Обзор СМИ за 2-8 февраля 2007 года.

Военный вестник. Конфликт будет разрешен в 2007 году? Косово и Карабах. Есть ли противоречия между Ереваном и Степанакертом? Степанакерт.

Военный вестник

Перестрелки

Как сообщает азербайджанское агентство "Тренд", 1 февраля с 00:00 подразделения армянских вооруженных сил около 1 часа подвергали обстрелу позиции вооруженных сил Азербайджана близ села Гюльчюлю Агдамского района. Потерь нет.

Согласно бакинской "525-й газете", 2-го февраля армянская сторона с 4.30 в течение часа с короткими перерывами обстреливала позиции национальной армии Азербайджана вблизи села Башгервен Агдамского района. Потерь нет.

Бакинское ИА "Тренд" передает, что 4-го и 6-го февраля автоматному обстрелу армянской стороны подвергались позиции вооруженных сил Азербайджана в районе села Сеидсулан Тертерского района. Ответным огнем обстрел подавлен, потерь нет.

Азербайджанская сторона может называть какое угодно количество нарушений режима прекращения огня, все равно они неверные. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net заявил руководитель службы по связям с прессой и общественностью Министерства обороны (МО) Нагорного Карабаха подполковник Сенор Асратян. "Заявления МО Азербайджана не соответствуют действительности", - подчеркнул Асратян.

Почему пленные азербайджанцы не хотят домой?

Как сообщает электронная Analitika.az, освобожденный 23 декабря 2006 года из армянского плена солдат азербайджанской армии Вусал Гараджаев арестован. Analitika.az напоминает, что он попал в плен к армянам 7 декабря 2006 года на территории Агдамского района. Следственным управлением по тяжким преступлениям Военной прокуратуры в отношении Гараджаева возбуждено уголовного дело по статьям 274 (измена государству) и 338.1 (нарушение правил ведения боевого дежурства) Уголовного кодекса Азербайджанской Республики (АР), ведется следствие. Газета отмечает, что Вусал Мухаммед оглу Гараджаев, 1988 года рождения, был призван в армию в прошлом году.

"Солдат предпочел армянский плен издевательствам командиров". Так озаглавлена статья в газете "Реальный Азербайджан", в которой приведена беседа с матерью Вусала Гараджаева. По словам Зейнаб Гараджаевой, сын сообщил ей, что перешел к армянам из-за того, что его постоянно избивали командиры. По словам Зейнаб ханум, пишет газета, Вусал назвал имена четырех человек, которые избивали его, но она их не запомнила. Как сообщила Гараджаева, переходя на сторону врага, сын не боялся подорваться на мине. Он даже не думал об этом: "После того как Вусал попал в плен к армянам, они отобрали у него оружие. Его держали в доме старой армянки. Эта женщина смотрела за ним, каждый день готовила ему суп. Представители Международного Комитета Красного Креста часто навещали его. Вусал заявил, что армяне его не били и не делали никаких уколов. Мать солдата также сообщила, что когда у сына обнаружили туберкулез, он был помещен на лечение в госпиталь на 5-6 месяцев. Она также сообщила, что Вусал до сих пор одет в те же старые вещи, в которых он вернулся от армян: "Когда я хотела передать ему чистые вещи, он сказал, что, когда он попал в плен, армяне сняли с него военную форму и дали другую одежду".

Как мог солдат перейти охраняемую линию соприкосновения вооруженных сил конфликтующих сторон? Действительно ли действия Вусала Гараджаева можно расценивать как измену родине? На эти вопросы газета "Реальный Азербайджан" попросила ответить военного эксперта Узеира Джафарова. "Это нонсенс, когда три солдата подряд попадают в плен. Линия соприкосновения войск всегда минируется. То, что Министерство обороны заявляет, что солдат попал в плен, это чистейшей воды ложь. Если линия соприкосновения не заминирована, то должен быть привлечен к ответственности начальник инженерной службы, который несет за это непосредственную ответственность. А Гараджаева, как сейчас стало известно, в части постоянно били, преследовали. До призыва на военную службу у Вусала периодически случались судороги, из носа шла кровь. Вусал также страдал от бронхиальной астмы. Согласно Конвенции ООН по правам человека, военнослужащий, подвергающийся дискриминации, имеет право обратиться с просьбой в международные организации для последующей передачи его третьей стране. Вусал не смог воспользоваться предоставленным ему этой Конвенцией правом вследствие своей необразованности, и поэтому выбрал другой путь. За действия Гараджаева несет ответственность не только он сам, но и его командиры, которые создали невыносимые условия службы, а также и военный комиссариат, который призвал больного на службу в армию. Теперь что касается того, можно ли считать действия Гараджаева изменой родине. Как правило, в таких случаях назначается экспертиза, расследуются обстоятельства пленения, и если будет установлено, что военнослужащий сознательно перешел на контролируемую армянами территорию, то лишь тогда можно говорить об измене Родине".

На вопросы агентства Day.Az ответил психолог и военный эксперт Азад Иса-заде:

"Как вы считаете, что вообще является причиной попадания в плен солдат той или иной армии?

Безусловно, каждый случай сугубо индивидуален. К примеру, об этом мало где говорится, но все же имеют место факты "братания", когда на линии фронта солдаты азербайджанской и армянских армий скидываются, кушают и пьют вместе, обмениваются тем, чего им не хватает в армейском быту. Кроме того, к сожалению, существует тенденция, при которой наши солдаты попадают в плен, спасаясь от тягот и неуставных отношений, преследующих их в отечественной армии. Согласно имеющейся у меня информации, аналогичная же картина происходит и в армянской армии, солдаты которой попадают в азербайджанский плен, спасаясь от тяжелых условий службы. Убегающие от тягот армейской службы солдаты прекрасно понимают, что в итоге их ожидают плен, выдача нашей стороне, арест и осуждение. Но, попадая в тюрьмы и колонии, эти солдаты попадают под защиту закона. Иными словами, солдаты бегут из очень плохих условий в просто плохие.

Перейдем к следующей стадии жизни решившихся на побег солдат. Какого рода стресс они переносят, оказавшись в плену?

В первую очередь, оказавшийся в армянском плену азербайджанский солдат попадает в руки военной разведки, которая пытается получить от него сведения о месте дислокации, количественном составе части, из которой он бежал. Далее начинается работа по определению личностных качеств попавшего в плен, его пригодности к вербовке. Учитывая все это, само собой разумеющимся и правильным является то, что по возвращении из плена наши солдаты проходят своего рода карантин в отечественном Министерстве национальной безопасности. Но я считаю недопустимым то, что из возвратившихся из плена солдат сразу начинают лепить изменника Родины. Хотя бы потому, что этот человек пошел служить в армию, в то время как очень многие из его сверстников откупаются от службы. Иными словами, нужно для начала выяснить условия и причины, побудившие солдата к бегству из части, а уж затем лепить из него изменника Родины.

А тем временем, директор Азербайджанского центра демократического гражданского контроля над Вооруженными силами Алекпер Мамедов считает, что отечественное Минобороны старается запугать солдат азербайджанской армии, которые, спасаясь от унижений и неуставных отношений, переходят на сторону врага. По словам Мамедова, им недвусмысленно дают понять, что по возвращении они будут арестованы и обвинены в измене Родине. Согласны ли вы с подобной точкой зрения?

Подобного рода действия своими корнями уходят в 1941 год, когда любого вернувшегося из немецкого плена называли изменниками Родины. Увы, таким образом совершенно несправедливо несмываемое пятно легло на сотни тысяч сражавшихся в Великую Отечественную войну за Родину солдат, которые попадали в плен по глупости своих генералов. И ныне происходит нечто аналогичное. Ибо из нормальной армии солдаты не бегут. Кроме того, у солдата не должно быть чисто физической возможности перехода на сторону врага. Потому что если линию фронта преспокойно перешел новобранец, то ее запросто может пройти и подготовленная вражеская разведгруппа, диверсанты. Поэтому я полностью согласен с Алекпером Мамедовым, который уже не первый год твердит о необходимости гражданского контроля над ситуацией в отечественной армии. Только таким образом мы сможем избежать навешивания ярлыков и контролировать вынос несправедливых обвинений в отношении тех, кто того не заслуживает, и только так мы сможем решать имеющиеся в нашей армии проблемы". (Day.Az).

ИА "Де-Факто" отмечает, что в том же декабре на армянскую сторону перешли еще двое военнослужащих Азербайджана: 24 декабря Самир Мамедов и под самый Новый год, 31 декабря, Эльданиз Нуриев. "Самир все еще находится на армянской стороне, и, может быть, стоит крепко подумать, прежде чем отдавать его в руки азербайджанского правосудия", - пишет агентство.

Как сообщает Day.Az, республиканская военная прокуратура Азербайджана подтвердила информацию об аресте военнослужащего азербайджанской армии Эльданиза Нуриева, взятого в плен армянами 31 декабря прошлого года. Как сообщили в Военной прокуратуре, против военнослужащего выдвинуты обвинения по статьям 274 Уголовного кодекса (измена государству), 334.3 (дезертирство), 338.1 (нарушение правил несения боевого дежурства). Агентство напоминает, что Нуриев был возвращен в Азербайджан 16 января текущего года. Он был пленен 31 декабря 2006 года на южном направлении линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск на территории Физулинского района.

"2 февраля представители ереванского офиса Международного Комитета Красного Креста посетили военнопленного Самира Мамедова и передали ему письмо от семьи, - сообщила бакинской газете "Эхо" глава пресс-службы представительства МККК в Азербайджане Гюльназ Гулиева. - За все время его содержания это был восьмой визит". Газета напоминает, что военнослужащий азербайджанской армии Мамедов попал в плен еще 23 декабря прошлого года. Младший сержант служил в одной из приграничных частей Газахского района. В плен он был взят на нейтральной территории, на удалении 15 км от воинской части, на границе Газахского и Иджеванского района Армении. Оружия и боеприпасов при нем не было. Известно также, что все это время Мамедов содержится в столице Армении Ереване. В свою очередь секретарь рабочей группы Госкомиссии АР по делам военнопленных, заложников и пропавших без вести при МНБ Шахин Саилов сообщил "Эхо", что с армянской стороны по-прежнему никакой новой информации не поступало. "Я боюсь, что, может быть, сам наш солдат не хочет возвращаться, - говорит Саилов. - Но это только мое личное предположение. Однозначно об этом говорить нельзя. Ведь если что подобное происходит, армяне тут же начинают трезвонить об этом на весь мир. Не думаю, что задержка с возвращением связана с состоянием здоровья Мамедова, если б армяне его били, об этом сразу же узнал бы Красный Крест. А его сотрудники сообщают нам, что состояние здоровья нормальное". Независимый военный эксперт Узеир Джафаров говорит, что по своим каналам он получил информацию о том, что у Самира Мамедова возникли некоторые сомнения по поводу возвращения назад. "Потому что, к большому сожалению, широкой общественности стала известна новость о том, что арестовали Вусала Гараджаева. Есть также пока неподтвержденная информация о том, что попавший после Мамедова в плен Эльданиз Нуриев также арестован. Конечно, такого рода новости сильно подействовали на младшего сержанта, и он пока не решается возвращаться в Азербайджан. Во всяком случае, так сообщают наши источники. Я считаю, что здесь есть большая вина нашего Министерства обороны. Оно должно было согласовать свои действия с Военной прокуратурой, чтобы решения об аресте Вусала Гараджаева и Эльданиза Нуриева были приняты после того, как армяне возвратили бы всех плененных. На той неделе Вусал рассказал своей матери Зейнаб Гараджаевой в присутствии сотрудника аппарата омбудсмена АР о том, что в части над ним постоянно издевались. И когда ему это окончательно надоело, он решил покинуть пост, уйти из части, но не к армянам. А сейчас его обвиняют в измене Родине. Подчеркиваю, что виноваты здесь именно должностные лица, командиры. Солдаты не знают, куда деваться от произвола. А пользуясь этими фактами, армяне будут оказывать еще большее психологическое давление на Мамедова, чтобы он отказался возвращаться в Азербайджан", - сказал Джафаров.

Длительное содержание азербайджанских военнопленных в Армении противоречит Женевской конвенции. Как передает бакинская газета "Зеркало", об этом журналистам заявил президент Азербайджанского общества Красного Полумесяца, депутат Hовруз Асланов. По его словам, здоровье солдата Вооруженных сил Азербайджана Самира Мамедова, который в настоящее время содержится в Армении, нормальное. "Я не могу сказать, насколько соответствует действительности информация о том, что пленный солдат не хочет возвращаться в Азербайджан. Мы постараемся уточнить этот вопрос", - отметил Асланов. Он добавил, что, согласно определенным правилам, процессом передачи пленных занимается Международный Комитет Красного Креста. Газета отмечает, что военнослужащий Мамедов уже около 50 дней содержится в плену в Армении.

Армянская сторона передала представителям Международного Красного Креста обращение пленного азербайджанского солдата Самира Мамедова, в котором содержится просьба о его выдаче в третью страну. Как сообщает Day.Az со ссылкой на информированные источники, азербайджанский военнопленный изъявил желание быть переданным одной из европейских стран или США. Те же источники отметили, что Министерство обороны Азербайджана через родителей Самира Мамедова в настоящее время пытается повлиять на него, чтобы он изменил свое решение. Письмо его родителей с просьбой вернуться на Родину уже передано представителям Красного Креста. (PanARMENIAN.Net).

Турция подталкивает Азербайджан к войне?

Касаясь вопроса возможного принятия Конгрессом США законопроекта о признании Геноцида армян в Османской Турции, газета "Айоц Ашхар" пишет, что администрация США выступает против принятия законопроекта, но одновременно требует у Турции сделать шаги в направлении улучшения армяно-турецких отношений. Для того чтобы Белый дом попытался уговорить Конгресс отказаться от принятия законопроекта о признании Геноцида, Турция должна установить дипломатические отношения с Арменией и открыть границу, пишет газета и продолжает: "На первый взгляд может показаться, что, в условиях мощного давления Белого дома и более чем четкой готовности демократического большинства Конгресса принять законопроект о признании Геноцида, Турции некуда отступать. Однако, оказывается, Турция также подготовилась к подобному варианту развития событий, потому в течение последней недели уже начала свою контригру и на глобальном, и на региональном уровнях. В первой - глобальной - плоскости Турция выступает с угрозой пересмотреть свои стратегические отношения с США. А вот шаги, предпринятые Турцией во второй - региональной - плоскости, свидетельствуют о существовании другого, довольно опасного расчета. Это переход от политики блокады (очередное свидетельство чему - подписанный трехсторонний договор о строительстве железной дороги Карс-Ахалкалаки) к политике шантажа угрозой войны с использованием братского Азербайджана". По мнению "Айоц Ашхар", Азербайджан понимает, что в результате открытия армяно-турецкой границы окончательно и бесповоротно потеряет Нагорный Карабах, "и потому в ближайшее время может пойти на авантюру и спровоцировать локальные военные столкновения на линии фронта или на армяно-нахичеванской границе, что позволит Анкаре воспротивиться требованию США открыть границу".

"Я с сожалением должен констатировать, что Минская группа является одной из самых бездеятельных организаций в вопросах международного посредничества. Конечно, трудно решить проблему, существующую между Арменией и Азербайджаном. Но здесь нет и какой-то путаницы. Сейчас речь может идти только о незамедлительном и беспрекословном освобождении земель. А позиция Минской группы является не чем иным, как уступкой оккупантам". Об этом, сообщает Analitika.az, заявил руководитель группы Великого Народного Собрания Турции в ОБСЕ, один из лидеров Партии справедливости и развития, профессор Невзат Ялчинташ. "Говоря современным языком, если вы не хотите отторжения земель и хотите мира, готовьтесь к войне. Азербайджан должен быть готовым к защите своей территории. Для этого нужно сделать все необходимое. Если проблему не удается решить мирным путем, чтобы не смириться с несправедливостью, наш родной Азербайджан должен быть готов ко всему", - заявил Ялчинташ. Профессор отметил, что не знает причин, по которым между Азербайджаном и Турцией до сих пор не подписан договор о безопасности. Наряду с этим он отметил, что этот договор заключен в сердцах и крови: "Сейчас не может быть и речи о том, что кто-то из турок и азербайджанцев не разделяет эту точку зрения. Эта подпись поставлена в наших сердцах, крови и духе. Турция не может отступить ни на шаг и проявить нерешительность в защите Азербайджана. Когда это было нужно, Турция ввела войска в Кипр. Те, кто хотят увидеть пример этого в Азербайджане, могут сесть в машину и поехать в сторону Шамахи. Они увидят там могилы наших турецких братьев, поливших своей кровью азербайджанскую землю. Во время падения Османской империи мы отправились на помощь в другой уголок родины - в Азербайджан. Потому что для нас нет различия между Анадолу и Азербайджаном".

Конфликт будет разрешен в 2007 году?

Очередная встреча глав МИД Армении и Азербайджана Вардана Осканяна и Эльмара Мамедъярова должна состояться в ближайшие недели. В настоящее время решается вопрос о том, где провести такую встречу, чтобы она совпала с графиком сторон. Об этом заявил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ (МГ) Мэтью Брайза, отвечая на вопрос корреспондента агентства "Туран" о сроках новой встречи Осканян-Мамедьяров.

Соглашение по карабахскому конфликту возможно после проведения парламентских выборов в Армении. Об этом, сообщает "Новости-Армения", заявил журналистам в Ереване председатель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Горан Ленмаркер. "Прежде всего, думаю, нужно достигнуть регионального соглашения между Арменией и Азербайджаном в рамках Минской группы ОБСЕ", - сказал он. По словам Ленмаркера, процессу урегулирования конфликта также способствуют переговоры между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана. Отвечая на вопрос о возможности встречи президентов Армении и Азербайджана до парламентских выборов, председатель ПА ОБСЕ сказал, что не владеет информацией по этому поводу.

Урегулирование карабахского конфликта требует формирования необходимой общественной атмосферы. Как сообщает ИА "АРКА", об этом заявил глава комиссии парламента Армении по внешним сношениям Армен Рустамян в ходе встречи с делегацией Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, возглавляемой председателем ПА Гораном Ленмаркером. Отметив важную роль международных структур и парламентских организаций в деле решения проблемы, Рустамян сказал, что в деле урегулирования конфликта важны не только содержание предлагаемых решений, но и вопросы формирования в обществе соответствующей атмосферы, а именно, каким образом власти готовят свои общества к компромиссам. Рустамян подчеркнул также, что политика ЕС предусматривает наличие открытых границ и обществ, свободу торговли, и, следовательно, урегулирование конфликта возможно на условиях взаимодействия, межпарламентского и регионального экономического сотрудничества. В свою очередь Ленмаркер указал на необходимость активизации диалога между странами, отметив важность парламентской дипломатии и развития межпарламентских связей.

Президенты Азербайджана и Армении, а также министры иностранных дел обеих стран должны подготовить общественность своих стран к совместной жизни в Нагорном Карабахе. Такое мнение высказал президент ПА ОБСЕ Горан Ленмаркер. Стороны должны ускорить процесс достижения мира, отметил он. По словам Ленмаркера, в мае, после парламентских выборов в Армении, можно предпринять реальные шаги в этом направлении. ("Новости-Азербайджан").

"Надеюсь, что договоренность между Азербайджаном и Арменией будет достигнута еще до июльского обсуждения доклада по Нагорному Карабаху в Парламентской Ассамблее ОБСЕ в Киеве. Не знаю точно, произойдет ли это. Во всяком случае, стороны должны стремиться к этому. Конечно же, все зависит от ситуации". Такое мнение, согласно АПА, высказал в Баку председатель ПА ОБСЕ Горан Ленмаркер.

"Полагаю, что Горан Ленмаркер мог иметь в виду, что до июля будет подписан не мирный договор между Азербайджаном и Арменией по нагорно-карабахскому конфликту, а достигнуто согласие по основным принципам урегулирования", - прокомментировал слова Ленмаркера сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Юрий Мерзляков. Отметив, что соглашение будет подготовлено на основе главных принципов урегулирования, Мерзляков сообщил, что пока неизвестно, будут ли эти принципы отражены на бумаге: "Еще рано говорить о форме, главное состоит в том, чтобы стороны пришли к согласию по содержанию. Все будет зависеть от их решения". (Day.Az).

Азербайджан не потерял надежду на решение нагорно-карабахского конфликта в 2007 году. Об этом заявил завотделом по международным связям аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов. По его словам, страна будет стараться всеми средствами обеспечить свою территориальную целостность. "Позиция Азербайджана вселяет уверенность в том, что эти надежды будут оправданы", - сказал Мамедов. Выражая свое отношение к деятельности МГ ОБСЕ, выполняющей посредническую роль в урегулировании конфликта, Мамедов отметил, что, несмотря на то, что официальный Баку не полностью доволен деятельностью МГ ОБСЕ, другой более подходящей и более гибкой организации на сегодняшний день нет. ("Новости-Азербайджан").

Минская группа ОБСЕ действует нормально, и изменение ее состава не будет означать автоматическое решение конфликта. "Для достижения урегулирования необходима политическая воля сторон", - заявил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза, комментируя мнения о том, что конфликт не решается из-за состава Минской группы. "Сейчас в Армении предстоят парламентские выборы, и надо быть очень осторожным. Я думаю, что проблема не в Минской группе, а в отношениях между странами", - сказал Брайза. В то же время он выразил уверенность в том, что решение конфликта будет найдено, хотя он не может сказать, когда это произойдет. На вопрос, в чем состоит роль посредников, сопредседатель сказал, что Минская группа стремится к тому, чтобы шаг за шагом сближать позиции сторон. Брайза отказался уточнить, какой именно принцип или элемент будущего соглашения остается несогласованным. "Мы обсуждаем технические детали оформления договоренности. Однако трактовки и формулировки этой договоренности могут быть различными", - сказал Брайза. Американский сопредседатель посоветовал сторонам конфликта "не бросать слов на ветер, а начать постепенно готовить общественность своих стран к компромиссам". А МГ ОБСЕ готова им в этом помочь. Мэтью Брайза пообещал, что, несмотря на выборы в Армении, а затем и в Азербайджане, "конфликт будет решен". Он заверил, что "стороны в определенной степени нашли общий язык". "Затрудняюсь только сказать, когда это произойдет, потому что решение принимаю не я. Это должны решать сами стороны. Несмотря ни на что, я с оптимизмом ожидаю скорого разрешения конфликта", - сказал американский дипломат. ("525-я газета").

"Позиция Баку говорит о том, что эта страна не хочет мирного решения проблемы Карабаха". Об этом, сообщает PanARMENIAN.Net, заявил председатель Национального Собрания Республики Армения (НС РА) Тигран Торосян на встрече с председателем Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Гораном Ленмаркером. "Азербайджанские парламентарии находятся под влиянием официального Баку, который считает, что пока не решен вопрос Нагорного Карабаха, какое-либо сотрудничество между парламентами Армении и Азербайджана невозможно и нереально", - сказал Торосян. По его словам, кроме этого, "в Азербайджане продолжается антиармянская и милитаристская пропаганда". "До тех пор, пока Азербайджан будет продолжать такую политику, нагорно-карабахский конфликт решить невозможно", - подчеркнул Торосян. Он заметил, что пропаганда войны противоречит основным принципам ОБСЕ и такая позиция Баку говорит о том, что Азербайджан не хочет решить проблему мирным путем. "Нельзя говорить о евроинтеграции и отказываться от регионального сотрудничества. Мы высоко ценим усилия Минской группы ОБСЕ, это очень удачный формат для урегулирования конфликта", - сказал спикер армянского парламента. Торосян отметил, что Армения готова к сотрудничеству, но ждет приверженности европейским ценностям от всех стран и считает, что проблема Нагорного Карабаха очень важна и ее не следует использовать для достижения каких-то целей.

По мнению азербайджанского политолога Зардушта Ализаде, ни в 2007, ни в 2008 году эта проблема не будет решена. "Однако скорейшее решение проблемы, конечно же, в интересах армянского общества, потому что она принесла армянскому народу несчастья и беды". Вместе с тем, по мнению Ализаде, армянское общество очень больно, и поэтому оно еще не созрело до такой степени, чтобы какой-либо политик извлек горькие, но необходимые уроки из сложившейся ситуации. "В Азербайджане тоже сделали очень мало для того, чтобы в Армении начался поиск компромиссов. Мы должны поменять свою внешнюю политику, абсолютно бессмысленную антиармянскую пропаганду, направленную против интересов азербайджанского народа. Нужно прекратить эту истерию, бряцание оружием. Надо начать диалог с армянской общиной Нагорного Карабаха и совместно с ней разработать некий оптимальный вариант, который бы позволил сторонам выйти из этого конфликта, сохранив лицо. Во всем мире конфликты так и решаются. Бахвалиться и бряцать оружием, не имея силы - это те действия, которые могут привести страну к войне, которая может закончиться для Азербайджана очень плачевно - потерей территорий, больших, чем Карабах", - сказал Ализаде в беседе с газетой "Реальный Азербайджан".

Косово и Карабах

Спецпредставитель ООН Марти Ахтисаари передал президенту Сербии предложения по дальнейшей судьбе провинции Косово. Как передает PanARMENIAN.Net, в предложениях, врученных президенту Борису Тадичу, содержатся подробности плана, согласно которому Косово обретает государственный статус, но под международным контролем. Слово "независимость" в предложениях не звучит, однако их фактический смысл сводится именно к этому. По сути, Косово позволят отделиться от Сербии и пользоваться собственными символами государственности. По плану Ахтисаари, Косово будет разрешено иметь государственные символы, в том числе флаг и национальный гимн, а также право на членство в международных организациях, таких как ООН. Предусматриваются и собственные вооруженные силы. Безопасность в Косово будут обеспечивать НАТО и Евросоюз. Специально назначенный представитель международного сообщества получит право вмешиваться в случае, если Косово попытается пойти дальше очерченного в плане. Косово не может быть поделено на сербскую и албанскую зоны и не может присоединиться к какому-либо государству. В плане особо подчеркивается защита прав косовских сербов, в том числе православной церкви и сербского языка. Сербам также гарантировано представительство в парламенте, полиции и органах власти. Марти Ахтисаари представит свой план вначале в Белграде и затем представителям косовских албанцев в Приштине. После этого план должен быть утвержден Советом Безопасности ООН.

Администрация президента США Джорджа Буша поддерживает план урегулирования проблемы Косово, подготовленный спецпредставителем ООН Марти Ахтисаари, но считает, что такой вариант не подходит для сепаратистских конфликтов на территории бывшего СССР, пишет бакинская "525-я газета". "Косово совершенно не является прецедентом для других конфликтов", - заявил заместитель госсекретаря США по странам Европы и Евразии Дэниел Фрид в интервью, распространенном советом по международным отношениям в Вашингтоне. "Косово - это уникальная ситуация, потому что НАТО была вынуждена вмешаться, чтобы остановить этнические чистки, а затем преодолеть их последствия", - сказал американский дипломат. Он напомнил, что СБ ООН санкционировал существование Косово "под управлением ООН, а не Сербии", и что, согласно резолюции СБ ООН номер 1244, "окончательный статус Косово будет решен на основе переговоров". "Эти условия не имеют отношения ни к одному конфликту, которые обычно упоминают в этом контексте - это неприменимо ни к Абхазии, ни к Южной Осетии, ни к Приднестровью. Неприменимо это ни к Чечне, ни к любому другому сепаратистскому конфликту в Европе", - подчеркнул заместитель госсекретаря США. Фрид отметил, что Ахтисаари предложил "очень сильный план" для решения проблемы Косово и что США "полностью доверяют" спецпредставителю ООН. "Ахтисаари при нашей полной поддержке, а также при полной поддержке со стороны наших европейских союзников и, кстати, до сих пор при поддержке со стороны России ищет справедливое решение", - подчеркнул заместитель госсекретаря США.

Сценарий разрешения косовского конфликта не станет прецедентом для урегулирования в Нагорном Карабахе. Об этом в Баку журналистам заявил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. По его словам, каждый конфликт в мире имеет свой характер, поэтому не стоит проводить параллели между методами разрешения. ("Тренд").

Газета "Азг" пишет, что, по мнению комиссара по вопросам внешней политики Еврокомиссии Бениты Ферреро-Вальднер, признание независимости Косово не должно стать прецедентом для непризнанных республик бывшего СССР. В интервью, данном "Российской газете", Бенита Ферреро-Вальднер отметила, что каждый случай специфичен и каждый конфликт имеет свои исторические, экономические и политические особенности. Любопытно, отмечает "Азг", вопрос независимости Косово еще не решен, а европейские политики уже ставят преграды перед постсоветскими непризнанными республиками.

Наличие у Евросоюза мандата на управление территорией Нагорного Карабаха может способствовать решению карабахского конфликта. Такое мнение высказал лидер Социал-демократической партии "Рамкавар-Азатакан" Армении Арутюн Аракелян, выступая на 14-м внеочередном съезде партии. "Шаг по передаче ЕС такого мандата в первую очередь исключит возобновление войны, существенно повысив гарантии безопасности Армении", - считает Аракелян. Аракелян обвинил Азербайджан в затягивании решения карабахского вопроса из-за агрессивного поведения. Он также упрекнул в неэффективности Минскую группу ОБСЕ. По его мнению, сопредседатели этой организации "преследуют свои цели". Отчасти политик объяснил неэффективность МГ разногласиями между Россией и США. ("Новости-Армения").

Бакинская газета "Зеркало" "с сожалением" отмечает, что план, представленный ООН по Косово, предусматривает для края достаточно широкую степень самостоятельности. В Армении, пишет газета, сразу ухватились за эту идею. Наличие у Евросоюза мандата на управление территорией Нагорного Карабаха может способствовать решению карабахского конфликта, цитирует "Зеркало" лидера армянской партии "Рамкавар-Азатакан" Арутюна Аракеляна: "Шаг по передаче ЕС такого мандата в первую очередь исключит возобновление войны, существенно повысив гарантии безопасности Армении". Таким образом, пишет газета, армяне вновь не против передачи Нагорного Карабаха под управление своеобразного "Комитета особого управления", который в 1988 году был учрежден под председательством небезызвестного Аркадия Вольского союзным руководством. Просто на этот раз этот "Комитет" будет функционировать под патронажем Евросоюза. По сути, отмечает бакинское издание, это применение варианта свободной территории Триест, о приемлемости которого для Азербайджана в свое время говорил министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров. "Однако, как правильно заметил президент Сербии, план Ахтисаари открывает путь к независимости. Поэтому для Азербайджана жизненно важно добиться подтверждения со стороны международного сообщества, прежде всего СБ ООН, международно-правовых рамок урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха с учетом территориальной целостности".

Развитие событий в косовском урегулировании вызвало волну реакции по всему миру. Страны, которым выгоден опыт признания мировым сообществом самопровозглашенной независимости государства, утверждают, что Косово станет прецедентом. Другие страны, имеющие нерешенные конфликты, твердят обратное. Тем не менее было бы несерьезно отрицать, что признание Косово может стать первым шагом к нарушению обговоренных во второй половине прошлого века государственных границ, пишет KarabakhOpen. И если этот шаг случится, принцип территориальной целостности несколько утеряет свое значение. Как может опыт Косово отразиться на карабахском урегулировании? С этим вопросом газета KarabakhOpen обратилась к степанакертскому политологу Давиду Бабаяну. "В последнее время практически ни один комментарий или аналитический прогноз относительно перспектив признания непризнанных государств не обходится без ссылки на возможное признание независимости Косово. Это совершенно естественно, ведь, по существу, создается уникальный прецедент, когда международное сообщество готово признать независимость непризнанного государства, несмотря на то, что государство, от которого отделяется непризнанное образование, не признает этого факта. Естественно, что признание независимости этого образования создает правовой прецедент в мировой политике. Это весьма существенное событие. После данного прецедента международному сообществу будет практически невозможно с правовой точки зрения отрицать подобное развитие ситуации для других пока еще непризнанных государств. Правовой механизм отрицания будет совершенно закрыт. Останется исключительно политический. Получится, что политика начнет превалировать над правом. Конечно, это всегда было, но все же, прикрываясь правовыми формулировками, можно было как-то обосновать непризнание того или иного субъекта. После признания Косово этого сделать будет невозможно. Данные тенденции поставят в достаточно неловкое положение в первую очередь демократическое сообщество. Ведь превалирование политики над правом главным образом ударяет по справедливости и демократии и узаконивает двойные стандарты, а, следовательно, и примат силы. Это отнюдь не означает, что Косово не надо признавать или что другие непризнанные государства будут признаны. Если политика будет превалировать над правом, то все будет зависеть от целого ряда факторов, таких, как процесс развития этих непризнанных государств и бывших метрополий, взаимоотношения и интересы региональных и мировых держав и т.д. В данном контексте будущее Косово не будет иметь каких-либо последствий для других государств. И это в какой-то степени хорошо, ведь свое будущее и надежды необходимо связывать не с каким-либо прецедентом, а с собой и верить лишь в собственные силы. Только укрепив свою государственность в политической, экономической, гуманитарной, военной и иных сферах, можно надеяться на достойное будущее", - отметил Давид Бабаян.

Возможность того, что Косово станет прецедентом, прокомментировал газете "Реальный Азербайджан" азербайджанский политолог Расим Мусабеков. "Насколько я понимаю, применение модели Косово в Карабахе невозможно. Во-первых, Косово по масштабу с Карабахом несравнимо. В Косово численность населения составляет два миллиона, не то что в стотысячном рахитичном Карабахе. И международное сообщество в лице его авторитетных представителей неоднократно заявляло, что оно не заинтересовано в том, чтобы способствовать созданию различных рахитичных псевдонезависимых структур на территории Европы. Поэтому, скорее всего, это не модель для Нагорного Карабаха. С другой стороны, Косово - это очень дорогой проект для Европы. На территории Косово на протяжении всего срока этого соглашения планируется разместить шестнадцатитысячный корпус НАТО. Управление над Косово будет осуществляться уполномоченным Евросоюза. Все это достаточно тяжеловесный груз для Европы. Поэтому я не думаю, что этот вариант будет предлагаться и для других стран Европы, а также постсоветских государств, на территории которых существуют конфликты. Теперь по поводу последствий. Какие могут быть последствия для Азербайджана? Азербайджан фактически не контролирует данную территорию. Вопрос заключается в том, что сегодня без согласия Сербии проект создания независимого Косово на Балканах, которые фактически контролируются НАТО и Евросоюзом, невозможен. Если Азербайджан не даст своего согласия, все прецеденты не играют абсолютно никакой роли. Но сегодняшние реалии для Азербайджана намного хуже, чем для Сербии. Потому что Сербия не контролирует только Косово, а Азербайджан, помимо того, что не контролирует Нагорный Карабах, не контролирует и собственную территорию, захваченную армянами. У нас сегодня на повестке дня, в первую очередь, возвращение этих территорий".

Есть ли противоречия между Ереваном и Степанакертом?

Говоря об отсутствии видимого успеха в армяно-азербайджанских переговорах по карабахскому урегулированию, как правило, вспоминают о неучастии в переговорах карабахской стороны. Причем, отмечает KarabakhOpen, даже армянские политики признают, что в "аутировании" Нагорного Карабаха (НК) немалую роль сыграл фактор карабахского происхождения действующего президента Армении, который взялся представлять НК на переговорах. Вылилось это в политический казус, из которого уже много лет не могут найти выход даже международные посредники. Весной прошлого года президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян призвал Армению выйти из переговоров, чтобы Баку был вынужден общаться напрямую с Карабахом. Это вызвало отрицательную реакцию в Ереване: президент Армении посоветовал свому коллеге не ловить рыбу в мутной воде. Кроме того, говоря о принципах урегулирования конфликта, Армения и Карабах не всегда используют, мягко говоря, одинаковые формулировки. Все это наводит на мысли о том, что между Ереваном и Степанакертом существуют определенные противоречия, пишет газета. И хотя периодически представители властей опровергают эти утверждения, осадок остается.

"В процессе нагорно-карабахского урегулирования создалась действительно уникальная ситуация, которой нет в каких-либо других конфликтах. Вот уже около 10 лет участие одной из двух основных сторон конфликта - НКР - в переговорном процессе заморожено. Вместо этого Азербайджан ведет переговоры с Арменией, которая является лишь вовлеченной, а не непосредственной стороной конфликта. Мотивы Азербайджана понятны: таким образом Баку пытается перевести нагорно-карабахский вопрос в плоскость территориальных споров, а также одновременно давить на нацменьшинства в пределах своего государства. Понятно, что если они будут вести переговоры с Карабахом и завтра вопрос решится, то такие постоянно угнетаемые Азербайджаном народы, как, например, лезгины и талыши, могут также начать более открытую борьбу за свои права. Этого в Баку опасаются больше всего. Что касается нынешнего формата, то он, естественно, не может решить карабахский конфликт", - отметил в беседе с KarabakhOpen политолог Давид Бабаян. Тем не менее, считает Бабаян, говорить о противоречиях между Ереваном и Степанакертом пока слишком рано. "Лишь после того, как будет достигнуто соглашение и всенародно объявлено и в Армении, и в Азербайджане, причем без каких-либо интерпретаций, можно будет выразить свою позицию. Такого соглашения нет, и, учитывая целый ряд факторов как внутреннего, так и регионального и глобального характера, вряд ли предвидится. Мы понимаем, что ради поддержания мирного процесса должны проходить встречи и консультации с Азербайджаном. На сегодня из-за позиции самого Баку эти встречи на протяжении последних 10 лет ведутся между руководством Азербайджана и Армении. Согласитесь, что это лучше полного отсутствия каких-либо контактов. Я лично считаю, что чем дольше продержится нынешний неполный формат, тем глубже будет осознание международным сообществом безальтернативности подключения официального Степанакерта к переговорному процессу", - сказал Давид Бабаян.

Степанакерт

По данным корреспондента "Кавказского узла", президентские выборы в Нагорном Карабахе будут проведены в июле этого года. Пока конкретная дата официально не назначена, но в политических кругах говорят, что, скорее всего, выборы будут в июле. До сегодняшнего дня ни одна партия или отдельная личность не заявили о намерении баллотироваться на должность президента. Только действующий президент Аркадий Гукасян заявил, что не намерен идти на третий срок. Руководители составляющих большинство в парламенте Демократической партии Арцаха [Арцах - армянское название Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM] и партии "Свободная Родина" в конце прошлого года заявили, что в феврале-марте 2007 года намерены созвать партийные съезды, на которых будут приняты решения об участии этих партий в президентских выборах. В начале марта общее собрание созовет также Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" (АРФД). По данным агентства, не исключается, что АРФД, которой реально может отдать голоса четверть карабахского электората, не выдвинет собственного кандидата.

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян в рамках визита в Москву провел ряд встреч с представителями местной армянской общины. Достигнуты договоренности о реализации в Нагорном Карабахе крупных гуманитарных и инвестиционных программ, в том числе по реконструкции оросительной системы республики. Необходимые для осуществления программы почти $15 млн. предоставят армянские предприниматели Москвы. Гукасян имел также встречи с российскими высокопоставленными дипломатами. На встречах рассматривались нынешнее состояние и перспективы урегулирования карабахского конфликта, сообщает "Де-Факто".

По итогам опроса общественного мнения, проведенного неправительственной организацией "Открытое общество", выяснилось, что число сторонников пророссийской ориентации Карабаха достаточно велико. Чем объяснить данную тенденцию? С этим вопросом KarabakhOpen обратилась к председателю парламентской комиссии по промышленности и производственным инфраструктурам Гагику Петросяну. "Этому явлению способствовало несколько факторов. Во-первых, давайте не забывать, что волей истории пророссийская ориентация на протяжении веков была приоритетной для нашего народа. Во-вторых, после развала СССР выросло целое поколение, которое не помнит те времена, когда власти СССР однозначно поддерживали Азербайджан. В-третьих, постепенно усиливается роль России в мире. В-четвертых, последнее заявление Путина об универсальном подходе ко всем конфликтным зонам: многие уверенны, что Косово получит независимость и тогда Россия поддержит Карабах открыто. В-пятых, присутствие крупного российского капитала в Армении, в частности "РусАла", "ВымпелКома", "Газпрома", и прокладка газопровода из Ирана в Армению. В-шестых, наше население в основном смотрит российские телеканалы, что является мощной рекламой. Нужно также добавить, что своего рода провал Запада в иракской войне, поддержка Турции западными странами также влияет на то, чтобы жители Карабаха не отворачивали свои взоры от России. В то же время мне интересно, знает ли наш народ и как относится к убийствам молодых армян в России, к подписанию Россией и Ираном с Азербайджаном соглашения о транскаспийской железной дороге в обход Армении (как и Карс-Ахалкалаки), о том, что Россия помешала прокладке транзитного газопровода из Ирана через Армению в Европу, о приватизации Россией крупнейших промышленных объектов Армении, которые до сих пор не работают, о нежелании Москвы содействовать функционированию железнодорожного сообщения через Абхазию и затягивании претворения в жизнь важнейшего для Армении проекта парома "Кавказ", о закрытии транспортного пути через Верхний Ларс? Было бы интересно узнать мнение участников опроса. В любом случае, несмотря на все негативные моменты, я думаю, интерес к России будет расти".