8 февраля в Москве прошла конференция "СМИ и выборы", организованная Общественной палатой и МедиаСоюзом. Глава Центризбиркома Александр Вешняков и председатель комитета Госдумы по госстроительству Владимир Плигин посоветовали журналистам изучать законы и не боятся критиковать чиновников, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Вешнякова, федеральный законодатель к счастью не менял ключевые правила освещения выборов, поэтому, когда избирательное законодательство критикуют - в этом "много наносного". Он напомнил, что в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" были добавлены два положения, касающиеся СМИ. Во-первых, введено несколько новых ограничений по предвыборной агитации: кандидат или партия не вправе в телевизионных роликах распространять отрицательную информацию или любую информацию, которая создает негативный образ оппонентов под угрозой отмены регистрации на выборах. Вешняков подчеркнул, что на эту тему было много различных интерпретаций и неверного толкования, однако данная норма относится только к роликам, предназначенным для показа на телеканалах.

Во-вторых, СМИ необходимо обратить внимание на следующее ограничение: кандидат, партия (ее представитель) не вправе в своих предвыборных программах, в любых агитационных материалах и в выступлениях призывать к действиям, которые ст. 1 закона "О противодействии экстремисткой деятельности" признаются экстремистскими (например, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; публичная клевета в отношении государственных чиновников). Для партий и кандидатов нарушение этой нормы означает запрет на выдвижение или снятие с выборов. Срок, в течение которого данное нарушение закона будет засчитываться, равен сроку действия полномочий того органа власти, куда выдвигается партия или кандидат. То есть, если это выборы в Госдуму, то соответствующие нарушения фиксируются за 4 года. При этом партия, то если она исключит нарушителя из своих рядов, сможет остаться в выборной гонке.

Эти ограничения, которые журналисты должны учитывать, считает Вешняков, полностью соответствуют ст. 4 закона "О СМИ" о недопустимости злоупотребления свободой информации, при этом за явную агитацию таких экстремистских призывов, в том числе, во время избирательной кампании, подчеркнул он, ответственность несет главный редактор. Стоит напомнить, что во время выборов в Московскую городскую думу в декабре 2005 г., когда "Родина" была снята с выборов за ролик, признанный судом разжигающим межнациональную рознь, главный редактор телеканала, на котором он был показан, ответственности не понес, хотя по мнению Вешнякова, он должен был разделить ее.

По мнению главы ЦИК РФ, во время освещения выборов есть одна грань, которую не следуют переступать: "Допустим одна партия в областном центре проводит митинг, на который приходит 500 человек. И вторая партия тоже проводит митинг, на который приходит 500 человек. Причем, они уведомляют об этом СМИ. Тем не менее про один митинг в СМИ говорится взахлеб целый день, а про другой молчат. Это нарушения принципа равенства в освещении всех кандидатов и партий. Раз нарушение, должна быть ответственность. Вот эти грани не надо нарушать, а так совершил чиновник или политик проступок - конечно, надо говорить".

Вешняков предостерег журналистов от нарушений правил предвыборной агитации, которая должна размещаться либо на бесплатной основе в государственных СМИ, либо на платной за счет избирательного фонда заказчика материала. "Если редакции будут это игнорировать, то могут наступить административные санкции, то есть штраф, а после двух нарушений за третье соответствующий орган может поставить перед судом вопрос о приостановлении деятельности СМИ до конца выборов", - сказал он, уточнив, что на выборах в 2003-2004 гг. эта норма почти не применялась, но "она есть, и об этом надо знать". Глава Центризбиркома, отвечая на вопрос журналиста из Калининградской области, который рассказал, что норма не работает (пока какая-то газета выдает "третий залп", выборы уже завершаются), обратил внимание на то, что это "палка о двух концах" и ужесточая законодательство можно "зашугать" все остальные СМИ.

Нередко бывают случаи, когда во время кампании кандидаты или представители партий предлагают материалы, которые способны нанести ущерб чести и достоинству другого человека. Если такой материал появляется и суд признает, что это так, СМИ обязано дать опровержение в пользу пострадавшей стороны. Однако, если нарушение содержит уголовные признаки (например, статьи 129 и 130 "Клевета" и "Оскорбление" УК РФ), тогда может наступить уголовная ответственность.

На это обращается внимание в резолюции конференции, которая была передана в думский комитет по госстроительству. Эксперты Общественной палаты и МедиаСоюза считают, что нужно более четко изложить в законах "О СМИ" и "Об основных гарантиях..." пределы ответственности журналистов и главных редакторов за публикацию в период избирательных кампаний агитационных и информационных материалов, которые могут быть расценены как содержащие клевету или нарушающие неприкосновенность частной жизни кандидатов. Они полагают, что остается неурегулированным вопрос, освобождаются ли от ответственности СМИ за распространение материалов, содержащих клевету, нарушающие неприкосновенность частной жизни, если они были предоставлены зарегистрированным кандидатом. Отмечается, что главный редактор часто не имеет возможности в пределах агитационного периода проверить достоверность информации, а тем более провести грань между тем, является ли она порочащей честь и достоинство или содержит клевету, что является уже уголовным преступлением.

Плигин и Вешняков советуют: в договоре об оказании платных услуг записать, что в случае содержания в предоставляемых материалах клеветы, полную ответственность будет нести заказчик.

"У вас, по крайней мере будет весомый юридический документ в суде. Вы не имели возможности проверить достоверность тех сведений, которые вам предоставили, поэтому заказчик он (заказчик - ИА REGNUM) должен нести ответственность, политик, который стремится во власть", - заявил Вешняков. Впрочем, Плигин подчеркнул: "Вполне вероятно, что полностью снять с себя ответственность будет сложно", добавив, что договор редакции с заказчиком - область гражданского права, а "уголовное право - специфично".

В резолюции конференции комитету Госдумы по госстроительству предлагается в законе "О СМИ" в перечне обстоятельств, освобождающих редакции и журналистов от ответственности предусмотреть дополнительное положение, которое оградило бы журналистов и редакции от необходимости нести ответственность за размещение агитационных материалов, способных нанести ущерб чести и достоинству или деловой репутации, если они предоставлены зарегистрированным избирательным объединением или кандидатом. По словам Плигина, это "сложный вопрос" и такую "индульгенцию" законодатели вряд ли смогут предоставить СМИ.