По поручению губернатора Самарской области Константина Титова специалисты областного департамента экономического развития и инвестиций проанализировали ситуацию, сложившуюся на рынке нефтепродуктов в Самарской, Пензенской и Саратовской областях. В Самарской области уже на протяжении достаточно долгого времени средние статистические цены на бензин всех марок остаются одними из самых низких среди регионов Приволжского федерального округа, но не ниже, чем в Саратовской и Пензенской области.

По последним данным управления ценовой политики, уровень средних розничных цен на бензин марки АИ-76 составляет в Самарской области 6,75 руб. за литр. Максимальная граница интервала цен в Пензенской области выше, чем в Самарской от 1% до 9%, но в отдельные месяцы (март, апрель, май, июнь), минимальная граница цен была ниже в Пензенской области в среднем на 2%.

Поставка бензина АИ-76 в 2002 году с нефтеперерабатывающих заводов Самарской группы НК "ЮКОС" в Пензенскую область производилась, в основном, по оптовым ценам превышающим уровень оптовых цен Самарской области. Однако более 50% объема поставок бензина в Пензу производит не НК "Юкос", а другие нефтяные компании (Башнефть, Лукойл, Сибнефть и т.д.) по более низким оптовым ценам и, зачастую, за счет низкого качества нефтепродуктов.

Кроме того, хотя рынок поставок нефтепродуктов по оптовым ценам и является монополизированным, реализация бензина по розничным ценам осуществляется автозаправочными станциями, принадлежащими разным собственникам. Анализ сети розничной торговли (АЗС) показывает, что нефтяная компания "Юкос" владеет лишь 16% сети АЗС в Самарском регионе, 37% - в Пензенской области и не имеет ни одной в Саратовской области. Таким образом, имея в Самарской области в своей собственности небольшое количество АЗС, НК "Юкос" не может диктовать розничные цены на нефтепродукты, хотя по данным мониторинга видно, что уровень розничных цен на бензин АИ-76 на АЗС НК "Юкос" на 10-20 копеек ниже, чем у других операторов.

Розничные цены на бензин в Самарской, Пензенской и Саратовской областях складываются как под влиянием конкуренции различных поставщиков бензина, так и конкуренции на уровне розничной торговли с учетом спроса и предложения, что отражается на размерах торговых надбавок, применяемых на АЗС.

Составляющая часть торговой надбавки - эксплуатационные затраты по содержанию АЗС. Они включают в себя фонд заработной платы обслуживающего персонала с начислениями, затраты по электроэнергии, арендную плату за землю или помещения, единый налог на вмененный доход, прочие расходы. Величины этих затрат существенно различаются по регионам. Только уровень средней заработной платы в Самарской области выше, чем в Пензенской на 44% и чем в Саратовской на 60% (по данным статистики, средняя заработная плата за август 2002 года составила: в Саратовской области - 2787,2 руб., Пензенской - 3098,7 руб., Самарской - 4457,7 рублей). Кроме того, в этих регионах для расчета единого налога на вмененный доход применяются разные методики, отличия которых заключаются не только в уровнях базовой доходности на одну топливораздаточную колонку, но и в применении различных повышающих коэффициентов. Эти факторы оказывают непосредственное влияние на уровень торговых надбавок на бензин.

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством торговые надбавки на автомобильное топливо не подлежат государственному регулированию и являются свободными, т.е. определяются операторами АЗС самостоятельно. В Самарской области средняя торговая надбавка на бензин составляет примерно 15-18% к оптовым ценам, в Саратовской - 5-14%, в Пензенской - 4-9%. Поддержанию розничной цены на бензин АИ-76 в Самарской области на более высоком уровне по сравнению с Пензенской и Саратовской областями способствует также большая емкость рынка нефтепродуктов в нашем регионе наряду с высокой совокупной покупательской способностью, что позволяет владельцев АЗС, в т.ч. и НК "Юкос" применять больший размер торговой надбавки.