. Хочу, мол, казню, хочу - помилую. Как моя левая нога велит. Пока камаринского мужика коллеги-депутаты будут приводить в чувство, пройдет драгоценное время - и потянутся восвояси всякие там "ГидроОГК" и "Русалы", поскольку-де "деньги любят тишину", и вообще "вы пока подеритесь, мы потом подтянемся". Кстати, о "Русапах" и прочих ФПГ! Почему сегодня в край тянутся именно эти "и прочие"? Почему "дочка" РАО ЕЭС "ГидроОГК" не боится вступать в альянс с "Базовым элементом", а "Славнефть" осваивает север края наперегонки с "Роснефтью"? Потому что действуют единые для всех правила игры, которые, по ощущениям инвесторов, не будут изменены без предупреждения. Роковой ошибкой для губернатора было бы хотя бы на момент зарекомендовать себя человеком "Норникеля" или просто не самым большим доброжелателем Дерипаски. К его чести, таких рекомендаций пока и не наблюдалось. Что, увы, не гарантирует того же и в будущем. Это еще один вариант выхода из равновесия.

Наконец, третий вариант - это стремление при сохранении прежнего статус-кво в законодательной и исполнительной власти (плюс-минус, разумеется) как можно быстрее "показать хороший результат". То есть доказать нам, избирателям, что мы не ошиблись, избрав меньшинством голосов именно такую конфигурацию. Мы надеемся, что опыт "экономического рывка" губернатора и его команду кое-чему научил: рывок произошел несколько позже, причем масштабнее, чем ярые союзники Хлопонина могли бы предположить в 2002 году; однако губернатору и сейчас, и весьма иронически припоминают этот его "рывок", равно как Ельцину припоминали рельсы. Кстати, тогда этот "рывок" обошелся краю в два года умиротворяющей и чрезвычайно затратной социальной политики. Короче говоря, хотелось бы поблагодарить существующую власть за то, что она незаметна. Надеемся, что она останется таковой и после выборов. Нас вполне устраивает растущее число нулей в колонке "приход". Все остальное - белый шум.

"Социальная тригонометрия". ("Сегодняшняя газета", 15.02.07, Александр Самойлов)

Казалось, совсем недавно на заседании совета администрации края специально приглашенный президент "Роснефти" Сергей Богданчиков делал доклад о планах компании по освоению Ванкорского месторождения. Демонстрировал с помощью проектора диаграммы, графики. Всё это виделось такой теорией. И вот прошло полтора года. Изменилось многое.

К ПРИМЕРУ, в июле 2005-го г-н Богданчиков полагал, что на Ванкоре 150 млн тонн нефти, а сейчас точно знает, что 400. Нефть тогда стоила 55-56 долларов за баррель - сейчас примерно так же. Соответственно, согласно тогдашним расчетам за всё время эксплуатации Ванкора предполагалось выручить 80 млрд долларов, из них 38 млрд отдать в бюджеты всех уровней, конкретно Красноярскому краю - четыре миллиарда. На Ванкоре 8 февраля сего года цифры прозвучали совсем другие: всего планируется получить 180 миллиардов выручки, из них 130 - фискальные изъятия. Следует ли понимать эти расчеты так, что и край за 30 лет эксплуатации Ванкора получит в три раза больше, то есть не четыре, а двенадцать миллиардов долларов? Было бы неплохо. Тем более учитывая, что речь идет об одном Ванкоре и одной "Роснефти", а в крае, слава труду, еще и "Славнефть" присутствует, и некоторые другие компании. По словам главы Туруханского района Симоны Юрченко, уже в марте пройдет аукцион по продаже крупнейшего в России и СНГ Порожинского месторождения марганца, также находящегося на территории Туруханского района. Сбывается то, о чем говорилось на двух последних инвестиционных форумах в Красноярске: богатства, до сих пор лежавшие под ногами, начинают зримым образом осыпаться в кошельки. В том числе и в наш общий краевой кошелек. Видимо, четвертый Инвестиционный форум, который на днях пройдет в Красноярске, можно называть "форумом победителей" - приедут те, кто уже вложился, а встретят те, кто обещал и предлагал. И теперь показывать друг другу (а также всем заглядывающим через голову) можно уже не слайды с диаграммами, а кое-что посущественней. Но вернемся к Ванкору и Игарке. Они, как дельфин и русалка, не пара - но удачно дополняют друг друга. Игарка - это осколок северной советской империи, воздвигнутой в буквальном смысле на костях; но это и ныне существующий город, порт, аэропорт. Это - связь Ванкора с окружающим миром. Неудобная, но надежная, поскольку единственная. Кроме того, сейчас Игарка меняет кожу - процесс длительный, болезненный, который может значительно ускориться благодаря "Роснефти". Простая арифметика: в городе живет семь тысяч жителей, из них выехать на материк хотят четыре тысячи (в основном пенсионеры и безработные), оптимальная численность жителей - пять с половиной тысяч. Вывод: где-то нужно взять две с половиной тысячи жителей. И не абы каких, а молодых и имеющих специальность, связанную с нефтью или газом. Где их взять? Глава района отвечает: "Я хочу вам сказать, что получаю очень много писем со всей России - из Самары, Курска, Волгограда... Пишет молодежь, чьи родители когда-то жили в Игарке и Туруханском районе, чьи бабушки-дедушки уехали. Молодежь, закончившая высшие учебные заведения, в том числе московские институты, пишет и просится на работу! Сегодня недостаточно рабочих мест, не можем ничего предложить. У нас на учете около 500 человек без работы. Желающих работать на Ванкоре очень много, но не хватает квалификации". С квалификацией туго не только в Игарке: за последние годы мы утратили все позиции по нефти и газу, практической надобности не было - вот и прикрыли геологоразведки, разогнали специалистов. А соседняя Тюмень, где нефть била ключом все эти годы, свой потенциал многократно умножила. Сейчас эта проблема решается на уровне края: есть смутное подозрение, что весь проект Сибирского федерального университета был бы невозможен и не нужен, если бы не нужда в прикладных специалистах по нефти, газу, никелю, меди, марганцу...

Кроме того, в самой Игарке 1 сентября открывается "нефтяной" техникум. Три группы по 25 человек. Это быстрее, дешевле, практичнее. К тому же "Роснефть" платит за ремонт помещения, закупку оборудования, собственно обучение... Это часть их социальной программы, всего же на "социалку" компания г-на Богданчикова в прошлом году истратила около 90 миллионов рублей, в этом планирует потратить 120, в следующем - 150. За счет этих средств уже сдали Фарковскую школу, достраивается культурно-оздоровительный комплекс. Впервые появились школьные автобусы и сотовая связь. Триста детей Игарки в этом году будут отдыхать на море и в лагерях на территории края. Оборудование для здравоохранения, спортивный инвентарь для школ - всё это не менялось годами, а сейчас завозится. Достраивается детское соматическое отделение, которое 12 лет простояло долгостроем. Но всё это мелочи по сравнению со строительством аэропорта, в первом приближении - миллиард двести, хотя изначально планировалось потратить почти вдвое меньше. Первый заместитель губернатора Лев Кузнецов по этому поводу удовлетворенно отметил: "Роснефть" оказывает мощную социальную поддержку дотационной территории, поскольку, как вы знаете, бюджет Туруханского района сегодня на 90 процентов дотационный. Очень важно то, что в дальнейшем мы будем строить программу развития района на долгосрочную перспективу. Динамика серьезная, и мы активно будем содействовать использованию всего потенциала территории".

Глава района тоже не скрывает удовлетворения, говорит, о том, что происходит сегодня, мечтала последние десять лет. Когда же мечтаемое начало осуществляться, не могла поверить, что всё может воплотиться в жизнь так быстро. Однако данный рывок, по мнению г-жи Юрченко, закономерен. "Сегодня в крае наступили процессы, которые связывают его в единый экономический конгломерат. Всё, что администрация делает в краевой экономике, как-то само увязывается между собой. Так, завершение строительства Богучанской ГЭС приведет к тому, что на юг Туруханского района придет ЛЭП. Это даст возможность строительства там же горно-обогатительного комбината на марганцевом месторождении. Что вызовет бурное развитие и Приангарья, и юга Красноярского края". На всякий случай напомним, что еще два с половиной года назад было объявлено (на очередном Инвестиционном форуме): всего в крае разведанных богатств - на триллион долларов минимум.

На брифинге в штабе Ванкорского месторождения глава "Роснефти" поведал о честолюбивых планах "Роснефти": три года назад нефтяная компания была восьмой в России, сейчас вторая. Задача - в ближайшие два года стать первой. (Значит ли это, что Алекперову пора собирать теплые вещи?) Кроме плана по валу есть у г-на Богданчикова и план по модернизации-интенсификации. "Мы строим два завода по переработке нефтепродуктов - на западе и на востоке. Если доход от продажи одной тонны нефти абстрактно - двести долларов, то доход от продажи корзины нефтепродуктов, которую мы ожидаем от нашего завода, 450 долларов, - поясняет он. - С 2010 года экспорт нефти через Туапсе будет прекращен. Вся нефть, которая будет поступать по трубе, пойдет на наш завод - и мы ее всю переработаем. Глубина переработки - более 90 процентов. Бензин, дизельное топливо, другие продукты будут соответствовать мировым стандартам. Восточный завод будет на это же ориентирован. Таким образом, продавая то же самое количество нефти, Россия заработает гораздо больше денег. Конечно, это потребует инвестиций: 9,3 млрд капитальных вложений. Но зато, реализовав эту программу, мы увеличим нашу чистую прибыль на 2,5 - 3 млрд долларов в год. Это хороший результат. А налогов мы будем платить дополнительно в год около миллиарда долларов".

Опять же, всего полтора года назад "Роснефть" опасно балансировала, набрав безумное количество кредитов в западных банках, и Сергей Михайлович сетовал тогда в кулуарах: мол, компания в долгах - как в шелках. Теперь же он о долгах и не вспоминает, абсолютно уверен в себе и со смехом опровергает предположения о возможном участии в Ванкоре индийских портфельных инвесторов. "Ванкор находится на очень продвинутой стадии, а на таких стадиях проекты не продаются", - резюмирует Богданчиков. Ну, это он руководству "Шелл" рассказал бы - у нас в стране продается всё. Если хорошо попросят.

Да, собственно, неважно. На сегодняшний день Ванкор ожил, там четыре сотни людей и просто умопомрачительное количество техники и технологий. Там электростанция, которая работает на газе, и две консервные банки на полнеба, полные нефти - временные нефтехранилища. Когда нефть пойдет по-серьезному, сразу понадобится труба. Это случится в августе 2008-го.

"Ванкор в десятке крупнейших".

("Красноярский рабочий", 15.02.07, Владимир Пантелеев)

"Ванкорский проект входит в десятку крупнейших реализуемых в настоящее время нефтегазовых проектов мира", - такое заявление сделал журналистам президент нефтяной компании "Роснефть" Сергей Богданчиков после состоявшегося на Ванкорском месторождении совещания, посвящённого вопросам его освоения.

Давно стало очевидным не просто "нефтяное", а геополитическое значение Ванкора. 31 декабря 2004 года правительство России приняло долгожданное решение о строительстве трассы нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), а нефть с Ванкорского месторождения как раз и послужит наполнению этой трубы. Так что вполне закономерно, что этот проект находится и будет находиться на самом серьёзном контроле президента и Правительства РФ.

Непосредственной организацией работ на Ванкорском месторождении занимается ЗАО "Ванкорнефть", учреждённое НК "Роснефть" в феврале 2004 года. На момент приобретения компанией месторождения его доказанные запасы оценивались всего в 40 млн тонн. За неполные три года специалистам ЗАО "Ванкорнефть" удалось доказать, что запасы нефти здесь превышают 400 млн тонн. Запасы природного газа - более 100 млрд кубометров. "Сегодня мы можем уверенно говорить о планах добычи порядка 30 млн тонн нефти в год", - сказал Сергей Богданчиков.

Ванкорская нефть будет транспортироваться по трубопроводу компании Ванкор - Пурпе, который соединится с трубопроводом "Транснефти" и далее со строящимся трубопроводом "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО).

Экология, производство, быт

Вместе с группой журналистов мы едем по участку лесотундры, который носит наименование Ванкорский производственный участок. Жизнь здесь буквально кипит. Как-то не верится, что ещё год назад здесь было безлюдно. Дороги между скважинами прямы, машина идёт, как по асфальту. На Ванкорском месторождении конструкция автодороги представляет собой послойно разделённую насыпь из уплотнённого песка, уложенного в обоймы из геотекстильных материалов, а также имеющую дорожную "одежду" из щебня, что позволяет сохранить проектный профиль дороги в процессе эксплуатации. Она не только делает её ровной, но и предохраняет от раскисания в летнее время, что благотворно сказывается и на экологической обстановке: дёрн не разрушается.

Вообще для "Роснефти" характерно бережное отношение к окружающей среде. Совсем не случайно впервые побывавший в феврале этого года на Ванкоре полномочный представитель президента РФ в СФО Анатолий Квашнин отметил, что месторождение осваивается на уровне мировых стандартов с использованием новых технологий, очень динамично и с соблюдением экологических требований. На то были основания. Беседую с Максимом Стародубовым, который до того, как стать главным специалистом отдела супервайзинга ЗАО "Ванкорнефть", восемь лет отработал в других организациях, ведущих буровые работы на Таймыре.

- Есть отличия? - спрашиваю его.

- Есть, и существенные, - отвечает. - Здесь используются наиболее передовые технологии. К примеру, Ванкорское месторождение предполагается разрабатывать преимущественно путём кустового бурения, когда с одной площадки бурится до двух и более десятков скважин, в нашем случае основная часть из которых будет с горизонтальным заканчиванием. Это позволит не только существенно сократить фонд скважин и увеличить их начальный дебит. С точки зрения культуры производства, промышленной безопасности, экологии, быта - уровень намного выше того, с чем приходилось сталкиваться в других предприятиях. Уже сейчас, в процессе строительства, на буровых "Ванкорнефти" доступны Интернет, телефон, спутниковое телевидение.

Первые итоги

Всего с начала работ на месторождении в его разработку было инвестировано более 1,5 млрд долларов, в том числе 1 млрд долларов из этих средств был освоен в 2006 году. На текущий год предусмотрено ещё более 1,5 млрд долларов инвестиций. В прошлом году, как и ранее, немалая часть средств была потрачена на ведение геологоразведочных работ. Помимо этого, как говорит генеральный директор ЗАО "Ванкорнефть" Евгений Попов, было начато и эксплуатационное бурение: пробурено около 10 тысяч метров в 10 скважинах. Продолжилось и обустройство месторождения: отсыпались дороги, была пущена в эксплуатацию передвижная электростанция, сооружены линии электропередачи и так далее. Следует отметить, что НК "Роснефть" при освоении Ванкорского месторождения стремится к тому, чтобы в проекте были максимально задействованы местные предприятия и людские ресурсы. По словам Сергея Богданчикова, среди подрядных организаций, выигравших тендер в прошлом году на выполнение работ по заказам "Роснефти" и "Ванкорнефти", около 40 процентов - организации Красноярского края. Более 65 процентов от общей численности сотрудников ЗАО "Ванкорнефть" - жители Красноярского края, из которых более половины - жители близлежащих городов и посёлков - Игарки, Туруханска.

Одно из неизменных требований, которые предъявляют "Роснефть" и "Ванкорнефть" к победителям тендеров из других регионов, заключается в том, что эти организации целиком или в лице своего структурного подразделения должны вставать на учёт в Красноярском крае, чтобы налоги платились на месте. Так, в 2006 году ЗАО "Ванкорнефть" вместе с подрядчиками, которых руководство нефтяной компании обязало зарегистрироваться в Туруханском районе, уплатили около 130 млн рублей налоговых платежей. В 2007 году эта сумма должна вырасти примерно до 140-150 млн рублей.

В целом же первый заместитель губернатора Красноярского края Лев Кузнецов отмечает: "Наше сотрудничество с компанией "Роснефть" осуществляется на принципах взаимной выгоды. Те требования, которые выставляет компания краевым предприятиям-подрядчикам, заставляют нас работать более чётко. "Роснефть" кроме экономических преференций предоставляет краю, и в частности Туруханскому району, мощную социальную поддержку".

Подобное сотрудничество и должно стать одной из важнейших особенностей новой индустриализации Сибири.

"Красноярскому рабочему" отвечают".

("Красноярский рабочий", 15.02.07)

"ПОЗИТИВ ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ", 11.01.2007 г.

В статье М. Демьянчук говорилось о нерациональном использовании бюджетных средств и о нарушениях при проведении открытого конкурса по размещению государственного заказа в сфере СМИ на 2007 год. Редакция направила запросы губернатору края А. Хлопонину, председателю Счётной палаты И. Ланчинскому и прокурору края С. Феоктистову. На сегодняшний день получен лишь один ответ - от заместителя председателя Счётной палаты края В. Астраханцева: "Согласно закону края "О Счётной палате края" от 21.12.1995 N 8-193 (в редакции Закона Красноярского края от 15.04.1998 N 2-75) Счётная палата Красноярского края является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием Красноярского края и подотчётным ему. Результаты контрольных мероприятий публикуются в информационном бюллетене Счётной палаты края и других изданиях, а также размещаются на официальном сайте Счётной палаты края.

Деятельность по обеспечению системы контроля за исполнением бюджета по вопросам, входящим в нашу компетенцию, осуществляется на основании: поручений Законодательного Собрания края; запросов постоянных депутатских комиссий Законодательного Собрания края; поручений председателя Законодательного Собрания края; запросов губернатора края и плана работы Счётной палаты края. При планировании деятельности мы также учитываем результаты системного анализа исполнения бюджета, а также оценку возможностей по исполнению контрольных мероприятий.

В соответствии с вышеизложенным, а также принимая во внимание регламент работы, Счётная палата края не имеет полномочий по исполнению обращений по проверке сведений, публикуемых в печати, включая статью М. П. Демьянчук "Позитив для чиновников. Размышления у парадного подъезда краевой администрации".

Одновременно сообщаем, что мы накапливаем факты нарушений по вопросам использования бюджетных средств, включая публикации в средствах массовой информации, обращения граждан и другие источники, для использования в работе при осуществлении контрольных функций.

"СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ ГЕНЕРАЛЫ!", 16.12.2006 г. "СТРАНА ГОСПОД, СТРАНА РАБОВ?", 19.12.2006 г.

О непростой ситуации, связанной с выплатой заработной платы в Заозёрновском ЖКХ, шла речь в нескольких публикациях нашей газеты. Сегодня мы публикуем ответ главы городской администрации В. Грушкина.

"В связи с большой дебиторской задолженностью населения города перед МУП "ЗПЖКХ" образовалась задолженность перед работниками предприятия. В настоящее время этот вопрос первоочередной как для руководства предприятия, так и для администрации города. За последний месяц были проведены совещания, организованные администрацией города Заозёрного. В настоящее время МУП "ЗПЖКХ" объявлено банкротом, назначен управляющий, который находится в г. Красноярске. Поэтому более подробно пояснить ситуацию не представляется возможным.

В публикации говорилось и о путанице, внесённой при перечислении задолженности по услугам ЖКХ. Макурин А. В., мастер котла 2-го разряда, сокращённый 1.04.2006 г., обратился с заявлением на имя директора с просьбой перевести имеющуюся задолженность по заработной плате в сумме 22 398 руб. 54 коп. в счёт оплаты задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Но бухгалтер расчётной группы не учла, что задолженность за услуги ЖКХ не соответствовала сумме задолженности по заработной плате Макурина, она составила 11 323 руб. 95 коп. На сегодняшний день оставшаяся сумма переведена на счёт задолженности по заработной плате. Заработная плата за октябрь 2006 года Клищеровой Т. В., работающей в МУП "Заозёрновский жилищно-коммунальный комплекс", была начислена и включена в ведомость. Работникам предприятия зарплата была выплачена в ноябре. В этот период Клищерова находилась на больничном. В бухгалтерии предприятия отказались выдать её заработную плату по устной просьбе Петуховой Г. В. без доверенности на получение. Лично Клищерова Т. В. за заработной платой пришла только в декабре. На сегодняшний день перед ней предприятие задолженности не имеет.

Другой частью обращения Клищеровой М. М. был вопрос неоплаченного отпуска по уходу за ребёнком. В этой связи следует пояснить, что Клищерова Т. В. уходила в отпуск по уходу за ребёнком с УМП "Водопроводно-канализационное хозяйство" (далее УМП "ВКХ"). В связи с объявлением предприятия банкротом и назначением внешнего управляющего Клищеровой Т. В. следует обратиться в суд с исковым заявлением и привлечь в качестве ответчика за невыплаченное пособие по уходу за ребёнком УМП "ВКХ".