Инцидент, произошедший между действующими в Армении "джавахкскими партиями" в Ереванском пантеоне, в ходе которого последние, в том числе, партия "Могучая Родина", земляческий союз "Джавахк" и общественная организация "Единство грузинских армян" "делили" могилу великого армянского поэта Ваана Теряна вызвал целый ряд комментариев в прессе. Так, ИЦ BAGIN обратился за комментариями к эксперту по проблемам Джавахка Марку Зоряну.

Недавняя история Армении знает немало ярких примеров, когда даже карабахская проблема использовалась различными политическими группировками в борьбе, нацеленной на овладение и удержание власти, сведение счетов с политическими противниками. Данная возня, которая нередко приводила к вооруженным разборкам и человеческой крови, нанесла огромный урон стабильности, консолидации общества, обороноспособности и, главное, приводила к разочарованию широких слоев общественности.

Видимо, карабахская тема в настоящее время не востребована в политических разборках, поэтому, после довольно длительной местечковой возни между джавахкскими общественными организациями и компаниями, состоялось давно ожидаемое столкновение двух группировок - не очень успешной и, видимо, политически бесперспективной партии "Могучая Родина" (со своим искусственным спутником - земляческим союзом "Джавахк") и наспех созданной организации "Единство грузинских армян". Обе группировки весьма сходны по этнографическим, фольклорным, лингвистическим и ментальным признакам. Обе группировки, хотя и возникли в разное время, но весьма схожи по инициативам создания, целям и стилю поведения. Они обе не располагают ни кадровым, ни идейным, ни политическим потенциалом, однако весьма органично вписываются в общую канву и стереотипы поведения политического класса Армении, который давно представлен ни политическими партиями, а некими архаичными, полукриминальными, агрессивно провластными группировками.

Такого рода группировки создаются с определенной целью - переманить голоса избирателей, противопоставить тем или иным политическим организациям пропаганду и различные подвохи. Все попытки организовать подобные группировки не привлекли бы и внимания, если бы последние не затрагивали проблем регионального значения, и не имели бы отношения к Джавахку. Попытки создания региональных организаций, прежде всего, несут в себе задачу вытеснения конкретных политических партий из определенных сфер "патриотической деятельности". Сейчас уже подзабыто то, что партия "Могучая Родина", помимо всех других целей, создавалась для вытеснения партии "Дашнакцутюн" из Джавахка. Данная партия, вопреки утверждениям ее лидеров, совершенно не пользуется популярностью и авторитетом в самом Джавахке и была очень "обидным" образом использована во время предыдущих выборов в Национальное собрание Армении и обречена на объективное вымирание.

Но вновь приблизились выборы, и данная группировка вновь понадобилась. По мнению отдельных наблюдателей, новая попытка монополизировать джавахкскую тему - "Единство грузинских армян", стала аналогичной попыткой и неотвратимо повторит судьбу "Могущей Родины".

Прискорбный случай в пантеоне, когда соперничающие группировки предъявили свои "права" на память, захоронение, и видимо, литературное наследие Ваана Теряна, подобно тому, как Республиканская партия монополизировала Гарегина Нжде, позволил явственно продемонстрировать стереотипы поведения и политический стиль этих образований. На известном сборище в Ереванской гостинице "Конгресс", когда неформальный лидер и инициатор "Единства грузинских армян" Норайр Теванян заявил, что мол "сметут всех, кто окажется на пути", общественные организации в Джавахке немного насторожено восприняли это и приняли на свой счет. Но происходящие в Джавахке процессы никого особенно не волнуют, и данные заявления делались, скорее, в адрес "Могучей Родины".

Собственно, именно это и интересует тех, кто занимается делом и вносит свой вклад в борьбу джавахских армян за свои права. Ереван, это весьма благоприятная арена, которая способна поглотить все то, что концентрирует внимание на предвыборных кампаниях. Хотя бы в этом смысле, для общественных организаций Джавахка складывается более или менее благоприятная компания. Вместе с тем, вызывает удивление тот факт, что не только лозунги, но и реальные цели и задачи обеих группировок совпадают. В целом, все представления о проблеме Джавахка сводятся к более умеренным, конформистским способам деятельности. Но характерно, что даже довольно умеренные организации в Джавахке настороженно относятся к данным двум группировкам. Словом, имеется в виду ""патриотическая работа" в рамках грузинской конституции", на армянской политической арене. В социальном оптимизме им не откажешь. У любой политической инициативы есть союзник и противник - это время, неумолимое время и историческая логика.

Вести политическую борьбу никому не воспрещается, даже если она носит клановый характер, но все это разворачивается в условиях, более чем реальной угрозы этнической чистки в Джавахке, когда предусмотрено сооружение железной дороги Карс - Ахалкалак и ожидаемое создание грузинской военной базы, численностью личного состава в 3500 единиц на месте российской базы, а также есть категорическое несогласие грузинских властей признать элементарные права армян на пользование родным языком и формализовать местное самоуправление.