Активность экономических, культурных, социальных связей между Россией и государствами СНГ постепенно уступает интенсивности сотрудничества со странами дальнего зарубежья. Об этом 6 февраля на расширенном заседании комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками заявил глава департамента по связям с субъектами РФ МИД России Валерий Кузьмин, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Он с сожалением отметил, что на все эти сферы воздействует политический фактор: например, несколько встреч президентов России и Казахстана дали мощный импульс к развитию двусторонних отношений, а, напротив, "в результате оранжевой революции на Украине уже подписанные соглашения затухали, переставали работать" из-за того, что меняющиеся главы администраций в стране не могли принять политическое решение о сотрудничестве. По словам Кузьмина, общее количество межрегиональных соглашений, подписанных субъектами с более, чем 100 государствами, достигает почти 2 тыс. На страны Содружества приходится около половины, при этом лидирует Украина (с ней подписано 250 соглашений), второе место делят Белоруссия и Казахстан (примерно по 200 соглашений), далее следуют Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и другие.

"Действительно мы серьезно укрепляем связи с СНГ. Но, несмотря на серьезные усилия содействия интеграционным процессам, цифры торгово-экономических связей не подтверждают, что СНГ приоритет, и с каждым годом доля государств СНГ во внешнеторговом обороте становится все меньше", - сказал директор департамента международного сотрудничества правительства Москвы Георгий Мурадов. "Политически мы все делаем, чтобы помочь в росте экономики ряда стран. Подписано 9 соглашений с Киргизией, Арменией, с Донецком, Севастополем, Астаной. Подписан протокол о сотрудничестве с Абхазией, не знаю, как будет продвигаться, так как это непризнанный регион", - отметил он.

По словам Мурадова, наибольший объем внешнеэкономических связей - с Белоруссией. В 2006 г. он превысил $6 млрд и составляет 11% от общего объема товарооборота Москвы. Этот показатель для Казахстана был равен $500 млн, для Узбекистана и Армении - $100-110 млн, для Молдавии - $80 млн, для Азербайджана и Грузии - $50 млн, для Киргизии и Таджикистана - $40 млн, для Туркмении - $13 млн. Глава внешнеэкономического департамента московского правительства отметил, что если экспорт еще продолжает расти, то импорт становится все меньше, хотя по некоторым товарам "есть прибавка". Стоит добавить, что Москва один из немногих регионов, который не только ведет торговлю, но и способен реализовать инвестиционное сотрудничество. Например, на деньги казахстанских партнеров в центре столицы на месте гостиницы "Интурист" был построен "Ритц-Карлтон-Отель".

На заседании комитета выступали представители правительств Оренбургской, Ярославской, Брянской, Ивановской, Московской областей, Москвы и Санкт-Петербурга. Почти все они, кроме Москвы, заявили о ежегодном росте товарооборота с отдельными странами СНГ (например, в Подмосковье в 2006 г. он вырос на 20% и составил $1,5 млрд), а некоторые просили активизировать работу над проектом федерального закона о приграничном сотрудничестве, который разрабатывается Минрегионом. Стоит учитывать, что эти регионы, за исключением Москвы, занимают приграничное положение. По словам чиновников, развивается торговля с Казахстаном, Белоруссией, Украиной. Ивановская область сотрудничает с Абхазией, которой поставляет текстиль и взамен закупает сельскую продукцию, с Узбекистаном, где создаются совместные предприятия по производству трикотажной продукции, с Таджикистаном. "Уровень сотрудничества потенциально высок, но сдерживается расхождением в законодательстве в самых разных сферах - таможенной, банковской", - подчеркнула депутат Ивановской облдумы Ирина Сидорина.

Замглавы администрации Оренбургской области Сергей Горшенин попросил федеральных чиновников принять участие в работе межгосударственного совета Казахстана и России по спасению реки Урал. "Россию и Казахстан связывает трансграничная река Урал, - рассказал он. Урал гибнет. В свое время он давал до 40% осетровых всего мирового запаса. За 90-е гг. он сильно обмелел, уровень воды сократился почти в 30 раз". По его словам, до сих пор в этой проблеме не участвовали представители федеральной власти. Глава комитета Андрей Кокошин поддержал эту просьбу, сказав, что "спасение Урала - это общенациональная задача для России, и решение этой проблемы должно пользоваться соответствующей федеральной поддержкой, в том числе материальной".