12 февраля в Московской городской Думе состоялось заседание комиссии по безопасности, на котором был рассмотрен вопрос о работе с населением при угрозе террористического акта на территории города Москвы.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, председатель комиссии по безопасности Инна Святенко напомнила, что две недели назад прозвучала информация о возможной угрозе терроризма на территории города. Населению и организациям не было понятно, как реагировать на данную информацию, подчеркнула депутат. Операторы сотовой связи приняли решение отключить связь в метрополитене, а директора школ отреагировали на это сообщение каждый по-своему: одни инструктировали детей, как выходить через запасные выходы, а другие советовали школьникам не пользоваться в этот день общественным транспортом. Таким образом, налицо была разрозненность в действиях как служб города, так и самого населения, констатировала Святенко. В таких ситуациях для каждого ведомства и учреждения необходимы инструкции.

В последние годы, по словам начальника отдела управления координации антитеррористической деятельности в городе Москве Владимира Попенкова, наметилось резкое нарастание террористических опасностей и угроз. Причины роста терроризма в России многочисленны и многообразны. Главной из них является увеличение разницы в доходах и жизненном уровне различных слоев населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы и рост национализма, считает эксперт. В Москве ведется целенаправленная работа по противодействию терроризму. В частности, активная социальная политика снизила напряжение между различными слоями населения, наметился рост промышленного производства, появилась положительная тенденция укрепления правопорядка в городе.

С выходом Указа президента РФ №116 от 15 февраля 2006 года "О мерах по противодействию терроризму" и принятием Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006 года "О противодействии терроризму" организация антитеррористической деятельности на всех уровнях государственной власти и управления получила правовые основы, отмечали участники заседания. На сегодняшний день разработан проект концепции антитеррористической деятельности в городе Москве, в которой отражены основные террористические угрозы, существующие для города, объекты антитеррористической защиты, субъекты антитеррористической деятельности, сформулированы цели, задачи, основные принципы и направления антитеррористической деятельности.

Согласно проекту, для обеспечения безопасности жителей должен проводиться мониторинг политических, социально-экономических процессов, должны разрабатываться и осуществляться меры по профилактике терроризма. Предполагается выявление и пресечение деятельности террористических организаций и групп, перекрытие каналов их финансирования и материально-технического обеспечения. Антитеррористическая деятельность включает в себя и проведение контртеррористических операций, минимизацию и ликвидацию последствий террористических актов, социальную и социально-психологическую реабилитацию пострадавших в результате террористического нападения. Подготовка городских объектов и населения к возможному террористическому акту предполагает содержание в готовности необходимых сил и средств, обучение населения действиям в кризисных ситуациях, тренировку в осуществлении эвакуационных мероприятий, разработку паспортов безопасности для потенциально опасных объектов, разработку планов охраны для спортивно-зрелищных учреждений и объектов жизнеобеспечения города.

Общую координацию антитеррористической деятельности в городе осуществляет антитеррористическая комиссия (АТК), которую возглавляет мэр Москвы. Предусматривается, что она будет иметь подразделения в административных округах и районах города. АТК будет осуществлять свою деятельность во взаимодействии с Национальным антитеррористическим комитетом. Как заметил Владимир Попенков, наступило время пересмотра всей системы безопасности: сегодня нельзя строить защиту от одного вида угроз, решать задачу безопасности надо в комплексе. По его словам, в столице надо создать департамент комплексной безопасности: сейчас вопросами безопасности прямо или косвенно в городе занимаются 34 структуры.

О состоянии антитеррористической защищенности образовательных учреждений сообщил начальник отдела департамента образования города Москвы Михаил Гаврилов. По его словам, в течение 2005-2006 годов проводились работы по замене ограждений школ, оборудования запасных входов, подвальных и чердачных помещений. Для обеспечения безопасности территорий школ велись работы по ремонту наружного освещения. К началу нового 2006-2007 учебного года все 3 884 учреждения были оборудованы кнопками экстренного вызова милиции. В департаменте образования и всех окружных управлениях образования созданы центры мониторинга по сбору информации о тревожных сообщениях. На сегодняшний день системами видеонаблюдения оборудованы 526 (13%) образовательных учреждений, причем только 72 (2%) школы оборудованы за счет бюджетных средств, остальные приобрели системы видеонаблюдения по инициативе родителей и за счет добровольных пожертвований.

Особое внимание на заседании было уделено вопросу подготовки населения к возможному террористическому акту. Участники заседания отметили необходимость создания программы правового обучения и осведомленности населения. Большую роль в этой программе должны сыграть средства массовой информации, считают столичные власти.