В 2007 году в Москве планируется построить более 5 млн кв. метров жилья, продолжится реализация программы сноса ветхого и пятиэтажного жилья, строительства высотных зданий, сообщил руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин на пресс-конференции на этой неделе. При этом, заверил Ресин, расширяться Москва больше не будет. Впрочем, и на той территории города, что уже есть, строительные работы ведутся активно, о чем регулярно сообщает городская и федеральная пресса. "Фили-Давыдково реконструируют комплексно", - пишет "М2 = Квадратный метр" в выпуске №2 (314) (22 января - 28 января). Реконструкцию одного из кварталов района возьмет на себя корпорация Mirax Group. "Общая площадь застройки в квартале будет равняться 1,2 млн кв. м. Новый микрорайон расположится в парковой зоне, площадь которой составляет 46 га. Территория района ограничена ул. Кременчугской, Славянским бул. и ул. Давыдковской". Территория будет поделена на два сектора: "в первом расположатся дома повышенной комфортности, куда переедет часть жителей панельных пятиэтажек, в настоящее время находящихся на этой территории. Второй сектор станет местом строительства жилого комплекса бизнес-класса. Кроме того, на территории застройки создадут всю необходимую инфраструктуру: детский сад, школу и физкультурно-оздоровительный центр".

Продолжается строительство одного из самых перспективных новых районов города - Куркино. "В 2006 году в московском районе Куркино было построено 150 тыс. кв. метров жилья", - пишет газета правительства Москвы "Тверская, 13" (№16 (1276) от 6 февраля). По словам руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимира Ресина, "всего с начала строительства здесь уже построено 986,6 тыс. кв. метров. Постановление правительства Москвы по созданию района Куркино можно считать выполненным... <...> "Мы постараемся в 2007-2009 годах довести общую площадь жилья до 1-1,15 млн. кв. метров", - заявил первый заместитель мэра. Также, по его словам, планируется "реконструировать деревню Юрово... старые и строить новые объекты соцкультбыта, торговли, сделать новый выезд из Куркино на МКАД". Опыт Куркино, по мнению Ресина, "надо использовать и в целом по России, поскольку планировочные и проектные решения, которые были использованы здесь, подходят и для других регионов". "Инвестором застройки района выступает Департамент инвестиционных программ строительства города. Функции заказчика выполняет ГУП "Управление экспериментальной застройки микрорайонов", проектной частью занимается ГУП "Моспроект-3", а также Институт экологии столицы. Строительство ведут компании "Москапстрой" и "Финансстройинвест", - дополняет картину "М2" в выпуске №2 (314).

"Строительство даже так необходимых городу муниципальных домов, которое ведется сегодня внутри микрорайонов, вовсе не должно становиться стихийным бедствием для горожан, как это произошло в самом центре города, на Таганке", - отмечает "Московская правда", сообщающая в номере от 5 февраля о строительном конфликте на Новорогожской улице, владения 8-12. "Здесь предстоит снести шесть пятиэтажек и возвести на их месте два больших и красивых семнадцатиэтажных муниципальных дома, в которые уже через год, согласно графику, должны въехать очередники своего же района", - поясняет газета. "После ограждения площадки внутри стройки оказался участок тротуара Новорогожской улицы. Не только не сделан новый, но даже снег не убирается с временной пешеходной дорожки, которой вынуждены пользоваться горожане. <...> Въезд на стройку никак не оформлен, нет ни ворот, ни калитки... От снесенного уже дома немало материала осталось невывезенным: блоки, кирпич, арматура, двери... Все это лежит навалом. В полуметре от дороги зияет чернотой открытый канализационный люк. <...> Нарушением правил ведения работ является и то, что в зоне строительной площадки оказались еще три заселенных дома". Инспекторы административно-технической инспекции применили к нарушителям (ООО "Вива Транс") штрафные санкции на 120 тыс рублей за допущенные нарушения в организации работ, за неудовлетворительное состояние строительной площадки, за мусор на прилегающей территории. "Но серьезные претензии надо предъявить и к заказчику - Управлению по реконструкции и развитию уникальных объектов. Снос пятиэтажек на Новорогожской улице, 8-12, производится без разрешительной документации - нет порубочного билета на вырубку 430 зеленых насаждений, нет справки об отключении коммуникаций, а соответственно, нет ордера на производство работ... И кроме штрафных санкций по объекту на Новорогожской улице, ОАТИ направило представления в органы лицензирования на приостановку действия лицензии и в Департамент по конкурсной политике для учета замечаний при проведении конкурсов по объектам городского заказа", - подчеркивает газета.

Согласно договоренностям между федеральными и городскими властями, Москва принимает участие в программе строительства жилья для военнослужащих. Несмотря на социальную значимость проекта, и здесь не обходится без разногласий, вплоть до судебных разбирательств. "По данным московских властей, в очереди на жилье в мегаполисе стоят 20 тысяч офицеров Минобороны. Если учитывать, что в прошлом году мэр Москвы Юрий Лужков пообещал в течение двух лет построить 7624 новые квартиры для служивых, то получается, что очередь сократится менее чем на половину. Всем остальным снова придется снимать чужой угол", - пишет "Труд" в номере от 6 февраля. По данным газеты, "в июле 2003 года между ФГУП "Ремонтно-строительное управление Минобороны РФ" и строительной компанией "Н-Стрим" был заключен инвестиционный контракт, по которому военные взамен занимаемой площади на Ленинградском проспекте должны были получить жилье на сумму 162 млн. рублей. Вопрос этот был согласован и одобрен Росимуществом, которое на этот счет издало соответствующее распоряжение, где были зафиксированы обязательства сторон. Военные должны были освободить территорию и подвести инженерные коммуникации к месту строительства гостиницы, а компания "Н-Стрим" - завершить строительство объекта до 31 декабря 2005 года. В правительстве Москвы также одобрили сделку, но при этом сдвинули сроки сдачи восьмиэтажного гостиничного комплекса в эксплуатацию на 2007 год. <...> Компания "Н-Стрим", уверенная в успехе предприятия, профинансировала проект новой гостиницы и осуществила оплату всех положенных в таких случаях сторонних заказов. Между тем военные не торопились с выполнением своих обязательств. А в сентябре 2005 года они вдруг обратились с письмом в Росимущество с неожиданной просьбой вернуть документы по второму контракту "в связи с возникшими новыми обстоятельствами". <...> Оказалось, что правительство Москвы решило через территорию МО проложить дорогу с Ходынского поля на Ленинградский проспект. А все попавшие под дорогу объекты служба расквартирования Минобороны решила перенести на заявленный под гостиницу участок земли. Партнеру по бизнесу "отказники" предложили оплатить расходы за счет денег московской казны. Надо полагать, что столичных денег на возмещение убытков военным предложили вполне достаточно. А коли так, то и данное слово можно взять обратно". "Н-Стрим" потребовала возместить стоимость доли в несостоявшемся проекте в размере 245 млн. рублей, или 9,1 млн. долларов; военные, по данным "Труда", платить отказались, и в настоящее время вопрос решается в суде. "Судя по всему, здесь настроены отстаивать свою правоту в суде самым решительным образом. Московских строителей не смущает тот факт, что тягаться придется с влиятельным силовым ведомством", - констатирует газета.

Тех же москвичей, кому участие в социальных программах не положено, по-прежнему больше всего интересует динамика ценовой ситуации на рынке столичного жилья. "Эксперты рынка недвижимости утверждают, что за первую рабочую неделю января цены за кв. метр снизились на 0,7%, за вторую неделю повысились на 1%, за третью практически не изменились. В итоге за январь официальное снижение цен составило 0,6%-1%", - сообщает "Московский Комсомолец" в номере от 6 февраля, ссылаясь на мнение ряда экспертов. "Сегодня скорее следует говорить о периоде стабилизации рынка, аналогичном второй половине 2004 года, - комментирует ситуацию руководитель аналитического центра Олег Репченко. - Ожидать значительного снижения цен на квартиры в столице пока не приходится". "Колебания цен настолько незначительны, что их можно объяснить обыкновенной статистической погрешностью, - говорит руководитель аналитического центра Владислав Луцков. - На рынке идет корректировка цен". "Сегодня все большее число экспертов приходит к выводу: московскому рынку жилья грозит падение цен. И вот какие доводы они приводят в качестве обоснования грядущего обвала. Рост цен в январе 2007 года не опережал уровень инфляции (по данным Минфина, она составила 2,2%, а рынок недвижимости стоит). К тому же курс рубля к доллару снизился. И непрофильные инвесторы, стремившиеся просто спасти свои деньги от инфляции, больше не рассматривают столичную недвижимость как вариант выгодных вложений. И даже всерьез обдумывают: не пора ли выводить из нее свои капиталы - в этом году прошлогодних заработков не предвидится", - считает "МК". "По самым грубым подсчетам, количество "инвестиционных" квартир, приобретенных за последние три года, достигает 30% от общего количества сделок. Большинство инвесторов приобретало недвижимость в 2005 году и в первой половине 2006 года, когда жилье стоило $2-2,5 тыс. за метр. Сегодня средняя цена типового "квадрата" больше $4,5 тыс., а "квадрата" бизнес-класса - $5-7 тыс., нетрудно подсчитать, что за полтора-два года прибыль составила не меньше 300%. И такого счастья больше не будет". Газета приводит в качестве примера мировой опыт: "В Японии десять лет назад мыльный пузырь рынка недвижимости достиг таких размеров, что некоторые пентхаусы стоили дороже, чем земля под императорским дворцом. И этот пузырь лопнул с таким грохотом, что цены на жилье упали не в два, а аж в десять раз. Конечно, у нас такого падения не будет - слишком высоки издержки строительства. Но где-нибудь через полгода цены вполне могут снизиться на треть, а то и больше. К тому же нынешний год - предвыборный, и власти наверняка захотят получить дополнительные голоса избирателей, поучаствовав в игре на понижение любыми - законодательными и административными - приемами".

Ситуацию на рынке офисной недвижимости исследует "М2" в выпуске №2 (314). В материале приводятся данные об объеме строительства офисов различных категорий; оцениваются перспективы развития этого сегмента рынка. "Если данные по строительству и аренде офисных площадей, приводимые специалистами рынка, колеблются незначительно и складываются в общую картину, то в оценках инвестиций мнения несколько разделились. Ряд экспертов считает, что сектор офисной недвижимости остается наиболее привлекательным для инвесторов... Но не обошлось и без скептических высказываний". В частности, вице-президент компании Blackwood Михаил Гец утверждает: "На вложениях в офисную недвижимость в 2006 году можно было заработать 9-10%. Этот показатель постоянно снижался в последние несколько лет. Мы прогнозируем, что в 2007 году эта тенденция сохранится, а по итогам года данный показатель составит 7,5-9%". Руководитель отдела аналитики и оценки управления коммерческой недвижимости и девелопмента компании "МИЭЛЬ-Недвижимость" Айдар Галеев отмечает, что "реальный рост предложения офисов пока не успевает за спросом, что благоприятствует активному развитию рынка. <...> Вполне закономерно, что у каждого потенциального, да и реального арендатора возникает вопрос, когда закончится дефицит офисных площадей. Михаил Гец комментирует проблему нехватки офисов следующим образом: "По нашим оценкам, насыщение рынка произойдет не ранее 2009-2010 годов. Но это не значит, что объемы офисного строительства резко сократятся. Потребности арендаторов постоянно растут, новые технологии продолжают развиваться, а бизнес-центры морально и физически устаревают. Предстоит лишь некоторое снижение объемов офисного строительства после пика, который ожидается в 2008-2009 годах". Также в материале подводятся итоги года и анализируются перспективы формирования новых районов офисной активности: "Среди наиболее активно осваиваемых инвесторами районов числятся территория "Большого Сити", юго-западное и западное направления". Затронута тема освоения промзон, приводятся сведения о наиболее заметных проектах офисного строительства в городе. Кроме того, по мнению экспертов, "одним из важнейших событий, происшедших в этом году, следует назвать ряд заявлений крупных московских чиновников о возможном ограничении строительства коммерческой недвижимости в центре Москвы". "Если вслед за заявлениями московских властей последуют действия, стоимость аренды на офисы и торговые помещения в пределах Садового кольца не замедлит подскочить, даже по мере насыщения рынка и стабилизации уровня арендных ставок и цен продажи по Москве в целом. Также проблемы с реализацией проектов могут возникнуть у отдельных девелоперов, запланировавших либо уже приступивших к строительству офисных и торговых центров в пределах Садового кольца", - констатирует "М2".

"Российские парламентарии вернули столичным органам исполнительной власти право контроля над высотными зданиями", - отмечает "Вечерняя Москва" в номере от 5 января. Это особенно актуально в связи с тем, что в столице реализуется программа высотного строительства "Новое кольцо Москвы". В планах городских властей возвести более сотни новых высоток вдобавок к десяткам уже построенных за последние годы, подчеркивает газета. "Предупреждая очевидную тенденцию к повышению этажности городского строительства по всей стране, правительство России приняло в феврале 2006 года постановление № 54, передавшее функции государственного надзора при строительстве, реконструкции и капительном ремонте особо опасных, технически сложных и уникальных объектов Федеральной службе по экологическому, технологическому и системному надзору. <...> Однако в Москве решение это имело эффект абсолютно противоположный - после его принятия "не у дел" оказалось давно и исправно функционировавшее в составе Комитета государственного архитектурно-строительного надзора специализированное подразделение по надзору за уникальными и высотными объектами. Перевод специалистов отсюда во вновь создаваемую федеральную структуру не планировался, у них просто изымалась сфера деятельности. <...> "Приобретение необходимого опыта специалистами займет годы, все это время должного надзора над строениями не будет", - полагает депутат Мосгордумы Александр Милявский. Безнадзорные же гиганты высотой от 75 метров, коих в столице уже сотни, могли стать источниками риска для москвичей как в процессе строительства, так и при эксплуатации, вплоть до создания аварийных ситуаций. К счастью, до этого дело не дошло, здравый смысл восторжествовал. Российские парламентарии вернули столичным органам исполнительной власти право контроля над высотными зданиями. Теперь высотное строительство будет поставлено не только под комплексный технический, но и экологический надзор", - заключает "Вечерка".

В номере же от 8 февраля "Вечерняя Москва" сообщает о планах застройки участка строящегося четвертого транспортного кольца между Открытым и Щелковским шоссе - там, предположительно, появится новый автовокзал, о чем сообщил префект Восточного административного округа Николай Евтихиев. "Площадь автовокзала составит около 400 тыс. кв. метров. "Там будет огромный крытый перрон, соединенный со станцией Малого кольца железной дороги, по которому планируется организовать пассажирские перевозки. Его расположение удобно еще тем, что недалеко расположена станция метро "Черкизовская". Одновременно на вокзал смогут заходить около 100 автобусов, которые пойдут по разным направлениям", - рассказал префект. Автовокзал построят в 2009 году, и уже через год он заработает в полную силу. Это станет возможно после того, как к нему подойдет четвертое кольцо и появятся выходы на несколько радиусов транспортного сообщения. На новый терминал планируется перевести все междугородние и международные рейсовые автобусы, которые сейчас приходят на автовокзал на Щелковском шоссе. А на месте старой автобусной стоянки планируется построить два высотных здания", - пишет газета.

Одной из наиболее обсуждаемых тем в сфере дорожного строительства остается проект реконструкции Ленинградского проспекта и шоссе под названием "Большая Ленинградка". "В целом по обращениям, поступившим в информационный центр "Большая Ленинградка", можно сказать, что у москвичей складывается позитивное отношение к проекту реконструкции трассы Тверская улица - Ленинградский проспект - Ленинградское шоссе. Они готовы терпеть временные неудобства, желая, чтобы работы были завершены в максимально краткие сроки", - приводит слова координатора информационного центра Игоря Кураева "Труд" в номере от 6 февраля. "Большой интерес у населения вызывали этапы реализации проекта реконструкции магистрали в районе станции метро "Сокол" и Пушкинской площади. У нас проходили встречи с жителями прилегающих к Пушкинской площади домов. Выяснилось, что основной вопрос, который беспокоит жителей - вопрос их безопасности. Они опасались, что строительство вызовет разрушение домов и соответственно расселение. Людей волнует судьба их домов, расположенных в непосредственной близости от реконструируемых магистралей: будет ли проводиться снос жилья, реконструкция и т.д. Им было разъяснено, что в рамках данного проекта никакого сноса не запланировано", - в частности, подчеркнул Кураев. Он также рассказал "о социологических исследованиях, которые были организованы центром среди автовладельцев города Москвы, подавляющее большинство которых также высказало свое одобрение проекту "Большая Ленинградка". По мнению московских водителей, больше всего нуждается в реконструкции участок в районе метро "Сокол", Пушкинской площади и площади Тверской заставы".

О работе информационного центра "Большая Ленинградка" сообщает и "Вечерка" в номере от 5 февраля, ссылаясь на точку зрения по поводу проекта префекта Центрального административного округа Сергея Байдакова. "По его мнению, идея открытия этого центра сработала лучшим образом. Достигнута максимальная прозрачность крупнейшего проекта, именуемого "Большая Ленинградка" и означающего на деле реконструкцию наиболее важной радиальной магистрали Москвы, которая включает Тверскую улицу, Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе. Без увеличения пропускной способности на этой магистрали в обозримом будущем прогнозируют транспортный коллапс". Согласно существующему на данный момент проекту, "вместо торгово-развлекательного центра будет построен просто торговый центр с товарами не только промышленной, но и продовольственной группы". "Обязательно в подземном пространстве откроется археологический музей. А на внешней поверхности площадки ничего не изменится - не будет слишком заметных входных павильонов и бросающихся в глаза воздухозаборных и вентиляционных устройств. Таким образом, учтены наиболее часто и активно высказываемые пожелания людей", - заверяет "Вечерка". В материале также приводится небольшое интервью с Сергеем Байдаковым, сообщившим о ближайших планах работ по реконструкции проспекта. "Всего на магистрали должно быть построено 20 крупных объектов: тоннели, эстакады, мост через Канал имени Москвы, другие сооружения, - пояснил Сергей Львович. - Из этого уже сдан тоннель на пересечении с улицей Серегина рядом с Путевым дворцом. Уже в марте должна быть полностью сдана развязка, которая обеспечит выезд на Ходынское поле к Ледовому дворцу, где в апреле начнется Чемпионат мира по хоккею. Различные участки магистрали будут строиться и вводиться не одновременно".

"Ситуация вокруг реконструкции Пушкинской площади на днях обогатилась еще одним сюжетом. Оказывается, городские власти и инвесторы имеют разные представления о том, что же, помимо тоннеля и парковки, появится в подземном пространстве "Пушки"", - отмечают, в свою очередь, "Известия" в номере от 8 февраля, комментируя заявление префекта ЦАО о том, что развлекательного комплекса под площадью не будет. "Местным жителям на их собственном опыте известно, что крупные развлекательные заведения в центре Москвы - магнит для всего города и заодно Подмосковья. Развлечений в пределах Садового кольца предостаточно, а продовольственных магазинов средней руки не найти. Поэтому объявление префекта было воспринято общественностью на ура", - пишет газета. "Однако инвесторы пока не готовы к радикальной смене своих планов". "В торгово-досуговом центре не будет таких развлечений, как казино, игровые автоматы, - уточнил для "Известий" заместитель гендиректора ОАО "ТДЦ "Тверской" Юрий Жарко. - Здесь разместятся досуговые заведения для разных возрастов, вплоть до детей дошкольного возраста. Будут и продовольственные магазины. Так, следуя пожеланиям жителей, откроется рыбный магазин, булочная с пекарней. Коммерческая инфраструктура будет рассчитана на самые разные слои населения. Обязательно откроем музей. До начала строительства на этом участке будут работать археологи. Из-за того, что эта территория была многократно перекопана, какие-то слои, видимо, безвозвратно утеряны. Но на периферии стройплощадки следует ожидать археологических находок". "Обычно инвесторы бывают настойчивы, а власти сговорчивы. Чья возьмет на этот раз, станет ясно в ближайшее время. Уже в этом году строители должны выйти на площадку и приступить к работам", - заключают "Известия".

Вероника Шарова